Страшный суд и масленица

Кандидат богословия, Юрий Рубан

Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту именуется в церковном календаре Неделей о Страшном суде, или Неделей мясопустной. Первое название продиктовано темой евангель¬ского чтения за Литургией – о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе – предписанием Церковного устава: не употреблять после этого воскресенья мяса.

Третье воскресенье подготови¬тель¬ного периода к Великому посту именуется в церковном календаре Неделей о Страшном суде, или Неделей мясопустной. Первое название продиктовано темой евангель¬ского чтения за Литургией – о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе – предписанием Церковного устава: не употреблять после этого воскресенья мяса.

Что значит «мясопуст»?

Славянский термин «мясопуст» (греч. апокрэос, лат. carnis privium – лишение мяса) означает прекращение вкушения мяса. Соответственно, Неделей мясопустной в православном календаре именуется воскресенье за 56 дней до Пасхи (в 2010 году – 7 февраля). У наших братьев христиан римо-католиков этому термину соответствует хорошо всем нам знакомое «веселое» слово карнавал (от латинских слов carne и vale, буквально – «прощай, мясо!»). Продолжительность карнавального периода в разных странах неодинакова, но завершается он в «Пепельную среду» (в этом году – 17 февраля), с которой и начинается западный Великий пост. В православном календаре всё сложнее. Здесь за мясопустом следует еще одна – последняя перед Великим постом седмица – «сырная» (8–13 февраля), или, в просторечии, – «масленица» (в народном календаре она включает в себя и Прощёное воскресенье). Строго соблюдающие диетическую сторону поста отказываются от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и название этой недели). В этом – последняя ступень подготовительного воздержания.

Масленица – христианский праздник?

Образованный христианин (да и каждый человек) должен знать, что масленица в своей основе – праздник совсем не христианский! Напротив – это древний языческий праздник проводов зимы; согласно пословице: «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Это – своеобразный «северный карнавал», вакханалия, сопровождающаяся необузданным весельем, зубодробительными драками, играми и хмельными пирами (это у нас всегда хорошо получается). В дохристианские времена подобные гуляния с «умилостивлением» языческих богов сопровождались даже человеческими жертвоприношениями: вспомним о наших христианских первомучениках – варягах Феодоре и сыне его Иоанне киевских (983 г.). (Если бы они оказались на нашей масленице и увидели странные наряды хмельных гуляк, прыгающих вокруг костра с изыческим идолом старухи-зимы и блинами в руках, то, вероятно, подумали бы, что на Руси всё еще торжествует язычество, которое ревностно насаждал князь Владимир в начале своего правления, и что крещение нашей страны так и не состоялось!) Поэтому суровый голос Святой Православной Церкви, возвещая о Страшном Суде, зовет к покаянию и предостерегает от языческой ментальности, до сих пор присутствующей в нашем сознании.

После крещения Руси «отменить» масленицу (как и некоторые другие языческие игрища, например, «Иванов день») так и не смогли: наш народ готов отказаться от многого, но только не от бесшабашных гулянок и застолий с традиционным вопросом: «Ты меня уважаешь?» Поэтому церковные власти вынужденно совместили эту неделю вакханалий с последней подгото¬вительной неделей перед Великим постом, которая имеет, согласно православному церковному Уставу, «полупостный» по рациону, но вполне покаянный по своему назначению характер. (Греки и другие христиане не могут понять, почему наш богослужебный (!) – (а не только «народный») – календарь обзывает православную сырную седмицу языческим термином «масленица». Подобные «мюнхенские» попытки мирных соглашений, как мы знаем, плохо заканчиваются.) При этом обычай поминать на хмельной тризне предков блинами (это астрологический солярный знак) был переосмыслен как заговенье – праздничную трапезу накануне поста.

Сырная седмица или масленица?

«Сырная седмица – преддверие и начало поста»

(святитель Тихон Задонский)

Православный Церковный календарь именует последнюю седмицу (неделю) перед Великим постом сыропустной (а народ – масленицей). Смысл этой седмицы – в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостным подвигам, которые, конечно же, у каждого христианина свои – и определяются его полом, возрастом, состоянием здоровья и профессией. В среду и пятницу даже не совершается Божественная Литургия (знак покаянной скорби), а службы суточного цикла, содержащие и покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, почти соответствуют великопостным. Всё это – «светлые предпутия поста»!

Но народ – не только «простой» и «необразованный» – проводит это «начало умиления и покаяния» вполне по-язычески – в шумных гуляньях и сомнительных забавах.

Один из иностранных путешественников, посетивших Россию в XVII веке, мосье Одербон, с удовольствием носителя западной цивилизации констатировал (подобных свидетельств много): «В это время у русских почти беспрерывно продолжается обжорство и пьянство; они пекут паштеты, то есть оладьи и блины из масла и яиц, зазывают к себе гостей и упиваются медом, пивом и водкой до упаду и до беспамятства. В течение всей масленицы только и слышно, что того-то убили, того-то бросили в воду…»

Со временем мало что изменилось. Вспомним картину В. И. Сурикова «Взятие снежного городка» или хрестоматийное изображение боя «стенка на стенку» в фильме «Сибирский цирюльник». Многие простодушно относятся к этим лубочным картинкам прошлого с ностальгическим придыханием и всерьез считают, что всё это – «сугубо по-православному», что так и следует готовиться к Великому посту: напиться до безобразия, слопать (простите за откровенный глагол!) как можно больше блинов, стараясь не умереть от заворота кишок (что действительно случалось), умело разбить ближнему нос или вывихнуть челюсть, а потом «покаяться» – попариться в Чистый понедельник в баньке, дабы смыть с себя масленичные излишества, и с чувством хорошо исполненного «православного долга» бухать земные поклоны. Конечно же, это совсем не христианская, а языческая разгульная обрядность, во многом искусственно возрождаемая сейчас под видом возвращения к «народным традициям». Очевидно, многим, желающим кощунственно смыть с Руси воды днепровской купели, хочется вернуться непременно к дохристианским «национальным истокам».

Неудивительно, что нашу страну, в которой за девять столетий не смогли утвердиться хотя бы элементарные нормы христианской морали и поведения (особенно в так называемом «светском обществе»), постигли такие тяжкие наказания в XX столетии. Это и был «Страшный суд», к счастью, ещё не окончательный; но разумно ли испытывать Божие долготерпение? Еще один «Страшный суд» для нашего общества, сидящего на «пороховой (ядерной и термоядерной) бочке» может стать в прямом смысле Страшным (уже без кавычек) и последним. Всё зависит от способности покаяться (на библейском языке – «переменить сознание») и хотя бы попытаться жить по-христиански. К сожалению, вместо того, чтобы «на себя оборотиться» – вспомнить слова Спасителя о том, что Отец Небесный знает о каждом из нас всё (даже волосы на головах сосчитаны!) и что без Его попущения ничего не происходит, – многие наши «ревнители» готовы перекладывать вину на мифических внешних супостатов (их имена слишком хорошо известны). Здесь есть над чем задуматься, особенно в преддверии Великого поста.

Просмотрено: 13 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.