Погребение схиархимандрита Митрофана.

01 февраля 2006 Версия для печати

После Божественной литургии 1-го февраля, состоялось погребение старейшего насельника Свято-Успенского Жировичского монастыря схиархимандрита Митрофана, тело которого три дня после смерти находилось в Свято-Успенском соборе, где неусыпно читалась Псалтирь, периодически служились панихиды, постоянно была очередь желающих попрощаться со старцем.

Погребение возглавил Перосвященниийший Гурий, епископ Новогрудский и Лидский, наместник Свято-Успенского Жировичского монастыря. Проводить в последний путь о.Митрофана пришло более тысячи человек.

Погребен старец по благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси, на территории монастыря за Кресто-Воздвиженским храмом.

Его Преосвященству
Преосвященному ГУРИЮ,
Епископу Новогрудскому и Лидскому,
Наместнику Ставропигиального Свято-Успенского
Жировичского монастыря

Ваше Преосвященство, досточтимый Владыка Гурий,
возлюбленные отцы и братия Свято-Успенской обители,
боголюбивые паломники!

Сегодня под покровом Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, осеняемые Ее чудотворным Жировичским образом, мы отдаем последнее целование дорогому старцу нашей обители схиархимандриту Митрофану и провожаем Его Высокопреподобие, по слову Писания, «в путь всея земли» (Нав. 23: 14; 3 Цар. 2: 2).

Много раз мы обращали к нашей пастве, к родным и близким и к самим себе слова утешения, сказанные апостолом Павлом: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели… Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес 4: 13–14). Однако всякий раз пред гробом дорогого нам человека сердце сжимается от осознания разлуки, которая хоть и продлится лишь до времени нашей общей встречи за краем земной жизни, но всё же ныне погружает нас в печаль сиротства.

А мы воистину духовно осиротели, потому что каждый вкладывал нежность своего сыновства в привычные слова «отец Митрофан», с которыми мы обращались к нашему старцу при общении c ним, при воспоминании о нем и при поминовении его святого имени в молитвах.

Подвигом своей более чем 90-летней жизни новопреставленный схиархимандрит Митрофан всецело воплотил истину, о которой глаголет Псалтирь: «Блаженни непорочнии в путь, ходящии в законе Господни» (Пс. 118: 1).

От юных лет, которые прошли в Дальневосточном крае и в Тамбовской губерии, будущий старец вторил словам Псалмопевца, обращенным к Богу: «Руце Твои сотвористе мя и создасте мя; вразуми мя, и научуся заповедем Твоим» (Пс.118: 73).

И сколь бы ни был обычен на первый взгляд путь юноши из российской глубинки в 30-е годы жестокого ХХ столетия, в его сердце незримо для внешнего взора утверждалась и крепла вера Христова.

Великая Отечественная война застала 30-летнего инженера на Белорусской земле, и он встал на защиту Отечества с оружием в руках в боевом составе партизанского отряда. «Живи мя, и сохраню словеса Твоя» (Пс. 118: 17), — взывало к Богу сердце бойца, и Господь слышал его, и спасал во многих смертельных обстояниях.

С твердой верой в Творца и с медалью «За отвагу» вернулся молодой ветеран к мирной жизни после войны. Но с течением лет всё более тяготела душа его к Богу, — когда, наконец, незадолго до своего 43-го дня рождения он сделал, быть может, один из главнейших шагов своей жизни, обратившись ко Господу со словами Псалтири: «Отврати очи мои, еже не видети суеты; в пути Твоем живи мя» (Пс. 118: 37). В те дни братия Свято-Успенского Жировичского монастыря приняла его в свое число с именем Георгий, а в 1968 году новоначальный инок принял постриг в мантию с именем Митрофан.

Тридцать семь лет отец Митрофан нес послушание, в котором воплотилась его любовь к людям и великая духовная ответственность пред Богом за каждого приходящего в храм человека. Трудясь в свечном ящике и приняв за десятки лет сотни тысяч поминальных записок, он усердно молился о каждом имени, о каждом человеке и о его сердце. Можно ли забыть образ уже согбенного годами старца, который поздними вечерами подолгу задерживался у жертвенника и молился, молился обо всех нас…

«Помянух в нощи имя Твое, Господи, и сохраних закон Твой» (Пс. 118: 55), — эти слова Псалма старец воплощал в себе и выражал с таким скромнейшим достоинством, какое присуще лишь воистину духовным людям.

Отец Митрофан и есть, и будет любим народом Божиим! И никто не вправе говорить об этой взаимной любви в прошедшем времени, потому что жизнь старца на земле продолжается в жизненных путях его духовных чад. Сколько жизней, искривленных неведением или отчаянием, стремился отец Митрофан исправить своими словами и молитвами, советами и наставлениями, предостережениями и прозрениями! Бог весть, сколь преуспел он в этом крестном служении.

Простота его слов всегда преисполнялась мудростью, но при этом мудрость высказывалась им столь просто, что собеседники его испытывали после даже самой краткой беседы радость и легкость необыкновенные! Он укреплял каждому человеку невидимые крылья его надежды, возрождал в страждущем сердце упование на Господа и учил людей доверять Богу. Он имел на это право, потому что на основании своего личного духовного опыта знал, как это сделать.

«Исповемся Тебе в правости сердца, — вторил Жировичский старец царственному Псалмопевцу Давиду, — внегда научити ми ся судьбам правды Твоея» (Пс. 118: 7).

Без малого полвека пребывал в пределах обители отец Митрофан, считанные разы покидая ее для кратчайших поездок во внешний мир. Но он всегда знал, чем живет мир и чем он страдает, что тревожит род человеческий и о чем помышляют люди, живущие в близких пределах Белой Руси и в дальних пределах обитания рода человеческого. И потому его молитвенной заботой было стремление удержать правду Божию там, где позволяли его духовные силы.

В беседах со старцем и сильные, и малые мира сего научались мужеству христианского исповедания и исполнялись той разумной и рассудительной решимости, которая никогда не покидала старца. Во всем, что узнавал отец Митрофан о мире, высоким призывом звучали слова Писания: «Время сотворити Господеви» (Пс. 118: 126).

Более восьми лет переживал он тяжкий недуг, сохраняя терпеливое мужество и не ослабевая в духовных трудах. Приняв Великую схиму в октябре 2001 года, сей воин Христов вновь одолел болезнь, которая в тот час очередной раз угрожающе захватила его. «Вашими молитвами живу», — говорил он посещавшим его паломникам, никогда не выказывая своей боли и болезненной тяготы. Лишь в сердце его звучала мольба к Творцу: «Взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забыл» (Пс. 118:176).

…Ныне отпускает Господь раба Своего с миром. Там, куда не простирается земной взгляд, мы очами сердца можем видеть сретение отца Митрофана с теми близкими ему людьми, кто водворился в селениях праведных прежде него: среди них — благочестивые предки и боголюбивые родители, боевые товарищи и монашеская братия, земные наставники и духовные чада.

И теперь он сам лицом к лицу приветствует своего духовного отца — приснопоминаемого Жировичского старца иеромонаха Иеронима, как прежде неизменно просил посетителей посетить могилку своего учителя и передать ему «поклон от ученика».

«Будем молиться, чтобы и по смерти не разлучиться», — порою, с жаром говорил отец Митрофан. Воистину так и будет! И сегодня каждому из нас надлежит принимать в крепкие руки передаваемые нам знамена веры, которые до последнего дыхания твердо держало уходящее в вечность старейшее поколение героев Матери-Церкви. И мы должны научить идущих за нами и вместе с нами твердому упованию, о котором благовествует Писание: «Во век, Господи, слово Твое пребывает на небеси» (Пс. 118: 89).

Да сотворит Господь новопреставленному схиархимандриту Митрофану, несгибаемому воину Христову и самоотверженному делателю нивы Господней Вечную Память!

Филарет,
Митрополит Минский и Слуцкий,
Патриарший Экзарх всея Беларуси

1 февраля 2006 года,
Свято-Успенский Жиовичский монастырь

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.