Послание Митрополита Минского и Слуцкого Филарета по случаю принесения десницы Крестителя Господня Иоанна

Возлюбленные архипастыри, пастыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви!

В чреде святынь Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой, которые в последние времена прибывают на нашу землю для поклонения боголюбовой белорусской паствы, ныне воссияла над нами десница Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Величайший из пророков, достойнейших из людей, когда-либо рождавшихся на земле: таков был этот человек, предызбранный Самим Господом Богом для проповеди покаяния и для указания Истинного Мессии — Иисуса Христа, пришедшего в мир во плоти человеческой.

Сегодня с особым смыслом звучат для нас слова Сына Божия о Его Предтече — Иоанне : «Что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? …что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка» (Мф. 11: 7–9).

И сейчас каждый из нас призван лично ответить на вопрошание Господне: что же мы встречаем ныне в столице богохранимой страны нашей? Какими выходим мы в сретение этого выдающегося сына рода человеческого?

Каждый знает, что служение Иоанна Крестителя было сильнейшим в истории мира призывом к покаянию. Подхватив звучавший из глубины веков пророческий зов «ветхозаветного евангелиста» Исаии, Иоанн от дней своей земной жизни и по сей день обращается к сердцу каждого человека со спасительными словами: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Мф. 3: 3; Мк. 1: 3; Лк. 3: 4).

Но как это может быть, чтобы человек исправлял пути Божии, когда сказано в Писании, что «от Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой?» (Притч. 20: 24).

Именно это и разъясняет нам служение Иоанна Крестителя.

Не войдет Господь к человеку незваным гостем или нежеланным странником. Не станет Господь навязывать Свое присутствие там, где люди умышленно и старательно запутывают духовные тропинки к своим сердцам, где они намеренно ставят перед Господом, Который идет к ним, заграждения из ненависти, где роют на пути Творца ямы презрения, где возводят на дороге к спасению баррикады из лжи, предательства и злодейства.

Лишь к тем людям, которые стремятся со своей стороны расчистить для Бога путь к своему сердцу, которые спешат выпрямить линию своей жизни для скорейшей встречи с Творцом для наполнения ее жизнеутверждающим смыслом, — лишь к тем приблизится Бог, свято соблюдающий право человека на свободу выбора, свободу совести и свободу веры.

Пути же людские исправляются покаянием, признанием своих грехов, желанием переменить себя, стремлением порвать свою связь со злом и усердным старанием приобщится к добру.

Как это просто произнести и даже осознать, — но как тяжко осуществить такую перемену в своей жизни, в своем общении с другими людьми, в своем ежедневном круге суетного бытия!.. Для того чтобы мы стали сильнее в этой своей решимости, ныне и осенил своей десницей Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн священные пределы Великой, Белой и Малой Руси.

Начало третьего тысячелетия от Рождества Христова ознаменовалось новыми разделениями народов, которые продолжаются и сегодня. Поэтому в событии шествования мощей Иоанна Крестителя по землям нашего духовного и кровного родства мы видим дивное знамение единства во всё более разделяющемся мире.

Три Поместных Православных Церкви — Русская, Сербская и Русская зарубежная соединили свои труды и молитвы для осуществления этого святого дела. Поклоняясь общей для всех святыне, православные сыновья и дочери Черногории, Сербии, России, Белоруссии и Украины вновь свидетельствуют о своем братском единстве, которое стоит выше разделений, вызванных буйством стихий мира сего.

Припадем же теперь в молитвенном поклонении к деснице Предтечи Господня с истинным покаянием о своих недостоинствах! Предстанем перед пророком Ветхого и Нового Заветов с открытым сердцем, стараясь, по слову апостола Павла, ныне и во веки веков «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4: 3)!

…По плоти Иоанн был троюродным братом Иисуса из Назарета — Сына Марии, Сына Божия, Сына Человеческого. Он был старше своего Божественного Брата на шесть месяцев и принял мученическую кончину за полтора года до Крестной смерти и Тридневного Воскресения Христова.

Евангелие повествует, что он еще не был рожден своей матерью праведной Елисаветой, когда к ней в дом пришла Преблагословенная Дева Мария. Именно к ней, своей двоюродной сестре поспешила Пречистая Дева, чтобы в благословенном покое готовить себя к Рождеству Христову. И когда сестры встретились, «взыграл младенец радостно во чреве» праведной Елисаветы (Лк. 1: 44) приветствуя грядущего в мир Христа Спасителя.

Так и наши сердца да возвеселятся под сенью десницы Иоанна Крестителя, ибо он, по слову Господню, родился на свет, «чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный» (Лк. 1: 17).

Помолимся же «едиными устами и единым сердцем» пред ковчегом с великой святыней: «Крестителю Христов, обнови души наши покаянием, яко вторым Крещением, очисти нас, грехами оскверненных, и понуди внити в Царствие Небесное». Аминь.

Филарет,

Митрополит Минский и Слуцкий,

Патриарший Экзарх всея Беларуси

Июнь 2006 года,

Минск

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.