Слово Митрополита Филарета на открытии дискуссии в «День защиты творения» в Международном образовательном центре

Досточтимые участники дискуссии,отцы, братия и сестры, дамы и господа!

Мы объединены сегодня общей заботой о сохранении того, что создано Творцом. Однако это далеко не единственное, что должно объединять всех нас, собравшихся здесь и сейчас. Думаю, что во главу угла каждый из нас в первую очередь поставит именно то обстоятельство, что мы — христиане. Именно это общее основание дает нам надежду!

Мне бы хотелось в начале нашей беседы привести слова Михаила Васильевича Ломоносова — первого русского ученого-естествоиспытателя, поэта, художника и общественного деятеля. «Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал Свое величество; в другой — свою волю. Первая — видимый этот мир… Вторая — Священное Писание», — говорил он в середине XVIII столетия. И далее ученый подчеркнул: «Природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога».

Для христианина ценность Евангелия бесспорна; Слово Божие доминирует над всей премудростью, ибо заключает в себе полноту Божественного закона Жизни. Природа же онтологически принадлежит человеку как венцу всего творения Господня, как место его обитания, как область человеческой славы и ответственности пред Богом за сокровище, которое передано в руки людей, «чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2: 15).

Увы, распорядитель Божественного достояния — человек пал, и смерть вошла в мир. Небытие захватывает жизненное пространство человека, обезображивает его, искажает первозданный лик Земли и стремится к обозначенной и однажды уже почти достигнутой цели — извратить путь всего сотворенного. Чтобы, как и перед Всемирным потопом, вновь стало «велико развращение человеков на земле» (Быт. 6: 5).

Чтобы понять истинные причины экологического бедствия, недостаточно сетовать на разрушающие природу факторы научно-технического прогресса. Корень этого кризиса скрыт гораздо глубже, хотя одновременно он буквально лежит на поверхности и очевиден для всякого мыслящего человека.

Грех порождает коррозию души. Грех отягощает землю. Разными путями, грех ведет к самоуничтожению того, кто служит греху.

Давайте услышим, как злободневно звучат слова пророка Исаии, который жил за девять столетий до Рождества Христова и за двадцать семь веков до изобретения парового двигателя: «Земля опустошена вконец и совершенно разграблена… земля осквернена под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили устав, нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» (Ис. 24: 3–6). Воистину, эти слова могли бы стать эпиграфом для любого современного экологического форума!

И вот мы, христиане, имеем перед лицом глобального и местного экологического кризиса двоякую миссию. С одной стороны, мы призваны напоминать о его нравственной природе. Оскудение нравов приводит к вырождению личности, общества и окружающей среды. Такова безусловная закономерность, которая не зависит от места и времени ее проявления.

С другой стороны, гибель природы — это результат коллективной греховности, в которую все мы волей или неволей привносим свою злосчастную лепту. Каждый из нас живет в условиях реальности, которые он объективно не в силах изменить. Но каждый может и должен осознать, что он в силах установить личные правила уважения ко всему сотворенному в целом и к той части творения, которая его непосредственно окружает. Каждый может установить меру своей личной аскезы в отношении к «чудесам прогресса».

Ведь христианский опыт всех веков и народов свидетельствует о великой силе малого доброделания, которое позволяет делом исполнить слово Господа нашего Иисуса Христа: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16: 10).

Нам важно помнить самим и напоминать другим, что экологический грех заключается не только в осквернении земли через уничтожение лесов, накопление промышленных отходов, истощение природных ресурсов. Природа в первую очередь отравлена и разрушается человеческой слабостью, греховностью умов и сердец, порочностью человеческого естества, которое неотделимо от матери-природы. Творение Божие разрушается корыстолюбием, алчностью, гордыней и иными человеческими страстями.

Если мы хотим достойно жить на земле и с чистой совестью передать ее своим потомкам, то всем нам впору всерьез задуматься об экологии души, которая, безусловно, первична по отношению к экологии внешней среды нашего обитания.

А в этой миссии христиане должны стоять в первом ряду, в авангарде ополчения Господня, ибо это «брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесной» (Еф. 6: 12).

И еще мне хотелось бы особо подчеркнуть, что полем боя здесь, по мудрому определению Федора Михайловича Достоевского, является не что иное, как сердце человека. А это означает, что начинать нам следует с самих себя. Ибо каждый христианин персонально ответственен пред Богом за мир, который его окружает, и за чистоту которого он лично отвечает перед Творцом.

Благодарю за внимание.

Митрополит Минский и Слуцкий,

Патриарший Экзарх всея Беларуси.

9 июля 2006 г.

Минск
По материалам сайта Официального сайта Белорусской Православной Церкви

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.