Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье.

Кандидат богословия, Юрий Рубан

14 февраля (1 февраля по ст. ст.) в 2010 г.  

 

Апостольское чтение на Литургии

Послание ап. Павла к Римлянам 13:11-14:4

[Бодрствование. Снисхождение к немощным в вере]

[Братья,] <…> вы знаете время, что уже [наступил] час пробудиться вам [нам] от сна: ведь теперь ближе к нам спасение, чем когда мы уверовали.

Ночь на исходе. День близок. Итак, отложим дела тьмы и облечемся в оружие света.
Давайте проживем этот день благообразно, [не предаваясь] ни гулянкам, ни пьянству, ни сладостра¬стию и распутству, ни ссорам и ревности. [Для этого] облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа , и предусмотрительность (попечение) о плоти не превра¬щайте в вожделения.

Слабого в вере принимайте к себе без споров о мнениях. Один верит [что можно] есть всё, а слабый ест овощи . Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог приобрел его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Для собствен¬ного Господина он стоит или падает. И он будет поставлен, потому что Господь имеет силу поднять его.

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Матфея 6:14-21

[Обязательные условия богоугодного поста]

[Сказал Господь:] если вы будете прощать людям их прегрешения (проступки), то простит и вам Отец ваш Небесный; если же вы не простите людям [их прегрешения], то и Отец ваш не простит вам прегре¬шений ваших.

Когда же будете поститься, не напускайте на себя, как лицедеи (лицемеры), мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся. Воистину говорю вам, они [уже] сполна получили свою награду. Но когда ты постишься, голову свою умасти и умой лицо свое, чтобы не людям показать, как постишься, но Отцу твоему Сокровенному; и Отец твой, видящий сокровенное, вознаградит тебя [явно].

Не копите себе сокровищ на земле, где моль и ржавчина разъедают и где воры вламываются и похищают; но копите себе сокровища на небесах, где ни моль, ни ржавчина не разъедают, и где воры не вламы¬ваются и не похищают: ведь где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

ДЕНЬ НАКАНУНЕ ПОСТА

Православная Пасха в этом году самая ранняя, какая только может быть, — 4 апреля (по гражданскому календарю), и Великий пост начинается уже 15 февраля. Закончилась последняя подготовительная к нему неделя или, по-церковному, — сырная седмица. Она называется так потому, что церковный Устав позволяет есть только молочные продукты, яйца и рыбу. Смысл этого древнего обычая (зафиксированного уже в V столетии) в том, чтобы «мало-помалу приучать себя отступать от приятных яств и без печали переходить к великопостному воздержанию». Согласно преданию, обычай превратился в закон после обета, данного византийским императором Ираклием (610-641), который воевал с персидским царем Хосроем, захватившим Святую землю. В случае победы он обещал Богу отказаться от мяса ещё и в последнюю неделю перед постом. Соответственно, последнее перед постом воскресенье именуется сыропустным: в этот день происходит «отпуст» — т. е. прекращение вкушения — сыра и других молочных продуктов, а также яиц и рыбы.

В это воскресенье в молитвах и песнопениях Церковь вспо¬минает грехопадение прародителей, происшедшее по причине недоверия к словам Создателя и невоздержания. Это — образ гордыни и темного бунта своеволия, приведшего к разрушению первоначальной гармонии («изгнанию из рая»). Все мы в большей или меньшей степени заражены недугом ложного самоутверждения, озна¬ча¬ющего на деле лишь пленённость человека низшими иррациональ¬ными стихиями, неспособность критически по-мотреть на себя со стороны. Человек начинает жить по природному закону пожирания сильными слабых, отказываясь от звания homo sapiens. Мы с грустью наблю-даем это вокруг себя. Воздерживаясь на время от животной пищи (если позволяет здоровье и род занятий: для нас нет деления на «чистую» (кошерную) и «нечистую пищу»), христианин сознательно противится этому страшному закону, утверждая свою независи¬мость от физиологических инстинктов и уделяя больше времени нравственному и интеллектуальному совершенствованию. В этом — а не в «разгрузочном изменении зимнего рациона» — смысл поста.

Другое название этого воскресенья — прощёное. За богослужением читается евангельское поучение о бессмыслен¬ности начинать дело личного духовного совершенствования, не примирившись ранее с ближними. Кроме того, у древних пале¬стинских монахов из лавры Святого Саввы существовал обычай расходиться в этот день по Иудейской пустыне (и даже уходить за Иордан) и проводить пост пооди¬ночке, собираясь вместе в монастыре к празднику Входа Господня в Иерусалим. Перед расставанием они заранее испрашивали друг у друга прощения, потому что никто не знал — вернется ли он живым (в то время там ещё водились львы, подстерегали их и другие опасности).

В память этой психологически гениальной традиции в на¬ших храмах вечером (иногда, ради удобства, сразу после Литур¬гии) совершается трогательный и поучительный Чин прощения, когда священник просит прихожан простить ему причиненные им вольные или невольные обиды, становясь при этом на колени и делая земной поклон. Люди сначала просят у него ответного прощения, а затем — друг у друга и целуются в знак примирения.
Сказать другому человеку «прости меня!» может каждый и не обязательно в церкви. Правда, для многих это необыкновенно трудно, а для иных гордецов, как правило, людей ограниченных, — совсем невозможно.

Первый день Великого поста именуется на Руси Чистым понедельником (в этом году — 15 февраля). Это название может быть связано одновременно как с понятием духовной чистоты, к которой призывают великопостные богослужения (особенно «Покаянный Канон» преподобного Андрея Критского), так и с народной традицией устраивать в этот день баню, физически очищая себя от последствий бурных проводов масленицы.

Просмотрено: 10 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.