Святитель Андрей Критский и его Великий канон

Кандидат богословия, Юрий Рубан

Богослужебной кульминацией первых четырех дней Великого поста становится чтение в наших храмах за вечерним богослу-жением покаянного канона преподобного Андрея Критского.

Несколько слов о «каноне» как таковом. Канон (греч. канон — «мерило», «правило») — жанровая форма византийской гимно-графии, сложившаяся к VIII в. Особенностью этого жанра является то, что песни канона составлены на основе «библейских песен» (входящих в состав различных книг Библии), из припевов к ним. Полный канон состоит из девяти песней (в таком виде поется только в Великом Посту), в другое время года — из восьми песней (вторая, «скорбная» песнь, опускается). Некоторые каноны состоят из меньшего количества песней. Каждая песнь в свою очередь делится на ирмо?с (зачин, букв. «связка»), несколько тропарей и катавасию. Ирмосы «увязывают» тему песни (определяемую общей темой канона как составным элементом конкретного богослужения) с темами библейских песен (часто эта связь условна и трудноуловима). «Полное чинопоследование канона включает и другие компоненты. Поэтика канона отмечена торжественной статичностью, медлительной витиеватостью…» .

 

 

Андрей Критский (ок. 660 — ок. 740 г. ) византийский цер-ковный ритор и гимнограф, автор «Великого канона» и многих других произведений, вошедших в наше богослужение (память 4/17 июля). Родился и получил начальное образование в Дамаске; в 15-летнем возрасте поступил в Святогробское братство при храме Воскресения в Иерусалиме, где был пострижен в монашество, посвящен во чтеца, а затем назначен нотарием и экономом (отсюда его другое прозвание — Андрей Иерусалимский). Осенью 685 г. он отправился в Константинополь и там остался; был посвящен во диакона храма Святой Софии и прослужил там свыше 20 лет. При Константинопольском патриархе Кире (706-712) Андрей был хиро-тонисан во епископа и получил назначение на кафедру г. Гортина (остров Крит) с титулом архиепископа Критского. По свидетельству историка Феофана Исповедника (†817), свт. Андрей участвовал в еретическом соборе 712 года, созванном имп. Филиппиком для возобновления монофелитства , и вместе со свт. Германом, будущим Константинопольским патриархом, был в числе подписавших анафему VI Вселенскому Собору. Вероятно, они поддались диктату власти. Впоследствии свт. Андрей раскаивался, что подписал еретические определения, и именно с этим событием житийная традиция связывает составление им знаменитого Покаянного Канона. Это только одна из причин, на деле всё было гораздо сложнее и драматичнее.

Века, на которые пришлась жизнь Святителя, ознаменовали собой окончательный и необратимый крах идеи христианской государственности. Еще раньше, в конце V века, варвары уничто-жили западную половину некогда единой христианской Империи. Энергичные попытки имп. Юстиниана Великого (527-565) восстановить былой Рим не увенчались успехом. Запад так и остался «варварским». Теперь пришел черед оставшейся в одиночестве Восточной Римской (Византийской) империи. В 614 г. Палестину захватили персы, учинившие там жуткий разгром и пленившие в Иерусалиме Крест Господень. Императору Ираклию удалось с ними справиться в 626 г. (с его обетом связана традиция не вкушать мясо в предшествующую Великому посту неделю); но уже через два десятилетия началась решительная экспансия Ислама: арабы захватили Палестину, Северную Африку, Испанию и были остановлены лишь во Франции.

Вспыхивали все новые ереси, отторгавшие от Церкви восточные регионы (еще в V столетии произошел первый великий церковный раскол — монофизитский), а в конце жизни св. Андрея громить монастыри и храмы в Византии стали сами же «христианнейшие» императоры-иконоборцы. (Промыслительная ирония судьбы в том,

что с выдающимся защитником иконопочитания св. Иоанном Дама-скиным его единоверцам не удалось расправиться только потому, что он жил в мусульманской стране и даже состоял на службе у Дамасского халифа.) Общество в целом не могло жить по евангельским идеалам, и мечта о великой христианской империи рушилась. В этих грозных событиях многие люди видели признаки небесного гнева. Охватившее их покаянное чувство и выразил в своем поэтическом творении святитель Андрей Критский.

Великий канон — это свод «моралей» к ярким эпизодам библей-ского повествования. Конкретные события библейской истории превращаются в иносказания, сводятся к простейшим смысловым схемам. Например, Ева — это не просто библейский персонаж, это — женственно-лукавое начало внутри самой души каждого человека:

«Вместо Евы чувственной / Восстала во мне Ева мысленная — / Плотской страстный помысел, / Представляющий приятное, / Но при вкушении всегда напояющий горечью».

«С чего начну оплакивать деяния моей злосчастной жизни? Какое положу начало, Христе, моему сетованию? Но Ты, милосерд-ный, подай мне прегрешений оставление». Так начинает святитель Андрей свой покаянный плач и обращается к первому греху чело-века, лишившему все человечество богосозданных украшений — непосредственного богообщения и бессмертия. «Грех лишил меня боготканной одежды и, как листьями смоковницы, облек меня деянием стыда в обличение страстных моих стремлений».

Длинной чередой перед молящимися проходят образы из Священной истории Ветхого и Нового Завета — праотцы, патриархи, судьи, цари, пророки, апостолы, израильтяне и их соседи — персонажи боголюбивые и злочестивые, и каждый из них становится примером или к подражанию, или, напротив, — к отвращению к покаянию («перемене»!) своих мыслей и дел. Отсюда и определение «Покаянный канон». Кроме того, обычные каноны содержат не более 30 тропарей, здесь же их около 250, потому он назван еще и «Великим». Хотя, разумеется, он «велик не только по числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей, по глубине чувств и по силе выражений».

 

Просмотрено: 65 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.