Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

Юрий Рубан, кандидат богословия

1Согласно средневековой легенде, апостол Петр, возглавлявший Римскую Церковь во время правления императора Нерона (54–68), развязавшего первое целенаправленное гонение на христиан, поддался настойчивым уговорам единоверцев, боявшихся за его жизнь, и ночью незаметно покинул Рим. Оказавшись на Аппиевой дороге, он вдруг увидел Иисуса Христа, шедшего ему навстречу с крестом на плечах. «Quo vadis, Domine? (Камо, грядеши, Господи?)», – спросил ошеломленный Петр. «Я иду в Рим, – ответил Иисус, – чтобы Меня там опять распяли», – и стал невидим. Петр внял вразумлению, вернулся в Рим, вскоре был арестован и распят (ок. 67 г.). Считая себя недостойным умереть так, как Учитель, он попросил пригвоздить его ко кресту вниз головой.

Источник этого поучительного сказания – диалог Петра и Иисуса из Евангелия от Иоанна (13:36): «Dicit ei Simon Petrus: «Domine, quo vadis?» Respondit Jesus: «Quo ego vado, non potes me modo sequi; sequeris, autem postea.»» «Говорит Ему Симон Петр: «Господи, куда Ты идешь?» Ответил Иисус: «Куда Я иду, ты не можешь теперь последовать за Мной, но последуешь позднее»».

Апостольское чтение на Литургии (рядовое)

Послание ап. Павла к Евреям 4:14 – 5:6

[Превосходство Иисуса Христа – Первосвященника Нового Завета]

[Братья,] имея Первосвященника великого, про¬шедшего [через] небеса, Иисуса, Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашей веры] . Ведь мы имеем не такого первосвященника, который не может проявить сострадание к нашим немощам, но Искушённого во всём, подобно нам, кроме греха. Итак, будем безбоязненно приступать к престолу благодати , чтобы получить нам милость и найти благодать для своевременной помощи.

Всякий ведь первосвященник, избираемый из людей, для лю¬дей поставляется на служение Богу, чтобы приносить дары и жертвы о грехах. Он может сострадать незнающим и заблуждающимся , поскольку и сам подвержен немощам, и из-за них он должен как за народ, так и за самого себя приносить жертвы о грехах.

И эту честь никто из людей не присваивает себе сам, но призывается Богом, как и Аарон. Так и Христос не Сам прославил Себя, став Первосвященником, но [прославил Его] Тот [Бог Отец], Кто сказал Ему:

«Ты – Сын Мой, Я сегодня породил Тебя» (Пс 2:7);

как и в другом месте Он говорит:

«Ты – Священник вовек по чину (положению) Мелхиседека» (Пс 109:4).

Евангельское чтение на Литургии (рядовое)

Евангелие от Марка 8:34 – 9:1

[Условие следования за Христом]

[Сказал Господь Своим ученикам:]

«Кто хочет последовать за Мною, пусть отречётся от самого себя, и возьмет на плечи крест, и так следует за Мною. Ибо кто хочет сберечь жизнь свою – погубит ее; а кто погубит ее ради Меня и Евангелия – спасет ее.

Ибо что пользы человеку, если он стяжает весь мир, а жизни своей лишится? И какой выкуп даст человек за жизнь свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов перед этим поколением распутным и грешным, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет Он в славе Отца Своего со святыми Ангелами».

И сказал Он им: «Истинно говорю вам, что среди стоящих здесь есть такие, которые не вкусят смерти прежде, чем увидят Царствие Божие, пришедшее в силе».

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)

«ВОЗЬМИ КРЕСТ СВОЙ…»

(Проповедь на Евангельское чтение)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Евангельское чтение о крестоношении всем нам так хорошо известно, что практически каждый из нас может процитировать его наизусть. Но чтобы прочувствовать важность этого наставления Господа лично для каждого, следует взглянуть на ту ситуацию, в которой это наставление было произнесено.

Лишь постепенно и исподволь Господь Иисус Христос начинает раскрывать перед Своими учениками истинные понятия о Себе Самом и о цели Своего дела в этом мире. Кем был их Учитель? Подобно всем своим современникам, ученики Христовы были убеждены в том, что Спаситель-Мессия должен явить Себя как славный Царь из рода Давида, наделенный Божественной силой и властью. Он соберет рассеянных чад Израиля, восстановит их царство и, быть может, покорит Израилю весь мир. Эта мысль увлекала, питала надежду и льстила национальному чувству униженного народа. Ученики втайне надеялись на то, что их любимый Учитель и есть такой Царь, Который вот-вот откроет Себя Израилю и миру. Этот устойчивый предрассудок, столь по-человечески понятный, следовало искоренить хотя бы в узком кругу ближайших учеников.

«За кого вы почитаете Меня?», – спрашивает Он Своих учени¬ков. Петр отвечает за всех: «Ты – Мессия (Христос)». Господь не противоречит, но только запрещает говорить об этом народу, чтобы не будить в толпе ложных надежд. Ученикам же Иисус начинает разъяснять истинную судьбу Мессии. Он говорит о предстоящем Ему страдании, позоре и смерти. Это было абсолютно непонятно! Зачем? Разве могущества Христа недостаточно, чтобы изменить не только Свою человеческую судьбу, но и судьбу всего мира?

Петр не выдерживает и начинает прекословить Господу: «Да не будет этого с Тобой!». И в этих словах Петра Иисус слышит давно знакомый, искушавший Его некогда в пустыне голос, предлагав¬ший Ему красивые, приятные и удобные пути к славе. Неудивительно, что Иисус резко отвечает Петру: «Отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

«И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною»». Господь пришел на землю не для того, чтобы наслаждаться радостями и удобствами жизни, хотя и не избегал их специально, но для того, чтобы спасти людей. Спасение же других всегда означает жертву. Это мы знаем даже из нашей повседневной жизни. Спасающий утопающих, спасающий из огня, спасающий от войны, спасающий от разорения, всякий спасающий рискует собою, своим благополучием и даже своею жизнью. Средство спасения всех людей всего мира – великая искупительная Божественная жертва Сына Божия. Не Сам Иисус, как человек, измыслил и избрал этот путь. Он взял на Себя крест по воле Своего Отца. От Него зависел не личный выбор пути, но добровольное согласие с тем путем, который был для Него предназначен Богом Отцом. Теперь Он к этому же призывает Своих последователей: отказаться от своих личных желаний и взять тот крест, который на каждого из нас возложен Богом.

«Возьми крест свой». Первая мысль, которая нам приходит в голову, когда мы слышим эти слова, – это мысль о «кресте», то есть о скорбном жизненном пути. При этом мы реже думаем о самопожертвовании во имя Господа, но чаще о тех трудностях, великих и малых, которые выпадают нам на долю. Мы не можем понять, почему наши скорби, – не те, которые мы придумываем или изыскиваем себе сами, но те, которые не зависят от нашего желания, – спасительны для нас? Почему нельзя двигаться по жизни без креста? Да потому, что жизнь в этом лежащем во зле мире в принципе есть жизнь, исполненная скорби. Жизнь с ее зыбкой почвой опасностей, соблазнов и пороков, напоминает болото, которое постоянно грозит поглотить человека, увлечь в свою трясину. Мы живем – то есть так или иначе должны идти этим болотом, ни миновать, ни обойти которое нет никакой возможности. Жизнь есть жизнь. Обычно люди либо прыгают бездумно с кочки на кочку, либо ищут место посуше, поудобнее; но и тех и других эта «дорога» (ее, собственно, и нет) приводит к трясине, из которой нет выхода.

Другие люди пытаются найти путь собственными силами. Они – кузнецы собственной жизни и счастья – самоуверенно ступают в болото и говорят: «Мы сами проложим дорогу к прекрасному будущему! Никто не даст нам избавленья!». Некоторые настолько самоуверенны, что, делая вид, будто знают дорогу, не только идут по болоту выдуманным ими путем, но и других увлекают за собой. Кончают они тем, что вместе со своим человеческим стадом забираются в ту же трясину, из которой нет выхода.

Реальность этого мира такова, что никто не знает своей дороги, будущее закрыто для всех. Никто не может сказать, что день грядущий ему готовит. Поэтому человек мудрый будет искать руководства. Даже увязнув в трясине, человек еще может быть спасен. Это только сказочный барон Мюнхгаузен мог вытащить из трясины сам себя за свои волосы. Реальному человеку нужна посторонняя помощь. И такую помощь нам всегда готов оказать наш единственный Спаситель, Который сказал о Себе: «Я – путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу иначе, как только через Меня» (Ин 14:5–6).

Слабый и ограниченный человек никогда сам не найдет настоящего пути в жизни. Его самостоятельный путь всегда будет лишь путем к смерти. Такова реальность этого мира. Ему остается одно: взять свой крест и следовать за проводником, за Господом. Правда, и та дорога, которой Господь ведет человека по жизни, тяжела и опасна. Но и тогда, когда она кажется невыносимой, не следует выпускать руки Господней, ведущей и поддерживающей нас. Мы можем быть уверены в Господе, что Он не даст нам искушений выше наших сил.

Крест есть у всякого человека. Но каждому дан крест точно по его мерке. Только наша нетерпеливость и непокорность делают его слишком тяжелым. Смысл совершающихся с нами событий обыкновенно сокрыт от нас, и наши суждения чаще всего бывают ошибочными. Только взглянув в наше прошлое, мы можем обнаружить целесообразность и пользу всего, что происходило с нами, если мы жили с Господом. Когда человек пытается жить по своей воле, это приносит ему множество огорчений и разочарований. Когда мы сами пытаемся выбрать жизненный путь, мы всегда остаемся недовольны, нам всегда кажется, что мы сделали неудачный выбор. Мы завистливо смотрим на других, забывая о том, что «хорошо там, где нас нет». И только тогда, когда мы полагаемся на волю Божию, открытую нам во Христе, мы понимаем, что наш крест, наше место и занятие, которое выпало нам на долю – самое лучшее для нас. Там, где человек пытается сам управлять своею судьбою, он непременно навредит себе и «потеряет душу свою». Так неразумное дитя, предоставленное самому себе, непременно попадет в беду. Ибо сказано нам: «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее»! Аминь.

МЕЛХИСЕДЕК или ААРОН?

Предлагаемое нам в Неделю Крестопоклонную апостольское чте-ние отнюдь не случайно противопоставляет вечное священство Мелхи¬седека временному священству Аарона. В качестве краткого исторического комментария к этой теме предлагаем краткие заметки о Мелхиседеке, ставшем для христиан прототипом Мессии, и интересной иудейской секте ессеев, чьи литературные памятники, открытые в 1947 году, без преувеличения произвели переворот в традиционной библеистике.

Об этом ветхозаветном святом мы знаем очень мало. Его имя (евр. Малкицедек) означает в переводе «Мой царь – праведность». При этом он и сам царь, причем, царь древнего Салима (Шалема), то есть будущего Иерусалима (!) и священник «Бога Всевышнего». Мелхиседек – современник Авраама (XIX–XVIII вв. до н. э.), с которым Бог недавно заключил особый союз (завет), в силу которого Авраам становится родоначаль¬ником богоизбранного народа – единственного, обладающего откровенным знанием об Истинном Боге в дохристианские времена. При этом Священное Писание, называя таинственного Мелхиседека «священником Бога Всевышнего», ничего не говорит о подобных отношениях между ним и Богом, Которому тот служит. Поэтому знаменитый иудейский богослов Филон Александрийский (умер в середине I в. н. э.) несколько уничижительно называет Мелхиседека «самоучкой в познании Бога». Действительно, Библия лишь кратко повествует о его встрече с Авраамом после разгрома последним месопотамской карательной экспедиции, вторгшейся в Палестину (Быт 14:18–20).

Мелхиседек предлагает Аврааму трапезу хлеба и вина по распространенному на Востоке обряду союза (Быт 31:44–46), а тот приносит ему дань за покровительство. При этом Мелхиседек благословляет Авраама, что, согласно автору Послания к Евреям, указывает на неизмеримое превосходство его священства перед будущим ветхозаветным священством Аарона (которое Авраам носил в себе как родоначальник израильтян, в том числе и священнического колена Левия) . Отсюда – вполне понятное замалчивание Мелхиседека в раввинистической традиции и возвеличи¬вание в ессейской (см. о них ниже) и христианской. В кумранских памятниках («Мидраш Малкицедек») и в Новом Завете Мелхиседек – это прототип Мессии, Который к тому же является «священником вовек по чину (по образу) Мелхиседека» (Пс 109:4), а не Аарона, брата Моисея и родоначальника ветхозаветного священства!

Христианские богословы развили это толкование, усмотрев в хлебе и вине, предложенных Аврааму, прообраз Евхаристической жертвы.

Ветхозветные кровавые жертвы утратили свой смысл после Голгофской Жертвы Сына Божия (см. Евр 9–10 гл.), а через четыре десятилетия после этого Иерусалимский храм был сожжен римскими войсками (70 г.), и с тех пор богослужения (в собственном смысле, то есть жертвы) в религии Ветхого Завета (иудаизме) не совершаются. На месте Храма – единственном месте, где может совершаться предписанное Законом Моисея богослужение! – стоит знаменитая мечеть с золотым куполом (Куббет-эль-Сахра), вторая по значимости исламская святыня.

Имя Мелхиседека упоминается в православном Требнике (при освящении алтарей) и в Служебнике (в евхаристической молитве). Важно то, что Мелхиседек – один из двух названных в Ветхом Завете служителей истинного Бога, не принадлежащих к левитскому священству Аарона. В этом – свидетельство универсализма пути ко Христу, прокладывавшегося не только иудеями, но и язычниками. Память Мелхиседека – в Неделю святых праотцов и Неделю святых отцов (два воскресенья перед Рождеством Христовым). Апокрифические сказания о Мелхиседеке были широко распространены и в древнерусской литературе.

Литература: Тексты Кумрана. М., 1971. Вып. 1; Творогов О. В. Апокрифы о Мелхиседеке // Словарь книжников и книжности Др. Руси. Вып. I. М., 1987; Ианнуарий (Ивлиев), архимандрит. «По чину Мелхиседека…» (Проповедь на апостольское чтение в праздник Сретения Господня) // «Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник», 2009. № 2. С. 24–25.

ЕССЕИ – одна из трех основных еврейских религиозно-политических партий (сект) эллинистического периода (II в. до н. э. – I в. н. э.), – наряду с фарисеями и саддукеями. Этимология названия «ессеи» спорна: возможно, «благочестивые», или «иессеи» (от имени Иессея – отца основателя мессиан¬ской династии Давида). Центром ессеев было поселение («монастырь») Хирбет Кумран близ северо-западного побережья Мертвого моря, основанное ими после разрыва с официальным иудаизмом. (В последнее время эта локализация оспаривается, но существо дела не меняется.) Ессеев («сынов света») отличали крайний эсхатологизм, уверенность в собственном спасении и брезгливость по отношению ко всему остальному человечеству («сынам тьмы»), обреченному на гибель с наступлением мессианской эры. Именно они первыми применили к себе слова пророка Иеремии и стали называть себя людьми «нового союза (завета)» между Богом и человеком (см. Иер 31:31).

Знаменательно, что ессеи не упомянуты в текстах Нового Завета, прежде всего – в Евангелиях, обнаруживающих явное знакомство с их терминологией. Некоторые ученые объясняют это либо табуирован-ностью для первых христиан имени «Иессей» (см. выше), либо особыми отношениями с представителями этой секты. Так, существует предположение, что Иоанн Предтеча получил воспитание в ессейской среде (в «Кумранском монастыре»). В пользу этого говорит использование Иоанном в своих проповедях характерных для них выражений, а также заимствованный явно из ессейской религиозной практики обряд очистительных омовений и «деликатное» умолчание о ессеях при резком обличении фарисеев и саддукеев (Матфей 3:7).

Литературные памятники Кумранской общины, или «рукописи Мертвого моря», открытые в 1947 году на его северо-западном побережье, представили ряд недостающих звеньев в цепи, связывающей первоначальное христианство с иудаизмом. Но они же показали, что тенденция некоторых ученых XIX века генетически выводить христианство из ессейства в корне ошибочна. Изучением памятников ессейской общины занимается в настоящее время кумранология – особый отдел гебраистики. Научная кумрановедческая литература огромна, приводим лишь наиболее доступные для русского читателя публикации, содержащие подробную библиографию.

Литература: Тексты Кумрана. М., 1971. Вып. 1; СПб., 1996. Вып. 2; Мень А., прот. Кумранская община и христианство // Мир Библии. М., 1993. № 1 [1]; Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994; Юревич Д., свящ. Пророчества о Христе в рукописях Мертвого моря. СПб., 2004.

Просмотрено: 51 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.