Три основополагающих семейного счастья

Иван Лященко, студент 5 курса МинДС

                 «Счастье – это когда все дома»

                 Ворона из м/ф «Домовёнок Кузя»

Очень многие знают, что семья – это малая Церковь. Бытописание человеческой истории не только начинается с супружеского союза первых людей в Эдемском саду, но и закончится существование этого мира образом эсхатологического брачного единения Агнца-Христа и Его невесты-Церкви, которую апостол Иоанн Богослов называет «градом великим, святым Иерусалимом» (Откр.21:10). Проекция механизма отношений мужчины и женщины на отношения Бога и человека и наоборот очень важна для христиан. Согласитесь, что трудно было бы описать Божественную любовь Господа к своим творениям без этой аналогии. К ней мы ещё вернёмся, когда будем рассматривать основные аспекты существования счастливой семьи.

Сегодня мы попытаемся осветить большей частью психологическую составляющую брака, нежели его мистическую сторону. Хотя нельзя обойти тот факт, что бесспорно для семейной пары огромную важность играет молитвенная поддержка друг друга и единение в постоянном Богообщении через Таинство Евхаристии.

Заявленная тема звучит, как «Три основополагающих счастья». Как при любом другом научном исследовании перед нами встаёт необходимость определения изучаемого предмета. При разборе искомого понятия «счастья» мы обязательно соприкоснёмся с извечными вопросами антропологии, а именно с проблемой смысла человеческой жизни и нашего предназначения. Мы будем исходить из той посылки, что назначением всего существующего является благо [в философии это наиболее общее понятие для обозначения положительной ценности]. В контексте антропологии благо можно отождествить со счастьем. Этимологически слово «счастье» – это соучастие, соединение, согласие. Когда мы вместе, нам хорошо (например, старые друзья, не видавшиеся много лет, с радостью собираются за одним столом – пообщаться, поговорить о жизни). Это исходящий из искреннего сердца глобальный процесс примирения со всеми: близкими и далёкими людьми, с Жизнеподателем-Богом, а самое главное с самими собой. Через это мы приобретаем вновь Потерянное нашими прародителями Небесное Отечество. «Блаженны (т.е. счастливы) миротворцы, ибо тии сынове Божии нарекутся», — говорит Спаситель.

Супружеское общение – это осколки рая на земле, когда две половины становятся едиными в различии. Но эта библейская модель брака – идеал, который не может быть сохранён и не способный принести радости человеку, если последний не склонен к достаточно высокой самодисциплине, поскольку у представления «да будут одна плоть» есть одно следствие – этическое требование, сформулированное в Новом Завете следующим образом: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Cебя за неё…<…> Так должны мужья любить своих жён, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет её…» (Еф.5:25-31). Пренебрегая этой моральной ответственностью и ища только плотского удовольствия, супруги невольно обрекают свой брак на неудачу. Не всё сводится к физиологии, обязательно должно присутствовать возвышенное чувство, ведь иначе человек приравнивает сам себя к животным. Он становится эдакой «двуногой скотиной» без души и эмоций, способной легко поступиться всем. В противоположность союз любви – прежде всего эмоциональное состояние, рыцарское служение, сравнимое с жертвенностью Христа.

«Брак, свободный от конфликтов» — это оксиморон (выражение «брак, свободный от конфликтов» звучит очень странно, напоминая литературный прием, в котором сочетаются семантически контрастные слова, например, «живой труп»). Выбор, предлагаемый реальной жизнью, например, чья карьера важнее — может быть причиной острого конфликта. Компромисс и обсуждение весьма желательны, но они не искореняют столкновения интересов и волнений.

Есть фундаментальные законы человеческого общежития единые для всех – это взаимность и взаимопонимание. По мысли американского православного священника Джона Янга для того, чтобы достичь гармонии в семейной жизни необходимо три вещи: прощение, терпение и похвала.

С терпением, да впрочем, и с прощением всё ясно, а вот относительно похвалы нам с вами следует поговорить особо. Есть замечательная притча о гневливом юноше, который (по совету отца) если кого-то обижал, забивал гвоздь в забор. Однажды он с ужасом заметил, что вся ограда утыкана забитыми, им же, ржавыми железками. Юноша решил изменить себя, сломить свою гордость и стал терпеливо испрашивать прощения у обиженных, каждый раз выдирая при этом один из гвоздей. Когда с этим было покончено, наш герой, довольный собой, показал забор отцу. Родитель в досаде только лишь покачал годовой. А удивлённый юноша спросил его: «Что ни то? Ведь ни одного гвоздя ни осталось! Я уже со всеми примирился». Мудрый отец показал на доску: «А как же дырки?» В действительности, каждый раз причиняя неосторожным словом или делом вред оказавшемуся с нами рядом человеку, мы оставляем в его сердце рваную рану. Шпаклёвка, которой следует замазать отверстия от ржавых, отравляющих всё существование семейной пары, гвоздей обиды – да-да это похвала. Эта похвала своей основой имеет не лицемерный подхалимаж; вызвана она удивлением – твоя вторая половинка является для тебя маленьким чудом, не рутиной, не чем-то привычным и обыденным, а чем-то поистине романтическим, идеализированным.

Вернёмся к аналогии богочеловеческих отношений. Искусство Премудрости состоит не в построении какой-то особой «софиологии», но в нашем узнавании любви Божьей, разлитой и действующей в мире. Премудрость может быть заключена уже в «слухе сердца» нашего, настроенного (как настраивают музыкальный инструмент) на внимание ко Творцу, на диалог с Ним, на повиновение Ему и Его прославление. Но первоначальное отношение к Премудрости – это удивление перед тем, что ею создано.

С удивлением отпадают все остальные проблемы – не будет измен и насилия, т.к. семейная жизнь будет в радость и не один не устанет от так называемой «бытовухи», ведь в супруге будет постоянно открываться нечто новое, достоинства, которые ранее вы не хотели замечать.

Итак, что же такое счастливый брак? Это гибкий и крепкий союз двух любящих сердец, в котором идёт постоянный творческий процесс достижения «золотой середины» или особого «универсального баланса» в индивидуальных потребностях, желаниях и ожиданиях каждой стороны; это положение вещей, которое они считают уникальным и, вероятно, незаменимым. Оно имеет множество источников: ценности, разделяемые обоими супругами, когда признается важность супружеских отношений, а свой брак они считают именно таким, каким и хотели его создать. Это согласие вбирает в себя опыт детства и юности, и подпитывается за счет мощных неосознанных трансформаций, надежд, опасений и фантазий, которые каждая личность привносит в брак. Баланс зиждется на реальностях настоящего и прошлого как внутри семьи, так и в социальной среде, окружающей ее. Он также создается за счет способности к эмоциональному созреванию, росту сознания личности, а также способности все глубже понимать своего партнера.

В заключение искренне хочется пожелать всем участникам использовать на практике приобретаемые в эти дни новые теоретические знания о семейной жизни. «Мир вашему дому» и счастья вам, что в сущности одно и то же!

Мгновения близости, пусть даже самые прекрасные, проходят и остаётся лишь только боль… — наказание всего живущего (главным образом человека) – близость зачатия и боль роженицы, близость матери и ребёнка и боль детей о смерти родителей (главным образом матери), близость встреч и боль расставаний – мы, живущие во времени обречены испытывать боль

Рекомендуем

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Жировичский монастырь и Минскую духовную семинарию

В рамках визита на Жировичскую землю митрополит Вениамин совершил Божественную литургию, провел лекцию для студентов ОЗО МинДС, пообщался с преподавателями и студентами семинарии.