Толкование образа Каина в святоотеческих творениях

Иван Лященко, бакалавр богословия

Все сотворенное Господом во времени имеет свою начальную точку отсчета: материальный мир, законы его существования и даже, появившееся вследствие неправильного выбора свободного человека, зло. И только уже потом не будет «ничего нового под солнцем» (Екл.1:9). Так было и с грехом, когда впервые в лице всечеловека Адама люди вкусили его горьких плодов, что повлекло за собой, словно маленький камушек, брошенный с высокой горы, появление целой лавины страстей, сметающих все на своем пути. Проникший в человеческую природу вирус греха подтолкнул первого потомка праотца пролить кровь своего единоутробного брата. Это страшное злодеяние изменило убийцу настолько, что его мрачный образ до сих пор будоражит сознание людей. Для христиан братоубийца Каин — ярчайший пример саморазрушительного богоборчества, а для безумных сектантов-офитов – он, как и змей-искуситель, стал орудием эона Софии, сообщившим человечеству гнозис . И лишь только живое церковное предание, содержащееся в творениях Святых отцов, может пролить свет на эту таинственную личность.

Историческая фактичность. Повествование о кровавом братоубийце берет начало в 4 главе книги Бытия (Быт.4:1-17).Первая женщина, став матерью, надеется в лице Каина найти утешение – радость чадородия помогает ненадолго забыть о потерянном рае. Об этом красноречиво говорит само имя перворожденного – Каин (Кайин) – «приобретение» (от евр. глагола «кана») — это тот, кто, по мнению Евы, должен стать Мессией.

Быт.4:1: Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

Это имя, как и большинство библейских имен, указывает на будущую судьбу ребенка и одновременно содержит в себе его психологическую характеристику. В противоположность Авелю, Каин – человек, накрепко связанный с материей, воздающий благодарность не столь Богу, сколько земле. Он считает, что в основе его благополучия лежат законы природы; при этом он тут же стремится их нарушить, стать независимым от нее, приобретая как можно больше земных богатств. В этом проявляется детская наивность Каина – ведь люди еще не узнали на практике, что такое физическая смерть, которой все равно богат человек или беден, силен или слаб. Она всех сделает равными и свободными… от тленного богатства.

Кроме того, существительное «Кайин» обозначает медное или железное копье. Это значит, что имя первородного отражает образ человека, с оружием в руках охраняющего свою собственность . Вполне естественно, что плотского, приземленного человека раздражает Авель – человек духовный. Таким образом, причина конфликта между братьями состоит в непринятии и непонимании иной, отличной от своей, системы ценностей.

Быт.4:3-5: Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лице его.

В отличие от жертвоприношения Авеля, в этих стихах не сказано, что конкретно принес Каин от плодов земли – лучшее или худшее; вероятнее – то, что наименее нужно было ему самому. Когда же Каин увидел, что дар его не угоден Богу, им овладело злое чувство: «Поникло лицо его…» Первый, очевидный смысл этих слов говорит о тяжелом внутреннем состоянии, которое всегда отражается на лице человека. В тоже время сказано, что Каин сильно огорчился. «Всего точнее мысль подлинника передает латинский перевод, где вместо «огорчился» стоит глагол iratus – «разгневался»; именно «разгневался и на брата младшего, перед ним предпочтенного Богом, и на самого Бога, как будто Он нанес ему обиду, явив знамение Своего благоволения не ему, а брату». «Кроме того, «поникшее лицо» символически обозначает обращение к низшим силам: в мифологии всех народов существует представление о том , что высшие, благие силы духовного мира находятся наверху в небесах, а низшие, препятствующие всему доброму, — внизу, в преисподней; по-этому обратив лицо вниз ,Каин как бы прибегает к силам преисподней и разрешает им овладеть собой» .

Быт.4:6-7: И сказал Господь Каину: почему ты огорчился? и отчего поникло лице твое? если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним.

Обращение Господа через совесть своей целью имело побудить Каина к самоисследованию. Как только человек перестает обращаться к Богу и оставляет добродетель, он тотчас начинает чувствовать, что «у дверей грех лежит». «Здесь употребляется древнееврейский глагол «равац» «лежать», который применяется по отношению к животному, но не к человеку». Таким образом Сам Господь дает людям первые навыки аскетической борьбы с «лежащим животным», т.е. низшим греховным началом, которое пребывает в подсознании и стремится поработить человека.

Некоторые экзегеты (в частности Щедровицкий) утверждают, что братоубийству предшествовал длительный период, когда Каин всматривался в последствия благословения Божия, данного Авелю (он получил огромный приплод скота, а Каин не собрал в том году урожая вообще; и это его особенно обидело и разгневало). Профессор Лопухин А.П., цитируя Иерусалимский таргум, добавляет: «Ближайшим предлогом к злодеянию Каин избрал спор с Авелем о вечной жизни, Божественном Провидении, об обетованном Потомке» .

Быт.4:8: И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.

По преданию, первое в истории человечества убийство произошло на горе Касьюн, у подножия которой сейчас расстилается пятимиллионный город – столица Сирии Дамаск.

Быт.4:9: И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?

Трудно не заметить созвучности слов сказанных Господом Каину и Адаму после их падений:

Быт.3:9: И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Отсюда видно, что Бог не карает грешника немедленно. Он дает время опомниться и вернуться на правый путь по свободному волеизъявлению человека, т.к. праведность порожденная страхом наказания в нравственном отношении не имеет ценности. Но братоубийца не принимает распростертых объятий Любящего Отца-Бога и горделиво отвечает: «Не знаю; разве я сторож брату моему?» Этим Каин нагло отрицает свою вину и пытается обмануть Всеведущего Творца.

Быт.4:10: И сказал (Господь): что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли; и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

Господь впервые проклинает человека [N.B.: Адам и Ева были лишь наказаны за индивидуальный проступок удалением из Эдема], уподобившегося первому убийце – змию. «Сама земля обагренная кровью невинного страдальца, превращается в орудие наказания для убийцы, лишая его своих естественных даров».

По учению Священного Писания, кровь является материей оживляющей землю. Господь создаёт целостного человека – «нефеш», вдыхая в Него дыхание жизни, которое есть движение физической и духовной крови. Внешне это представление о крови отражено в самой этимологии еврейского слова «дам» – от «адама» – красный – человек, с которым заключается завет в его собственной жизни (крови). С появлением греха – происходит внутреннее рассечение неделимого человека: сначала прикровенно – духовной смертью, а затем и наглядно – физической, когда с истечением крови из организма выходит жизнь, что приводит к болезненному разлучению души от тела. Впервые вкусил физическую смерть Авель и его кровь безудержно «вопияла от земли» (Быт.4:10–12) из-за неестественности этого состояния.

Быт.4:13: И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно;

«В переводе семидесяти стих 13-ый переведен так: «Грех мой слишком велик, чтобы он мог быть прощен». Греческий глагол «быть прощенным» (отпущенным) , который был употреблен Каином, встречается в Пс.31:1, в том же смысле: «Кому отпущены беззакония». Ощущение богооставленности и уныния, овладевшее братоубийцей, – это типичный дьявольский прием: до совершения сатана представляет греховный поступок незначительным и естественным, но после падения это же действие выглядит непростительным. Демон умело играет чувствами, заставляя подчиняться своей воле, что в итоге приводит к духовной и физической гибели человека.

Быт.4: 14: вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

Лукавый дух, поселившись в сердце Каина, пытается выставить виноватым Бога, а не самого грешника, потакая людской гордыне и самолюбию. В действительности не Господь гонит Каина, а он сам бежит, мучимый животным страхом перед смертью, поскольку совершивший зло боится точно такого же воздаяния. Впоследствии Сам Господь объясняет причину этого ужаса:

Быт.9:6: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию.

Возникает вопрос: «Кого же боялся Каин?» «Самым разумным и правдоподобным будет предположение, что он боялся мщения со стороны всей вообще фамилии своего отца, как настоящей, так и будущей. Возможно допустить, что даже ко времени братоубийства Каина, относимого к 130г. (а по LXX – 230г.) жизни прародителей, семья их не исчерпывалась этими , названными в Библии сыновьями, а состояла и из других сынов и дочерей ( Быт.5:4)».

Быт.4:15: И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

«Всемеро» — евр.«шив’атайим». Это выражение можно понять и как «в седьмом поколении». Щедровицкий считает, что именно в седьмом поколении от Адама был убит Каин своим же потомком Ламехом, и приводит толкование на « песнь Ламеха». «По преданию,- говорит он – Ламех был слеп и ему прислуживал отрок, который водил его, направляя его лук на охоте. Каин был тогда еще жив. Но чем больше проходило времени, тем больше боялся и страшился он, одержимый манией преследования: он бежал из основанного им города Еноха, скрывался в лесах, прятался в камышах, одевался в звериную шкуру, чтобы быть незаметным в зарослях. Чем дальше, тем грознее проявлялось в его жизни проклятие Божие, и он боялся, что сбудутся его собственные слова: «всякий, кто встретится со мной, убьет меня» (Быт.4:14). И вот однажды, когда Ламех со своим отроком охотился, что-то зашуршало в камышах, и мелькнула звериная шкура. Отрок направил лук Ламеха в ту сторону, и Ламех поразил стрелой скрывавшегося там Каина. Подбежав, отрок увидел, что произошло, и сказал об этом Ламеху. в гневе Ламех сильным ударом убил отрока, по вине которого он выстрелил в своего предка, Поэтому смерть «мужа», т.е. Каина для совести Ламеха «язва», а убийство отрока – «рана». О врагах бы так сказано не было».

Если говорить о «знамении», которое сделал Господь Каину, то существует огромное количество мнений на этот счет:

1. Он заболел проказой, и каждый, кто видел его в таком состоянии, считал Каина уже наказанным Богом;

2. На лбу у Каина вырос рог;

3. На его лбу Господь сделал надпись, которая нагоняла священный ужас на читающих ее (Блаженный Феодорит: Само определение Божие было знамением, воспрещавшим умертвить его);

4. Ему был дан пес для охраны его жизни, с которым Каин не расставался и в своем жилище (следовательно, обычай вводить в свои дома собак восходит к Каину и может быть назван каинитским).

Быт.4:16-17: И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох.

Уйдя от лица Божия, Каин построил город и сделался родоначальником людей, посвятивших себя искусству и науке. Каиниты все силы отдавали для создания «рая на земле»; их цивилизация, достижения в науке, культура – это попытка бегства от мысли, что придется встретиться с нематериальным, неподдающимся рациональному анализу. В истории мы видим множество примеров тому, как цивилизации, забывшие о Боге, просто исчезли, что случилось и с каинитами – потоп стер их с лица земли (Быт.7:21-23).

Новозаветное понимание личности братоубийцы.

1Ин.3:12: не так, как Каин, [который] был от лукавого и убил брата своего. А за что убил его? За то, что дела его были злы, а дела брата его праведны.

Образ Каина у апостола Иоанна Богослова ассоциируется с миром, в котором царствует грех и ненависть. Лежащему во зле миру противопоставляются сыны Божии, живущие в истине и любви . История мира сего – это история ненависти и братоубийства, восходящая к Каину и Авелю. По мнению Иоанна, ненависть Каина коренится в полной несовместимости его побуждений с побуждениями Авеля (Ин. 3,19; 8,37), той несовместимости, которая всегда будет существовать между миром и народом Божиим (ст. 13). Отсутствие такой враждебности в среде детей Божиих — свидетельство того, что они «перешли из смерти в жизнь» (ст. 14). Погруженные в суету и забывшие о Своем Творце, материалисты видят в христианах свое осуждение; они видят, кем они не стали и кем, должны были бы стать; а поскольку они не имеют желания меняться, то появляется завистливое стремление уничтожить тех, кто напоминает им об их утерянной добродетели.

Иуд.1:11: Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

«Путь Каинов» — это восстание против Бога, порождающее братоубийство . Согласно иудейскому преданию, на которое ссылается, по-видимому, апостол Иуда, Каин был прообразом всех грешников . В иудейской традиции Каин символизировал следующее:

  • а) Он был первым в человеческой истории убийцей и, как сказано в Книге Премудрости Соломона «неправедный погиб от братоубийственной ярости» (Прем. 10,3). Вполне возможно, что апостол Иуда подразумевает, что те, кто вводит в заблуждение других, являются убийцами душ человеческих и, тем самым, духовными наследниками Каина.
  • б) Помимо этого определения, в иудейской литературе Каин стал символизировать нечто большее. У Филона Александрийского он олицетворяет эгоизм. А в раввинистическом предании он выступал как циник. В Иерусалимском Таргуме в его уста были вложены слова: «Нет ни суда, ни судьи; нет иного мира; добродетельным не будет великой награды, а нечестивцам не будет мести. Жалости и сострадания нет ни в творении, ни в управлении миром». Для иудейских мыслителей Каин был циничным и материалистически мыслящим скептиком и безбожником, не верившим ни в Бога, ни в нравственный порядок на земле, и позволявшим, потому, все, что ему хотелось. Таким образом, Иуда обвиняет своих противников в том, что они оказывают открытое неповиновение Богу и отрицают нравственный порядок мира. И сегодня остается истиной, что человек, вставший на путь греха, должен считаться с Богом и убедиться в том, что никто не может безнаказанно игнорировать господствующий в мире моральный порядок.

Евр.11:4: Верою Авель принес Богу жертву лучшую, нежели Каин; ею получил свидетельство, что он праведен, как засвидетельствовал Бог о дарах его; ею он и по смерти говорит еще.

Издревле Авель воспринимается как первый, кто прообразовал искупительную жертву Христа, пострадав за праведность и веру. Исходя из вышесказанного, можно смело утверждать, что Каин, пролив кровь своего брата (которая и ныне вопиет из земли), прообразовал безумных распинателей Господа. Уподобясь первому убийце, они (сами того не понимая) принесли Великую Голгофскую Жертву (апостол Павел так говорит по этому поводу: Евр.9:22: без пролития крови не бывает прощения).

Толкование образа Каина в святоотеческом понимании

Святитель Кирилл Александрийский, разбирая грехи совершенные братоубийцей, говорит: «Первый грех был тот, что Каин неправильно разделил и не посвятил Богу того, что было превосходнее всего. Второй – тот, что он, познав грех, не обратился к покаянию и не исправил прегрешения своего обращением к лучшему, но возогревал гневом и разражен был прославлением ближнего, тога как должно было бы лучше соревновать последнему, а не считать его врагом и взирать на него неправедными очами. Третий же и как бы какой приступ к совершению дикого убийства – неукротимая зависть. Четвертый — то самое: пойдем на поле -доказательство коварства и лести. Пятый – преступление нечестивого скверноубийства. В шестой грех ему может быть вменена ложь перед Богом. В седьмой же – мысль, что он может, вопреки изволению Божию, избежать наказания, будучи лишен телесной жизни недобровольно. Но положи Бог знамение на Каине, еже не убити его всякому обретающему его. Изыде же Каин от лица Божия. И тотчас он подвергся проклятию, и последовал способ отвращения: ибо каким образом всечистое и святейшее естество может взирать на человека, дошедшего до крайнего предела всякого зла?». Таким образом, святитель Кирилл повторяет иудейское предание о Каине, как прообразе всех грешников (см. выше).

Святитель Амвросий Медиоланский учит, что «Каин представляет народ Иудейский, Авель -Христа… Каин, водимый ненавистью за то, что Господь призрел на Авеля и на дары его, убил его:подобным образом и Иудеи, видя знамения, творимыя Христом, убили Того, Который был братом их по плоти». Учение святителя Амвросия согласуется с пониманием личности Каина апостолом Павлом (параллель с Евр.11:4, см. выше).

Блаженный Иероним Стридонский подчеркивает, что в Священной Истории очень многие старшие дети отвергались Господом из-за их нравственных недостатков: «Старший Каин отвергается, а младший Авель избирается».

Преподобный Ефрем Сирин делает особый акцент на лживости Каина: «Умертвив брата своего, он ложно уверял родителей своих, будто бы Авель введен в рай, потому что благоугодил Богу, и говорил: вот о введении его в рай свидетельствует благоугодность его жертвы. Ибо соблюдение заповеди вводит в рай, как преступление оной изгнало вон из рая. Когда Каин думал, что обманул родителей своих, и некому отомстить за Авеля; тогда является Каину Бог».

Святитель Тихон Задонский считает, что главной причиной братоубийства была зависть: «Цель в том, чтобы того, кому завидуют, видеть в неблагополучии. Она рождается, когда начинается благополучие другого; перестает, когда прекращается его благополучие и начинается злополучие. Так, завистью низринуты наши праотцы из высокого блаженства в бедственное состояние. Зависть научила Каина восстать на брата своего Авеля и убить его».

Святитель Феофан (Затворник) говорит о духовном огрубении Каина (своего рода «окаменение сердца», характерное для закоренелых грешников): «То дивно, что после убийства он жил, как и все: имел детей, устроял семейный быт и житейские отвержения держал; Печать же отвержения и отчаяния все лежала на нем. Стало быть, это дело внутренне, которое совершается в совести, из сознания своих отношений к Богу, под действием тяготящих ее дел, страстей и греховных навыков».

Святитель Филарет (Дроздов) изъясняя историю двух братьев, делает попытку исследовать загадочное «знамение»: «Немногое потребно было, чтобы соделать Каина неприкосновенным для встречающихся ним. Начаток страшного знамения на нем положен уже тогда, когда поникло лице его. Тогда внешняя природа человека, сотворенная отпечатком внутренней, менее была искажена и разрознена с сею последнею, ужас и отчаяние Каина могли образовать во внешнем его человеке ясную и неизгладимую печать отвержения, которая бы соделывала его живым памятником суда Божия и удаляла бы от него всех его видящих».

Из хроники некого монаха Георгия (XI в.): «Первая кара – «проклят ты от земли». Вторая кара — «будешь возделывать землю».Третья – «она не станет более давать силы своей для тебя». Четвертое наказание связано с пятым: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле». Шестое открыл сам Каин, сказав:«От лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле». Это наказание – отлучение от Царствия Бога – самое тяжелое для целомудренных. Седьмая кара в том, что проклятие было не скрыто, а возвещалось каждому». Это учение напрямую перекликается с учением святителя Кирилла Александрийского о семи грехах Каина (см. выше) и является его логическим продолжением.

Из богосужебных текстов. Наиболее красочно описывается состояние первого убийцы в Великом Каноне преподобного Андрея Критского, который читается во дни Святой Четыредесятницы (собственно сама паремия Быт.4: 8-15 положена на вечерне во вторник второй седмицы Великого поста) . Текст Канона призывает молящегося сокрушенно восклицать : «уподобившись Каину, я сознательно сделался убийцей своей души!» (Вторник,1 песнь). «Мы, злосчастная душа, как Каин принесли порочную жертву – нечестивые дела и непотребную жизнь; потому то мы и осуждены» (там же) . Из приведенных тропарей видно, что автор Великого Канона придерживается общепринятого толкования образа братоубийцы, как прообраза всех грешников.

Заключение. Если подвести итог вышеизложенному, то можно обозначить следующие мысли: Предание Церкви воссоздаёт удивительно точный и яркий психологический портрет Каина. Из его истории мы можем вывести для себя две важные истины: во-первых, в ней говорится о зависти. Мы постоянно подражаем первому убийце в повседневной жизни, идя богоборческим «путем Каина» (Иуд.1:11), т.к. зависть отравляет все существование человека и убивает в нем все добрые чувства. Во-вторых, эта история передает жуткое ощущение, что в мир пришла физическая смерть. Она явилась одновременно проклятием и благословением. Проклятием – для материалистов, подобных Каину, страшащихся взглянуть ей в глаза, ибо души их давно умерли, и они цепляются только за сиюминутное земное счастье. И благословением для праведников, ожидающих радостной встречи лицом к лицу со Христом – смерть помогает вернуть «потерянный рай», «идеже несть болезнь, ни печаль, но жизнь бесконечная».

Библиография

1. Библия пересказанная для новоначальных. М.,2006.

2. Толковая Библия. Комментарий на все книги Святого Писания под редакцией А.П.Лопухина. М.,2000.

3. Виссарион (Нечаев),еп. Толкование на паремии из книги Бытия.

4. Св. Ефрем Сирин. Творения. Том 6. М.,1995

5. Канон Великий. Творение св. Андрея Критского. М.,1997.

6. Творения свт. Кирилла архиепископа Александрийского. Книга 2. М.,2001.

7. К.Х.М. Заметки на книгу Бытия. Перевод с английского.

8. Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года по церковным чтениям из Слова Божия. Мин.,2004.

9. Свт. Филарет ( Дроздов). Толкование на книгу Бытия. М.,2004

10. Щедровицкий Д.В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М.,2003.

11. Толкования св. отцов на мессианские места Библии. Книги законоположительные и исторические. М.,2000.

12. www.jesuschrist.ru/bible/Комментарий Баркли к Новому Завету.

13. www.jesuschrist.ru/bible/Новая Учебная Женевская Библия.

14. www.seminaria.bel.ru/просветитель/Cтеняев О., свящ. Беседы на книгу Бытия.

Просмотрено: 636 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.