Употребление слова «?????????????» в Священном Писании

Андрей Ивойлов, бакалавр богословия

«?????????????» В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ

В Ветхом Завете слово «?????????????» и глагол «????????????», от которого происходит это слово, встречается многократно. Рассмотрим конкретные случаи употребления этих слов в тексте Ветхого Завета.
В книге Бытия встречается пять случаев, где употребляется слово «?????????????». Первый случай употребления находится в двадцать третьей главе книги Бытия. В этой главе повествуется о покупке Авраамом пещеры Махпела у сынов Хетовых для погребения жены своей Сарры: «Авраам выслушал Ефрона; и отвесил (???? ??????????????) Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил вслух сынов Хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов» (Быт. 23, 16). Здесь слово «?????????????» находится в смысле возмещения территории сынов Хетовых серебром.
Второй случай — в двадцать девятой главе книги Бытия: «Когда собирались туда все стада, отваливали камень от устья колодезя и поили овец; потом опять клали камень (???? ???????????? ???? ?????) на свое место, на устье колодезя» (Быт. 29, 3). В этом стихе говорится, что после того как пастухи поили овец, камень опять клали на первоначальное его место.

Далее в книге Бытия повествуется, как Иосиф, сын Иакова, сидя в темнице с виночерпием и хлебодаром фараона, растолковывает сон виночерпия: «Через три дня фараон вознесет главу твою и возвратит тебя на место твое (???? ?????????????? ?? ????? ???? ?????????????? ???), и ты подашь чашу фараонову в руку его, по прежнему обыкновению, когда ты был у него виночерпием» (Быт. 40, 13) — то есть, вспомнив о заслугах его и найдя его невиновным, восстановит его в прежнем достоинстве. Далее идет речь об исполнении сна виночерпия, о восстановлении его на прежнее место: «На третий день, день рождения фараонова, сделал он пир для всех слуг своих и вспомнил о главном виночерпии… и возвратил (???? ??????????????) главного виночерпия на прежнее место, и он подал чашу в руку фараону» (Быт. 40, 20-21). В следующей главе также встречается это слово в форме инфинитива, в разговоре виночерпия с рабом начальника телохранителей: «и как он истолковал нам, так и сбылось: я возвращен на место мое (???? ?? ???????????????? ????? ???? ?????? ???), а тот повешен» (Быт. 41, 13). Здесь также идет речь об исполнении сна виночерпия, о том, что он восстановлен в прежнем достоинстве.

В книге Исхода слово «??????????????» встречается в трех случаях. В первом случае в четвертой главе, где повествуется о наделении Господом Моисея силою творить чудеса: «Положи опять руку твою к себе в пазуху. И он (Моисей) положил руку свою к себе в пазуху; и вынул ее из пазухи своей, и вот, она опять стала такою же (???? ????? ???????????), как тело его» (Исх. 4, 7). Здесь слово «??????????????» употребляется в значении выздоровления, то есть, восстановления телесного здоровья в первоначальное состояние.

Во втором случае в четырнадцатой главе книги Исхода, где описывается чудесный переход евреев, под предводительством Моисея, через Красное (Чермное) море. Когда египетское войско, во главе с фараоном, находилось среди моря, Господь сказал Моисею: «простри руку твою на море, и да обратятся воды на Египтян (???? ????????????? ??? ???? ???? ???????????? ????? ???????????), на колесницы их и на всадников их» (Исх. 14, 26). Имеется в виду, что вода восстановится на свое прежнее место и покроет Египтян. «И простер Моисей руку свою на море, и к утру вода возвратилась (???? ???????????) в свое место» (Исх. 14, 27). Здесь идет речь об исполнении слов Господа о восстановлении вод Чермного моря на первоначальное место.
Употребление слова «??????????????» можно найти в тринадцатой главе книги Левит, где описываются главные признаки проказы для руководства священников. В шестнадцатом стихе излагается: «Если же живое мясо изменится (????? ??? ??????????? ?? ?????) и обратится в белое, пусть он придет к священнику» (Лев. 13, 16). Здесь идет речь о выздоровлении человека, изменении поверхности тела, то есть, восстановлении кожи в первоначальное состояние.

В книге Чисел также находим употребление слова «?????????????» в тридцать пятой главе, где говорится о городах убежищах для невольных убийц. В двадцать пятом стихе говорится о долге общества по отношению к невольному убийце: «И должно общество спасти убийцу от руки мстителя за кровь, и должно возвратить (?????????????????) его общество в город убежища его» (Числ. 35, 25). Здесь апокатастасис употребляется в смысле возвращении человека в определенное место, в данном случае в город убежище.

Во второй книге Царств также употребляется слово «?????????????» в девятой главе, где повествуется о милости Давида в отношении Саулова дома. Седьмой стих этой главы говорит о следующем: «И сказал ему [Мемфивосфею] Давид: не бойся; я окажу тебе милость ради отца твоего Ионафана и возвращу (???? ?????????????) тебе все поля Саула, отца твоего, и ты всегда будешь есть хлеб за моим столом» (2 Цар. 9, 7). Здесь идет речь о возвращении полей в пользование Саулова дома, то есть, возвращение земли к первоначальному ее владельцу.
Также слово «?????????????» употребляется во второй книге Ездры в первой главе: «И взошел он [царь Иосия] на вторую колесницу свою и, возвратившись (???? ????????????????) в Иерусалим, умер и погребен в гробнице отцов своих» (2 Езд. 1, 31). Здесь интересуемое слово употребляется в значении возвращения человека на первоначальное место его расположения, в данном случае в город Иерусалим.

В тридцать пятой главе второй книги Ездры также употребляется слово «?????????????»: «И царствовал он (Иехония [Иоахаз], сын Иосии) в Иудее и Иерусалиме три месяца, и отставил (???? ??????????????) его царь Египетский, чтобы не царствовать ему в Иерусалиме» (2 Езд. 1, 35). То есть, восстановил его в то первоначальное положение, в котором он был до принятия царствования.

В пятой главе второй книги Ездры, где говорится о возвращении иудеев из плена, слово «??????????????» употребляется в смысле возвращения народа в первоначальное место жительства: «Дарий послал с ними тысячу конников, доколе они не введут (??????????????) их в Иерусалим с миром, с музыкою, с тимпанами и трубами» (2 Езд. 5, 2).

Слово «??????????????» находится также и в шестой главе второй книги Ездры: «И священные сосуды дома Господня, золотые и серебряные, которые Навуходоносор вынес из дома Иерусалимского и перенес в Вавилон, возвратить (????????????????) в дом Иерусалимский, чтобы поставить их там, где они находились» (2 Езд. 6, 26). Здесь говорится о возвращении золотых и серебряных сосудов дома Господня, которые были вынесены Навуходоносором, в первоначальное их место расположения — в храм Иерусалимский.

Слово «?????????????» употребляется также в книге Товита в десятой главе, где дается благословение Рагуила и Едны дочери Сарре и зятю — Товии: «И Една сказала Товии: возлюбленный брат, да восставит (??????????????) тебя Господь Небесный и дарует мне видеть детей от Сарры дочери моей, дабы я возрадовалась пред Господом» (Тов. 10, 12). Здесь говорится о возвращении Товии в дом Рагуила.

Также слово «?????????????» встречается в седьмом и десятом стихе шестой главы книги Иудифи. В седьмом стихе находятся слова военачальника войска Ассирийского Олоферна: «Рабы мои отведут (?????????????????) тебя [Ахиора] в нагорную страну и оставят в одном из городов на высотах» (Иф. 6, 7). То есть, возвратят на первоначальное место пребывания. В десятом стихе шестой главы книги Иудифь находится исполнение слов Олоферна: «И приказал Олоферн рабам своим, предстоявшим в шатре его, взять Ахиора, отвести его (?????????????? ???????) в Ветилую и предать в руки сынов Израиля» (Иф. 6, 10). Слово «?????????????» также употребляется в смысле возвращения на первоначальное место.

В пятой главе книги Иова слово «??????????????» употребляется в значении выздоровления, то есть, восстановление телесного здоровья в первоначальное его состояние: «Блажен человек, которого вразумляет Бог, и потому наказания Вседержителева не отвергай, ибо Он причиняет раны и Сам обвязывает их (???? ????? ?????????????); Он поражает, и Его же руки врачуют» (Иов 5, 17-18). Священник Александр Петровский, объясняя это место Священного Писания, пишет: «Бог вразумляет человека наказаниями. Вразумление состоит в том, что наказуемый не раздражается, подобно глупцу, а приходит к сознанию своей греховности, смиряется пред Богом. Результатом этого и является блаженство, счастье вразумляемого. Бог, нанесший ему раны, Сам и исцелит их (восстановит их)» .

В восьмой главе книги Иова читаем: «тh же ќтренюй ко гDу вседержи1телю молsсz: ѓще чи1стъ є3си2 и3 и4стиненъ, моли1тву твою2 ўслhшитъ, ўстр0итъ (??????????????) же ти2 пaки житіE прaвды» (Иов 8, 5-6). То есть, Господь восстановит жизнь Иова в первоначальное состояние. В том же смысле слово «?????????????» употребляется в двадцать второй главе книги Иова: «Пом0льшусz же тебЁ къ немY, ўслhшитъ тS, дaстъ же ти2 њбёты тво‰ воздaти, ўстр0итъ (??????????????) же ти2 жили1ще прaвды, на путeхъ же твои1хъ бyдетъ свётъ» (Иов 22, 28). В тридцать третьей главе говорится о возвращении телесного здоровья больного в первоначальное состояние: «Тогда тело его сделается свежее, нежели в молодости; он возвратится (??????????????) к дням юности своей» (Иов 33, 25).

Употребление слова «?????????????» встречается и в Псалтири царя Давида. В пятнадцатом псалме царь Давид говорит, что Господь восстанавливает его наследие: «ГDь чaсть достоsніz моегw2 и3 чaши моеS: ты2 є3си2 ўстроszй (????????????) достоsніе моE мнЁ» (Пс. 15, 5).
Также употребление этого слова находится в тридцать четвертом псалме: «ГDи, когдA ќзриши; ўстр0й (??????????????) дyшу мою2 t ѕлодёйства и4хъ, t лє1въ є3динор0дную мою2» (Пс. 34, 17). В этом псалме Царь Давид просит восстановить его душу от злодейств, избавить от гонений.

Употребление слова «?????????????» находится также в книге Исаии в двадцать третьей главе: «И будет, по истечении семидесяти лет, Господь посетит Тир; и он снова начнет получать (???? ????? ??????????????????) прибыль свою и будет блудодействовать со всеми царствами земными по всей вселенной» (Ис. 23, 17). В этом стихе находится пророчество пророка Исаии о восстановлении в первоначальное состояние города Тира.

Также слово «?????????????» употребляется в книге пророка Иеремии. В первом случае в пятнадцатой главе: «На сие так сказал Господь: если ты обратишься, то Я восставлю (?????????????) тебя, и будешь предстоять пред лицем Моим; и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста» (Иер. 15, 19). Здесь Господь ободряет пророка Иеремию обещанием восстановить его в правильном служении, если он освободится от обычных людям плотских стремлений.

Далее слово «?????????????» употребляется в шестнадцатой главе книги Иеремии: «Жив Господь, Который вывел сынов Израилевых из земли северной и из всех земель, в которые изгнал их»: ибо возвращу их (???? ????????????? ????????) в землю их, которую Я дал отцам их» (Иер. 16, 15). Здесь апокатастасис употребляется в смысле возвращения народа на первоначальное его место. В этом же смысле слово «?????????????» употребляется в двадцать третьей главе: «жив Господь, Который вывел и Который привел племя дома Израилева из земли северной и из всех земель, куда Я изгнал их», и будут жить (???? ??????????????) на земле своей» (Иер. 23, 8), и в двадцать четвертой: «И обращу на них очи Мои во благо им и возвращу их (???? ????????????? ????????) в землю сию, и устрою их, а не разорю, и насажду их, а не искореню» (Иер. 24, 6).

Также употребление слова «?????????????» находим в девятнадцатом стихе пятидесятой главы книги Иеремии, где Господь говорит: «И возвращу (???? ?????????????) Израиля на пажить его, и будет он пастись на Кармиле и Васане, и душа его насытится на горе Ефремовой и в Галааде» (Иер. 50, 19). Здесь идет речь о возвращении израильского народа на свои «пажити».

В книге Иезекииля также встречается употребление слова «?????????????». В пятьдесят пятом стихе шестнадцатой главы находим одно из таинственных предсказаний о восстановлении людей в первоначальное их состояние (возможно, что на основе этих мест возникло учение Оригена об апокатастасисе): «И сестры твои, Содома и дочери ее, возвратятся (???????????????????) в прежнее состояние свое; и Самария и дочери ее возвратятся (???????????????????) в прежнее состояние свое, и ты и дочери твои возвратитесь (??????????????????) в прежнее состояние ваше» (Иез. 16, 55).

В двадцать третьем стихе семнадцатой главы книги Иезекииля также употребляется слово «?????????????»: «и3 повёшу и5 въ горЁ выс0цэ ї}левэ и3 насаждY и5, и3 прорасти1тъ tрaсль и3 сотвори1тъ пл0дъ и3 бyдетъ въ кeдръ вели1къ: и3 почjетъ под8 ни1мъ всsкъ ѕвёрь, и3 под8 сёнію є3гw2 почjетъ всsка пти1ца, и3 л0зіе є3гw2 пaки ўстр0zтсz (??????????????????)» (Иез. 17, 23). Здесь идет речь о предсказании лучшего будущего о восстановлении Седекии и дома Давидова, после вероломства Седекии.

Также употребление слова «?????????????» находится в четырнадцатой главе книги пророка Даниила. В последних стихах этой главы описывается момент, когда пророк Аввакум, «который, сварив похлебку и накрошив хлеба в блюдо, шел на поле, чтобы отнести это жнецам» (Дан. 14. 33), был перенесен силой духа ангела Господня из Иудеи в Вавилон ко рву со львами, чтобы отнести этот обед пророку Даниилу. Даниил же находящийся в этом рве сказал: «вспомнил Ты обо мне, Боже, и не оставил любящих Тебя. И встал Даниил и ел; Ангел же Божий мгновенно поставил (?????????????) Аввакума на его место» (Дан. 14, 38-39). Здесь говорится, что пророк Аввакум был поставлен Ангелом Господним на первоначальное место, откуда был взят.
Далее употребление слова «?????????????» находится в книге Ветхого Завета Осии, в двух местах. В первом случае во второй главе: «Судитесь с вашею матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего и прелюбодеяние от грудей своих, дабы Я не разоблачил ее донага и не выставил ее (???? ????????????? ???????), как в день рождения ее, не сделал ее пустынею, не обратил ее в землю сухую и не уморил ее жаждою» (Ос. 2, 3). Здесь пророк представляет под образом матери целое общество Израиля, по отношению к которому отдельные члены являются детьми. Он предостерегает израильский народ от того, что если он не уклонится от служения идолам, то Иегова возвратит Израиль в то печальное положение, в котором он находился накануне своей политической самостоятельности, во время пребывания в Египте и при исходе из Египта.

Во втором случае — в одиннадцатой главе книги Осии: «Вслед Господа пойдут они; как лев, Он даст глас Свой, даст глас Свой, и встрепенутся к Нему сыны с запада, встрепенутся из Египта, как птицы, и из земли Ассирийской, как голуби, и вселю их в домы их (???? ????????????? ???????? ???? ????? ?????? ??????), говорит Господь» (Ос. 11, 10-11). Здесь говорится, что по гласу Божьему, рассеянный народ Израильский соберется некогда из всех стран, в которых он будет рассеян и поселится (возвратится) в обетованной земле, где будет верно служить Господу «в след Господа пойдут они».

Так же слово «?????????????» встречается в книге Амоса, в пятой главе: «Возненавидьте зло и возлюбите добро, и восстановите у ворот правосудие (???? ??????????????? ??? ?????? ?????); может быть, Господь Бог Саваоф помилует остаток Иосифов» (Ам. 5, 15). В этом стихе, пророк Амос дает увещание народу возлюбить добро и правду, а также восстановить правосудие, для того, что бы Господь помиловал остаток Иосифов — ту малую часть населения израильского царства, которая уцелеет от имеющих постигнуть царство бедствий.

В книге Малахии слово «?????????????» встречается один раз в четвертой главе: «И он обратит сердца отцов (?? ?????????????? ??????? ???????) к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 6). В этом стихе мы читаем о деятельности пророка, который явится перед пришествием Мессии, и деятельность будет состоять в обращении (восстановлении) сердец отцов к сыновьям и обратно. Здесь естественнее всего видеть намек на разногласия, которые существовали между старым и молодым поколением послепленного иудейства. По-видимому, старшее поколение неодобрительно относилось к поступкам молодого поколения, а то настаивало на правильности своих воззрений. От этого иудейская община ослабевала в своей силе, и Бог призывает поэтому, или будет призывать, через имеющего придти пророка, иудеев к примирению между собой. Следует отметить, что исполнение пророчества пророка Малахии о пришествии предтечи описывается в Евангелии от Луки (Лк. 1, 11-17) , когда Захарии явился ангел во время каждения храма Господня.

В первой Маккавейской книге находится один случай употребления слова «?????????????». В пятнадцатой главе в письме царя Антиоха, сына Дмитрия ?, говорится о восстановлении в первоначальное состояние царства отцов: «Так как люди зловредные овладели царством отцов наших, то я хочу возвратить царство, чтобы восстановить (?????????????) его, как оно было прежде» (1 Макк. 15, 3).
Слово «?????????????» встречается и во второй Маккавейской книге. В первом случае в одиннадцатой главе: «Желая, чтобы и этот народ не был беспокоим, определяем, чтобы храм их был восстановлен (????????????????) и чтобы жили они по обычаю своих предков» (2 Макк. 11, 25). Здесь говорится о восстановлении храма в первоначальное состояние.

В двенадцатой главе второй Маккавейской книги находится два случая употребления. Первый случай в двадцать пятом стихе, где говорится о взятом в плен Тимофее, который обещал пощадить многих Иудеев, которые находились у него, если его отпустят: «Когда он (Тимофей) многими словами уверил в своем обещании, что возвратит (??????????????) их невредимыми, они [отряд Иуды] отпустили его, ради спасения братьев» (2 Макк. 12, 25).

Второй случай — в тридцать девятом стихе: «На другой день бывшие с Иудою пошли, как требовал долг, перенести тела павших и положить (??????????????) их вместе со сродниками в отеческих гробницах» (2 Макк. 12, 39). Имеется в виду восстановление близости сродников и после смерти, той близости, которая была при их жизни.

В пятнадцатой главе второй Маккавейской книги также находим употребление слова «?????????????» в двадцатом стихе: «Итак, когда все ожидали, что наступает решение дела, когда враги уже соединились и войско было поставлено в строй, слоны размещены (?????????????????) в надлежащих местах и конница расположена по сторонам» (2 Макк. 15, 20). То есть, слоны размещены в предназначенных для них первоначальных позициях.

В Ветхом Завете, как видно из вышеизложенного текста, слово «?????????????» встречается в разных смыслах:

  • 1. возмещение одного другим (Быт 23, 16);
  • 2. восстановление предмета (камня (Быт. 29, 3), воды (Исх. 14, 26), золотых и серебряных сосудов дома Господня (2 Езд. 6, 26) в первоначальное место расположения;
  • 3. восстановление человека в прежнее достоинство (Быт. 40, 13), в правильном служении (Иер. 15, 19), в первоначальное состояние (Иез. 16, 55);
  • 4. выздоровление, то есть восстановление телесного здоровья в первоначальное состояние (Лев. 13, 16);
  • 5. возвращение человека или народа в определенное место или землю (Числ. 35, 25), (Ос. 11, 10-11);
  • 6. возвращение земли первоначальному владельцу (2 Цар. 9, 7);
  • 7. восстановление жизни человека или народа в первоначальное состояние (Иов 8, 5-6), (Ам. 5, 15);
  • 8. восстановление наследия (Пс. 15, 5);
  • 9. восстановление души от злодейств (Пс. 34, 17);
  • 10. восстановление города (Ис. 23, 17), царства (1 Макк. 15, 3), храма (2 Макк. 11, 25) в первоначальное состояние;
  • 11. возвращение народа в плачевное состояние (Ос. 2, 3);
  • 12. восстановление телесной близости сродников после смерти (2 Макк. 12, 39);
  • 13. размещение (в данном случае — слонов) в первоначальную позицию (2 Макк. 15, 20);
  • 14. восстановление сердец, то есть внутреннего мира человека (Мал. 4, 6).

Все смыслы употребления слова «?????????????» скорее, практические, чем теоретические. Следует отметить, что в книге Малахии (4, 6) впервые слово «?????????????» употребляется в значении восстановления внутреннего мира человека, обращении его сердца к вере в Господа Бога.

«?????????????» В НОВОМ ЗАВЕТЕ

В Новом Завете употребление слова «?????????????» встречаем в Евангелии от Матфея, где описывается исцеление человека, имевшего сухую руку: «Тогда говорит (Иисус Христос) человеку тому: протяни руку твою. И он протянул, и стала (???? ?????????????) она здорова, как другая» (Мф. 12, 13). Здесь изучаемое слово употребляется в значении выздоровления человека, то есть, восстановлении руки в первоначальное состояние. В этом же значении слово «?????????????» употребляется и в параллельных, с Евангелием от Матфея, местах. В Евангелии от Марка в третьей главе: «И, воззрев (Иисус Христос) на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала (???? ?????????????) рука его здорова, как другая» (Мк. 3, 5), и в Евангелии от Луки в шестой главе: «И, посмотрев на всех их, сказал тому человеку: протяни руку твою. Он так и сделал; и стала (???? ?????????????) рука его здорова, как другая» (Лк. 6, 10).

Также находим употребление слова в семнадцатой главе Евангелия от Матфея: «И спросили Его ученики Его: как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде? Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен придти прежде и устроить все (??? ?????????????? ?????); но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его, а поступили с ним, как хотели; так и Сын Человеческий пострадает от них» (Мф. 17, 10-12). Святитель Феофилакт так изъясняет это место: «словами: «Илия должен придти прежде и устроить все», Спаситель показывает, что Илия еще не пришел, а придет, как предтеча второго пришествия, и возвратит к вере во Христа всех Евреев, которые окажутся послушными, доставив им как бы отеческое наследие, которого они лишились» . У святителя Иоанна Златоуста находим объяснение слова «все» (?? ?????): это «то, о чем сказал пророк Малахия: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5-6). Пророк весьма точно сказал; он не сказал: устроить сердце сына к отцу, но: отца к сыну. Так как отцы апостолов были иудеи, то сказано: обратить к учению сынов, то есть апостолов, сердца отцов, то есть расположение народа иудейского» .

Также мы находим это слово в параллельном месте у Евангелиста Марка. Ученики, когда спускались с горы Фавор, спрашивали Иисуса: «как же книжники говорят, что Илии надлежит придти прежде?» (Мк. 9, 11). Иисус ответил: «правда, Илия должен придти прежде и устроить все (?????????????? ?????)» (Мк. 9, 12). Святитель Феофилакт так толкует значение этого места в Евангелии от Марка: «Это значит, что когда придет Илия Фесвитянин, он умирит непокорных иудеев и приведет их к вере, и таким образом соделается предтечею второго пришествия Христова. …Илия должен устроить все, и не будет тогда ни одного еврея неверующего, но все поверят проповеди, кто только услышит ее от Илии» .

Также слово «?????????????» встречается в восьмой главе, где излагается исцеление Иисусом Христом слепого в Вифсаиде: «Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелел (????????????????) и стал видеть все ясно» (Мк. 8, 25). В данном случае изучаемое слово употребляется в значении выздоровления, то есть, восстановления зрения в первоначальное состояние.
Перед вознесением Господа нашего Иисуса Христа ученики спрашивали у Него: «не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю (??????????????? ??? ????????? ?? ??????)?» (Деян. 1, 6). Здесь Апостолы выражают, очевидно, обычные представления о земном царствовании Мессии, с покорением всех других народов и с усвоением Израильскому народу земного величия, славы и могущества. Научаемые в продолжение сорока дней о царстве Божьем явившимся Спасителем, они, по мнению Иоанна Златоустого, «не совсем ясно и понимали, что такое было это царствие, так как еще не были научены Духом…, все еще привязаны были к предметам чувственным, хотя и в не такой мере, в какой прежде. Они еще не сделались лучшими; впрочем, о Христе думали уже выше» .

В послании Апостола Павла к евреям также находится слово «?????????????»: «Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно. Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам (?????? ????????????? ????)» (Евр. 13, 18-19). «Так просить, чтобы они молились, — говорит Иоанн Златоуст, — свойственно только сильно любящему их. Не просто, говорит, молитесь, но со всем усердием, чтобы мне скорее прибыть (возвратиться) к вам. Так желать прибыть к ним и просить, чтобы они молились за нею, свойственно тому, кто ничего не сознает за собою. Потому, испросив наперед себе от них молитв, он потом и сам просит им у Бога всех благ» .

Особо следует отметить третью главу книги Деяний святых Апостолов, где написаны слова Апостола Петра: «Итак покайтесь и обратитесь, чтобы загладились грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа, и да пошлет Он предназначенного вам Иисуса Христа, Которого небо должно было принять до времен совершения всего (???? ?????? ??????????????? ??????), что говорил Бог устами всех святых Своих пророков от века» (Деян. 3, 19-21).

Синодальный перевод не вполне точно передает смысл этого свидетельства, так как????? ?????? ??????????????? ?????? означает скорее — до времен восстановления всего, или, как мы читаем в церковно-славянской Библии, — дaже до лётъ ўстроeніz всёхъ. Здесь, вероятно, разумеется то же, что предвещал Апостол Павел, говоря об обращении всех евреев к Христу «и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова» (Рим. 9, 26).

Термин «?????????????» предполагает, по словам протоиерея Владимира Башкирова, определенное условие: «Если вы не будете каяться и не обратитесь, то и не придут времена отрады и не придет Мессия. Ибо Он не может придти до тех пор, пока всё не обновится» . «То есть, — пишет О. А. Чулков, — до времени возвращения человечества к первоначальному согласию с Богом, когда, по словам Исаии, «земля будет наполнена вeдением Господа» (Ис. 11, 9)» . Как мы видим, апокатастасис тут не является целью.

Истинная цель — второе пришествие Спасителя и «отрада от Его лица» (или «пред Его лицом»), что может наступить только после обновления всего» , — пишет протоиерей Владимир Башкиров.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.