Учение преподобных старцев Оптинских о молитве.

Гуров Антон, студент 1-го курса МинДА

1

Если живая вера водворилась в сердце христианина, его душа начинает стремиться к Богу. «Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41, 2–3), – воспевает пророк Давид. Настоящая вера наполняет душу любовью к Богу, жаждой и желанием богообщения. Поэтому именно молитва становится для христианина тем живоносным источником, который питает душу. «Всякий истинный христианин, – как замечает преподобный Амвросий, – не только в земной жизни не разлучается с Богом, но и не прекратит этого общения с Ним в бесконечных веках. И нет большего утешения для христианина, как ощущать близость Небесного Отца и беседовать с Ним в своей молитве» . Именно молитва устанавливает непосредственную связь с Богом, Который преображает, укрепляет и помогает немощному человеку на его пути ко спасению.

В поучениях преподобных старцев Оптинских учение о молитве занимает особое место. Молитва для преподобных есть «дыхание души» , непрестанное делание, которое не должно прекращаться. Молитва преподобного Макария Оптинского, например, была настолько непрестанной, что «даже во сне губы его непрерывно повторяли сладчайшее имя Иисуса» . Одним из отличий старцев, было их постоянное молитвенное внимание, все они обладали умносердечной молитвой, уделяя большое значение молитве Иисусовой. Поэтому в их духовном наследии мы можем увидеть драгоценный опыт делания этой молитвы. Хорошо показывает отношение старцев к молитве следующий случай, который вспоминал преподобный Варсонофий: «Однажды один послушник спросил батюшку Макария, отчего это в монастыре заставляют много молиться? Вместо ответа батюшка зажал ему нос и рот рукою. Тот с трудом высвободился. – Что ты отбиваешься? – спросил отец Макарий. – Разве не можешь некоторое время не дышать? – Батюшка, я чуть не задохнулся! – Вот видишь, – заметил тогда старец, – молитва есть дыхание души. Ты и непродолжительное время не мог дышать, так как тело этого требует, иначе оно умрет, так и душа нуждается в дыхании, т. е. в молитве, в противном случае она умрет духовно» .

Преподобный Никон, говорит, что христианская жизнь всегда должна быть наполнена молитвой, всякое дело должно как бы освящаться ею, для того чтобы не терялся молитвенный настрой из-за постоянных суетных житейских обстоятельств. «Кто оставляет молитву, не прибегает к ней, забывает её, – говорит батюшка, – сразу вдается в суету, тот быстро теряет молитвенное настроение, ум и сердце наполняются у него пустотой. Чтобы этого не было, и нужно творить молитву Иисусову при всяком деле, по крайней мере понуждать себя к этому. Дело молитвы – первое дело. Молитва утешит в скорби, молитва не допустит впасть в уныние, молитва предохранит от греха, и всех плодов её и действий не перечтёшь» .

Однажды, когда духовная дочь старца Анатолия (Зерцалова), попросила батюшку прислать его фотокарточку, преподобный ответил: «Лучше всех крестиков и крестоносцев, всех портретиков и их подлинников – вырисовывать на мягком юном сердце Сладчайшее Имя, светозарную молитовку Иисусову. Тогда, когда утвердится в сердце Иисус, не захочешь ни Рима, ни Иерусалима» . Преподобный Макарий Оптинский пишет, что молитва – обоюдоострый меч: «произносимая со смирением, она поражает врагов наших, а совершаемая с тонкой духовной гордостью и мнением о себе – вредит самим нам, и не столько приближает нас к Богу, сколько удаляет от Него; ибо только смиренным даёт Он благодать Свою» .

В своих поучениях Оптинские старцы стараются объяснить, что есть молитва, на чём она должна держаться, как нужно молиться. В основе любой молитвы, по учению старцев, должно стоять именно смирение. Преподобный Амвросий пишет: «Ежели всякая добродетель без смирения не может состояться, то кольми паче молитва прежде всего требует смирения, так как молящиеся имеют дело с гордыми бесами» . И вообще, «молитва без любви, смирения и терпения не прочна. Хотя вовремя и подаются молитвенные действия но, по недостатку любви, смирения и терпения, скоро отнимаются» . Молитва, произносимая в смирении сердца, по мысли старца Амвросия, дает человеку распознать все искушения, наносимые дьяволом, и помогает молящемуся одержать победу над этими искушениями. Необходимость смирения во время молитвы утверждал и преподобный Макарий. Старец убеждал своих чад в том, что «Всемилостивый Господь не отринет прибегающих к Нему со смирением» . Самым частым его советом были слова: «Смири себя, познай свою немощь и увидишь силу Божию, в смиренных действующую» . Важным расположением в молитве должно стать так же внимание и покаянное чувство. Преподобный Иосиф пишет: «Молитва должна быть со вниманием, с чувством покаяния о грехах своих» . Проходящим молитвенный подвиг старец Амвросий советует внимательно следить за движением своего сердца и не допускать возникновения в нём каких бы то ни было помыслов. «Во время молитвы, – пишет он, – должно стараться отвергать всякие помыслы и, не обращая на них внимания, продолжать молитву; если же стужение помыслов очень усилится, то опять должно просить против них Божией помощи» .

По учению преподобных старцев, молитва требует настоящего труда и понуждения. В их поучениях мы видим постоянный призыв понуждать себя к молитве, не оставлять её в любом случае. «Если не хочется молиться, надо понуждать себя, – говорит преподобный Амвросий, – потому что святые отцы говорят, что молитва с понуждением выше произвольной» . Преподобный Макарий заповедует «не оставлять молитвы, хотя бы оная казалась для нас и холодной, потому что мы не знаем Промысла Божия, почему Господь отъемлет от нас чувство теплоты и попускает сухость, уныние, леность и прочее» . Всё это, по его словам, ведёт нас к преуспеванию. Преподобный Иосиф говорит подобное: «Если у вас на языке молитва, а на уме Бог весть что, всё равно нужно не оставлять ни в каком случае молитву. Лучше сухим хлебом питаться, чем оставаться без хлеба» . «И если, – пишет старец, – благодатное состояние прошло, и молитва снова стала с рассеянностью, всё равно не смущайся. Так бывает со всеми желающими жить благочестиво. Господь порадует человека Своею благодатью, а потом оставляет человека при его немощных силах, чтобы, во-первых, он видел своё ничтожество, а во-вторых, чтобы не обленивался, а трудился с самопонуждением, ища и прося благодати» . Поэтому молитва для христианина становится тем светильником, который он должен постоянно, с усердием и понуждением, возжигать в сердце своём, ведь как замечает преподобный Анатолий (Зерцалов): «Сердце – фитиль, молитва – огонь, а радость неизглаголанная в сердце молитвенном – действие Духа Святого» . «И если станет тебе очень тяжело – пишет преподобный Варсонофий, – мрак обступит тебя, стань перед образом, зажги лампадочку, если она не была зажжена, стань на колени, если можешь, а то и так скажи: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного!» Скажи раз, другой, третий, так скажи, чтобы не одни уста произносили эту молитовку, а доходила бы она до сердца. Впрочем, и дойдёт непременно до сердца Сладчайшее Имя Господа, и мало-помалу удалится тоска и скорбь, просветлеет на душе, тихая радость воцарится в ней» . В молитвенном делании, по словам преподобного Нектария, так же важно понимать, что «сила молитвы не в многословии, а в искренности молитвенного вздоха» . Очень важно помнить, что молитва, обыкновенно «прекращается от празднословия, обжорства, осуждения, и главное – от гордости» . Этому нас учит преподобный Анатолий (Зерцалов).

Преподобный Иосиф, тоже считает, что «превозношение приводит к нарушению нашей молитвы» . По мнению преподобных, вообще главной причиной развлечения на молитве в основном и служат наши страсти, поэтому каждый христианин, который стремится достигнуть настоящей, живой молитвы, должен очищать себя от страстей посредством воздержания, терпения и смирения.

В своих поучениях преподобные старцы Оптинские неоднократно свидетельствуют о том, что дару внимательной молитвы обыкновенно предшествуют особенные скорби и душевные переживания. Также необходимо отметить, что всякому приступающему к молитве следует приуготовить себя на борьбу с невидимым врагом, потому что никакая другая добродетель так не тревожит врага, как молитва. «Где люди заботятся преимущественно о молитвенном подвиге, – пишет старец Амвросий, – тут-то враг и старается возводить с обеих сторон гневливость, которая делает человека неспособным не только к молитве, но и ко всякому доброму делу» . Невидимый враг, заметив усердную молитву человека, ещё нередко «старается навести на него сильный страх. Если же этим он не сможет одолеть христианина, то иными путями старается отвлечь внимание верующего во время молитвы, вселяя в него различные помыслы, наводя леность или болезнь, а иногда и смущение» . Преподобный Амвросий говорит, что «молитва без очищения помыслов и без перенесения скорбей совершаться не может. Хотя вовремя и подаются молитвенные действия но, по недостатку любви и смирения, – скоро отнимаются» . Замечательны, глубоки и точны стихи преподобного старца Варсонофия, которые он непосредственно посвятил молитве Иисусовой:

«Её начало – тесный путь.

Душе тревожной негде отдохнуть.

Болезни и труды, великие страданья.

Смущённый вихрь, призренье, порицание.

Подвижника встречают: видит он,

Как скорби восстают со всех сторон» .

В свете вышесказанного становятся особенно понятными слова преподобного Льва Оптинского, который говорит: «Кого посетит Господь тяжким испытанием, скорбью, лишением возлюбленного из ближних, тот и невольно помолится всем сердцем и всем помышлением своим, всем умом своим. Следовательно, источник молитвы у каждого есть, но отверзается он или постепенным углублением в себя, по учению отцов, или мгновенно Божиим сверлом» .

Серьёзны и примечательны слова преподобного Анатолия (Зерцалова). Он утверждает, что путь настоящей умной молитвы даётся не книгою, а кровью: «Даждь кровь и приими Духа. У меня были опыты, – говорит старец, – что учёные и даже очень учёные по книгам, на деле не на волос, не понимали этого духовного делания» . Поэтому основным советом старцев начальным в делании молитвы было стяжание покаянного и смиренного чувства к Богу, трепетного и простого благоговения. «В молитве не стремись к высокому, а, сознавая во всём свою немощь, имей себя всегда поверженным пред Богом, призывая Его со смирением и простотой, как дитя призывает отца» , – поучает нас преподобный Макарий Оптинский. Старец, также советует «не углубляться слишком в значение слов молитвы, а читать просто и смиренно, произнося ее устами» . Такая молитва, по мысли старца, принесёт пользу и не попустит впасть в прелесть.

Весьма полезны особые советы старцев, как и где нужно молиться. Например, тот же старец Макарий, говоря об общественной молитве, пишет: «В общественной молитве не надо отличаться от прочих поклонами или на коленях молиться, а когда положены по уставу поклоны, то надобно класть в приличное время. Внутреннее чувство не надо при всех выражать, а если придёт чувство умиления, то надобно иметь оное сокровенно: Бог зрит на сердце. А когда особо молимся, то можно и наружно выражать, только смиренно. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит (Пс. 50, 19)» . Говоря же о церковной молитве, преподобный свидетельствует: «Знайте, что она выше домашней вашей молитвы, ибо оная возносится от целого собора людей, в числе коих, может, много есть чистейших молитв… Совет мой вам – не оставлять церковной молитвы… о домашней же не возноситься» . На вопрос одной своей духовной дочери, почему она не может молиться в церкви так, как дома, преподобный Макарий тонко и с рассуждением отвечает, что она не может при всех мирно молиться, желая молиться дома, из-за особой прелести. «Вы не понимаете, что есть сильная прелесть, лишающая вас спокойствия, – говорит старец. – Когда вы молитесь уединенно и думаете, что хорошо молитесь, то будьте уверены, что такая молитва Богу неприятна, хотя бы были слезы и чувство умиления; когда все это не имеет глубокого смирения, это есть прелесть. В церковной же молитве вы, ища такого же чувства и не находя которого, считаете себя не молившейся и смущаетесь; это есть последствие или плоды домашних молитв ваших. Враг возводит вас до небес и низводит до бездн; там возвышает, а здесь низвергает и причиняет смущение, что и доказывает об основании молитвы вашей на высокоумии. Вы молитесь просто, не ища в себе высоких дарований, считая себя недостойной их, и будете спокойны; и хотя видите хладность молитвы своей, тем паче имейте в чувстве смирение, что я недостойна, но без смущения; то, верно, она принята будет у Господа лучше той, о коей вы мните, что молитесь хорошо» .

На вопрос, что лучше: совершать обычное правило или проходить молитву Иисусову, хорошо отвечает преподобный Амвросий: «Лучше исполнять и то, и другое, потому что под правилом жили и не оставляли оного великие мужи… стоя в Церкви, должно слушать внимательное пение и чтение церковное, а кто может, не должен оставлять при этом и молитвы Иисусовой, особенно, когда нехорошо и невнятно слышно чтение церковное. Молитва Иисусова, по научению святых отцов, прилична, когда человек идёт, или сидит, или лежит, пьёт, ест, беседует или занимается каким рукоделием, кто может при всём этом произносить молитву со смирением, тот не должен оставлять оной, за оставление же укорять себя и каяться со смирением. Но не смущаться, потому что смущение, какое бы оно ни было, есть признак тайной гордости» . Преподобный Нектарий, также учит, что «молитва Иисусова может совершаться при всех занятиях» . Преподобный Амвросий, советует: «если придёт желание молиться среди правила особенной молитвой с поклонами, то и тогда не надо мешать такому настроению» . «Не оставляй Божественной молитвы… – призывал преподобный Варсонофий. – И ты увидишь, полный изумленья, иной страны сияющую даль…» .

Поэтому молитва, в понимании Оптинских старцев, –необходимейшее звено, которое соединяет человека с Богом и даёт возможность духовного возрождения и спасения.

БИБЛИОГРАФИЯ

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами и приложением. – М.: Российское Библейское Общество, 2005. – 1232 с.

1. Душеполезные поучения преподобных Оптинских старцев. В 2-х т. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2006.

2. Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского / Сост. Архимандрит Иоанн (Захарченко) – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2007. – 831 с.

3. Житие иеромонаха Нектария. – М.: Свято-Введенская Оптина пустынь, 1996. – 320 с.

4. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Лекции по Пастырскому Богословию. – М.: САМШИТ, 2001. – 406 с.

5. Лосский В. Н. На страже истины / Сост. М. В. Осипова. – М.: Сретенский монастырь, 2007. – 240 с. – Духовное наследие.

6. Не оставляй Божественной молитвы. Оптинские старцы о молитве Иисусовой / Сост. послушница Зоя Афанасьева. – М.: 2004. – 58 с.

7. Оптинский Цветник. Изречения преподобных старцев Оптинских. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006. – 491 с.

8. Преподобный Антоний Оптинский. Наука о преданности воле Божией. – М.: Сретенский монастырь, 2009. – 288 с. – Письма о духовной жизни.

9. Преподобный Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся. – М.: Сретенский монастырь, 2008. – 416 с.

10. Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем в трёх частях. – Успенско-Казанский монастырь, 2009. – 768 с.

11. Преподобный Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией. – М.: Свято-Введенская Оптина пустынь, 2008. – 336 с.

12. Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». – Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2009. – 704 с.

13. Преподобный Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. – М.: Свято-Введенская Оптина пустынь, 2006. – 336 с.

14. Собрание писем Оптинского старца Иосифа. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2005. – 895 с.

15. Собрание писем блаженныя памяти Оптинского старца Макария. – СПб.: Изд. Л. С. Яковлевой, 1993. – 760 с.

16. Симфония по творением преподобного Амвросия, старца Оптинского. – М.: Дар, 2006. – 352 с.

Просмотрено: 236 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.