Определение Церкви в творениях Святых Отцов

Панфилов Егор, студент I курса МинДА

1 (13)«Христос возлюбил Церковь и предал Себя за Нее». (Еф. 5:25)

«Верую… во Едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь» , свидетельствует каждый христианин, исповедующий Никео-Цареградский Символ Веры. И вопрос о том, что такое Церковь, возникает в христианском богословии довольно рано. Выдающийся русский богослов В. Н. Лосский, еще в начале XX в., писал: «…основная догматическая тема нашего времени — учение о Церкви» , но эти слова, по всей видимости, могут быть применимы к любому периоду развития богословской мысли. Однако, по словам священника О. Давыденкова, «все доселе существовавшие попытки дать строго научное определение Церкви были не вполне корректными» , и это вызвано отчасти тем, что «познать, что такое Церковь, можно, — как пишет в своем «Православном катихизисе» епископ Александр (Семенов—Тян-Шанский), — только живя в ней; поэтому рациональное определение Церкви невозможно». Ту же точку зрения, говоря о трудности определения Церкви, высказывает и митрополит Минский и Слуцкий Филарет, патриарший Экзарх всея Беларуси: «по существу вся жизнь христиан… является церковной, ибо происходит в Церкви» . И это мнение находит подтверждение в словах апостола Павла: «тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32). В целом, любая попытка дать научно-богословское определение Церкви, как правило, соединяет в себе два основных аспекта такого рода определений. Во-первых, это определения догматического характера, а, во-вторых, определения, рассматривающие Церковь с церковно-исторической и канонической точек зрения.

Само слово «Церковь», этимологически, имеет греческие корни. Подтверждение этому можно найти в энциклопедическом словаре «Христианство»: «Слово церковь… производится от греческого слова ???????, т. е. ?????, или ????????, т. е. ??????, и значит дом Господень. Понятию, выражаемому этим словом, в словоупотреблении соответствует, а в некоторых памятниках письменности употребляется рядом и в равнозначащем с ним смысле (Лаодикийского собора правило 28: ?? ???? ????????? ? ?? ???? ??????????) слово ???????? (от глагола «???????» — что значит «собирать, вызывать»), от которого происходят вполне одинаковые по своему значению русскому слову «Церковь» латинское ecclesia, французское ? glise, итальянское chiesa. Слова ???????? и ???????? с греческого переводятся на славянский и русский язык одинаково — Церковь».

В своем письменном наследии святые Отцы не раз касались темы определения Церкви. Так, святой Ириней Лионский выставляет Церковь, как о новый род людей, восстановленных в их первоначальном образе Божием, живущих по закону любви и истины и достигающих при действии Св. Духа обожения. А для Тертуллиана Церковь является обществом, которое содержит в чистоте истину, преданную апостолами от Бога. Она хранительница истины, следовательно, быть вне Церкви — быть вне истины. По мысли святителя Киприана Карфагенского, делающего в своих трудах акцент на единстве Церкви, Она есть Божественное учреждение для нравственного совершенствования людей и для этого только одна Она обладает необходимыми благодатными средствами . Святой Игнатий Богоносец в своей экклесиологии одним из первых обращает внимание на иерархичность Церкви, и определяет Ее как общество христиан во главе с епископом, которым, в собственном смысле, является Бог. В богословском наследии Климента Александрийского Церковь представляется как «духовный храм, созидаемый Самим Логосом, как Деву и Мать, питающую нас духовным молоком, Кровью Логоса» , а для святого Мефодия Патарского Церковь — это «соединение, брак Христа с человеческой природой». «Бог дал миру, волнуемому и обуреваемому грехами, — пишет святой Феофил Антиохийский, — собрания, называемые святыми Церквами, в которых, как в благоустроенных пристанях, сохраняется учение истины, к которым прибегают желающие спастись, как скоро они сделаются любителями истины и захотят избежать гнева и суда Божия» . В трудах Оригена Церковь определяется не как общество святых, а как врачебница, учрежденная Христом для больного грехом человечества: «Христос затопил вселенную Божественными и освящающими потоками из раны, отверстой копьем в Его боку… надлежало истечь, как из источника, живой воде, чтобы напоить жаждущих. Из раны в теле Христовом вышла Церковь, и Он сделал ее своей супругой» . Святой Максим Исповедник видит Церковь, как окружающий нас мир, как человека и наоборот: «Церковь есть совершенный образ чувственного мира. Вместо неба у нее Божественное святилище, вместо земли — неф во всей его красоте. Мир, напротив, предстает Церковью: вместо святилища — небо, а вместо нефа — чудная земля… Церковь подобна человеку. Вместо души у нее святилище, вместо духа — священный жертвенник, вместо тела — неф. Она есть образ и подобие человека, в свою очередь сотворенного по образу и подобию Божию. Через неф, как через тело, обретается практическая мудрость; через святилище, как через душу, совершается духовное толкование природных созерцаний; через Божественный жертвенник, как чрез духа, достигается проникновение в видение Бога. Человек, напротив, есть мистическая церковь. Через неф своего тела он выявляет свои деятельные возможности… через святилище души вручает Богу духовные сущности вещей… через жертвенник духа взывает к тишине, которой исполнено сердце Божественного Слова; мощный глас, превосходящий всякое знание. В церкви человек соединяется с Божеством в той мере, в какой это дозволено ему… и получает печать ослепительного сияния» . Святитель Иоанн Златоуст пишет: «как тело и глава составляют единого человека, так Церковь и Христос составляют единое целое» . В Евхаристическом соединении верующих со Христом видит Церковь и святой Григорий Нисский: «все верующие вместе, — пишет, ссылаясь на святого Григория, В. Несмелов, — являются как бы собственным телом и кровию Спасителя, то есть вся Церковь есть тело Спасителя, а каждый отдельный верующий есть и тело, и часть божественного тела» . В этом же, по мнению В. Н. Лосского, проявляется и одно из свойств Церкви — соборность, как «единство множества». В большинстве случаев, все эти святоотеческие определения Церкви являются комментариями и толкованиями к различным библейским образам и понятиям о Церкви.

Святые Отцы не раз обращались к проблеме определения Церкви, однако, они никогда не пытались свести свои соображения воедино. Их умозрения и размышления разбросаны по разным сочинениям и встречаются чаще в проповедях, чем в догматических работах, как отмечает это митрополит Минский и Слуцкий Филарет: «Обращаясь к эпохе классической патристики, мы сталкиваемся со своего рода «экклезиологическим молчанием». Несомненно, что некоторые творения святых Отцов могут быть названы экклезиологическими по содержанию, но в целом богословие Древней Церкви не выделяет экклезиологию как отдельное направление, как особый раздел церковной науки» . Церковь обладает полнотой средств, необходимых для духовного воссоздания личности, получающей через приобщение к жизни Церкви бесконечную небесную радость и блаженство. И отношение человека к Церкви определяет его отношение к Богу, его вечную судьбу, по словам святителя Киприана Карфагенского: «Кому Церковь не Мать, тому Бог не Отец». Церковь — это жизненная среда христианина, это духовная атмосфера которой он дышит, поэтому ему необходимо быть в Церкви, ибо она есть царство Божие, начинающееся на земле и продолжающееся в вечности.

Библиография:

1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1998.

2. Священномученик Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. М., 1999.

3. Преподобный Иустин (Попович), архимандрит. Православная Церковь и экуменизм. М., 1997.

4. Святитель Феофан Затворник. Толкование Послания святого Апостола Павла к Ефесянам. М., 1893.

5. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит. Пространный Христианский Катихизис Православной Кафолической Восточной Церкви. Тутаев, 2001.

6. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М., 2006.

7. Каллист (Уэр), епископ. Православная Церковь. М., 2001.

8. Клеман О. Истоки. М., 1994.

9. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое Богословие. М., 1991.

10. Малиновский Н., протоиерей. Очерк Православного Догматического богословия. М., 2003.

11. Несмелов В. Догматическая система святого Григория Нисского. С-Пб., 2000.

12. Платон, архиепископ Костромской и Галичский. Сокращенное изложение догматов веры по учению Православной Церкви. М., 1999.

13. Владимир (Сабодан), митрополит. Экклезиология в отечественном богословии. Киев, 1997.

14. Александр (Семенов—Тян-Шанский), епископ. Православный катихизис. М., 1990.

15. Скурат К. Е. Святые отцы и церковные писатели доникейского периода (I-III вв.). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005.

16. Филарет (Вахромеев), митрополит. Православное учение о Церкви // Альфа и Омега. — М., 2004. — №1(39).

17. Горчаков М. И. Церковь // Христианство. Энциклопедический словарь. — М., 1995. — Т. III.

Просмотрено: 553 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.