Учение преподобных Оптинских старцев о смирении

Гуров Антон, студент 1-го курса МинДА

 Гуров Антон, студент 1-го курса МинДА

В начале пути ко спасению, пути к Богу и нравственному совершенствованию, основным и очень важным качеством, преподобные старцы Оптинские считали смирение. Смирение, по учению преподобных старцев, есть главный фундамент, «основание всей нашей духовной жизни» , начало пути к духовному совершенствованию и спасению христианина. Понимание Оптинскими старцами значения смирения полностью согласуется с пониманием его такими святыми отцами, как преподобные авва Дорофей и Исаак Сирин, преподобный Иоанн Лествичник, о чём свидетельствует многократное и точное цитирование старцами этих святых отцов. Смирение, как неотъемлемое качество оптинского старчества было характерной чертой каждого старца и поэтому каждое слово их духовного назидания непосредственно имело цену для них, они на собственном опыте знали и чувствовали всю великую силу и ценность смирения. Для них смирение было «великим сокровищем» , «матерью дарований» и «основанием всех добродетелей» . Смирение было для них тем важным материалом, который крепко связывает наше духовное устроение, и если нет его, то наше строение рассыпается. Преподобный Макарий Оптинский с особой важностью советует «при исполнении добродетелей – скреплять каждую смирением» , потому что именно «во смирении состоит успех в духовной жизни» , и если «всех наших зол причина – гордость, то всех благ ходатай – смирение» , ведь только по мере «смирения нашего мы получаем помощь Божию» . Оптинские старцы единодушно ставят смирение на первое место нашего духовного возрастания, именно в смирении должен быть начинаться путь нашего совершенствования, путь ко спасению. Если «есть смирение – всё есть, а нет смирения – ничего нет», – говорит преподобный Варсонофий Оптинский, считающий, что «без смирения добродетель ничто» . Ибо, по словам преподобного Никона: «Какое бы здание добродетели мы не возвели, оно рухнет без смирения» . Потому что, по объяснению преподобного Иоанна Лествичника, – которого дословно цитирует преподобный Макарий, – «если любовь возвышает, смирение не даёт пасть» . Преподобный Анатолий (Зерцалов) замечает, «дарования даются не трудам а смирению» . Следовательно, труд духовного возрастания напрямую зависит от нашего смирения.

Все письма, все советы Оптинских старцев содержат в себе особый дух смирения, который каждый из них старается передать в душу своего духовного чада. Именно смирение для них есть то средство, «которое восполняет недостающее» , – говорит преподобный Иосиф Оптинский. Смирение «есть риза Божества, в которую облеклось вочеловечившееся Слово и через него приобщилось нам в теле нашем» , – говорит преподобный Исаак Сирин, благодаря которому мы можем более ясно понять святоотеческое учение о смирении, в данном случае и учение преподобных Оптинских старцев. Ведь для преподобного Исаака говорить о смирении – это говорить о Боге, потому что Бог в его восприятии Тот, Кто в наивысшей степени, «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Поэтому и смиренный человек – это тот, кто уподобляется Самому Богу. А «усыновление Богу и уподобление Ему происходят, – согласно Исааку, – не столько через различные аскетические делания, сколько через приобретение смирения. Делание без смирения не приносит никакой пользы, а смирения и без дел достаточно для усыновления Богу» . Смиренный человек – это человек, становящийся на путь совершенства христианского, которое и состоит, согласно преподобному Исааку, «в глубине смирения» . Об этом говорит и преподобный Амвросий, в точности цитирующий этого святого отца. Именно поэтому смирение, в понимании Оптинских старцев, становится тем начальным путём к Богу, с которого христианин начинает свой путь к нравственному совершенствованию и спасению. «Каким путём идти к Богу? Идите путём смирения! – говорит преподобный Нектарий Оптинский. Смиренным несением трудных обстоятельств жизни, смиренным терпением посылаемых Господом болезней, смиренной надеждой, что не будете оставлены Господом» . «Этот путь, то есть смирения, – говорит преподобный Анатолий (Зерцалов), – есть путь самый надёжный и, как говорят отцы, «непадательный». Ибо куда может упасть смиренный, когда он считает себя хуже всех? Да и как не смиряться, когда Иисус, Бог богов и Господь господей, «смирил Себе даже до смерти, смерти же крестныя?» (Флп. 2, 8)» . Этот путь очень тяжёл, ибо, как говорит преподобный Антоний: «Смирению от одних слов научиться нельзя, потребна практика, чтобы кто трепал нас и мял, и выколачивал кострику (жёсткая кора растений), без чего и в Царствие Божие попасть нелегко, которое многими скорбьми приобретается» . Можно сказать, что без испытаний, скорбей и не смиришься. Например, преподобный Анатолий (Зерцалов) считал, что «самое лучшее средство обрести смирение, потерпеть всякую боль, которая колет гордое сердце. И ждать день и ночь милости от Всемилостивого Спаса. Кто так ждёт, непременно получит… Эта-то боль, это-то самое горькое острое жало, укалывающее чувствительность сердца, и есть настоящий источник милостей Божиих и смирения. В них-то сокровенна есть милость Божия. Отыми от тебя болезни эти, томноту твою, оскорбления, укоры, недостатки и ты останешься совсем нагая!» . Также, и преподобный Амвросий говорит: «Болезни и скорби ведут к смирению» . Поэтому смирение, можно сказать, даром не даётся: «Господь готов помогать человеку в приобретении смирения, как и во всё добром, – говорит батюшка Амвросий, – но нужно, чтобы и сам человек заботился о себе. Сказано у святых отцов: «Дай кровь и прими дух». Это значит: «Потрудись до пролития крови, и получишь духовное дарование» . Преподобный Варсонофий Оптинский, говорил своим духовным чадам: «Приобрести смирение очень трудно, легче иметь сто тысяч, чем смирение. Но если у нас будет хоть на копеечку, всё-таки не будем унывать, может быть, потом будет и на две, а Господь и за малое смирение не отвергнет нас» .

БИБЛИОГРАФИЯ

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами и приложением. – М.: Российское Библейское Общество, 2005. – 1232 с.

1. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Т 2. Преподобный Варсонофий Оптинский. – Свято-Введенская Оптина пустынь, 2006.

2. Иже во святых отца нашего аввы Исаака Сириянина Слова подвижнические. Слово 53 / перевод с греческого С. И. Соболевского. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008.

3. Илларион (Алфеев), епископ Венский и Австрийский. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. – С-Пб.: Изд. 4, испр. И доп. Олега Абышко, 2008.

4. Житие иеромонаха Нектария. – М.: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 1996.

5. Житие и поучения иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). – М.: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 1994.

6. Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем в трёх частях. – Успенско-Казанский монастырь, 2009.

7. Преподобный Антоний Оптинский. Наука о преданности воле Божией. – М.: Сретенский монастырь, 2009. Серия письма о духовной жизни.

8. Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». – Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2009.

9. Преподобный Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. – М.: Сретенский монастырь,, 2006.

10. Собрание писем Оптинского старца Иосифа. – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005.

11. Собрание писем преподобного Оптинского старца скитоначальника иеросхимонаха Анатолия (Зерцалова). – Свято-Введенская Оптина Пустынь, 1998.

12. Симфония по творением преподобного Амвросия, старца Оптинского. – М.: Дар 2006.

Просмотрено: 160 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.