Учение преподобных старцев Оптинских о цели жизни человеческой.

Гуров Антон, студент 1-го курса МинДА

1 (12)Согласно учению преподобных старцев Оптинских, целью человеческой жизни на земле является спасение души и унаследование жизни вечной. «Жизнь есть не что иное, как приготовление к жизни будущей» , — пишет преподобный Амвросий. А «цель всей земной жизни заключается в унаследовании Жизни Вечной» , — поясняет нам преподобный Варсонофий. Поэтому жизнь становится для человека по-настоящему важным отрезком времени, пройдя который, не навредив своей душе, но очистив её от страстей и грехов, человек сподобляется вечной жизни с Богом в Царстве Небесном. Преподобный Амвросий, объясняя эту связь жизни временной и вечной, обращается к рассуждению преподобного Никиты Стифата, который учит, что христиане, «стяжавшие внутренно Царствие в жизни сей, имеют свободный переход в Царство Небесное» . Об этом же говорит и преподобный Антоний Оптинский, увещевая чад своих: «Царство Божие отыскивать не за оградой своей, а внутри, то есть в сердце своём» . Это внутреннее Царство, согласно учению старцев, достигается особым путём нравственного совершенствования, или особого «духовного возрождения, начинающегося с освобождения нашего сердца от страстей» . По словам преподобного Амвросия, «духовное возрождение начинается освобождением от страстей, а завершается прохождением добродетелей» . «Мы должны здесь на земле, раздавить этих гадов, — пишет преподобный Варсонофий, — чтобы очистить вполне свою душу и перед смертью сказать со Спасителем нашим: «Грядет сего мира князь и во мне не имать ничесоже». (Ин. 14, 30). Ведь душа грешная, не очищенная покаянием, не может быть в сообществе святых. Если бы и поместили её в рай, то ей самой нестерпимо было бы там оставаться, и она стремилась бы уйти оттуда» . Поэтому «какие чувства насадит человек себе при жизни, с тем и отойдёт в жизнь вечную» . Преподобный Варсонофий с уверенностью утверждает: «Цель, единственная цель нашей жизни и заключается в том, чтобы искоренить страсти и заменить их противоположными добродетелями» . Святой говорит о необходимости в этой жизни ощутить Господа Иисуса Христа, ибо «кто не узрит Его здесь, тот не увидит Его и там, в будущей жизни» . Советует он, как и преподобный Амвросий, «внимая себе и своей душе» , «углубляться в свой внутренний мир, очищая своё сердце от греховной скверны призыванием имени Господа Иисуса, для того чтобы Сам Господь ввёл человека в Свой Небесный Чертог» .
Преподобный Иосиф Оптинский называет земную жизнь великим Даром Божиим, тем даром, которым «мы можем заслужить себе вечное блаженство» . Преподобный с пастырской заботой увещевает своих чад, «пока ещё есть время, пока Господь не отнял от нас сей жизни, всеусильно с понуждением стараться спастись» . Старец увещает «торговать духовно, пока ещё есть день» . То есть использовать данное нам время с усердием для приобретения нравственного совершенствования и спасения. Он предупреждает, что и «вся наша земная жизнь должна проходить в борьбе со злом» . С ним согласен и преподобный Макарий, который называет жизнь христианина «духовной войной» . «Впрочем от нас самих зависит наш рай» , — говорит преподобный Анатолий (Зерцалов), постоянно призывая своих духовных чад к духовному подвигу. Так, например, письма батюшки Анатолия почти всегда начинаются и заканчиваются словами «мир тебе и благословение Господне!» . «Спасайся!» . Преподобный твёрдо верил, что спастись может каждый, так как Господь всех призывает ко спасению и любит так же всех. Например, в одном из писем духовной дочери старец писал: «Пишешь, я когда-то сказал, что ты не спасёшься. Да ведь это клевета. Это не то что старец, а всякий простой рассерженный полоумный монах того не скажет. Господь всех призывает, всех любит, за всех пролил Свою Святейшую Кровь, чтобы спасти человека, а не погубить. И вот видим — Святая Церковь воспевает спасённых блудников, разбойников, мытарей, хищников, — и мы со Святой Церковью молимся: «Господи, сопричти мя мытарю, разбойнику и блуднице». Вон какие спасаются! А ты какую ахинею взвалила на мою голову, будто не спасёшься» .
В целом, по учению Оптинских старцев, спасение души есть весьма нелёгкая задача. «Душу спасти — не лапоть сплести» , — замечает духовно опытный подвижник преподобный Лев Оптинский. «И сколько должно пролить пота, употребить трудов и претерпеть лишений, болезней, печалей и воздыханий для приобретения себе вечного покоя на небеси! А мы думаем, как и я, лежачи на боку, то есть с мягкой постели, и после роскошной жизни, да и в Царство Небесное!» , — говорит преподобный Антоний.
Говоря о пути ко спасению, немаловажным будет снова привести слова преподобного Варсонофия, который, исходя из своей жизни, говорит, что всё-таки «у всех людей, идущих ко спасению, жизнь располагается по одному плану, но пути, по которым они идут, бывают различны. Представьте себе круг: от разных точек окружности идут линии, которые все сходятся в одной точке у центра. Центр — это Христос, цель всякой души ищущей спасения. А радиусы — различные пути, которыми люди приходят ко Христу» . И именно поэтому, как замечает преподобный Макарий Оптинский, очень важно знать, что «святые отцы, прошедшие путь сей деятельно, оставили нам учение, как и нам идти путём сим, и показали нам различные образы противу каждого устроения нашего, могущии нам способствовать ко спасению» . Нам же остаётся, как говорит преподобный Никон Оптинский, опять и опять «терпеливо понуждать себя на всякую добродетель ради Господа, трезвенно следить за всеми чувствами, мыслями, делами, надо призывать на помощь Господа Бога, надо прийти во смирение и сознать, что своими делами, без Божественной помощи, человек ничего не успеет. И когда, наконец, уготовится сосуд души и тела человека, когда настроятся струны его псалтири во всяком смирении, терпении и благочестии…, тогда придёт время, и раздастся чудное пение, и польются прекрасные дивные звуки духовной жизни» .
В целом учение преподобных старцев Оптинских о цели жизни человеческой, можно выразить замечательными словами преподобного Амвросия: «Мы должны жить на земле так, как колесо вертится, — чуть только одной точкой касается земли, а остальными непременно стремится вверх, а мы как заляжем на землю, так и встать не можем» .
Человек, по учению преподобных старцев, рождается в вечность, то есть, уже тут, на земле, начинается его путь к Богу, начинается путь в Вечную Жизнь с Богом. Этот путь есть отрезок жизни человеческой, путь тяжёл и скорбный, но если человек «не оставляет Спасителя, цепляется за ризу Христову» , с «самопонуждением» стремится к нравственному совершенствованию и спасению, не оставляя Божественного учения Христова и изучение писаний святых отцов, Господь не оставит его, укрепит и сохранит Своею Благодатью и сподобит Царствия Небесного.

БИБЛИОГРАФИЯ

Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами и приложением. — М.: Российское Библейское Общество, 2005. — 1232 с.

1. Душеполезные поучения преподобных оптинских старцев. Т 2.- Свято-Введенская Оптина пустынь, 2006.

2. Дневник последнего старца Оптиной Пустыни иеромонаха Никона (Беляева). — С-Пб.: Сатис, 1994.

3. Преподобный Амвросий Оптинский. Полное собрание писем в трёх частях. — Успенско-Казанский монастырь, 2009.

4. Преподобный Варсонофий Оптинский. Беседы. Келейные записки. Духовные стихотворения. Воспоминания. Письма. «Венок на могилу Батюшки». — Свято-Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь, 2009.

5. Преподобный Антоний Оптинский. Наука о преданности воле Божией. — М.: Сретенский монастырь, 2009. Серия письма о духовной жизни.

6. Преподобный Варсонофий Оптинский, Духовное Наследие. — М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006.

7. Преподобный Макарий Оптинский. Слово на пользу вашу. — М.: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2006.

8. Преподобный Анатолий (Зерцалов). Следовать воле Божией. — М.: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2008.

9. Преподобный Амвросий Оптинский. Умудряйся и смиряйся. — М.: Сретенский монастырь, 2008.

10. Собрание писем Оптинского старца Амвросия. — М.: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2009.

11. Собрание писем Оптинского старца Иосифа. — Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2005.

12. Житие иеросхимонаха Льва Оптинского. М.: Свято-Введенская Оптина Пустынь, 1994.

Просмотрено: 59 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.