Праздник Покрова Богоматери

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

1 (7)14 октября — праздник Покрова Пресвятой Богородицы. Слово Покров – редкое. Я заглянул в иностранные словари, и оказалось, что перевести его на другие языки почти невозможно. Оно звучит и по английски Protection (защита), и по-немецки Obhut (попечение, покровительство), и даже на близком нам польском – Opieka (опека) очень буднично и прозаично1.

Но восточные славяне с давних пор полюбили этот праздник, и потому, наверное, вложили в его название ощущение особой теплоты и материнской ласки.

В честь Покрова строилось много соборов и церквей, больших и малых, богатых и скромных. Вспомним, хотя бы, строгий и величественный храм 12 века Покрова на Нерли около Владимира или изящный Покровский собор на Красной площади в Москве, известный еще как храм Василия Блаженного2. И до сих пор их немало в городах и селах Белоруссии, России и Украины.

Один из таких Покровских храмов я помню с детства. Он был превращен в склад, и стоял запущенный и угрюмый. На его центральном фронтоне когда-то была фреска. Там в окружении нескольких фигур стояла Богородица с покрывалом или, по церковному, омофором в руках. Со временем фреска поблекла и выцвела, фигуры уже не были видны, но омофор так и оставался целым, как бы взывая к совести людей: «Ну, зачем вы отказываетесь от Божией Матери? Разве вам так лучше?».

Омофором называлась риза Пречистой Девы, от греческих слов omos- плечо и fero- ношу, женский головной убор на Востоке, что-то вроде покрывала на голове и плечах3. Это — символ совершенства и славы Пречистой Девы. Ведь по верованию Церкви Она — первая человеческая личность, Которая вошла в совершенное единение с Богом и тем самым осуществила в Себе конечную цель, ради которой был создан мир4.

Известный на христианском Востоке богослов XIV века Григорий Палама (+1359) так описывает Её небесное достоинство:

Она стала бессмертной после смерти и Единственной, Кто с телом пребывает на небе вместе с Сыном и Богом, Средоточием и Источником всякого блага5. Она ушла из среды людей и вошла во Святая Святых, а затем снова вернулась к людям и открыла источник освящения, чтобы все могли участвовать в нем6. Она переступила грань времени, отделяющую нас от будущего века. Поэтому, свободная от условий времени Дева Мария стала Основанием тех, кто был прежде Неё, Предводительницей тех, которые после Неё. Она — Подательница вечных благ, Основание пророков, Начало апостолов, Утверждение мучеников, Она слава — живущих на земле и Радость пребывающих на небе. Она Красота всего творения, Верх и Совершенство всего святого7.

Но праздников не создают даже самые блестящие проповедники. Нужно какое-то церковное событие, которое дало бы ему начало. Так было и с Покровом.

В 910 году при императоре Льве 6-м Мудром (+912) на Константинополь напали арабы. Война с ними велась уже несколько веков, и была крайне напряженной и изнурительной. Но так близко к сердцу империи ромеев они подходили редко. Опасность была смертельной, и оставалось одно средство — защита Пречистой Девы. В храме Богородицы в квартале Влахерны у бухты Золотой рог толпы народа вместе с императором молились целую ночь. И вот под утро известный в городе юродивый Андрей8 увидел Пресвятую Деву, стоящую на воздухе и покрывающую людей своим омофором. Андрей, не веря своим глазам, с изумлением спросил своего ученика Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу всех, молящуюся обо всем мире?»

Епифаний только и смог сказать: «Вижу, отец, и ужасаюсь!»9.

Молва об этом событии разнеслась по всему городу, люди воодушевились, и арабы, наткнувшись на отчаянное сопротивление, ушли от стен города.

Интересно, что греки праздника Покрова не знают. Он появился на Руси, и возможно, уже в домонгольское время. Наш известный церковный историк академик Евгений Голубинский (+1912) высказывал такое предположение. На Руси строилось немало храмов в честь Константинопольской Влахернской Церкви. Так как видение произошло именно в этой церкви, то кто-нибудь из основателей или настоятелей таких храмов пришел к мысли установить в память видения праздник. Он был сначала местным, но скоро сделался общим, потому что нельзя было не сочувствовать его идеи и цели — прославлять покров Божией Матери и молиться о нем10. Во всяком случае, со второй половины 13 века его уже находят в русских календарях.

Есть у праздника Покрова и духовный смысл, и вот он — то касается каждого из нас.

Пресвятая Богородица как Мать покрывает каждого человека, все для Нее сыновья и дочери. Причем не только верующего, но строптивого, как бы далеко от Бога он не ушел. Надо только почувствовать, как Она нужна мне в моей, да, именно в моей жизни, и обязательно ощутишь Её помощь.

Ну, а в сам праздник хорошо было бы хотя бы вздохнуть к Ней словами из церковной молитвы: «Покрой нас Своим покровом и избави нас от всякого зла!»

Примечания:

1. Protection 1) защита, ограждение; 2) предохранение; 3) прикрытие; 4) покровительство; охрана; охранение; 5) охранная грамота; пропуск; паспорт (Миллер В. К. Англо-русский словарь. М., 1971. С. 601). Obhut присмотр, попечение. Jdn in (unter) seine Obhut nehmen присматривать, смотреть за кем-то; jdm jdn (etw) in Obhut geben оставлять кому-либо кого-либо, что-либо для присмотра; sich jdns Obhut anvertrauen довериться чьему-то попечению; in vaeterlicher (muetterlicher) Obhut под присмотром отца (матери); die Kinder sind dort in guter Obhut за детьми там хороший уход (Langenscheidts Grosswoerterbuch. Deutsch-Russisch. Band 2. Berlin – Muenchen – Wien – Zuerich – New-York, 2001. S. 209). Opieka забота, опека, попечение otoczyc opieka брать на себя опеку; uwolnic sie od opieki освободиться от опеки; opieka spoleczna социальное обеспечение; nad matka i dzieckiem охрана материнства; wyznaczyc opieke учредить опеку; sprawowac opieke осуществлять опеку; zostawic na opiece boskiej оставить на произвол судьбы (Гессен Д. – Стыпула Р. Большой польско-русский словарь. Москва – Варшава, 1967. С. 610).

2. «Первоначально здесь была построена каменная церковь Св. Троицы, называвшаяся «Троицкой, что на рву», потому что через всю площадь вдоль Кремлевской стены шел глубокий и широкий ров, засыпанный только в 1813 г. У этой каменной церкви был погребен скончавшийся 2 августа 1552 г. Блаженный Василий, Христа ради юродивый. Собор возник как памятник победам во время войны за покорение Казанского и Астраханского царств в 1552-1554 гг. В процессе военных действий после каждой значительной победы около стоявшей на том месте белокаменной церкви Троицы возводилась небольшая деревянная церковь во имя того святого, память которого отмечалась в день победы. Таким образом, к окончанию войны на одной площадке оказалось восемь церквей. Участок, где ставились памятные рамы, был выбран не случайно. Здесь, на укрепленной высотке, в древности защищавшей стык Китай-города и Кремля и переправу через Москву –реку, близ Лобного места, находился центр московского Торга. После победы Иван Четвертый задумал соорудить памятник этому событию уже в долговечном материале и распорядился поставить вместо деревянных церквей каменные. Но приглашенные царем мастера – Барма и Постник Яковлев (существует гипотеза, что эо одно и то же лицо: Иван Яковлевич Барма) скомпоновали на одном основании влсемь столпообразных храмов, симметрично размещенных вокруг девятого, увенчанного шатром столпа – самого высокого и сложного в архитектурном оформлении. Центральный храм был посвящен Покрову Богоматери, отмечавшемуся первого октября, когда были взорваны стены Казани и город был взят приступом. Строительство велось с 1555 по 1561 год. Здание возвели из кирпича – в ту пору еще сравнительно нового материала (из белого камня были выполнены фундаменты, цоколь и некоторые элементы декора). Строители, желая подчеркнуть, что здание кирпичное, расписали его сверху донизу «под кирпич». Вплоть до конца 16-го века собор был самым высоким зданием в Москве (свыше 60 метров) и с момента возведения сделался популярнейшим храмом города (Звонарев Семен. Сорок Сороков. Альбом – Указатель всех московских церквей в четырех томах. Т. 2. Центр Москвы. Париж: YMCA – PRESS, 1988. С. 12).

3. Особенность же этого праздника в том, что в его образах поведана нам некая вероучительная истина, которая в других празднованиях не содержится. Этот день есть явление её покрова, который есть как бы первосвященнический её омофор. Он осеняет её главу, а Она им осеняет весь мир …Это явление омофора Богоматери не свидетельствует ли собою о неком её первосвященстве? Она его разделяет с Самим великим Сыном своим, Который со Своею жертвенною кровью вошел во святилище небесное, принося в жертву Самого Себя. Но если так, то что же может означать первосвященство Богоматери? Как приносит она свою собственную жертву вместе и рядом со Христом? Очевидно, она не есть жертва крови, подобная приносимой её Сыном, но жертва слез. Пресвятая остается в мире, стоя у креста и тогда, когда Сын испускает дух, «приобретая кровью Своей вечное искупление (Евр. 9, 12).

Но о Матери Его должно сказать, что она соучаствует в Его гефсиманской и крестной скорби, когда «орудие пронзает душу её» (Лк. 11, 35). Она жертвенной любовью приемлет крестную страсть Сына как вольную, в послушании Сыну, вместе с которым она во смирении своем согласна воле Отца. В её лице, вместе с Богочеловечеством, со-страждет и со- искупается всё человечество, которое воспринято от неё Христом. Она не только невольно участвует в жертве Христовой, к тому обреченная, но и вольно себя к этому определяет, в приятии путей Его. И когда из пронзенного ребра истекает Его кровь, она исходит кровавыми слезами. Её присутствие на Голгофе, стояние у креста Его не есть лишь случайное совпадение, которого могло бы и не произойти, но оно необходимо для полноты жертвы, и Он не мог оставаться на кресте одним и одиноким, лишь посреди двух разбойников, будучи оставлен и Матерью, давшей Ему свое человечество. И если Пречистая рекла благовествовавшему её ангелу: «Се раба Господня, да будет мне по глаголу твоему», то это сказано было не только на тот час, но и всё время Боговоплощения: не только о богозачатии, но и смерти от неё вочеловечившегося Бога.

И чин Богоматери тем самым становится чином первосвященническим, хотя и не свою жертву приносящим, но Его жертву, однако себя в ней с Ним соприносящим. И по силе этого первосвященнического её служения она вместе с Сыном, и следуя Ему, облачается омофором по чину Мельхиседекову, который в себя включает не только первосвященство Христово, но и Богоматери.

Но Великий Священник с жертвою Своею восходит со креста на небеса со славою, чтобы воссесть там одесную Отца. И эта первосвященническая слава Его сообщается и её, ибо и она по успении своем восходит на небеса во славе, каковою и сияет её омофор, небесной первосвященницы. Она и «во успении мира не оставила», но совершает свое предстательство о нас на небесах, принося там жертву своей любви материнской к грешному и страждущему человечеству, молитву и слезы о мире. Она осеняет его своим омофором, дает ему не материнское только, но первосвященническое благословение» (Булгаков Сергий, протоиерей. Покров Богородицы. Слова. Поучения. Беседы. Париж, 1987. С. 52-53).

В церкви омофором называют часть облачения православного епископа:

«Наконец, архиерей надевает омофор, который, облегая плечи, знаменует спасение и воззвание заблудшей овцы – нас людей, коих и образ принял Спаситель, в котором и пострадал, и спас ас крестом. Поэтому- то и делается омофор из шерсти, и имеет спереди и сзади и на груди крестообразно четыре креста, напоминающих распятие. Облаченный таким образом архиерей стоит и благословляет служивших ему» (Блаженный Симеон, архиепископ Фессалоникийский. Сочинения. СПб.: Репринт, 1856. С. 101-102)

4. Лосский В. Н. Мистическое богословие. Богословские труды № 8. М., 1972. С. 101-102.

5. Святитель Григорий Палама. Беседы. Т. 2. Омилия 37. Монреаль, 1975. С. 116-117.

6. Григорий Палама, святитель. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии и об Ея богоподобном образе жизни в оном месте. Указ. соч. Т. 3. Монреаль, 1984. С. 104.

7. Там же. С. 109.

8. Юродивый, др-русск. юродив, начиная с 14-го в., до этого уродив. Согласно Соболевскому, связано с ст. –слав. урод (гр. eperefanos)» « (Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 4. М., 1987. С. 534)

«Юродивый, безумный, божевольный, дурачок, от роду сумасшедший; народ считает юродивых Божиими людьми, находя в их поступках глубокий смысл, даже предчувствие или предведение; церквовь же пизнает и юродивых Христа ради, принявших а себя смиренную личину юродства» (Даль Владимир. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 4. Под редакцией проф. И. А. Бодуэна де Куртенэ. СПб. – М., б. г. С. 1550).

«Юродивый – (mor`os) – глупый (Мф. 25, 2); (sal`os), юродивый. Христа ради юродивый – человек, избравший особенный путь спасения, по совету ап. Павла ( 1Кор. 3, 18), — представляющийся безумным по аружным поступкам, а на самом деле исполненный истинной мудрости» (Дьяченко Григорий, священник. Полный церковно-славянский словарь. М., 1899. С. 845) .

Наиболее полное объяснение этимологии этого термина дает иеромонах Алексий (Кузнецов):

«…Древнее общее название св. юродивых есть «оурод», перешедшее затем в «юрод». Юрод =jurod’ъ =I+ rod’ъ. Частица u соответствует санскритскому ava, латинскому au. Если сравнить санскритское ava + pat – низвергаться и ava + jna –мало ценить с латинскими словами aufero и aufugio и с славянским словом ubezat’, то смысл частицы iu (оу и ю) будет означать всё то, что мало ценится, чего можно не знать, от чего можно убегать.

Значит, частица оу (древний большой юс) означает – отделенность, отход от чего – нибудь. Rod’; санскритское rudh – подниматься, расти. Следовательно, «юрод» будет означать нечто такое выросшее, поднявшееся, но что слишком малоценно, чтобы на него обращать внимание.

Характерным определением слова «юрод», понимаемое в указанном смысле, служит славянское «отребье мира»: «якоже отреби миру быхом» (1Кор. 4, 13), (perik`atharma), говорит св. апостол Павел, выражая этим ту мысль, что апостолы ничем не отличаются от того, что в домах выбрасывается из дома на двор, а потом и со двора…На основании этих соображений можно заключить, что «юродивый» — это есть отверженный миром, обществом. Сравнивая же слово «урод» с словом «выродок» мы получим еще подтверждение высказанному соображению о смысле слова «юродивый»; «выродок» будет означать человека, выкинутого, выброшенного из рода, отверженного родом» (Алексий (Кузнецов), иеромонах. Юродство и столпничество. М., 2000. С. 59-60).

«Юродство о Христе – один из самых труднейших и великих подвигов христианского благочестия, какие из любви к Богу и ближним принимали на себя особенные ревнители благочестия. Юродство Христа ради составляет столь редкий, столь трудный и вместе с тем столь высокий христианский подвиг, на который Господом только особенные избранники и избранницы, сильные телом и духом. Эти славные подвижники, одушевляемые горячею ревностью и пламенною любовью к Богу, добровольно отказывались не только от всех удобств и благ жизни земной, от всех выгод жизни общественной; от родства самого близкого и кровного, но даже отрекались, при полном внутреннем самосознании, — от самого главного от отличия человека в ряду земных существ – от обычного употребления разума, добровольно принимая на себя вид безумного, а иногда и нравственно падшего человека, не знающего ни приличия, ни чувства стыда, дозволяющего себе иногда соблазнительные действия. Лишенные, по — видимому, простого – здравого смысла человеческого, отрешившись от общепринятых обычаев мира и правил общественного благоприличия, они под личиною юродства нередко совершали такие гражданские подвиги, а которые не решались люди, мнящиеся быть мудрыми (1 Кор. 3, 18), из страха ли то перед сильными мира сего, или из житейских расчетов и соображений… Непрестанно возводя очи ума и сердца к Богу, постоянно оря духом перед Ним, эти подвижники, подобно древним пророкам, не стеснялись говорить правду в глаза сильных мира сего; они своими словами или необыкновенными поступками, то грозно обличали и подобно молнии поражали людей могучих и сильных, но несправедливых и забывающих правду Божию., — то подобно весеннему благотворному солнцу радовали и утешали людей благочестивых и богобоязненных. Юродивые нередко вращались среди самых порочных членов общества, среди людей, погибших в общественном мнении, с целью исправить их и спасти; и многих из таких отверженных возвращали на путь истины и добра. Имея дар предсказывать будущее, они молитвами своими нередко избавляли сограждан от грозивших им бедствий, е раз отвращали гнев Божий от своих современников, у которых были большей частью в поношении и презрении» (Ковалевский Иоанн, священник. Юродство о Христе и Христа ради юродивые Восточной и Русской Церкви. М.: Репринт, 1902. С. 2-3).

Эта идея юродства хорошо раскрыта в житии преподобного Христа ради юродивого (день памяти 3 августа):

«Я здесь (в келье у Мертвого моря – В. Б.) – говорит преп. Симеон о своем решении юродствовать спостнику Иоанну, — более не останусь, но по силе Христовой иду и поглумлюсь над миром» «Прилежно он молился Богу, — продолжает житие, — чтобы Господь скрыл дела его перед людьми, пока не преставится из здешнего мира, чтобы тем избежать пустой славы и гордости, которая погубила и низвергла даже ангелов с неба, но пусть все принимают его за безумного и несмысленного и да получит просимое. Господь слушает молитвы истиных рабов своих и внимает прошению их» (Жития святых. Июль. М.: Репринт, 1910. С. 476, 478).

9. Жития святых. Октябрь. М., 1904. С. 5-6.

10. Голубинский Е. История Русской Церкви. Т. 1, вторая половина. М., 1904. С. 401-403.

Просмотрено: 13 раз.

Рекомендуем

В преддверии начала учебного года в Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

По итогам обсуждения участники заседания приняли решения относительно дальнейшего совершенствования учебной, воспитательной и научной работы, ежегодного проведения внутривузовской студенческой конференции и учреждения научного журнала семинарии.

В Минской духовной семинарии произошли новые кадровые назначения

Произошедшие назначения обусловлены потребностью продолжения реформирования подходов к образовательной деятельности и воспитательной работе.