Выбор жениха и невесты

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

В прошлой беседе мы затронули интересную и достаточно деликатную тему добрачных отношений будущих жениха и невесты. При её обсуждении всегда появляется много вопросов, но все они сводятся к одному: какие препятствия существуют в Церкви для заключения брака и на что надо обращать внимание при выборе супруга или супруги?

Приведу забавный случай из церковной жизни.

К молодому и еще неопытному священнику пришла венчаться пара с разницей в возрасте лет в тридцать. Он смутился и не знал, что им сказать, но так, чтобы их не обидеть и внушить воздержаться от такого брака. В растерянности он спросил у старого прислужника: « Какие слова из Писания ты бы им привел, чтобы хоть слово Божие подействовало на них». Прислужник тут же выпалил: «Отче, прости им, ибо они не знают, что делают». (Лук. 23, 34)1.

В этом бесхитростном совете старого церковного служки – много мудрости. Есть нормы брака, человеческие и религиозные, нарушение которых заканчивается большой бедой и жизненной драмой. Давайте откроем книгу церковных правил и прокомментируем хотя бы некоторые наиболее важные из них2.

Случай, о котором мы начали говорить, наиболее вопиющий. Брак отживающего век старика и молодой девицы совершенно ненормален, и даже опасен. Знаменитый оптинский старец Макарий (+1860) , писал одной даме, воспылавшей страстной любовью к мужчине младше ее:

«Ты старше его шестью годами, и это неравенство много может впоследствии причинить скорбного для вас обоих. В мужском поле возраст нимало не вредит, а в женском поле причиняет большой вред. И притом вижу, что ты увлеклась к нему страстной любовью; говоришь, что и он взаимно питает к тебе страсть. Из многих опытов видно, что кто по страсти вступает в супружество, то не бывает счастья. Страсти остынут, и любовь исчезнет. Надо избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвой ко Господу, чтобы жизнь провести в мире, согласии и любви, для семейного счастья и общественной пользы»2.

Нежелательной считается и разница в образовании и воспитании. Этот фактор часто становится причиной напряженности в семье. Супруг, более образованный и лучше воспитанный, не будет находить удовлетворения в союзе с необразованной и грубой супругой, и наоборот. А это значит, что между женой и мужем нет того, что должен представлять собой брак – взаимопонимания и общности, а отсюда недалеко до разочарования и неверности.

Не разрешаются и браки в близком родстве. Причина вот в чем: между родственниками существуют уже определенные генетические и нравственные отношения, и они осквернялись бы и разрушались новыми отношениями, завязанными в браке.

Но главное, здесь нарушается данная Богом норма жизни — заповедь, запрещающая кровосмешение, и потому –это тяжкий грех( 1. Кор. 5, 1-5). Нарушение нравственных законов вредно сказывается и на физической природе. Браки в близком родстве имеют пагубные последствия для потомства и для самих супругов: частое бесплодие, больные дети, вырождение в форме тупоумия, кретинизма, глухоты, слабости физических и психических сил и т. д.

Не желательны также браки между людьми, находящимися в так называемом духовном родстве. Например, восприемникам (кумовья), не следует вступать в брак с матерью детей, которых они крестили, если она стала вдовой.

Опасно соблазняться и достатком будущей невесты или будущего жениха. Это – старое заблуждение, которое критиковали уже в древности.

«Кто взял богатую жену, — возмущался святитель Иоанн Златоуст, — тот взял себе более госпожу, чем жену. Если жены и без того бывают исполнены гордости и склонны к честолюбию, то, когда и то будет им прибавлено, как они могут быть сносными для супругов? А кто взял жену равную по состоянию или беднейшую, тот взял себе помощницу и сотрудницу, внес в дом все блага, потому что нужда и бедность располагают её беречь своего мужа и во всем слушаться его…и устраняет всякий повод к несогласию, вражде, гордости и оскорблению, а, напротив, делается союзом мира, единодушия, любви и согласия»3.

Нередко молодые люди соблазняются только наружностью, ищут телесной красоты и обращают мало внимания на внутренние душевные качества, воспитание, религиозность, и за это потом горько расплачиваются (александр Свирелин С. — 174.

В своем увлечении они забывают очевидную вещь — красота обманчива скоро проходит. Многие из красивых женщин и мужчин бывают своевольны, завистливы, пусты и легкомысленны.

Тот же Иоанн Златоуст с иронией говорит о внешности:

« Телесная красота, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать двадцать или тридцать дней, пусть даже год, а далее не будет иметь силы, от привычки это диво теряет свою прелесть. А то, что вследствие красоты бывает дурного, остается навсегда: тщеславие, высокомерие, дерзость… Эти дурные качества уничтожают всю любовь. Те же, которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени, и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь.. Когда между ними существует искренняя дружба, исключается всякого рода блудодеяние4.

И очень хорошо сказал один старец, желая утешить молодого монаха, удрученного своим уродством: «Уродство имеет великое преимущество перед красотой: оно постоянно»5.

Большую помощь в выборе будущего спутника или спутницы жизни могут оказать и родители. Однако они не могут навязывать детям своих решений, а вправе давать только советы. Выбор делают сами молодые люди.

Ну, и, наконец, самое главное. В христианской среде есть такое правило. О хорошем женихе или хорошей невесте надо молиться Богу, или как говорят в Церкви, его или её надо вымолить. Христиане верят, что добрый брак невозможен без помощи Божией.

«Добрым супружеством, — учит епископ Феофан Затворник, — благословляет Бог. Потому будь благочестив, предан Богу, уповая молись, чтобы Он Сам послал тебе другую половину, Ему угодную и спасительную тебе. Ища супружеского союза, не предполагай дурных целей: будь-то страстное блаженство, или корысть, или тщеславие, но одну цель, которую определил Бог – взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Бога и благо других. Когда нашел, приими как дар Божий, с благодарностью Богу, с любовью и почтением к этому дару»6.

К этим словам известного учителя благочестия, как называли его современники, трудно что-то добавить. Лучше над ними поразмышлять и принять их в сердце7.

Примечания:

1. Zarty nieposwiecone. Pozbieral i opowiedzial ks. Jan Kracik. Krakow, 1993. S. 91.

2. Церковные правила традиционно помещаются канонических сборниках, к которым обычно прилагаются краткие или более обширные толкования авторитетных церковных комментаторов и известных специалистов в области канонического права 19-20 вв. Назовем некоторые их них:

Властарь Матфей, иеромонах. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах или Алфавитная синтагма. М., 1996.

Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских м поместных м святых отец. С пояснительными примечаниями, составленными протопресвитером Георгием Граббе. Часть 1 Монреаль, 1971.

Часть 2 – 3. Монреаль, 1974.

3. Иеросхимонах Макарий. Собрание писем. Письмо 199. М., 1862. Репринт. С. 384.

4. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 3. Книга первая. С П б., 1897. Репринт. С. 230 –231).

5. Там же. С. 232.

6. Св. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 490).

7. Отцы пустынники смеются. М., 1996. С. 67.

8. В дополнение к высказанным в этой беседе доводам очень рекомендую прочитать уже упомянутую книгу священника Илии Шугаева. С.23- 46.

Просмотрено: 68 раз.

Рекомендуем

В церковно-археологический музей Минской духовной семинарии переданы новые экспонаты

Благодаря щедрому пожертвованию протоиерея Георгия Латушко и протоиерея Вадима Петлицкого семинарская музейная коллекция обогатилась дарохранительницей, литыми иконами, подсвечниками и коллекцией металлопластики XIX ст.

Архиепископ Новогрудский Гурий завершил свои труды на посту ректора Минской духовной семинарии

Исполняющим обязанности ректора Минской духовной семинарии назначен Александр Валерьевич Слесарев, проректор по научной работе Минских духовных академии и семинарии.