Выбор жениха и невесты

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

В прошлой беседе мы затронули интересную и достаточно деликатную тему добрачных отношений будущих жениха и невесты. При её обсуждении всегда появляется много вопросов, но все они сводятся к одному: какие препятствия существуют в Церкви для заключения брака и на что надо обращать внимание при выборе супруга или супруги?

Приведу забавный случай из церковной жизни.

К молодому и еще неопытному священнику пришла венчаться пара с разницей в возрасте лет в тридцать. Он смутился и не знал, что им сказать, но так, чтобы их не обидеть и внушить воздержаться от такого брака. В растерянности он спросил у старого прислужника: « Какие слова из Писания ты бы им привел, чтобы хоть слово Божие подействовало на них». Прислужник тут же выпалил: «Отче, прости им, ибо они не знают, что делают». (Лук. 23, 34)1.

В этом бесхитростном совете старого церковного служки – много мудрости. Есть нормы брака, человеческие и религиозные, нарушение которых заканчивается большой бедой и жизненной драмой. Давайте откроем книгу церковных правил и прокомментируем хотя бы некоторые наиболее важные из них2.

Случай, о котором мы начали говорить, наиболее вопиющий. Брак отживающего век старика и молодой девицы совершенно ненормален, и даже опасен. Знаменитый оптинский старец Макарий (+1860) , писал одной даме, воспылавшей страстной любовью к мужчине младше ее:

«Ты старше его шестью годами, и это неравенство много может впоследствии причинить скорбного для вас обоих. В мужском поле возраст нимало не вредит, а в женском поле причиняет большой вред. И притом вижу, что ты увлеклась к нему страстной любовью; говоришь, что и он взаимно питает к тебе страсть. Из многих опытов видно, что кто по страсти вступает в супружество, то не бывает счастья. Страсти остынут, и любовь исчезнет. Надо избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвой ко Господу, чтобы жизнь провести в мире, согласии и любви, для семейного счастья и общественной пользы»2.

Нежелательной считается и разница в образовании и воспитании. Этот фактор часто становится причиной напряженности в семье. Супруг, более образованный и лучше воспитанный, не будет находить удовлетворения в союзе с необразованной и грубой супругой, и наоборот. А это значит, что между женой и мужем нет того, что должен представлять собой брак – взаимопонимания и общности, а отсюда недалеко до разочарования и неверности.

Не разрешаются и браки в близком родстве. Причина вот в чем: между родственниками существуют уже определенные генетические и нравственные отношения, и они осквернялись бы и разрушались новыми отношениями, завязанными в браке.

Но главное, здесь нарушается данная Богом норма жизни — заповедь, запрещающая кровосмешение, и потому –это тяжкий грех( 1. Кор. 5, 1-5). Нарушение нравственных законов вредно сказывается и на физической природе. Браки в близком родстве имеют пагубные последствия для потомства и для самих супругов: частое бесплодие, больные дети, вырождение в форме тупоумия, кретинизма, глухоты, слабости физических и психических сил и т. д.

Не желательны также браки между людьми, находящимися в так называемом духовном родстве. Например, восприемникам (кумовья), не следует вступать в брак с матерью детей, которых они крестили, если она стала вдовой.

Опасно соблазняться и достатком будущей невесты или будущего жениха. Это – старое заблуждение, которое критиковали уже в древности.

«Кто взял богатую жену, — возмущался святитель Иоанн Златоуст, — тот взял себе более госпожу, чем жену. Если жены и без того бывают исполнены гордости и склонны к честолюбию, то, когда и то будет им прибавлено, как они могут быть сносными для супругов? А кто взял жену равную по состоянию или беднейшую, тот взял себе помощницу и сотрудницу, внес в дом все блага, потому что нужда и бедность располагают её беречь своего мужа и во всем слушаться его…и устраняет всякий повод к несогласию, вражде, гордости и оскорблению, а, напротив, делается союзом мира, единодушия, любви и согласия»3.

Нередко молодые люди соблазняются только наружностью, ищут телесной красоты и обращают мало внимания на внутренние душевные качества, воспитание, религиозность, и за это потом горько расплачиваются (александр Свирелин С. — 174.

В своем увлечении они забывают очевидную вещь — красота обманчива скоро проходит. Многие из красивых женщин и мужчин бывают своевольны, завистливы, пусты и легкомысленны.

Тот же Иоанн Златоуст с иронией говорит о внешности:

« Телесная красота, не соединенная с душевной добродетелью, может увлекать двадцать или тридцать дней, пусть даже год, а далее не будет иметь силы, от привычки это диво теряет свою прелесть. А то, что вследствие красоты бывает дурного, остается навсегда: тщеславие, высокомерие, дерзость… Эти дурные качества уничтожают всю любовь. Те же, которые блистают красотою душевною, чем больше проходит времени, и чем больше они обнаруживают свое благородство, тем сильнее делают привязанность в своих мужьях и более воспламеняют их любовь.. Когда между ними существует искренняя дружба, исключается всякого рода блудодеяние4.

И очень хорошо сказал один старец, желая утешить молодого монаха, удрученного своим уродством: «Уродство имеет великое преимущество перед красотой: оно постоянно»5.

Большую помощь в выборе будущего спутника или спутницы жизни могут оказать и родители. Однако они не могут навязывать детям своих решений, а вправе давать только советы. Выбор делают сами молодые люди.

Ну, и, наконец, самое главное. В христианской среде есть такое правило. О хорошем женихе или хорошей невесте надо молиться Богу, или как говорят в Церкви, его или её надо вымолить. Христиане верят, что добрый брак невозможен без помощи Божией.

«Добрым супружеством, — учит епископ Феофан Затворник, — благословляет Бог. Потому будь благочестив, предан Богу, уповая молись, чтобы Он Сам послал тебе другую половину, Ему угодную и спасительную тебе. Ища супружеского союза, не предполагай дурных целей: будь-то страстное блаженство, или корысть, или тщеславие, но одну цель, которую определил Бог – взаимную помощь во временной жизни ради вечной, во славу Бога и благо других. Когда нашел, приими как дар Божий, с благодарностью Богу, с любовью и почтением к этому дару»6.

К этим словам известного учителя благочестия, как называли его современники, трудно что-то добавить. Лучше над ними поразмышлять и принять их в сердце7.

Примечания:

1. Zarty nieposwiecone. Pozbieral i opowiedzial ks. Jan Kracik. Krakow, 1993. S. 91.

2. Церковные правила традиционно помещаются канонических сборниках, к которым обычно прилагаются краткие или более обширные толкования авторитетных церковных комментаторов и известных специалистов в области канонического права 19-20 вв. Назовем некоторые их них:

Властарь Матфей, иеромонах. Собрание по алфавитному порядку всех предметов, содержащихся в священных и божественных канонах или Алфавитная синтагма. М., 1996.

Книга правил святых апостол, святых соборов вселенских м поместных м святых отец. С пояснительными примечаниями, составленными протопресвитером Георгием Граббе. Часть 1 Монреаль, 1971.

Часть 2 – 3. Монреаль, 1974.

3. Иеросхимонах Макарий. Собрание писем. Письмо 199. М., 1862. Репринт. С. 384.

4. Св. Иоанн Златоуст. Творения, т. 3. Книга первая. С П б., 1897. Репринт. С. 230 –231).

5. Там же. С. 232.

6. Св. Феофан. Начертание христианского нравоучения. С. 490).

7. Отцы пустынники смеются. М., 1996. С. 67.

8. В дополнение к высказанным в этой беседе доводам очень рекомендую прочитать уже упомянутую книгу священника Илии Шугаева. С.23- 46.

Просмотрено: 64 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.