Праздник Крещения Господня.

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

19-го января — Праздник Богоявления или Крещения Господня. Он широко известен у нас уже хотя бы потому, что в этот день совершается освящение воды. Около храмов выстраиваются длинные очереди людей с банками, бутылками, канистрами. Эта вода считается в народе целебной, и все хотят ее иметь.

В его основе лежит событие, о котором рассказывают все четыре Евангелия — Крещение Христа на реке Иордан1. Перед началом Своего служения Иисус из Назарета пришел креститься на Иордан к Иоанну. А около того уже собирались толпы людей со всей Иудеи, потому что стало известно, что из иудейской пустыни вышел святой человек, который проповедью напоминал пророка Исаию, а жизнью пророка Илию. Вот как говорит об этом Евангелие от Матфея:

«Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надо креститься от Тебя и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И крестившись Иисус тотчас вышел из воды, и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором мое благоволение» (Мф. 13-17)2.

Иисус таинственно помазуется Духом Святым, и с этого времени получает имя Христос – помазанник3. Макс Фасмер, автор 4-томного этимологического словаря русского языка, предполагает, что славянское krьstъ (крест) – старое заимствование из древневерхненемецкого Кrist, Christ – Христоc. У славян его значение изменилось и стало означать Крещение, т.е. обращение ко Христу. Кстати, в других славянских языках это слово так и осталось в первоначальной форме: чешское Кrest, польское Chrzest4.

Бурное течение Иордана позволяет крестить только у брода. А это была Вифавара, в переводе — место брода, тихая заводь на восточном берегу Иордана к востоку от Иерихона, которую до сих пор показывают как место Крещения Господня5.

Но почему так важно это событие на Иордане? Известный богослов протоиерей Сергий Булгаков (+1944) говорит так:

«…Крещение явилось как бы Пятидесятницей для Господа, сошествием Святого Духа на Богочеловека, и предварило общую Пятидесятницу мира, ниспослание Святого духа на апостолов и в их лице на всю Церковь. После Крещения Господь сделался совершенным Мессией, Христом Божиим, Который прямо относит к Себе пророчество Исаии: «Дух Господень на Мне» (Лук. 4, 18) . Его Тело стало тем самым Телом и Кровью Христовыми, к Которым Он и приобщил Своих учеников на Тайной вечери. Здесь совершилось как бы окончательное преложение человеческого существа в совершенное Богочеловечество…

Богочеловек крестился для того, чтобы в Нем и с Ним крестилось все человечество. В Крещении Господнем таился и образ Его спасительной смерти и пребывания во гробе. Являя Себя миру, Господь явил и образ нашего спасения Своей смертью и Своим воскресением …»6.

Но происходит еще и надмирное чудо — явление Святой Троицы. Бога Отец и Бог Дух Святой открывают Божество Иисуса из Назарета. Миру является Сын Божий, Спаситель людей7.

Праздник этот называется еще и просвещением, праздником светов, потому что в древности в его сочельник крестили оглашенных, и вся церковь сияла тогда светом многих светильников, символизирующих свет познания Бога истинного.

Богоявление – один из древнейших христианских праздников. Самое раннее письменное свидетельство о нем находится в актах мученика Филиппа, епископа города Гераклеи (+304) Он напоминал своей пастве о приближении праздника и призывал их к особой стойкости в гонениях.

Сохранились воспоминания писателя Аммиана Марцелина (4 –й век) о праздновании Богоявления в Галлии в 360 году. Долгое время праздники Рождества и Крещения Господня соединялись вместе. Этот обычай сохранялся в Испании до конца 4 века, а в Египте даже и в пятом.

А Армянская Церковь и до сих пор празднует их вместе8. Интересно, что государственная власть в византийской империи придавала этому празднику особое значение.

Кодекс императора Юстиниана (+565) запрещал в этот день общественные игры, увеселения и зрелища для «беспрепятственного упражнения в делах благочестия»9.

Ну и, наконец, несколько слов об освящении воды и её духовном смысле. Тут, действительно, совершается чудо. Освящение вод силою и действием благодатной божественной силы – потрясающее тайнодействие, которое пронизывает всю водную стихию. Когда крест погружается в воду и произносятся молитвы, то водная стихия содрогается, хотя мы и не видим этого движения. Но для нужды человека берется на освящение только малая её часть, и она становится духоносной, святой водой, или, как говорят в Церкви, великой агиасмой.

Но это не всё! Оказывается, освящение вод – таинственно предваряет жизнь будущего века, когда Бог будет всё во всём. Она – символ, прообраз духовной стихии нового неба и новой земли, царства будущего века, преображенного и претворенного. И через неё мы можем уже теперь ощутить его реальность10.

Вот видите, какой многоплановый и содержательный этот праздник. И я буду очень доволен, если мои разъяснения помогут вам, если вы будете в церкви, лучше почувствовать его пафос и логику.

Примечания:

1. Иордан («спускающийся с Дана» — возвышенности этого имени) – главная и, можно сказать, единственная река Палестины, протекающая с севера на юг почти в прямом направлении и разделяющая страну на две части, — восточную и западную. Иордан образуется из трех потоков. Самый северный и, вместе с тем, западный – Хасбани берет начало в горной долине «Вади – ет-тейм», лежащей при западной подошве Ермона, около местности Хасбея. Орошая плодоносную, богатую масличными деревьями долину, он достигает восточной подошвы северо-галилейского горного хребта. Здесь совершенно изолированно лежит вулканическая возвышенность «Телль-ель Кади» (холм Судей, библейский Дан – Суд. 18, 7, 29; И. Нав. 19, 47), из которой вытекает средний, самый короткий, но наиболее многоводный исток Иордана – «малый Иордан», как называл его Иосиф Флавий, современный Дан. Средний, самый восточный – поток Баниас вытекает близ селения Баниаса (новозаветная Кесария Филиппова) из грота, прорытого в скале. В противоположность двум первым он отличается чистотой и необыкновенной прозрачностю воды. В прилегающей к озеру Мером болотистой местности «Ард – ель-Хуле» Дан и Баниас сливаются в одну реку; на расстоянии полчаса ходьбы от этого места в ним присоединяется Хасбани, и все три в дальнейшем течении образуют озеро Мером (И. Нав. 11, 5, 7), современное «Бар-ель-Хуле». По выходе из него Иордан вступает в узкую, так резко понижающуюся по направлению к югу равнину, что, в то время как озеро Мером лежит на 83 метра над уровнем моря, Генисаретское озеро расположено на 191 метр ниже его. Течение Иордана в этой местности отличается необыкновенной быстротой. И только со вступлением в плодоносную, прилегающую к Генисаретскому озеру, равнину, быстрое течение сменяется тихим извилистым. Генисретским озером кончается верхнее течение Иордана. Среднее и нижнее лежит между этим озером и Мертвым Морем на расстоянии 170 км, а всего с севера на юг около 410 км. Перед впадением в Мертвое море Иордан разделяется на два рукава, а в Мертвом море совершенно исчезает.

Имя Иордана упоминается во многих библейских рассказах. В верхнем течении Иордана. При озере Мером, Иисус Навин разбил союзное войско северо-ханаанских царей (1 И. Нав. 11, 1- 8). В среднем — южнее впадения в Иордан Иармука находились те броды – переправы, которыми, как думают, пользовался Давид во время похода против сирийцев (2 Цар. 10, 17) и Иуда Маккавей с братом Ионафаном (1 Макк. 5, 24, 52). В том же среднем течении около Иавока переправился через Иордан патриарх Иаков, когда шел в Месопотамию (Быт. 32, 10). Между Сокфоком и Цартаном находились плавильные горны Соломона, в который выливались различные вещи для иерусалимского храма (3 Цар. 7, 46; 2 Пар. 4, 17). В нижнем течении против Иордана против Иерихона перешли Иордан евреи при Иисусе Навине (1 И. Нав. 3, 16), а также пророки Илия и Елисей (4 Цар. 2, 6-8). С пришествием Спасителя в окрестностях Иордана явился с проповедью Иоанн Креститель (Мф. 3, 1-6; Мр. 1, 4-5), и здесь, около Вифавары, принял от него крещение Господь (Ин. 1, 28) (Православная богословская энциклопедия. Под редакцией Н. Н. Глубоковского. Т. 7. СПб., 1906. С. 320-323).

2. Несмотря на свою загадочность, слова Христа: «Так нам надлежит исполнить всякую правду» остаются, по –видимому, единственными, в которых мы должны искать мотив для крещения Христа. Но что здесь такое эта правда (dikaiosyne)? Слово это имеет такое обширное значение и такой разнообразный смысл, что определить, какой смысл оно имело теперь в устах Христа, крайне трудно. По нашему мнению, здесь следует обратить внимание прежде всего на то, что слово dikaiosyne, очевидно, было правильно понята тотчас Иоанном, который после слов Христа не стал препятствовать Ему креститься и тотчас крестил Его. И евангелисту, который записал разговор Христа с Иоанном при крещении, выражение также, как нужно предполагать, было вполне понятно. В чем же заключалась эта правда, исполненная Христом при крещении? Она в настоящем случае, по – видимому, не в чем ином заключалась, как в принятии на Себя Христом зрака раба. Это была такая же глубокая и истинная евангельская правда, какая выразилась резко и в еще одном случае во время омовения ног учеников. Слова Христа имеют для себя точную параллель в рассказе Иоанна (8, 6-8). Христос пришел не господствовать, а служить.

Еще так недавно, Иоанн говорил, что у Лица, который идет за ним, он недостоин понести ( или развязать)Его обуви, т. е. представлял Его господином или владетелем, который бы неизмеримо выше его. Но теперь Иоанн должен был убедиться, что его прежние представления о Лице грядущем были несколько неверны. Христос, пришедший к Иоанну для крещения, хотел показать, ему, что если Иоанн есть раб, то Он, Христос, хочет подчиниться этому рабу, хочет быть рабом по отношению к тому человеку, который сам считал себя ниже раба…Слова «так надлежит нам исполнить всякую правду» — лучше перевести: ибо так прилично нам (т. е. Христу и Иоанну) исполнить всякую правду» (Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Издание преемников Лопухина. Т. 8. Евангелие от Матфея. СПб.: Репринт, 1911. С. 62).

Интересную догадку высказывает профессор д-р Карл Штааб в своем издании комментариев на Евангелия:

«Иоанн, естественно, слышал от своих родителей о Иисусе, как своем родственнике по плоти. Нигде не говорится, что он встречался с ним ранее, скажем, в Иерусалиме во время больших ежегодных праздников, но такую возможность едва ли можно оспаривать. Если бы это было не так, то следовало бы думать о внутреннем озарении (как это делает И. Златоуст), благодаря которому, Иоанн узнал Иисуса в тот конкретный момент, но в таком случае он не стал бы возражать Ему» (Das Neue Testament. Herausgegeben von Professor DDr. Karl Staab. Erster Band. Die Evangelien. Wuerzburg, 1967. S. 26).

3. «Христос именуется Христом, потому что был помазан по плоти Святым Духом, о чем говорит. ..Давид: «Посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44, 8), то есть Тебя исполнил Он всеми дарованиями (ибо Ты принял исполнение Божества), а причастники твои (получают дарования) от Тебя, как бы из источника. Таким образом, Спаситель принял миро и в крещении, когда нисшел на Него Дух; да и перед страданием Он был помазан миром, говоря, что это делается для погребения Его, показывая этим, что, и умирая за нас, Он пребывал живым Богом, и имел нераздельными от Себя животворные действия Духа» (Блаженный Симеон, архиепископ Фессалонийский. Сочинения. СПб.: Репринт, 1856. С. 25.

4. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 2. М., 1986. С. 374.

5. Синильников Вячеслав, священник. Христос и образ первого века. М., 2003. С. 86.

6. Булгаков Сергий, протоиерей. Разводящиеся небеса. Слова, поучения, беседы. Париж, 1987. С. 144-145.

«Ибо из рек, — говорит св. Григорий Нисский, — один Иордан, приняв в себя начаток освящения и благословения, как бы из некоторого образного источника излил всему миру благодать крещения». И чуть дальше комментирует пророчество Захарии, в котором символически видит самый смысл крещения Господня: «Иисус же был одет в запятнанные одежды и стоял перед Ангелом, который…сказал стоявшим перед ним так: снимите с него запятнанные одежды. А ему самому сказал: смотри, Я снял с тебя вину твою и облекаю тебя в одежды торжественные. И сказал: возложите на голову его чистый кидар.И возложили чистый кидар на голову его и облекли его в одежду. Ангел же Господень стоял» (Зах. 3. 3-5).

«Яснее всего пророчествует Захария, (изображая) Иисуса, облеченным в одежду нечистую, то есть в нашу рабскую плоть. Совлекши же с него мрачное одеяние, украшает его одеждой чистой и грехов, как бы нищенского и из лоскутьев сшитого хитона, облекаемся в священную одежду новой жизни» светлой, этим образным примером научая нас, что в крещении Иисусовом все мы, совлекаясь» (Святитель Григорий Нисский. Творения. Часть восьмая. Слово на день светов, в который крестился наш Господь. М.: Репринт, 1866. С. 18).

Ссылаясь на мнения многих отцов Церкви протоиерей Павел Матвеевский так рассуждает о смысле и цели крещения Господня:

«Крещением Иоанн приготовлял людей к принятию Спасителя; крещением и Сам Господь благоволил начать Свое открытое служение спасению рода человеческого. «Каким крещением он крестился, — спрашивает св. Иоанн Златоуст (+407) и отвечает: «Ни иудейским, ни нашим, но Иоанновым. Для чего? – Для того, чтобы ты из самого свойства крещения познал, что Он крестился не ради грехов, и не как имеющий нужду в даре Духа, так как это крещение не имело ни того, ни другого. Он был безгрешен, равно и плоть Его не была непричастна Духу Святому, как такая плоть, которая была в самом начале произведена Духом Святым».

«Он крестился не потому, «чтобы Сам имел нужду в очищении, — говорит св. Иоанн Дамаскин(+749), -но чтобы приняв на Себя мое очищение, сокрушить в воде главы змиев, потопить грех, погребсти в воде всего ветхого Адама, освятить Крестителя, исполнить закон, открыть таинство Троицы, и, наконец, подать нам образ и пример крещения»

В крещении Господь явлен Израилю и всему миру, как обетованный Мессия, непререкаемым свидетельством Бога Отца и сошествием Святого Духа.

Когда Иисус Христос приблизился к Иоанну, то, еще прежде сошествия Святого Духа, Предтеча пророчески прозрел в Нем Мессию и встретил Его словами: «Мне надо креститься от Тебя, и Ты ли идешь ко мне?»

Предтеча, по замечанию блаж. Феофилакта (+ок.1107), «имел нужду очиститься от Господа, ибо и он, происходя от Адама, заимствовал от него скверну, порожденную преслушанием».

«Я человек и только причастник Божественной благодати, — как бы так говорил Предтеча, — а ты Бог и вместе человек. Ты ли грядешь ко мне – столь Великий к столь малому? Признаю могущество Твоей власти и не таю собственного своего уничижения и недостоинства. Когда я крещаю других, то крещаю в Твое имя, чтобы они уверовали в Тебя. Но крещая Тебя, кого стану призывать? В чье имя буду крестить Тебя? Во имя Отца? – Но Ты всего Отца имеешь в Себе самом и Сам весь находишься во Отце. Во имя Сына? – Но кроме Тебя нет другого Сына Божия по естеству. Во имя Святого Духа? – Но всегда с Тобою, как Тебе единосущный и единомысленный, единовластный, единочестный и единопокланяемый от всех. Итак, крести, если благоугодно Тебе, Господи, крести меня -К рестителя» (св. Григорий Неокесарийский + 270).

Но Иисус Христос, с величием Сына Божия и смирением Сына Человеческого, с ясным сознанием того, что делает и для чего делает, сказал Иоанну: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» — «Теперь время обнищания, теперь место снисхождению, по которому восприял Я на Себя человека, и приемлю крещение, чтобы соделать его чистым от преступления. Теперь требуется не власть владычняя, но рабское уничижение, Оставь ныне исполниться милосердию, чтобы не было препятствия к спасению человеков; подобает нам исполнить всякую правду, а дело правды – бесстрастно Приявшему на Себя человеческие немощи, приять за людей и крещение в заглаждение их греха и в знамение их во Мне неистления(св. Исидор Пилусиот +450)» (Матвеевский Павел, протоиерей. Евангельская история о Боге-Слове Сыне Божием, Господе нашем Иисусе Христе. СПб., 1890. С. 249-250).

7. «Для чего свидетельствует о Сыне Отец, — спрашивает архиепископ Иннокентий (+1857), — Для того, чтобы мы не могли не узнать, что нам даровано Его беспредельной любовью, чтобы познали Сына, прияли Его, как должно, и приняли от Него всё, что Он принес нам от Отца Его и нашего, Его по естеству, нашего по благодати. «Вы, — как бы вещает нам с неба Отец, — удалившись от Меня, находитесь во тьме и сени смертной; никакие усилия Вашего разума не могут извести вас из этой тьмы. Вот вам Свет и Источник всякого света, Наставник, в котором все сокровища премудрости и разума: Сей есть Сын Мой возлюбленный! …Вот вам Решитель всех долгов и уз, Целитель душ и сердец, Который возьмет от вас… все ваши неправды, и подась вам всю Свою правду.

Он исправит всё, что в вас и природе вашей есть нечистого, богопротивного и смертоносного. Он откроет вам все пути к достижению цели бытия вашего, к возвращению на путь правды и блаженства, к соединению со Мною… Того послушайте! Идите за Ним всюду, куда Он ни поведет вас, делайте всё, что ни повелит вам. Скажет: любите врагов, — любите; скажет: возьмите крест, — берите; велит распять на нем плоть с её страстями, — распинайте! Он знает, что повелевает, и на всё, что повелено, подаст вам силы. Сей есть Сын Мой возлюбленный: Того послушайте» (Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Слово на день Богоявления Господня. Сочинения. Т. 1. СПб. – М., 1871. С. 3330-335).

Известный немецкий богослов Гуго Ранер приводит на это место по Евангелию от Луки (3, 23) малоизвестное толкование св. Мефодия Олимпийского (+311) :

«Не следует думать, что Иисус только в крещении стал Сыном Божиим, но слова Отца означают следующее: «Прежде Ты предвечно был на небе, но теперь Я восхотел явить Тебя миру, то есть открыть Тебя, прежде Недоведомого.

И как для Христа крещение стало как бы «началом» Его явления, так и для мистического Тела Христа крещение является как бы «началом» рождения в Боге. Да, началом, ибо рождение через крещение должно продолжиться в последующем познании Божественной правды..» (Hugo Rahner. Symbole der Kirche. Salzburg, 1964. S. 39).

«И Дух свидетельствует о Божестве, — восклицает св. Григорий Богослов, — потому что приходит к равному. И глас с небес, потому что с неба Тот, о Ком свидетельство. И дух как голубь, потому что чествует тело (и оно по обожении Бог), потому что телесно и вместе издалека видимый голубь благовестил прекращение потопа.

Если же по объему и весу судишь о Божестве – ты, мелко рассуждающий о величайшем, и Дух мал для тебя, потому что явился в виде голубя, то тебе прилично поставить ни во что и царство небесное, потому что оно уподобляется зерну горчичному. Прилично величию Иисуса предпочесть противника, потому что он азывается горою великою (Зах. 4, 7) и левиафаном (Иов. 7, 8), и царем всех живущих в водах (Иов. 41, 25), а Иисус именуется агнцем (1 Петр. 1, 19), бисером (Мф. 13, 46), каплею (Мих. 2, 11), и тому подобное» (Cвятитель Григорий Богослов. Слово 39, на святые светы явлений Господних. Творения. Т. 1. СПб., б. г. С. 541).

8. Христианство. Энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1993. С. 290-291.

9. Дебольский Григорий, протоиерей. Дни Богослужения православной кафолической восточной Церкви. Мн.: Изд. Харвист, 2002. С. 60.

10. Булгаков Сергий, протоиерей. Вода, скачущая в жизнь вечную. Слово в Навечерие Богоявления. Указ. соч. С. 139, 140, 141.

Великое водоосвящение на праздник Крещения Господня – древний обряд. Его начало видят в древнем обычае крестить оглашенных в ночь на Богоявление:

« Некоторые из ученых, напр., проф. Мансветов…,предполагают, что в древнее время чин водоосвящения вовсе не отделялся от крещения и, служа приготовительным к нему актом, совершался, как и большая часть таинств, в связи с литургией во время канона евхаристии. С пятого века …водоосвящение совершается в навечерие Богоявления. Введение такой практики приписывается Феодором Чтецом и Кедрином (монофизитскому) патриарху (Антиохийскому) Петру Гнафею (+488), современнику императора Зенона (+491). По мнению проф. Масветова,…речь идет не о происхождении обряда, а о его выделении от литургии и прикреплении к вигилиям ( всенощным бдениям) … В 11 веке начинает появляться современный обычай совершать богоявленское водоосвящение дважды: накануне праздника и в самый день праздника. И хотя по словам Никона Черногорца, он не имеет за себя никакого основания, но, тем не менее, приобретает всё большее и большее значение, возводится на степень правила в литургических памятниках 13 века…

В древнерусской церкви обряд богоявленского водоосвящения был одним из самых любимых и почитаемых праздников…Особой пышностью он обставлялся в Москве, когда совершался в присутствии государя…В 12 часов дня начинался государев выход из дворца в Успенский собор. В соборе после встречи государь возлагал на себя «большой царский наряд», в котором и шел на иордань (крестообразная прорубь на Москве реке). Ход открывали 400, 600 и даже более стрельцов, за ними шло от 500 до 600 человек духовенства, позади его патриарх, а затем открывалось государево шествие…После занятия мест на иордани совершалось обычным порядком водосвятие, а потом кропились св. водой знамена. Для этого патриарх доставал из проруби вду ведром или наливкой…Затем, поздравив государя, он давал целовать ему крест, кропил его святой водой, потом бояр и властей. По окончании обряда крестный ход в прежнем порядке возвращался в Успенский собор, причем патриарх кропил водой войско и народ. Подобное же торжество, конечно, в более скромном виде происходило и по всей русской земле» (Православная богословская энциклопедия. Под редакцией проф. А. П. Лопухина. Т. 3. Петроград, 1902. С. 657-667).

Со временем сложилась традиция и практика употребления богоявленской воды:

«Вода, освященная в навечерие праздника и в самый праздник Богоявления, называется великой агиасмой, т.е. великой святыней, потому что через наитие Духа Божия она восприняла в себя великую, Божественную и чудодейственную силу. Поэтому эта вода имеет важное и обширное употребление у христиан. Ею окропляются дома верующих в навечерие и праздник Богоявления; верующие могут употреблять её во всякое время с великим благоговением, вкушают до принятия пищи, заботливо хранят её в течение года, кропятся и знаменуются ею во здравие души и тела.

Её употребляет Церковь при освящении Мира, при освящении антиминсов и при освящении артоса в день Пасхи. Эту же богоявленскую воду вместе с антидором (т. е. остатком просфоры, из которой изъята часть для Святого Агнца), Церковь определила давать вместо причащения Святых Таин Тела и Крови Христовой тем, которые отлучены от причащения Святых Таин, или не подготовили себя к принятию их. Наконец, Церковь употребляет её при освящении разных веществ, чем-либо оскверненных» (Шиманский Г. И. Литургика: Таинства и обряды. М., 2004. С. 207-208).

Просмотрено: 32 раз.

Рекомендуем

В преддверии начала учебного года в Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

По итогам обсуждения участники заседания приняли решения относительно дальнейшего совершенствования учебной, воспитательной и научной работы, ежегодного проведения внутривузовской студенческой конференции и учреждения научного журнала семинарии.

В Минской духовной семинарии произошли новые кадровые назначения

Произошедшие назначения обусловлены потребностью продолжения реформирования подходов к образовательной деятельности и воспитательной работе.