Нравственные побуждения к посту

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

Прошлый раз мы коснулись очень важного момента поста, как и в какой мере нужно отказываться от пищи, и что об этом говорили древние подвижники аскеты, для которых пост и воздержание были образом жизни.

А сегодня мне хотелось бы поговорить о внутренних, нравственных побуждениях к посту и попытаться выяснить, что значит такой пост и в чем его польза 1.

О том, в какой мере вообще необходим пост, люди спрашивали во все времена, уж очень не хотелось себя в чем-то ограничивать. Каких только причин не придумывали, чтобы от него уклониться. Говорили, что мы и без поста бережем свои души от разных соблазнов, что пост можно заменить другими добрыми делами, например, милостыней, молитвой, что от постной пищи можно ослабеть, что скоромная, т.е., животная пища дешевле постной. Были и разные другие оправдания 2.

На это сторонники поста указывали на его несомненные духовные достоинства, которые перевешивают все практические аргументы, какими бы разумными они не казались.

Вот некоторые из них.

1. Пост необходим для обуздания плоти и похотей. Блаженный Августин (+ 430) с некоторым юмором давал такой совет: «Если вас спросят, для чего вы поститесь и мучите себя, отвечайте: бешеную лошадь, которую нельзя укротить уздою, надо смирять голодом и жаждой» 3.

2. Пост необходим для укрепления нашей слабой воли и нравственных сил. Кто не может отказать себе в какой-либо пище, или питии, тот слаб, у него нет духовных сил, не он управляет своими чувствами, а они управляют им. С такой волей не одолеешь своих греховных немощей. Приучаясь к пусть даже к небольшим лишениям в пище и питии, человек приобретает нравственную крепость 4.

3. Пост необходим для настоящего покаяния и сожаления о грехах. Когда душа скорбит о них, тогда забываются мнимые телесные радости и удовольствия. «Покаяние без поста, — говорит святой Василий Великий (+379), — невозможно и бесплодно; со слезами покаяния следует соединять пост» 5.

4. Надо только иметь в виду, что покаяние на языке аскезы означает не только и, может быть, не столько плач о грехах, сколько перемену образа жизни 6.

5. И перемена пищи, сокращение ее количества очень гармонично вписывается в это нелегкое усилие над собой.

Тут есть одна закономерность. Кто много ест и пьет, никогда не сможет пересилить себя. Он, как говорили отцы-подвижники, бесплоден для покаяния. Святой Иоанн Златоуст (+407) находит яркий образ такого состояния: «Невозможно, чтобы огонь горел в воде, невозможно и сокрушение о грехах среди мирских удовольствий» 7.

6. И, наконец, еще одно и немаловажное обстоятельство. Пост делает душу способной к молитве и богомыслию. И действительно, попробуйте, кто знает, что молитва – это беседа человека с Богом, помолиться на сытый и переполненный желудок. Ничего не получится. Точно также, вы не сможете и поразмышлять о небесном и вечном. Для этого необходима телесная легкость. Не случайно, мы интуитивно стараемся молиться или обращаться к Богу ночью или утром. Не случайно, в религиозной поэзии пост называют крыльями, которыми душа возлетает к Богу и, как писали церковные поэты, возвышается к небесным предметам 8.

Но с чего начать такой пост, если воздержание в пище является не самоцелью, а только инструментом для работы над собой?

Самое важное – научиться хранить чувства, следить за своими глазами, ушами и языком.

Вот здесь мы с вами и подошли к самой — самой сути поста. Он призван улучшить и смягчить наш характер и нрав. И только в этом в Церкви всегда видели его главный смысл. Вот несколько примеров.

«Не говори мне, — замечает святой Иоанн Златоуст, — столько-то дней я постился, не ел…не пил вина, ходил в рубище; но скажи нам: сделался ли ты из гневливого тих, из жестокого благосклонен? Если ты исполнен злобою, для чего тебе истощать плоть? Если внутри тебя зависть и жадность, что пользы в том то ты пьешь только воду?» 9.

Или преподобный Ефрем Сирин: «Кто постится и гневается и таит в сердце своем вражду, тот ненавидит Бога и спасение далеко от него» 10.

Святитель Тихон Задонский, известный церковный писатель 18 века (+1783), учит, как правильно проводить пост, и того, кто это делает, называет изрядным постником.

— Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда и всякой нечистоты;

-кто научился управлять глазами, чтобы они не смотрели похотливо;

-кто закрыл уши, чтобы они не внимали пустым и соблазнительным словам и речам.

— кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злословия;

— кто удерживает себя от гнева, ярости, злобы и мести;

— кто руки свои удерживает от воровства и желания чужих вещей.

Многие постятся телом, но не постятся душой;

— воздерживаются от пищи и пития, но не воздерживаются от злых помыслов, дел и слов; и какая им от этого польза?

Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим кусают людей.

Истинный и прямой пост есть воздержание от всякого зла» 11.

 

Мне рассказывали, как один старый священник все поучения о посте выразил в одной потрясающей фразе. Однажды перед Великим постом к нему подошла пожилая женщина, известная на приходе своим длинным языком, и стала расспрашивать его, что ей в посту есть. Он посмотрел на нее, постучал ей по лбу пальцем и с улыбкой сказал: «Ты лучше людей не ешь!» 12.

Иногда из цепи рассуждений важно удержать в памяти хотя бы одну важную мысль. Запомним простой и мудрый совет этого доброго батюшки, и с ним пойдем дальше через Великий пост 13.

Примечания:

1. О смысле и плодах поста в поэтической форме прекрасно сказал преподобный Ефрем Сирин (+373):

«…Возлюби прекраснейший пост – дело досточестное и богоугодное. Пост – колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост – доброе предохранение для души, надежный сожитель телу. Пост – оружие доблестным, училище подвижников. Пост отражает искушения, умащает на подвиг благочестия; он сожитель трезвенности, виновник целомудрия. Пост – доблесть во бранях. Пост угашал силу огненную. Пост заграждал уста львов. Пост возводит молитву на небо. Пост – матерь здравия. Пост – наставник юности, украшение старцев, добрый спутник путешественников. У постящихся тело честно, и душа драгоценна. Пост упокоил Лазаря в недрах Авраамовых.

Поэтому возлюбим его и мы, чтобы и нас приняло Авраамово лоно. Будем убегать роскоши и сопровождаемого шумным смехом пьянства, этой матери блуда. Пьянство не принимает Господа. Пьянство удаляет нас от Духа Святого.

Пост благоустройство города, благочиние торгов. Пост — мир в домах. Пост – попечитель и предохранение девства. Пост – путь к покаянию. Пост – виновник слез. Пост не любит мира, ни того, что в мире.

Поэтому не будем унывать, постясь, потому что ангелы в каждой церкви записывают постящихся. Пост не допускает злопамятство. А собирающие в памяти свои огорчения и сделанное ими зло, хотя, во-видимому, молятся и постятся, подобны людям, которые черпают воду, и вливают её в разбитую бочку. Не принимает Господь молитвы от того, кто помнит зло на брата. Господу слава и держава во веки веков. Аминь» (Преподобный Ефрем Сирин. Творения. О посте (64). Писания духовно-нравственные. Часть третья. Сергиев Посад: Репринт, 1897. С. 16-17).

 

Не менее поэтично и убедительно размышляет о посте святитель Василий Великий:

«…Сколько отнимешь у плоти, столько придашь душе, чтобы сиять ей духовным здравием, потому что не телесными силами, но постоянством души и терпением в скорбях одерживается победа над невидимыми врагами…

Меньше опасности, если кого обличат, что бежал с (этого) сражения без щита, нежели когда окажется, что бросил великое оружие — пост.

Приимите его, бедные, как сожителя вашего и сотрапезника. Приимите его рабы, как отдохновение от непрерывных трудов служения. Приимите его богатые, он уврачует вас от вреда, причиняемого пресыщением…Приимите его больные — это матерь здоровья. Приимите его здоровые — это охранитель вашей телесной крепости…

А женщинам столько же свойственно и естественно поститься, как и дышать. Дети, как цветущие растения, да орошаются водою поста. Для старцев легким делает труд давнее знакомство с постом… Путешественникам выгодный спутник – пост…

Так польза поста открыта всякому роду жизни, всякому состоянию тела. Пост везде одинаково приличен – и в домах, и на торжищах, и ночью, и днем, в городах и пустынях. Поэтому радостно примем пост, который в столь многих случаях доставляет нам блага свои…» (Святитель Василий Великий. Творения. Т. 2. О посте. Беседа 2. СПб., 1911. С. 85, 89, 87).

 

2. «…Говорят, — пишет протоиерей Сергей Четвериков (+1947), — зачем пост? Не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что из него выходит, т. е. дурные желания сердца; с ними и надо бороться, а не изнурять свое тело постом.

Рассуждающие так напоминают больного, который на предложение принимать лекарство говорит: «Зачем мне принимать это лекарство? Ведь мне не лекарство принимать нужно, а выздороветь?». Этот больной забывает, что лекарство для того именно и дается ему, чтобы он выздоровел…

Так и пост – он имеет значение не сам по себе, а только как средство к приобретению душевного здоровья…

Переменой пищи Церковь имеет в виду ослабить чувственность и дать нашему духу перевес над нашей плотию. Переходя с более питательной на менее питательную пищу, мы делаем себя более легкими, подвижными, более способными к духовной жизни.

Насколько большое влияние имеет пища на нашу духовную жизнь и работу, легко увидеть по собственному опыту. Попробуйте после сытного обеда заняться серьезной умственной работой и вы увидите, как это трудно! А молиться в это время и того труднее! Говорят, что можно злоупотреблять и постной пищей. Это верно, но мы должны иметь в виду не злоупотребление, а то, что предписывает нам Церковь. Церковь же предписывает и в постной пище соблюдать воздержание и умеренность…

Перемена пищи, предписываемая Церковью в пост, имеет для нас еще и то значение, что дает нам возможность упражнять нашу волю в борьбе со своими желаниями и привычками и победу над ними…Это нас закаляет, делает мужественнее, выносливее, крепче, помогает нам становиться выше своих привычек, не быть их рабами…

Наконец, Церковь требует от нас и духовного поста. Во время поста мы должны особенно заботиться о подавлении и искоренении своих дурных наклонностей…

По этому поводу св. Иоанн Златоуст говорил так:

«Ты не можешь поститься? Но почему ты не можешь простить обиду твоему врагу? Перемени свой нрав: если ты зол, старайся быть кротким; если мстителен, не мсти; любишь злословить и сплетничать, воздержись…Делай в дни поста побольше добра, будь участливее к людям, охотнее помогай нуждающимся в твоей помощи, молись усерднее, теплее…Во всех этих направлениях пост открывает тебе широкое поле для работы над самим собою – только имей охоту трудиться!» (Четвериков Сергий, протоиерей. Великим постом. Б. м., 1985. С. 17-18).

 

3. «Среди человеческих помыслов, — с грустью замечает иеромонах (а затем архиепископ Сан-Францисский) Иоанн (Шаховской) (+1989), — выделяется часто вот какой:

Люди часто говорят, что они понимают пост только духовно, до такой степени духовно, что телесное воздержание делается совсем ненужным. «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, а то, что выходит из уст», — приводят эти люди слова Спасителя. Т действительно, для чего понуждение так называемых законов природы, для чего идти против природы? Не наоборот ли, не будет ли духовен, если будет крепок телом и сыт? Не здоровый ли дух в здоровом теле?

Последнее выражение для живущих на земле людей является неоспоримой истиной. Но насколько же эта истина – истина для верующих? Ведь не своим мудрованием мы живем во Христе.

Если бы пришли мы к одному из ближайших к нам верных учеников Христовых, к преподобному Серафиму и спросили его: «Угодник Христов, скажи нам, правда ли, что в здоровом теле здоровый дух?» Преподобный улыбнулся бы ангельски и сказал: «Радости мои, умертвите похотливую плоть вашу, пока не умертвила она Божьего Духа вашего. По слову апостольскому, когда ветхий человек в тебе тлеет, новый обновляется»…э

Святые все постились, но никто ничего не почитал скверным. Сам Господь 40 дней постился, исполнял всякую правду. Святые постились, потому что весь смысл Христова Пришествия в том, чтобы человек перестал всё упование возлагать на плоть, которая должна умереть, а всю бы заботу возложил на питание и рост духа.

В этом, как раз смысл Креста. Чтобы всю волю, всю мысль, всю надежду возложить на дух свой и на Хозяина его Христа. Чем полнее возложит, тем лучше и святее. «Кто не отвергнется себя и не возьмет Креста своего, тот не может быть Моим учеником», — сказал Христос.

Отвергнуться себя, это именно значит, отвергнуть всё свое упование на скоропреходящую жизнь, и на, при жизни еще, умирающее тело свое. Непреображенное у нас тело сейчас, смертное больное. Христос его лечит от смерти, — мало кто следует Христову лечению. Постятся полным постом 40 дней, чтобы исправить свое чрево, в посте, хотя немного, ради Бога и жизни своей бессмертной.

…К сожалению, обычно Богу уделяют внимания гораздо меньше, чем чреву, словам святых доверяют гораздо меньше, чем словам докторов и спортсменов…Когда же мы оглянемся на себя…?» (Иоанн (Шаховской), иеромонах. Пост. Сергиевские листки № 3 (53). Париж, 1932. С. 2-3).

 

4. «Если земледелец, — тонко подметил архиепископ Рокландский Андрей, — то не будет всхода и не будет хлеба, а если человек запоздает с приобретением трезвения, внимания к своему внутреннему человеку, к сердцу, — то он останется без питания духовного, в духовном голоде. И если в сердце его есть какая-нибудь страсть, и он осознает это, то он также поймет, что никто не сможет изгнать эту страсть, как только Тот, Кто создал человека.

Но для этого нужна подготовка. А эта подготовка есть пост и молитва…

Мы все идем в… вечность, и Церковь нам дает это время чтобы приобрести силы, для того, чтобы увидеть себя, чтобы приобрести силы, для того чтобы уйти в вечное бытие…Мы думаем, что пост это, когда стоит на столе масло постное. Да, конечно, ограничение в пище это тоже есть пост. Но не этом только заключается пост, это только часть поста. А пост – это когда человек раскрывает свое сердце так, что видит… ненужное и отметает его и берет только нужное, чтобы сохранить в своем сердце» (Андрей, архиепископ Рокландский. Неделя пятая Великого поста. Мария Египетская. Единое на потребу. Годовой цикл проповедей. Свято-Ильинское издание, Forestville, California, 1977. С. 38).

 

5. Очень интересные аналогии и примеры озабоченности человека своим внутренним состоянием приводит некто иеромонах Н в статье «Мысли о посте», опубликованной в Сергиевских листках:

«Какое же нравственное значение имеют посты, откуда вытекает их потребность в христианской жизни?

Потребность их основывается на том же – почему иногда человек, потрясенный сильной скорбью и испытавший тяжелую утрату, сам отказывается от всяких удовольствий, одевается в траур и сосредотачивается в самом себе; или почему иногда человек, совершенно отдавшись какому – либо делу, забывает об удовлетворении самых обыкновенных своих потребностей.

В том и другом случае человек добровольно налагает нак себя пост в самом буквальном смысле этого слова.

Вспомните же, что у всех нас – людей есть одно великое и общее горе о нашем прирожденном растлении: все мы понесли великую, ни с чем ни сравнимую потерю райского блаженства; на всех нас лежит величайшее из всех наших дел – дело возвращения потерянной святости восстановлении в себе образа и подобия Божия.

С целью напомнить нам об этом, отвлечь от обычной суетности и отрезвить от греха, в котором мы, как в чаду каком-то ходим и кружимся в обыкновенные наши дни, — с этой святой целью и установила Христова Церковь времена постов.

Тайна делается несколько понятною – отчего нам так не неприятны и тяжелы посты. Это оттого- прежде всего, что нам мало известна печаль яже по Бозе, что мы не чувствуем и не понимаем нужды плакать о своих грехах, и обыкновенно не имеем в мысли своего растления и своей негодности перед Богом. Понятное дело, что человеку не хочется облекаться в траур, когда у него одно веселье, а в сердце жажда удовольствий» (Иеромонах Н. Мысли о посте. Сергиевские листки № 3 (29). Париж, 1930. С. 14).

 

6. Аскетическая традиция всегда подчеркивала необходимость деятельного поста, т. е. деятельной любви к ближнему. В древних патериках много говорится об этом в виде поучительных историй. Вот одна из них об авве Пафнутии (+ок. 360):

«Пафнутий долгие годы умерщвлял свою плоть и, наконец, попросил Бога открыть ему имя того совершенного, с кем он мог бы сравняться. И получив внушение о трех мужах, пошел разыскивать их.

Первым оказался разбойник, который однажды помог бедной женщине, заблудившейся в пустыне, и спас её.

Вторым был староста деревни, который обходился со всеми справедливо и великодушно.

Третьим – торговец жемчугом. Он отдавал всё свои доходы бедным.

Все трое делали это, уповая на воздаяние после смерти.

Так Пафнутий получил урок того, что без любви к ближним бессмысленным является и пост и подвиг» (Andre – Jean Festigiere. Der Moench und das Fasten. Urspruenge christlicher Froemmigkeit. Freiburg – Basel – Wien, 1963. S. 119).

 

7. Приведем в качестве примера назидание из известной книги Иоанна Мосха (+619) о жизни христианских подвижников «Луг духовный»:

«Старец один жил в скиту. Однажды, придя в Александрию для того, чтобы продать свое рукоделие, он увидал молодого монаха, вошедшего в корчму. Старец опечалился и остановился вне корчмы, чтобы дождаться выхода монаха и побеседовать с ним. Так и было. Лишь только молодой монах вышел, старец, взяв его за руку и отведя в сторону, стал говорить ему:

«Брат, разве ты позабыл, что ты облечен во святую одежду? Или не знаешь, что еще юн? Не испытал еще того, как много козней строит нам диавол? Не знаешь еще ты, как много вреда для иноков, проводящих время в городе, от того, что они здесь видят, слышат, от различных сцен городской жизни?…Вот ты, без зазрения совести, ходишь по корчмам, слышишь и видишь там, чего бы не хотел, и встречаешься там с женщинами…

Пристойно ли это тебе? Умоляю тебя, не делай этого, иди лучше в пустыню, где ты можешь получить спасение.

«Ступай-ка себе старче? Бог ничего не желает, кроме чистого сердца», — отвечал молодой инок.

«Слава Тебе, Господи», — воскликнул старец, подняв руки к небу, — Пятьдесят лет я прожил в скиту; а чистого сердца не стяжал, а ты, юный, шатаясь по харчевням, достиг чистоты сердца!

«Бог да сохранит тебя и меня не посрамит в уповании моем, — сказал в заключение старец» (Блаженный Иоанн Мосх. Луг духовный. Глава 194. Совет старца из скита молодому иноку – не ходить по корчмам. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1896. С. 237-238).

 

8. См. подробнее об этих правилах поста: Энциклопедия проповеди. Практическая гомилетика. Неделя сыропустная. О посте. Т. 1. СПб., 2000. С. 117-120.

9. Григорий Дьяченко, протоиерей. Уроки и примеры христианской любви. М., 1998. С. 309.

10. Там же. С. 308.

11. Святитель Тихон Задонский. Сокровище духовное, от мира собираемое. Киев: Репринт, 1901. С. 331-333.

Святитель Тихон повторяет здесь известные мысли древних подвижников, в частности, преподобного Феодора Студита (+824):

« Пост не ограничивается одной лишь пищей, но требует воздержания от всякого зла, как изрекли божественные отцы наши. Поэтому, увещаваю, воздержимся от беспечности, легкомыслия, уныния, зависти, раздора, злонравия. Воздержимся от пагубной похоти плотской, потому что этот многообразный змий нападает на нас и тогда, когда мы постимся…» (Преподобный Феодор Студит. Творения. Т. 1. Оглашение LIV. О посте и бесстрастии, сказанное в начале поста. СПб.: Репринт, 1907. С. 324).

«…Радостно восприимем дар постов, не делаясь угрюмыми, как бы мы только учились, но с веселым сердцем пройдем пост,…будем иметь взаимный мир и любовь, будем кроткими, послушными, исполненными милосердия и благих плодов, благовременно храня молчание…» (Преподобный Феодор Студит. Творения. Т. 1. Оглашение LIII. О посте и том, что истинный пост истинного послушания и повиновения есть отсечение собственной воли. СПб.: Репринт, 1907. С. 322).

«…Добр пост, потому что он укрощает страсти и подчиняет плоть духу. Добра слеза, потому что она очищает и омывает душу от грехов и представляет её чистою Господу. Добра молитва, потому что она окрыляет ум и делает его собеседником Богу. Добра любовь, потому что всюду презирает свое в пользу ближнего. Добра ревность, потому что облегчает труды, юным делает дух и старца располагает действовать с юношеской быстротой. Поэтому будем благодушны и усердны…» (Преподобный Феодор Студит. Оглашение LXI. О том, что не должно самим ввергать себя в искушения, и о посте. Т. 1. СПб.: Репринт, 1907. С. 333).

 

12. На самом деле, этот священник повторил слова святителя Василия Великого из беседы первой о посте:

«…Истинный пост есть устранение от злых дел. «Разрешай всякий союз неправды». Прости ближнему оскорбление; прости ему долги. «Пусть не будет в ваших постах осуждения и ссор».

Не ешь ты мяса, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера; но тратишь день в судебных местах» (Святитель Василий Великий. Творения. Т. 2. Беседа 1. О посте. СПб.: Репринт, 1911. С. 83).

 

13. В заключение приведем небольшой отрывок из книги П. Смирнова «Как проводили Великий пост в древней Руси». Может быть, автор несколько идеализирует нравы наших предков, но, общее настроение отражает достаточно убедительно:

«…Все празднества и увеселения русского народа с наступлением Великого поста совершенно прекращались. На первой неделе поста громадная русская столица как бы засыпала никто не показывался на улице, разве только пробираясь в приходскую церковь на службу. В первые три дня, а иногда и целую неделю, лавки были закрыты. В следующие недели на улице появлялись люди, но весьма скромно одетые, как будто в трауре.

Торговля возобновлялась, но кабаки стояли запертыми в течение большей части Поста. Страстная неделя проводилась еще строже первой. Благочестивые люди немногие, свободные от церковной службы, часы проводили за душеспасительным чтением или слушанием увлекательных рассказов бывалых людей о святых местах, особенно о Святой Земле и её достопримечательностях, об угодниках Божиих и их подвигах и чудесах.

Самое строгое воздержание в употреблении пищи и пития, усиленное посещение церковных служб и подвиги милосердия были отличительными чертами русского человека в дни святой Четыредесятицы…

Насколько строго постились наши предки – особенно ясно видим из отзыва иностранцев. Так известный путешественник антиохийский архидиакон Павел Аллепский замечает: «В этот пост мы переносили вместе с ними (русскими) большое мучение, подражая им против воли, особливо в еде. Мы не находили иной пищи, кроме размазни, похожей на вареный горох, и бобы, ибо в этом посту совсем не едят масла. По этой причине мы испытывали великую, неописуемую муку»…

К концу поста он изнемог совершенно и не знал, как дождаться окончания Страстной недели: «Мы не в состоянии были придти в себя от усталости и ноги наши подкашивались. Да поможет нам Бог докончить эту неделю! По-видимому, ноги у них (русских) из железа» …

Дела общественной и частной благотворительности древнерусского человека в дни Великого поста также значительно усиливались. Он считал их необходимою принадлежностью своего покаяния. Они выражались, как в милосердии телесном – раздаче материальных средств, так и милосердии духовном – в утешении разного рода несчастных, в прощении виновных, в особенности, заключенных в тюрьмах. Пример высокого благотворения подавал сам царь. За ним следовал патриарх, бояре, знатные и богатые люди. Нищие, убогие, странники = словом, все, так или иначе все обиженные судьбой, делались предметом усиленной заботы со стороны наших сердобольных предков, видевших в этих несчастных, по слову Христа Спасителя, меньших братьев…» (Цит. по: Как проводили пост в древней Руси. Сергиевские листки. № 3 (53). Париж, 1932. С. 16, 17, 18, 19).

Просмотрено: 37 раз.

Рекомендуем

Расписание вступительных экзаменов на Отделение церковных искусств Минской духовной семинарии

Вступительные испытания проводятся с 8 по 12 августа (заезд абитуриентов 8 августа до 17:00).

Расписание вступительных экзаменов на Богословско-пастырское и Богословско-педагогическое отделения Минской духовной семинарии

Вступительные испытания проводятся с 8 по 12 августа (заезд абитуриентов 8 августа до 17:00).