Действительно ли религия – удел слабых?

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

1 (5)Как-то на заборе у храма, где я служу, появилась надпись: «Религия – для слабых!». Возможно, это была просто чья-то неудачная шутка, но так, к сожалению, думают многие, и потому, есть смысл, об этом поговорить.

Действительно ли религия удел только слабых и неудачников?

Я вспоминаю один забавный случай из книжки о древних пустынниках и аскетах.

Одного старца спросили:

«Как с тобой, таким аскетом, уживаются вельможи в Антиохии?».

А он с улыбкой отвечал:

«За последние дни ко мне два раза обратился один из самых могущественных людей в городе» — «Неужели? – удивились все, — Ну и о чем он с тобой говорил?». В первый раз он сказал мне: «Уходи с моих глаз долой!», а во второй: «Убирайся вон из Антиохии!» 1.

Посмотрите, какое самообладание у старца, он даже посмеивается над собой! А в древнем мире шутки с вельможами кончались плохо. Откуда у него такое мужество и стойкость. Конечно, от веры в Бога и вечность, перед которой все блага мира и положение в обществе только суета и томление духа (Екк. 1. 14).

А сколько таких примеров знает история христианства! Вспомним мучеников, отдающих жизнь за веру, исповедников, спокойно идущих на пытки, пустынников и отшельников, живущих десятки лет в пустыни, чтобы в уединении служить Богу и людям, святых женщин, хранивших чистоту и целомудрие ради евангельских заповедей. Согласитесь — это примеры не слабости, а удивительной духовной крепости, терпения и выдержки.

Ну а как крупнейшие ученые, прежние и современные? Оказывается, они тоже в большинстве своем верили в Бога. Им- то, казалось бы, зачем?

Вот имена некоторых из них.

Каноник Н. Коперник (+1543), совершивший переворот в астрономии; И. Кеплер (+1630), обосновавший гелиоцентрическую систему; Б. Паскаль (+1662) – физик, математик, религиозный мыслитель, основоположник классической гидростатики; И. Ньютон (+1727) – физик, математик, астроном; М. Ломоносов (+1765) – ученый – энциклопедист; Л. Гальвани (1798) – физиолог, один из основоположников учения об электрическом токе; А. Ампер (+1856) – один из основоположников электродинамики; А. Вольта (1872) – также один из основателей учения об электричестве; Г. Мендель (+1884) – монах — августининец, основоположник генетики; Ж. Дюма (+1884) – основоположник органической химии; С. Ковалевская (+1891) – математик; Л. Пастер (+1895) – основоположник современной микробиологии и иммунологии; А. Попов (+1906) – изобретатель радио; Д. Менделеев (+1907) – создатель периодической системы химических элементов; И. Павлов (1936) – отец физиологии; П. Флоренский (+1937) – священник, богослов, ученый энциклопедист; В. Вернадский (+1945) – основоположник геохимии, биогеохимии, радиологии и учения о биосфере; Б. Филатов (+1956) – офтальмолог; архиепископ Лука (Войн- Ясенецкий) – гениальный хирург; Л. Бройль (+1987) – один из создателей квантовой механики; Ч. Таунс (+1988) – один из создателей квантовой электроники; и многие другие 2.

Некоторые из них, как И. Павлов и архиепископ Лука, рисковали в годы сталинских репрессий научной карьерой и даже жизнью, но отстояли свое право на веру в Бога. Было бы нелепо утверждать, что они исповедали эту веру из страха и слабости 3.

Однако до сих пор можно слышать: «Наука доказала, что Бога нет».

Но так ли это?

Оказывается, что научного доказательства небытия Бога нет, и принципиально не может быть, хотя бы уже по трем причинам.

  • Во-первых, религия своим «объектом» познания имеет мир трансцендентный, духовный и Самого Бога. Наука же занимается изучением материального мира. Поэтому все основные истины религии никак не могут быть предметом научного опровержения.
  • Во-вторых, каждая из наук имеет свою собственную область изучения, и потому не может опровергать выводы других наук. Религия же – совершено особая наука, наука Богопознания, и потому находится вне поля суждений каких- либо отдельных или всех взятых вместе естественных наук.
  • В-третьих, даже современная наука признает, что наши знания всегда будут представлять лишь маленький островок в бесконечном океане непознанного, неизвестного и неизведанного 4 . Но если научные познания никогда не смогут дать человеку возможность охватить все бытие в целом, а значит, никогда не удастся и научно доказать небытие Божие.

Правда, спор этот очень давний, и ни одна из сторон никогда не могла убедить другую. Некоторые богословы вообще отказывались вести такие диспуты и с юмором говорили: «Для того, кто верует, нет вопросов, а для того, кто не верует, нет ответов» 5.

Я тоже не собираюсь спорить, а приглашаю просто задуматься и посмотреть на окружающий мир. Он сам многое расскажет о Боге, и без всяких доказательств станет ясно, почему религия всегда была источником силы, бодрости и крепости духа.

 

Примечания:

1. Отцы – пустынники смеются. М., 1966. С. 57.

2. Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. М., 1997. С. 83-85.

«Творцы новой картины мира, — отмечает диакон Андрей Кураев, — были как раз весьма религиозными людьми.

Николай Коперник был управляющим хозяйством Вармийской епархии, членом епархиального совета.

Иоганн Кеплер три года учился на богословском факультете Тюбингенского университета, но его помимо воли избрали преподавателем математики в Граце. Для Кеплера такое решение означало крах всех его многолетних надежд. Он не себе представить, что дорога к карьере священника для него отныне закрыта, но, тем не менее, должен был подчинится… «Я хотел быть служителем Бога и много трудился для того, чтобы стать им; и вот в конце концов я стад славить Бога моими трудами по астрономии…Я показал людям, которые будут читать эту книгу, славу Твоих дел; во всяком случае, в той мере, в какой мой ограниченный ум смог постичь нечто от Твоего безграничного величия» (Иоганн Кеплер).

Галилей в 14 лет поступил послушником в орден иезуитов, однако отец Галилея вовсе не желал видеть своего сына монахом и забрал его домой под предлогом того, что тот нуждается в лечении глаз.

Лейбниц ( если кто забыл – это создатель системы дифференциального исчисления) свой главный труд посвятил «теодицее» — «оправдание Бога».

Ньютон писал толкования на библейские книги пророка Даниила и апостола Иоанна Богослова.

Декарт (если кто опять-таки забыл – это создатель так называемой декартовой системы координат) получил образование в иезуитском колледже, цитадели антиоккультизма. В переписке со шведской королевой Христиной и богемской принцессой Елизаветой он защищал Католичество и наставлял в благочестии: «Первое и главное познание состоит в понимании, что существует Бог, от которого зависят все вещи: это научит нас принимать как благо всё, что с нами случается, ибо всё это явно послано нам Богом…И сзидали эти люди науку нет в противостоянии с христианской Церквью..О Бруно лучше не вспоминайте – в науке он следа не оставил, и, будучи, заурядным магом и шарлатаном, в качестве такового и был осужден, причем гелиоцентрические убеждения не были поставлены ему в вину» (Кураев Андрей, диакон. Церковь и молодежь. Неизбежен ли конфликт? СПб., 2006. С. 23-25).

Джиордано Бруно (1548-1600). «Джиордано не настоящее имя Бруно: он крещен Филиппом. Джиордано – его монашеское имя, данное ему при пострижении в доминиканском монастыре Сан – Доменико в Неаполе в 1564 г. Сохранилось письмо некоего Каспара Шоппе, рыцаря св. Петра и апостолического графа, присутствовавшего на заседании Инквизиции, когда Бруно выносили приговор, своему учителю Конраду Риттерсгузию:

«Начав — тому уже восемнадцать лет – сомневаться в противоречащем, как учит Хризостом ( св. Иоанн Златоуст – В. Б) разуму пресуществлении (Евхаристии-В. Б.), даже прямо его отрицать, подвергши тотчас же сомнению и девство Марии, которую тот же Хризостом именует херувимов и серафимов чистейшею, уехал он в Женеву…Увлеченный далее в Прагу, издал он книгу «О безмерном и бесконечном», также еще «О бесчисленном»…и еще «О тенях и идеях». В них учит он ужасным, совершенно нелепейшим вещам; например: миры бесконечны, душа странствует из тела в тело и даже из одного мира в другой; одна душа может образовать два тела; магия хороша и дозволена; Дух Святой не что иное, как душа мира, и это разумел Моисей, говоря, что Дух Святой согревал воды; мир существует вечно; Моисей совершал чудеса с помощью магии, в коей больше преуспел, чем прочие египтяне; он выдумал свои законы; Святое Писание – вздор; дьявол будет спасен; только евреи ведут свое начало от Адама и Евы, прочие от тех двоих, кого Бог создал накануне; Христос не Бог, но был выдающимся магом, обольщал людей, за что по заслугам повешен (по италийски impiccato), а не распят; пророки и апостолы были людьми, магами и много их повешено. …Чтобы сказать кратко – всё, что ни утверждалось когда-либо философами, языческими или нашими, древними и новейшими еретиками, он выдвинул…Уличенный лучшими теологами, (он) то выпрашивал сорок дней, на размышление, то обещал отречься, то испрашивал еще сорок дней. В конце концов от только издевался над Понтификом и Инквизицией…Когда же ему, умереть готовому, показали образ распятого Спасителя, с лицом свирепым, презрев Его, он отверг…» (Карсавин Л. Джиордано Бруно. Берлин, 1923. С. 8 — 11; 91-93).

3. Знаменитый русский ученый, физиолог, получивший Нобелевскую премию, академик Иван Петрович Павлов, был глубоко верующим православным христианином, прихожанином Знаменской церкви в Петербурге, и вот какое мнение он дает о бессмертии души:

«Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства: радость, горе, печаль, гнев, ненависть, мысли человека, самая способность мыслить и рассуждать – связаны, каждая из них, с особой клеткой человеческого мозга и её нервами. А когда тело перестает жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто – ни энергия, ни материя – не исчезают бесследно и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера» (Губанов В. А. Бог и вселенная. М., 1996. С. 46).

Архиепископ Лука, в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий. Родился в Керчи 27 апреля 1877 г. В 1903 закончил медицинский факультет Киевского Университета. С 1905 по 1917 работал в городских и сельских больницах Симбирской, Курской и Саратовской губерний, на Украине и в Перяславле Залесском. В 1916 защитил докторскую диссертацию и с 1917 по 1923 работал хирургом в Ташкенте и одновременно возглавляет кафедру оперативной химрургии и топографической анатомии открывшегося в Ташкенте университета. Активно участвует в церковной жизни. В 1921 рукоположен в диаконы, а затем в иереи. В 1923 году принимает монашеский постриг с именем Лука. 30-го мая того же ода хиротонисан в епископа Туркестанского. 10 –го июля 1923 г. был арестован как сторонник Патриарха Тихона. В тюрьме ташкентского Г П У епископ Лука закончил свой, впоследствии ставший знаменитым, труд «Очерки гнойной хирургии». Затем был переведен в Москву в Бутырскую, а затем Таганскую тюрьму и в 1924 отправлен в ссылку на Енисей. В марте этого же года отправлен под конвоем в Енисейскую область, в деревню Хая на реке Чуне. В январе 1925 выслан в Плахино – глухое место за полярным кругом, затем переведен в Туруханск. В 1931 – 1933 гг. выслан в Архангельск, де ведет амбулаторный прием больных. Весной 1934 года переезжает в Андижан, где совершает церковные службы и руководит отделением ташкентского института неотложной помощи. 13 декабря 1937 года – новый арест и ссылка в село Большая Мурта Красноярской области. В сентябре 1941 года был доставлен к Красноярск для работы в системе госпиталей. В 1943 становится архиепископом Красноярским, а затем Тамбовским и продолжает медицинскую работу: на его попечении 150 госпиталей. В 1946 за разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах, стал лауреатом Сталинской премии 1 степени. С 1946 – архиепископ Крымский и Симферопольский. Скончался в 1961 г. В 1966 состоялась его канонизация.(Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело. М., 1997. С. 8-13; Подробное жизнеописание архиепископа Луки см.: Марущак Василий, протодиакон. Святитель – хирург. Житие архиепископа Луки. М., 2005. С. 1-118).

4. Осипов А. И. Указ. соч. С. Там же.

Похожий взгляд на науку и её ограниченность высказывают и другие верующие ученые:

«С чем можно сравнить состояние современной науки? Несметные горы фактов. Словно осевшие высоченные груды золотоносной земли, вытащенной из рудников и шахт. Надо же и золото извлекать! Но это совсем не просто, для этого необходимы какие-то особые способы и средства…Но ведь добытые сведения нужно правильно и в целости осмыслить. Можем ли мы сказать, что драгоценное золото в науке уже извлечено? Нет! Наука накопила огромные пласты, горы фактов – но истинного смысла их до конца не раскрыла…Наука как –то приостановилась и осторожно замерла возле них. На фоне нескончаемого числа постоянно изменяющихся человеческих предположений и суждений стало ясно, что для правильного осмысления полученных научных фактов необходимо что-то, стоящее выше ограниченных человеческих возможностей познания. Такой основой могло бы быть только то, что исходит от Самого Бога, Творца человека и вселенной. И источник знаний и премудрости, исходящей от Бога для человека есть. Это — Священное Писание, Книга книг, которую нельзя сопоставить ни с одной из книг, написанных человеком» (Крапивин С. В. Мир Божий. Тайны творения и проблемы современной биологии. М., 2004. 13-14).

«Естественные науки (такие, как биология и физика) изучают законы природы. Но они не в состоянии объяснить, откуда взялись эти законы. Когда мы нечто утверждаем об уникальных исторических событиях, происшедших в природе, — таких, как зарождение жизни, мы входим в область философии или религии: в сферу веры. В естественных науках для доказательства любого утверждения требуется выполнение двух обязательных условий: во – первых, результаты опыта должны быть наблюдаемы и, во-вторых, сам опыт должен обладать свойством воспроизводимости. Никто не может воспроизвести акт рождения земли, и никто его не наблюдал. Это значит, что оба учения – как о постепенном развитии (эволюционизм), так и специальном творении (креационизм) — относятся в области веры. Здесь ничего нельзя доказать. Эволюционист или креационист может только найти фактические данные, подтверждающие его теорию. Лучшей теорией будет та, с помощью которой можно объяснить б`ольшее количество имеющихся данных и которая наилучшим образом предсказывает новые факты» (Хобрикс Б. Христианский взгляд на происхождение жизни. Киев, 1994. С. 11).

Теория креационизма имеет хождение в научном мире, и её сторонники утверждают её научную состоятельность:

«Ученые креационисты отвечают всем бех исключения требованиям, предъявленным к ученым. И в то же время они убеждены, что теория сотворения точнее соответствует научным данным и лучше объясняет научные факты, чем теория эволюции. И для них это вопрос не столько религии, сколько науки. (В конце концов, вполне религиозные и высоконравственные люди есть и среди эволюционистов). Теория сотворения еще не завоевала большинство в научном мире. Но долг любого ученого перед самим собой и перед обществом – оставаться непредубежденным, и не отгораживаться предвзято от новых идей. Точка зрения большинства далеко не всегда является истинной» (Моррис Генри. Сотворение мира. Научный подход. Сан-Диего, Калифорния, 1981. С. 7).

«В конце 20-го века было осознано то, с чем так яростно не соглашался век «просвещения»: естественнонаучная модель рациональности не есть единственная форма рациональности. Знание может быть не математическим и не физическим. Оно может быть гуманитарным…Оказалось, что миф более рационален, чем считали прежде. А наука более мифологична, нежели думал о ней 19 век. Православие прилагает рациональные процедуры к анализу своих преданий. А светская наука, как оказалось, не может жить без догм…Любая теория зиждется на некоем наборе догм (которые в светской науке стыдливо именуются аксиомами» (Кураев Андрей, диакон. Указ. соч. С. 29).

Тезис о необходимости веры при проведении научных исследований в церковной апологетике используется давно:

«Наука не обходится без некоторой доли веры, и именно – веры двоякого рода: во- первых, — в предположения, допускаемые почти во всех отраслях науки, правдоподобные, но не подлежащие точному удостоверению; во – вторых, в результаты исследований авторитетных специалистов.

Без первого вида веры, т. е. без допущения предположений, едва какое-либо ученое миросозерцание достигнет стройности и полноты.

Без второго вида ученой веры, т. е. без доверия к исследованиям специалистов, широкое всеобъемлющее знание может быть доступно разве только великому гению, и то не вполне… Но до какой бы широты и высоты ни достигало бы оно (т. е. научное знание) путем предположений и обобщения, для него останется всегда нечто незаконченное, не завешенное (и не завершимое) без помощи веры собственно религиозной. Философия берется восполнить этот недостаток научного знания идеей абсолютного. Но, поднявшись до такой высоты, она до сиз пор не сумела, и едва ли когда-либо сумеет перейти к действительному миру, к человеку, его природе, жизни, судьбе, его упованиям и будущности. На эту великую тайну может пролить свет только вера, основанная на божественном Откровении. Таким образом, …разум должен поставить веру не только наравне с своими способами знания, но и превыше себя, превыше их» (Знаменский Аполосс, протоиерей. Записки по предмету Православного Христианского Вероучения. Профессора богословия в императорском историко-филологическом институте Отдел первый. СПб., 1890. С. 61-62).

«Природа, которую мы видим вокруг себя и которая является предметом научного исследования, есть Божие творение и несет на себе отпечаток своего Творца. Познавая природу, мы тем самым приближаемся к Богу. Природа, таким образом, оказывается откровением Божиим и изучение её в нравственном смысле столь же необходимо для нас, как чтение Священного Писания. По отношению к геологии эта мысль была гениально выражена И. А. Буниным: «На жестких склонах каменные плиты стоят раскрытой книгой Бытия», но её можно так же применить к любой другой естественнонаучной дисциплине. Эта истина лежала в основе естествознания, зарождавшегося в Западной Европе на исходе средневековья. Современными философами, осмысливавшими исторические пути науки и её значение в нашей жизни, было показано, что по существу, первой наукой в нынешнем смысле этого слова было богословие (физика, химия, биология, геология и. т. д.) «отпочковались от него в ходе обычного для науки процесса дифференциации и специализации. Таким образом, на начальных этапах своего существования все естественные науки были ничем иным, как разделами богословия. Для верующего ученого они остаются ими и по сей день» (Той повеле и создашася. Современные ученые о сотворении мира. Клин, 1999. С. 7).

«Академик профессор Р. Э. Бэр (русский ученый зоолог и антрополог), известный всему миру, говорит: «Нам ничего не завещано от древних времен более возвышенного, чем библейское учение о творении». Аналогичную оценку этого учения дал и известный американский естествоиспытатель Даусон. Оценки Ньютона, Ломоносова, Пастера, Рентгена, Менделеева, Павлова, планка Джиса и др. величайших гениев мира – известны всем» (Андреев И. М. Православно-христианская апологетика. Джорданвиль, 1965. С. 58).

Профессор А. И. Осипов со свойственным ему юмором приводит ряд конфузных случаев из истории науки:

«…Давайте попытаемся посмотреть непредвзято на мир, окружающий нас сегодня. Мы видим, что буквально весь он состоит из того, что в свое время так или иначе было отвергнуто или признано ложным.

В нашем мире летают самолеты. Вопреки тому, что известный астроном профессор С. Ньюком (1835-1909) математически доказал невозможность летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Мы пользуемся радио. Вопреки авторитетному мнению известного ученого Г. Герца (1875-1894), утверждавшего, что это невозможно («для дальней связи, — писал он, — потребуются отражатели размером с континент».

Сегодня всем известна чудовищная мощь ядерного оружия. Однако некогда военные эксперты США утверждали, что создание атомной бомбы принципиально невозможно.

Сегодня в строй вступают атомные электростанции. Хотя некоторые крупнейшие ученые США, в том числе Н. Бор (1885-1962), считали использование атомной энергии маловероятным.

Мы изучаем химический состав небесных тел. Вопреки известному французскому философу О. Конту (1798-1857), который категорически утверждал, что человек никогда не сможет делать это.

Сейчас признано, что 99% всей материи Вселенной находится в состоянии плазмы. Однако в течение тридцати лет после её открытия ученый мир упорно отказывал плазме в праве на существование.

Открытие Пастера (1822-1895) было отвергнуто Академией медицины.

Открытие рентгеновских лучей было встречено насмешками.

Открытие Месмером (1733-1815) гипноза было категорически опровергнуто светилами тогдашней науки.

Французская Академия наук долгое время отвергала существование ископаемого человека, а находки каменных орудий объясняла «игрой природы» (Осипов А. И. Указ. соч. С. 142-143).

5. Отцы – пустынники. Там же. С. 38.

Просмотрено: 254 раз.

Рекомендуем

И.о. ректора семинарии встретился с руководством Банка ВТБ (Беларусь)

Итогом встречи стало достижение договоренности о возможных направлениях взаимодействия Минской духовной семинарии и Банка ВТБ (Беларусь), совместных мероприятиях и проектах.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Минскую духовную семинарию

Во время встречи с митрополитом Минским и Заславским Вениамином рассматривались вопросы организации образовательной, воспитательной и научной деятельности в 2020/2021 учебном году.