О рок-музыке

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

1 (4)Рок-музыка появляется в начале 50-х годов 20-го века и вызывает огромное брожение в молодежной среде. Буквально за одно десятилетие в сознании молодых людей меняется многое. Одежда, жизненные привычки, нравы, интересы. Уходят в прошлое нравственные запреты, в интимной жизни человека нет больше табу, всё дозволено.

Серьезных рокеров нередко сравнивают с наркоманами. Появился даже медицинский термин «музыкальный наркоман» И не случайно. Они не могут отказаться от рок-музыки, и доза все время должна увеличиваться. Возникает необходимость слушать все новые и новые записи. Рокер, как и наркоман, идет на все, чтобы получить свою «порцию» рока. Без рок-подпитки рок-зависимые становятся социально опасными элементами. Вот и получается, что рок совсем не безобидное времяпровождение, а самый настоящий наркотик, не менее смертельный чем, скажем, героин.

Пресса часто сообщает об ужасных преступлениях на почве рок-музыки. Как-то я прочитал газетную статью о девочке из Калифорнии, которая нанесла своей матери несколько ножевых ранений и убила её. Суд установил, что в этот момент девочка находилась в состоянии сильного нервного напряжения, она накануне слушала тяжелый рок.

Но как достигается такое влияние рок-музыки на человека?

Вся техника рок-музыки взята из древних и новых тайных магических обществ и братств. Тут всё играет свою роль. Ритм, частота чередования света и техники, звуки. Особенно важен ритм. Если он равен, например, полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот (15-30 герц), то способен вызвать у человека экстаз.

При ритме равном двум ударам в секунду и на тех же частотах слушающий впадает в танцевальный транс, очень похожий на наркотический.

Современные рок-группы работают в диапазонах от 80 тысяч герц до 20 и ниже. Были случаи, когда избыток высоких или низких частот травмировал мозг. На рок-концертах нередки случаи контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти. Известен случай из выступлений группы «Пинк Флойд», когда во время концерта на открытом воздухе в соседнем озере всплыла оглушенная рыба.

Ритм и частота ведут к зависимости от них. У человека появляется потребность во все более высоких частотах, приближающихся к ультразвуку. Растет потребность и в увеличении темпа ритма.

В свое время группа «Битлз» работала на уровне мощности в 500-600 ватт. К концу 60-х годов группа «Дорз» достигла 1000 ватт. А уже через несколько лет нормой стали 20-30 тысяч ватт. Многие нынешние рок-группы на Западе уже давно работают на уровне 50 -70 тысяч. Много это или мало? Очень много, потому что даже сотня ватт в небольшом зале может повлиять на способность человека мыслить и анализировать. Есть интересные данные экспериментов. После 10-минутного прослушивания рока семиклассники на некоторое время забывали таблицу умножения. А после большого концерта в рок-зале люди не могли ответить на вопросы: как вас зовут, где вы находитесь и какой теперь год?

Оказывается, рок-музыка вызывает выделение так называемых стресс-гормонов, которые стирают часть запечатленной в мозгу информации. Человек не просто забывает что-то из того, что с ним было или что он изучал. Он умственно деградирует. Барабанный бой, цимбалы, трубы, электронные синтезаторы, пронзительные крики, телодвижения – все это врывается со всей своей силой и пронизывает чувствительный человеческий организм.

Не безобидна и такая сторона рок – концертов как мигание света. Ускорение чередования света и темноты приводит к значительному ослаблению ориентации, снижению рефлекторной быстроты реакции.

При определенной скорости вспышки света начинают взаимодействовать с мозговыми альфа-волнами, которые контролируют способность к концентрации внимания. Чем больше усиливается частота, тем больше теряется всякий контроль над собой.

Вспышки света, одна за одной и в ритме музыки, могут вызывать галлюцинации, головокружение и тошноту.

Итак, весь технический арсенал рока направлен на то, чтобы играть на человеке как на музыкальном инструменте. Музыка оказалась в состоянии радикально изменить индивидуальные характеристики человека. Она активно влияет на двигательный, эмоциональный, интеллектуальный и половой центры человека, а значит, и на все стороны человеческой личности: физиологическую, психологическую, душевно-эмоциональную и духовную1.

Все эти сведения о рок-музыке хорошо известны, просто полезно их иногда освежать в памяти, чтобы не притупилось чувство опасности. А ведь у нее есть еще и мистическая оккультная сторона, о которой мы как-нибудь поговорим, и вот там становится жутковато и не по себе от того, в какой демонической трясине можно увязнуть.

У меня с рок-музыкой связано одно забавное воспоминание. Как-то в одном клубе я прочитал объявление:«Благодарим наш молодежный рок-ансамбль, который по техническим причинам прекращает свою работу!». Человек хотел, видимо, сказать что-то другое, но получилось с контекстом: «Спасибо, что вас больше нет!».

 

Примечания:

1. Троицкий благовестник № 35. Издание Троице-Сергиевой Лавры, 1992. С. 1-14.

Правда, диакон Андрей Кураев утверждает, что эта брошюра «построена на пересказе статьи одного католического священника. И речь идет о западном роке. Там не подвергается анализу именно русский рок, который всё-таки немного другой»

И дальше он высказывает несколько любопытных мнений о русском роке и его взаимоотношениях с Церковью, которые мы вкратце приведем.

«Рок – это, прежде всего форма протеста. На Западе этот протест вылился в антихристианские формы, потому что общество там формально христианское.

А в России общество, конечно, не менее лицемерное, но открыто атеистическое, поэтому русский рок, со своими поисками души, тоже оказывается в русле протеста, но этот протест против серости атеизма и бездушия, а потому он способен подвести к пониманию Евангелия…

Я не могу сказать, что русский рок – весь из себя такой хороший, белый и пушистый. Это не так, он очень пестрый. Я вижу по интернетовским дискуссиям: люди нередко цитируют весьма и весьма антихристианские цитаты из каких-то рок-групп. Но если кто-то из писателей – сатанист, из этого было бы поспешно делать вывод, будто у Церкви конфликт Союзом писателей. Рок – это просто средство, форма объяснения человека с человеком о том, что наболело…

Не было никогда конфликта между роком и Церковью. Это противостояние поколений. Социалистическое брюзжание, слегка адоптированное на церковный лад, вот и всё. Общесоветское неприятие – оно здесь первично. А затем еще кто-то поспешил найти статью этого канадца, католического священника – Жан-Поля Режимбаля. Во всех православных брошюрах, в которых пишется нечто чуть-чуть содержательное о роке, — все цитаты взяты из его работы. Это значит, что никто из здешних полемистов и в тему-то всерьез не погружался. Была изначальная предвзятость, уходящая своими корнями в советскую пропаганду жизни. А ведь когда-то рок – музыка и Церковь были по одну сторону …колючей проволоки. Вот дивная заметочка из «Известий» брежневской эпохи: «…Кажется, банальная вещь – модный крестик. За ним, однако, может последовать увлечение модной рок – музыкой, пропагандирующей, в частности, и идеи церкви, потом чтение библии, походы на богослужения из любопытства. Нельзя забывать, что в наш электронный век всё изощреннее пути Церкви к душам юных…».

Я думаю,…что церковное дистанцирование от мира рока всё же никогда не выливалось во что-то официальное…

Я до сей поры знал только один контекст, в котором, как мне казалось, стиль рок- музыки уместен. Это разговор об Апокалипсисе. И насколько я помню, первые рок композиции на христианские темы в России были как раз на апокалиптические темы… И здесь было некоторое согласие между стилем и темой . Тема – конечный распад, тема предельного ужаса в мировой истории. Поэтому здесь есть какое – то сочетание между формой и содержанием…

Христианство не должно быть «сладеньким» В нем есть место и Божию гневу. А какая музыка лучше, чем рок способна это выразить?» (Кураев Андрей, диакон. Церковь и молодежь. СПб., 2006. С. 393-406).

 

А вот мнение другого православного богослова, совершенно противоположное тому либеральному взгляду на рок- музыку, которого придерживается диакон Андрей

«Музыкальную идею, духовное содержание музыки математически измерить невозможно, но математика, как мир чистых Божественных идей и абстракций, вполне позволяет соотнести и проверить «на гармоничность» внешние музыкальные формы. Так вот, классическая музыка эту проверку выдерживает, а рок-музыка принципиально антигармонична, а значит, и антиприродна.

Тому есть и объективное экспериментальное свидетельство. Оказывается, постоянное воздействие вредно и даже губительно для растений, в то время как гармоничная музыка может способствовать их росту. В природе заложен её Творцом единый эстетический принцип. Разрушение его разрушает и саму жизнь. Таким образом, стили рока принципиально не годятся для правильного эстетического воспитания, они извращают вкус, даже если используются вполне благонамеренно.

Увы, часто благонамеренности здесь нет. Большинство рок-музыкантов или открытые сатанисты, половые извращенцы, или лица, крайне заблуждающиеся в своих религиозных взглядах. Эти взгляды они естественно пропагандируют своим творчеством. И только прямым содержанием текста своих песен, мягко выражаясь, весьма сомнительного с точки зрения нравственности. Ведь технические возможности рока огромны, в том числе использование инфра — и ультразвука, неслышимого человеческим ухом, но воспринимаемого нами на уровне подсознания.

Таким образом, можно незаметно влиять на слушателя, вводя его в транс, делая невменяемым, внушая ему определенное состояние: блуд или агрессивность. Всякому, кто хотя бы раз побывал на дискотеке, не нужно объяснять, что совершаемое там есть самый настоящий сеанс группового беснования. Большинство рок-деятелей сами беснуются и других вводят в такое состояние вполне сознательно. Рок-концерт – это маленькая модель преисподней.

Итак, рок музыка, конечно вредна для души. Вредит ли она телесному здоровью? Безусловно, хотя бы своей громкостью, но не только ею. Однако вред для здоровья не так просто заметить: в нашем организме много защитных реакций. Но что вредно для души, не может быть полезным и телу. Немного перефразируем известную древнюю поговорку: нездоровый дух и тело делает нездоровым (Козлов Максим, священник. Детский катехизис. Цит по: Священник Тимофей, педагог Т. Барсеньева. Жизнь по совести. Священник и педагог отвечают на вопросы современных школьников. М., 2002. С. 118-119).

Просмотрено: 93 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.