Неканоническое Православие: Болгарская Старостильная Православная Церковь

Слесарев Александр Валерьевич, кандидат богословия

Возникновение раскольнической Болгарской Старостильной Православной Церкви (БСПЦ) явилось следствием сопротивления отдельной части духовенства и мирян календарной реформе, проводившейся в 1968 г. в Болгарской Православной Церкви. Введение нового календарного исчисления в гражданской жизни Болгарии было осуществлено согласно личному постановлению болгарского короля Фердинанда І (1861-1948 гг.) еще в 1916 г.1 Несмотря на то, что Болгария явилась одной из первых православных стран, перешедших на григорианский календарь, Болгарская Православная Церковь оказалась последней в числе Поместных Православных Церквей, проведших реформу церковного времяисчисления. Побуждающей причиной перехода Болгарской Церкви на новый стиль оказалось отделение от нее македонских епархий и неканоничное провозглашение в 1968 г. автокефалии Македонской Православной Церкви, вскоре перешедшей на новоюлианский календарь2 . С целью установления единообразия в церковном времяисчислении на всей канонической территории Болгарского Патриархата Священный Синод Болгарской Церкви опубликовал 18 июля 1968 г. специальное «Послание духовенству и всем чадам Болгарской Православной Церкви», в котором содержалось известие о реформе церковного календаря, днем проведения которой определялось быть 6/19 декабря 1968 г.3

Архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) Архимандрит Серафим (Алексиев) Игумения Серафима (кн. Ливен)
Фото 1. Архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) Фото 2. Архимандрит Серафим (Алексиев) Фото 3. Игумения Серафима (кн. Ливен)

Реформа летоисчисления вызвала резкий протест со стороны архимандритов Серафима (Алексиева)4 , Сергия (Язаджиева)5 , Пантелеимона (Старицкого)6 , иеромонаха Серафима (Дмитриевского)7 и настоятельницы Княжевского Свято-Покровского женского монастыря в Софии игуменьи Серафимы (княжны Ливен)8 , которые направили свой протест патриарху Болгарскому Кириллу (Маркову) и заявили о выходе из канонического подчинения Болгарской Патриархии. Все вышеназванные лица в свое время являлись духовными чадами архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), известного своими крайне консервативными и резко антиэкуменическими воззрениями. Реакцией священноначалия Болгарской Православной Церкви на зарождавшуюся смуту было запрещение взбунтовавшегося духовенства в священнослужении, а также отстранение архимандритов Серафима (Алексиева) и Сергия (Язаджиева) от преподавания в Софийской Духовной Академии. Вплоть до самой смерти патриарха Болгарского Кирилла по отношению к раскольникам применялись различные меры воздействия, после чего наступил период относительно спокойного существования9 .

Во второй половине 1980-х гг. духовный сын архимандрита Серафима (Алексиева) Росен Дмитров Сиромахов установил контакт со старостильническим «Синодом Противостоящих» Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции10 . После падения коммунистического режима в Болгарии «Синод Противостоящих» учредил там Триадистийскую епархию11 , несколько позднее преобразованную в независимую («автокефальную») Болгарскую Старостильную Православную Церковь (БСПЦ). Архиерейская хиротония Предстоятеля БСПЦ епископа Фотия (Сиромахова) проходила 4/17 января 1993 г. в монастыре святых Киприана и Иустинии (Фили, Греция), духовном и административном центре «Синода противостоящих» Церкви ИПХ Греции. Рукоположение возглавил Председатель «Синода Противостоящих» митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас) в сослужении епископов Хризостома (Гонсалеса) Этнийского, Хризостома (Марласеса) Христианупольского, Авксентия (Цабана) Фотикийского и епископа Румынской Старостильной Православной Церкви Пахомия Вранчейского12 .

В 1994 г. состоялось единовременное установление церковного и евхаристического общения Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с Болгарской Старостильной Церковью и «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции13 . Евхаристическое общение между РПЦЗ и БСПЦ было прервано в 2006 г. по инициативе Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, что явилось следствием выполнения последним непременного условия, необходимого для подписания Акта о Каноническом Общении с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

4.jpg Председатель ВВЦУ РПЦЗ епископ Одесский и Таврический Агафангел (Пашковский)
 Фото 4. Первоиерархи раскольнического союза
старостильных Церквей.(Слева направо)
Митрополит Слатиоарский Власий
(Румынская Старостильная Церковь), митрополит Оропосский и Филийский Киприан
(Куцумбас) («Синод Противостоящих»
Церкви ИПХ Греции),
епископ Триадистийский Фотий (Сиромахов)
(Болгарская Старостильная Церковь)
Фото 5. Председатель ВВЦУ РПЦЗ епископ Одесский и Таврический Агафангел (Пашковский)

В настоящее время Болгарская Старостильная Православная Церковь входит в союз раскольнических юрисдикций, объединяющий ее с «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции, Румынской Старостильной Церковью и так называемым Временным Высшим Церковным Управлением Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ), возглавляемым епископом Одесским Агафангелом (Пашковским), отделившимся от РПЦЗ в 2007 г.

Во главе Болгарской Старостильной Церкви стоит ее единственный архиерей епископ Триадистийский Фотий (Сиромахов). Административный центр данной юрисдикции размещен при Свято-Успенском кафедральном соборе в Софии. В настоящее время в составе БСПЦ насчитывается 3 приходских храма в Софии и 20 храмов в других районах страны; 20 священников (6 из которых иеромонахи) и 3 диакона; Княжевский женский Свято-Покровский монастырь в Софии (65 насельниц); мужской монастырь в Жаблено во главе с иеромонахом Кассианом (Ангеловым–Боянковым) (16 человек); скит в честь святого Феодосия Тырновского в Тырново (4 монаха)14 .

Официальным органом БСПЦ является журнал «Православно слово».

***
Епископ Триадистийский Фотий (Сиромахов), Первоиерарх Болгарской Старостильной Православной Церкв
Фото 6. Епископ Триадистийский Фотий (Сиромахов), Первоиерарх Болгарской Старостильной Православной Церкв

Епископ Триадистийский Фотий (в миру Росен Дмитров Сиромахов) родился в 1956 г. в Софии. Духовное воспитание получил под руководством архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) и игуменьи Серафимы (кн. Ливен). Окончил Софийскую Духовную Академию и факультет классической филологии Софийского университета. Владеет четырьмя языками. Работал ассистентом профессора в Софийском университете. В 1988 г. во время поездки в Грецию тайно рукоположен во священника митрополитом Оропосским Киприаном (Куцумбасом). Во епископа Триадистийского рукоположен в 1993 г.

Примечания:

1 Cassian (Anguelov-Bojankov), hieromonk. A scientific examination of the orthodox church calendar.- Etna, California: CTOS, 1998.- Р. 47-48.

2 Ibid.- P. 61.

3 ???????????? ?. ?????????????, ????????????. ???????? ??? ???????? ???????? ???? ???????????????????? ????????? ???? ?? ???? ??????? ??? ???????? ?????? ?? ??????.- ’?????, 1981.- ?. 177-178; Cassian (Anguelov-Bojankov), hieromonk. Op. cit.- Р. 61-63.

4 В миру Стоян Георгиев Алексиев. Род. в 1912 г. Окончил Софийскую Духовную Семинарию, богословский факультет Софийского университета, факультет теологии Бернского университета, где был удостоен ученой степени доктора богословия. В монашество пострижен в 1940 г., иерейское посвящение принял в 1943 г. В сан архимандрита возведен в 1947 г. В 1947-1960 гг. возглавлял Культурно-просветительский отдел при Священном Синоде Болгарской Церкви. В 1960-1969 гг. преподавал на кафедрах догматического и сравнительного богословия Софийской Духовной Академии, удостоен звания доцента. Известен как автор многочисленных богословских работ и публикаций. Умер в 1993 г. (Архимандрит Серафим (Алексиев) // Православно слово.- София.- 2003.- № 1.- С. 5-13.)

5 Архимандрит Сергий до ухода в раскол преподавал Новый Завет и греческий язык в Софийской Духовной Академии.

6 Род. в 1893 г. Бывший полковник Российской Армии, эмигрировавший в Болгарию в годы Гражданской войны. Умер 5/18 января 1980 г.

7 Род. в 1901 г. После эмиграции из России окончил Русскую Пастырскую Школу в Болгарии. Умер 9 декабря 1984 г.

8 Родилась в 1913 г. в Москве. В 1920 г. эмигрировала в Болгарию. Под влиянием архиепископа Серафима (Соболева) приняла монашество. Возглавляла женскую обитель в местечке Кникеве около Софии. Основала женский Свято-Покровский монастырь в Княжево. Умерла 23 мая/5 июня 2004 г.

9 Архимандрит Серафим (Алексиев) // Православно слово.- София.- 2003.- № 1.- С. 12-13.

10 Старостильный раскол возник в Элладской Православной Церкви сразу после проведения церковной календарной реформы, произошедшей в 1924 г. и предполагавшей замену юлианского календаря так называемым новоюлианским, фактически совпадающим с используемым в гражданской жизни календарем григорианским. За свою восьмидесятилетнюю историю старостильный раскол проявил высокую динамику дробления и образования новых псевдоцерковных структур, претендующих на статус Поместной Православной Церкви. По состоянию на июнь 2007 г. в мире существовало 10 независимых старостильнических юрисдикций в Греции, 1 в Румынии, 1 в Болгарии, 3 на территории Западной Европы и 5 в Соединенных Штатах Америки.

11 Триадиста – древнее название столицы Болгарии Софии.

12 ????????? ?????????? ???????? ??? ??????? ??????????? // ????????? ???????? ??? ??????? ???????????. ???? ??????? ??? ??????????? [Электронный ресурс].- 2008. — Режим доступа: http://www.synodinresistance.org/Administration_el/Bulgaria.html . – Дата доступа: 16.02.2008.

13 Ambrose, bishop of Methoni. The Old Calendar Greek Church: A Brief History / The Old Calendar Orthodox Church of Greece.- Etna, California: CTOS, 1994.- Р. 42-43.

14 ????????? ?????????? ???????? ??? ??????? ??????????? // ????????? ???????? ??? ??????? ???????????. ???? ??????? ??? ??????????? [Электронный ресурс].- 2008. — Режим доступа: http://www.synodinresistance.org/Administration_el/Bulgaria.html . – Дата доступа: 16.02.2008.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.