Неканоническое Православие: Болгарская Старостильная Православная Церковь
Возникновение раскольнической Болгарской Старостильной Православной Церкви (БСПЦ) явилось следствием сопротивления отдельной части духовенства и мирян календарной реформе, проводившейся в 1968 г. в Болгарской Православной Церкви. Введение нового календарного исчисления в гражданской жизни Болгарии было осуществлено согласно личному постановлению болгарского короля Фердинанда І (1861-1948 гг.) еще в 1916 г.1 Несмотря на то, что Болгария явилась одной из первых православных стран, перешедших на григорианский календарь, Болгарская Православная Церковь оказалась последней в числе Поместных Православных Церквей, проведших реформу церковного времяисчисления. Побуждающей причиной перехода Болгарской Церкви на новый стиль оказалось отделение от нее македонских епархий и неканоничное провозглашение в 1968 г. автокефалии Македонской Православной Церкви, вскоре перешедшей на новоюлианский календарь2 . С целью установления единообразия в церковном времяисчислении на всей канонической территории Болгарского Патриархата Священный Синод Болгарской Церкви опубликовал 18 июля 1968 г. специальное «Послание духовенству и всем чадам Болгарской Православной Церкви», в котором содержалось известие о реформе церковного календаря, днем проведения которой определялось быть 6/19 декабря 1968 г.3
![]() |
![]() |
![]() |
Фото 1. Архиепископ Богучарский Серафим (Соболев) | Фото 2. Архимандрит Серафим (Алексиев) | Фото 3. Игумения Серафима (кн. Ливен) |
Реформа летоисчисления вызвала резкий протест со стороны архимандритов Серафима (Алексиева)4 , Сергия (Язаджиева)5 , Пантелеимона (Старицкого)6 , иеромонаха Серафима (Дмитриевского)7 и настоятельницы Княжевского Свято-Покровского женского монастыря в Софии игуменьи Серафимы (княжны Ливен)8 , которые направили свой протест патриарху Болгарскому Кириллу (Маркову) и заявили о выходе из канонического подчинения Болгарской Патриархии. Все вышеназванные лица в свое время являлись духовными чадами архиепископа Богучарского Серафима (Соболева), известного своими крайне консервативными и резко антиэкуменическими воззрениями. Реакцией священноначалия Болгарской Православной Церкви на зарождавшуюся смуту было запрещение взбунтовавшегося духовенства в священнослужении, а также отстранение архимандритов Серафима (Алексиева) и Сергия (Язаджиева) от преподавания в Софийской Духовной Академии. Вплоть до самой смерти патриарха Болгарского Кирилла по отношению к раскольникам применялись различные меры воздействия, после чего наступил период относительно спокойного существования9 .
Во второй половине 1980-х гг. духовный сын архимандрита Серафима (Алексиева) Росен Дмитров Сиромахов установил контакт со старостильническим «Синодом Противостоящих» Церкви Истинных Православных Христиан (ИПХ) Греции10 . После падения коммунистического режима в Болгарии «Синод Противостоящих» учредил там Триадистийскую епархию11 , несколько позднее преобразованную в независимую («автокефальную») Болгарскую Старостильную Православную Церковь (БСПЦ). Архиерейская хиротония Предстоятеля БСПЦ епископа Фотия (Сиромахова) проходила 4/17 января 1993 г. в монастыре святых Киприана и Иустинии (Фили, Греция), духовном и административном центре «Синода противостоящих» Церкви ИПХ Греции. Рукоположение возглавил Председатель «Синода Противостоящих» митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас) в сослужении епископов Хризостома (Гонсалеса) Этнийского, Хризостома (Марласеса) Христианупольского, Авксентия (Цабана) Фотикийского и епископа Румынской Старостильной Православной Церкви Пахомия Вранчейского12 .
В 1994 г. состоялось единовременное установление церковного и евхаристического общения Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) с Болгарской Старостильной Церковью и «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции13 . Евхаристическое общение между РПЦЗ и БСПЦ было прервано в 2006 г. по инициативе Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, что явилось следствием выполнения последним непременного условия, необходимого для подписания Акта о Каноническом Общении с Русской Православной Церковью Московского Патриархата.
![]() |
![]() |
Фото 4. Первоиерархи раскольнического союза старостильных Церквей.(Слева направо) Митрополит Слатиоарский Власий (Румынская Старостильная Церковь), митрополит Оропосский и Филийский Киприан (Куцумбас) («Синод Противостоящих» Церкви ИПХ Греции), епископ Триадистийский Фотий (Сиромахов) (Болгарская Старостильная Церковь) |
Фото 5. Председатель ВВЦУ РПЦЗ епископ Одесский и Таврический Агафангел (Пашковский) |
В настоящее время Болгарская Старостильная Православная Церковь входит в союз раскольнических юрисдикций, объединяющий ее с «Синодом Противостоящих» Церкви ИПХ Греции, Румынской Старостильной Церковью и так называемым Временным Высшим Церковным Управлением Русской Православной Церкви Заграницей (ВВЦУ РПЦЗ), возглавляемым епископом Одесским Агафангелом (Пашковским), отделившимся от РПЦЗ в 2007 г.
Во главе Болгарской Старостильной Церкви стоит ее единственный архиерей епископ Триадистийский Фотий (Сиромахов). Административный центр данной юрисдикции размещен при Свято-Успенском кафедральном соборе в Софии. В настоящее время в составе БСПЦ насчитывается 3 приходских храма в Софии и 20 храмов в других районах страны; 20 священников (6 из которых иеромонахи) и 3 диакона; Княжевский женский Свято-Покровский монастырь в Софии (65 насельниц); мужской монастырь в Жаблено во главе с иеромонахом Кассианом (Ангеловым–Боянковым) (16 человек); скит в честь святого Феодосия Тырновского в Тырново (4 монаха)14 .
Официальным органом БСПЦ является журнал «Православно слово».
![]() |
Фото 6. Епископ Триадистийский Фотий (Сиромахов), Первоиерарх Болгарской Старостильной Православной Церкв |
Епископ Триадистийский Фотий (в миру Росен Дмитров Сиромахов) родился в 1956 г. в Софии. Духовное воспитание получил под руководством архиепископа Богучарского Серафима (Соболева) и игуменьи Серафимы (кн. Ливен). Окончил Софийскую Духовную Академию и факультет классической филологии Софийского университета. Владеет четырьмя языками. Работал ассистентом профессора в Софийском университете. В 1988 г. во время поездки в Грецию тайно рукоположен во священника митрополитом Оропосским Киприаном (Куцумбасом). Во епископа Триадистийского рукоположен в 1993 г.
Примечания:
1 Cassian (Anguelov-Bojankov), hieromonk. A scientific examination of the orthodox church calendar.- Etna, California: CTOS, 1998.- Р. 47-48.
3 ???????????? ?. ?????????????, ????????????. ???????? ??? ???????? ???????? ???? ???????????????????? ????????? ???? ?? ???? ??????? ??? ???????? ?????? ?? ??????.- ’?????, 1981.- ?. 177-178; Cassian (Anguelov-Bojankov), hieromonk. Op. cit.- Р. 61-63.
4 В миру Стоян Георгиев Алексиев. Род. в 1912 г. Окончил Софийскую Духовную Семинарию, богословский факультет Софийского университета, факультет теологии Бернского университета, где был удостоен ученой степени доктора богословия. В монашество пострижен в 1940 г., иерейское посвящение принял в 1943 г. В сан архимандрита возведен в 1947 г. В 1947-1960 гг. возглавлял Культурно-просветительский отдел при Священном Синоде Болгарской Церкви. В 1960-1969 гг. преподавал на кафедрах догматического и сравнительного богословия Софийской Духовной Академии, удостоен звания доцента. Известен как автор многочисленных богословских работ и публикаций. Умер в 1993 г. (Архимандрит Серафим (Алексиев) // Православно слово.- София.- 2003.- № 1.- С. 5-13.)
5 Архимандрит Сергий до ухода в раскол преподавал Новый Завет и греческий язык в Софийской Духовной Академии.
6 Род. в 1893 г. Бывший полковник Российской Армии, эмигрировавший в Болгарию в годы Гражданской войны. Умер 5/18 января 1980 г.
7 Род. в 1901 г. После эмиграции из России окончил Русскую Пастырскую Школу в Болгарии. Умер 9 декабря 1984 г.
8 Родилась в 1913 г. в Москве. В 1920 г. эмигрировала в Болгарию. Под влиянием архиепископа Серафима (Соболева) приняла монашество. Возглавляла женскую обитель в местечке Кникеве около Софии. Основала женский Свято-Покровский монастырь в Княжево. Умерла 23 мая/5 июня 2004 г.
9 Архимандрит Серафим (Алексиев) // Православно слово.- София.- 2003.- № 1.- С. 12-13.
10 Старостильный раскол возник в Элладской Православной Церкви сразу после проведения церковной календарной реформы, произошедшей в 1924 г. и предполагавшей замену юлианского календаря так называемым новоюлианским, фактически совпадающим с используемым в гражданской жизни календарем григорианским. За свою восьмидесятилетнюю историю старостильный раскол проявил высокую динамику дробления и образования новых псевдоцерковных структур, претендующих на статус Поместной Православной Церкви. По состоянию на июнь 2007 г. в мире существовало 10 независимых старостильнических юрисдикций в Греции, 1 в Румынии, 1 в Болгарии, 3 на территории Западной Европы и 5 в Соединенных Штатах Америки.
11 Триадиста – древнее название столицы Болгарии Софии.
12 ????????? ?????????? ???????? ??? ??????? ??????????? // ????????? ???????? ??? ??????? ???????????. ???? ??????? ??? ??????????? [Электронный ресурс].- 2008. — Режим доступа: http://www.synodinresistance.org/Administration_el/Bulgaria.html . – Дата доступа: 16.02.2008.
13 Ambrose, bishop of Methoni. The Old Calendar Greek Church: A Brief History / The Old Calendar Orthodox Church of Greece.- Etna, California: CTOS, 1994.- Р. 42-43.
14 ????????? ?????????? ???????? ??? ??????? ??????????? // ????????? ???????? ??? ??????? ???????????. ???? ??????? ??? ??????????? [Электронный ресурс].- 2008. — Режим доступа: http://www.synodinresistance.org/Administration_el/Bulgaria.html . – Дата доступа: 16.02.2008.