Неделя 2 Великого поста

Юрий Рубан

Память Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского переходящее празднование во 2-ю Неделю Великого поста.

Чтения на Литургии Апостольское чтение (рядовое)

Послание ап. Павла к Евреям 1:10-2:3

«В начале, Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих; они погибнут, Ты же пребудешь вечно; и все, как одежда, обветшают, и, подобно одеянию, Ты свернешь их; и будут изменены; но Ты – один и тот же, и годы (лета) Твои не кончатся (не исчезнут)» (Псалом 101:26-28). Более того, разве когда-нибудь сказал Он [Бог] кому-то из ангелов:

«Сядь справа от Меня,
пока Я не положу врагов Твоих
как подножие (в качестве подножия) ног Твоих»?! (Пс 109:1)

Разве не все они – служебные духи, посылаемые на подмогу готовящимся унаследовать спасение?!

Поэтому мы должны крепко держаться слышанного, чтобы не унесло нас течением. Ведь если сказанное через ангелов слово [ветхозаветного Закона] оказалось твердым, и всякое преступление и непослушание получало справедливое воздаяние, – то как же мы [люди Нового Завета] можем избежать [наказания], не заботясь о величайшем спасении, которое было сначала проповедано Господом, а в нас утверждено слышавшими от Него [учениками]?

Краткий комментарий. Если раньше кара тяготела над ослушниками «ветхого» (т. е. устаревшего) Моисеева Закона, возвещенного через ангелов, – то сколь же страшнее отпадение от Нового Завета (Союза), данного Самим Сыном Божиим! Сын Божий превосходит ангелов не только тем, что Он – Бог, но и тем, что, будучи совершенным Богом, Он стал через воплощение совершенным человеком. Ведь не кто-либо из верховных ангелов и даже не всё ангельское собрание, но именно слабый земной человек был определен любящим Богом стать одновременно и целью, и средством спасения всей Вселенной! Далее автор Послания к Евреям говорит, что не ангелам, но именно человеку подчинил Бог будущую преображенную Вселенную, как об этом в пророческом восторге возвещал боговдохновенный Псалмопевец (Пс 8:5-7). Умалив Себя перед лицом ангелов в вочеловечении, – когда человек был подвержен греху и смерти, и освободив его из этого рабства Своей смертью и воскресением, – Иисус Христос был увенчан Отцом славой и честью. Он победил «смертию смерть»; Он – Вождь нашего спасения, посвященный на это служение Своим Отцом через страдания. Через это прославленный Богочеловек привел во славу и восстановленный Им в изначальном достоинстве весь род человеческий.

Евангельское чтение (рядовое)Евангелие от Марка 2:1-12

И когда через некоторое время Он снова вошел в Капернаум, прослышали, что Он дома. И собралось много народа, так что не было места даже возле самой двери; и Он говорил им слово. И пришли к нему с параличным, которого вчетвером несли на руках; и, так как не смогли из-за многолюдства пробиться к Нему, разобрали они кровлю над тем местом, где Он находился, и, сделав дыру, спускают в нее постель, на которой лежал параличный. Увидев их веру, Иисус говорит параличному: «Чадо, прощены грехи твои!»

А были там кое-кто из книжников, и они сидели и думали про себя: «Что такое Он говорит? Это же кощунство! Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?»

И тотчас познав духом Своим, что они думают про себя, Иисус говорит им: «К чему вы такое думаете про себя? Что легче: сказать параличному: «прощены грехи твои», – или сказать: «вставай, бери твою постель и ходи»? Но, чтобы вы знали, что есть у Сына Человеческого власть прощать на земле грехи», –

тут Он говорит параличному:

«Тебе говорю, вставай, бери твою постель и ступай к себе домой!»

И тот встал и тотчас же на глазах у всех вышел с постелью на плечах, так что все были вне себя от изумления и славили Бога, говоря, что, мол, такого мы еще никогда не видели.

АНГЕЛЫ ИЛИ ЛЮДИ?

Второе воскресенье Великого поста и следующие за ним дни посвящены памяти византийского богослова и иерарха святителя Григория Паламы (1296-1359), архиепископа Фессалоникийского (Солунского). Назвав его именем следующий за «Неделей Торжества Православия» календарный период, Православная Церковь засвидетельствовала тем самым высшую ценность и отличительную особенность той мистической традиции, которой св. Григорий дал окончательное философское завершение. Эта одна из утонченнейших форм христианской мистики, имевшая к тому времени многовековую традицию, носит название «исиха?зм» (от греч. исихи?а – «покой», «безмолвие»), или, в честь его систематизатора, – «палами?зм».

«Умное делание» и духовное созерцание исихастов резко отличалось от чисто умозрительного философского созерцания. Здесь – не пассивное или высокомерное, но деятельное и творческое созерцание, в процессе которого отдавшийся ему человек переформировывает сам себя, становясь на путь бесконечного духовно-нравственного совершенствования. Достигший высокой стадии просветления человек преображается, становясь проводником зримых божественных энергий, или «фаворского света». Это значит, что в высших проявлениях духовной жизни человека реально участвует и его тело. Именно телесность, – утверждает св. Григорий Палама, – дает человеку преимущество перед бестелесными ангелами! Отсюда и предельно высокая оценка телесной стороны человеческого бытия (и человеческой культуры в целом), резко отличающая истинное христианство от тупиковых мистических традиций «развоплощения» и «угасания» (нирваны).

Неудивительно, что исихазм оказывается в центре культуры Православия, а его тесная связь с эстетической сферой хорошо знакома нам не только по византийским образцам. Исихастами были преподобный Андрей Рублев, Феофан Грек и многие другие. Нить исихастской традиции протянулась вплоть до св. Серафима Саровского, и мы не можем утверждать, что она оборвалась после него. Византийская эстетика исихазма после падения Византии многие столетия питала духовную культуру православных стран, и уже в XX веке выдающиеся мыслители свящ. Павел Флоренский и прот. Сергий Булгаков пытались решить сформулированные ей задачи.

Литература по теме «Исихазм» огромна; из российских авторов наибольший вклад в ее изучение внесли архиеп. Василий (Кривошеин), прот. Иоанн Мейендорф, А. С. Позов, С. С. Аверинцев, Г. М. Прохоров. Рекомендуем сайт www.hesychasm.ru, библиотека которого пока доступна по старому адресу: http://st-jhouse.narod.ru/biblio/a-texts.htm

 Подготовка текстов, статья и комментарий Юрия Рубана

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.