О явлении иконы Божией Матери «Державной»

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

1 (2)…Шел грозный 1917 год. Измученную мировой войной Россию потрясали внутренние смуты, страна все глубже им глубже погружалась в хаос. В марте её облетела тревожная весть: император Николай II отрекся от престола. Этот факт восприняли по-разному: одни ликовали, другие видели в нем апокалиптический знак. Но для всех было ясно: кончилась тысячелетняя история государства российского как царства и империи, начинается новая эпоха социальных потрясений и коренной ломки традиционного уклада жизни. Будущее не предвещало ничего доброго – кругом была только разруха, голод, озлобление и братоубийственная война. Многими овладевало гнетущее чувство безысходности и страха.

И вот тогда в тихом подмосковном селе Коломенском произошло событие, заставившее воспрянуть духом многих. Здесь была красивая древняя церковь Вознесения Господня. Как-то к её настоятелю пришла одна глубоко верующая женщина и рассказала о таинственном голосе, который послышался ей в каком-то тонком сне: «Есть в селе Коломенском большая черная икона. Её нужно взять, сделать красной и пусть молятся»1.

С мыслью о том, чтобы эти странные слова могли значить, она несколько дней провела в усердной молитве, и вдруг в сонном видении ей явилась белая церковь, в ней она узрела величественно восседавшую Деву и сердцем почувствовала: «Да это же Царица Небесная! Сама Пресвятая Богородица!» А когда увидела Вознесенскую церковь, то сразу же узнала в ней ту белую из своего сна.

Бесхитростный рассказ этой простой крестьянки звучал убедительно и впечатляюще, что настоятель2 повел её в храм и показал все старинные иконы Богоматери, но ни в одной из них она не находила сходства со своим сновидением. Тогда икону стали искать повсюду: на колокольне, в чулане, на лестнице, и, наконец, в подвале. И вот тут, среди старых досок, разных тряпок и рухляди нашли большую узкую икону. Её долго промывали от многолетней пыли, и постепенно открывалось изображение Божией Матери.

Как Царица Небесная Она величественно восседала на царском троне в красной царской порфире, на голове у Неё была корона, в руках – держава и скипетр, символы царской власти, а на коленях сидел благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери был строг, взгляд полон слез, боли и скорби. Так смотрит мать на своих детей, беспутное поведение которых бесконечно терзает её любящее и всепрощающее материнское сердце3.

Позднее выяснилось, что икона эта древняя и принадлежала раньше Вознесенскому женскому монастырю в Москве. В 1812 году перед нашествием Наполеона её вывезли в Коломенское и передали на хранение в Вознесенскую церковь. В монастыре же со временем о ней совсем забыли4.

Явление иконы удивительным образом совпало с драматическим днем отречения императора от престола – 2/15 марта 1917 года. Верующие люди сразу же назвали её «Державной». В те зловещие годы лихолетья, насилия и произвола народное сознание восприяло это событие как чудо и знамение того, что Сама Богородица приняла под Свой спасительный покров оставшуюся без руля и ветрил Российскую Державу5.

В тех пор прошло много десятилетий, и нет уже той власти, которая горделиво называла себя богоборческой и пыталась строить счастье одних на костях и крови других, а икона «Державная» остается одним из самых любимых и почитаемых образов Богоматери.

Сам чудотворный образ до сих пор хранится в Коломенском, но с оригинала появилось множество копий и списков, к которым тянутся тысячи и тысячи людей6.

Празднование в честь иконы Пресвятой Богородицы «Державной» совершается 2/15 марта.

Примечания:

1. Сохранились и точные данные об этой женщине: «Крестьянка Боровицкого уезда, Жирошкинской волости, деревни Починок, Евдокия Андрианова, проживавшая в деревне Перерве» (Пантелеимон, архимандрит (составитель). Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы, о чудотворных иконах и о её великих милостях роду человеческому. Джорданвиль, 1974. С. 531).

2. Это был священник Николай Лихачев(http://www.zavet.ru/news/news-s010315-1.htm).

3. Трудно сказать к какому типу богородичных икон принадлежит «Державная», но это, несомненно, композиция.

«Византийская иконография Божией Матери, — отмечает известный исследователь иконописного искусства Н. П. Кондаков, — выработала всего семь основных типов:

  • 1) тип Одигитрии, в различных переводах ( первоначально Божией Матери, стоящей с Младенцем на левой руке, затем сидящей, с тем же положением Младенца, вариант с Младенцем на правой руке и т. п.);
  • 2) тип, общий и древне-христианскому и романскому искусству, представляет Божию Матерь, держащую Младенца перед Собою на коленях и известен в России под именем «Печерской»;
  • 3) –известный тип «Оранты»;
  • 4) – «Знамения» (Великой Панагии) – тип «Оранты» с медальеном Младенца или Самим Младенцем по грудь на груди Матери;
  • 5) –Божией Матери Деисусной;
  • 6) –Божией Матери, сидящей на престоле без Младенца и держащей руки приподнятыми перед собою (тип Заступницы Небесной) и, наконец,
  • 7) тип, который условно будем называть «Никейским» по тамошней мозаике, или «Никопейским» по чудотворному образу Венеции, и который изображает Божию Матерь, стоящую и держащую Младенца обеими руками перед Собою.

Этого рода типы исчерпывают иконографию Божией Матери во всех монументальых произведениях византийского искусства, но затем они же повторяются в миниатюрах и даже на монетах.

Конечно, эти типы не исключают вариантов, возникающих в результате известных композиций, например, увенчивания Божией Матерью царя и царицы, обращение Богородицы к молебщику или ктитору и т. п.» (Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Издательство «Паломник», 1999. С. 26).

4. «Вознесенский женский монастырь в Москве, вскоре после нахождения иконы в селе Коломенском, по записям в своих книгах установил, что эта икона прежде принадлежала монастырю, а в 1812 году, перед нашествием Наполеона, была эвакуирована в село Коломенское. Возвращена она не была, и о ней в монастыре скоро забыли»(Сказания. Указ. соч. С. 531).

5. «15 марта 1917 года (н. ст.) в селе Коломенском (ныне в черте Москвы) явилась последняя по времени чудотворная икона Матери Божией «Державная» Богородица изоражена на ней в виде Царицы, восседающей на троне с Богомладенцем в лоне Своем. Её правая рука держит скипетр, левая покоится на державе. Это явное свидетельство, что и в новых исторических условиях Царица Небесная не оставляет Своим попечением и заступничеством Русскую землю»

В самые трудные, подчас критические моменты своей истории русский народ припадал с молитвой к прославленным иконам Матери Божией и, получая избавление от напастей, прославлял Царицу Небесную как Взбранную Воеводу победительную, Заступницу, врагов одоление.

Но не только защитой родных земель от внешних врагов и напастей прославлены чудотворные иконы Богоматери. Они – крепкая защита от невидимых врагов спасения – диавола и ангелов его. Богоматерь – демонов язва, бесов многоплачевное поражение. К Её иконам обращались и обращаются русские люди в самых разных случаях жизни, с самыми разными просьбами. И от этих икон подавались и подаются исцеления от тяжких болезней, избавление от житейских невзгод, а более всего — духовное прозрение, благодатная помощь в самом важном – в спасении душ человеческих» (Лебедев Лев, протоиерей. Православное почитание Богоматери. В книге: Тысячелетие почитания Пресвятой Богородицы на Руси и в Германии. Мюнхен – Цюрих, 1990. С. 69.

6. Об удивительном феномене чудотворных икон святитель Филарет Московский рассуждал так:

«Может родиться вопрос, каким образом некоторые иконы соделываются чудотворными, а некоторые нет? Нам это могу ответить просто: не знаю. И не стыдно дать такой ответ.

Если мы не можем объяснить многих действий и тайн природы: то как можно требовать, чтобы мы могли объяснить действия и тайны благодати, которые, без сомнения, выше и сокровеннее действий и тайн природы? Объясните мне: каким образом одни и те же силы стихий – земли, воды, воздуха, света – у одного и того же растения – лилии – дают листку зеленость, а цветку, возникающему из зеленого стебля, белизну? А если этого не можете сделать, то как можете требовать, чтобы объяснили вам, каким образом сила благодати простирает свое действие через один ей избранный естественный предмет и дает ему преимущество чудотворности, а другой оставляет в простоте естественного действия…

Сокровенность и необъяснимость даже нужна в действиях благодати, чтобы дать подобающее место и достоинство вере. Если бы не было сокровенного и неизъяснимого: к чему относилась бы вера? Сокровенному и неизъяснимому верим; открытое и объяснимое просто знаем…

Многоразличны пути, которыми приходит и является качество чудотворности в святых иконах.

Иногда икона больше другой может получить благословение и качество чудотворности, если её написал или молитвенно употреблял человек, исполненный благочестия и благодати. Такова действительно есть икона Пресвятой Богородицы, написанная, по преданию, святым евангелистом Лукою и получившая одобрение и благословение Самой Богородицы.

Далее, довольно сказать кратко, на основании истории чудотворных икон, что чудотворность является в них – или ради молитв и совершенной веры избранников Божиих, чтобы утешит и наградить их благотворными чудотворениями, — или по вере, только начинающейся у некоторых людей, чтобы её подкрепить, — или, наконец, по вере, только предусматриваемой, чтобы её пробудить, и расположить к добру, на добро подвигнуть, а грешных привести к покаянию, исправлению и спасению.

Молитва веры есть духовный магнит, привлекающий благодатную и чудодейственную силу» (Цит по: Сказания. Указ. соч. С. 547-548).

«Почему некоторые иконы бывают чудотворными ?, — спрашивает св. Феофан Затворник и отвечает, — Потому что Богу так угодно. – Чудотворение ни от кого, кроме Бога, не бывает. Сила тут не в иконах, и не в людях, а в Божией милости…Как Владыка всего, Бог всякую вещь может обратить в оружие Своей милости» (Святитель Феофан Затворник. Собрание писем. Письмо № 935. Выпуск 5. М., 2000. С. 224).

Просмотрено: 22 раз.

Рекомендуем

Программа секции «550-летие явления Жировичской иконы Божией Матери, 500-летие Жировичского монастыря»

Работа секции пройдет 27 ноября 2020 г. в рамках Шестых Белорусских Рождественских чтений «Историческая память народа: 550-летие явления Жировичской иконы Божией Матери, 500-летие Жировичского монастыря, 800-летие святого благоверного князя Александра Невского».

Преподаватели семинарии приняли участие в ежегодной научной конференции Минской духовной академии

Доклады преподавателей семинарии прозвучали на пленарном заседании и в рамках работы секций "Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в XVІ–ХІХ веках", "Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке", "Актуальные вопросы церковно-практических дисциплин", "Актуальные проблемы современного религиоведения".