Из истории Великого поста

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

1 (1)Великий пост время волнующее. Многие знают о нем, многие его соблюдают, и почти все всегда спрашивают, как с пользой его проводить. Попробуем разобраться в этом, и начнем с истории поста, которая уже сама по себе поучительна.

Поститься означает временно воздерживаться от некоторых видов пищи для углубленной работы над собой, самоиспытания1, укрепления воли и нравственных сил 2. Оказывается, потребность поста так глубоко коренится в природе человека, что это явление встречается в практике всех народов и религий. Это отмечает как один мотивов к посту знаменитый церковный проповедник святитель Василий Великий (+379): «Храните пост, — говорит он, — уже ради его глубочайшей древности; он также древен, как человечество» 3.

Интересно смотрели на пост в Ветхом Завете. Там он означал: смирять душу. В книге Левит, например, читаем о посте: «Смиряйте души ваши и приносите жертвы Господу» (Лев. 23, 27). На первый план выдвигается смирение души, а внешняя физическая сторона поста является моментом второстепенным, нужным только в той мере, в какой воздержание от пищи помогает человеку прийти именно в такое нравственное состояние4.

Славянское и русское слово пост заимствовано из древневерхненемецкого fasto либо моравско-паннонскими либо южными славянами, и распространилось затем среди родственных им племен5. Наши предки связывали его с состоянием тощего пустого желудка из-за добровольного отказа от какого-либо вида пищи – отсюда понятия мясопуст, сыропуст или всякой пищи вообще и предпочитали ему слово «говеть», которое означало для них особое духовное настроение – так называемое благоговение.

Древнейшим из всех известных в Церкви постов является Великий пост. Он был известен уже в древней Церкви и установлен в воспоминание 40 дневного поста Иисуса Христа в пустыне (Лк. 4, 2) 6. Как и сейчас, так и древности часто спрашивали: «Ну, хорошо, Господь постился 40 дней, потому что Он был Бог, ну, а нам зачем поститься так долго?». Уже у древних отцов есть указание на символическое значение этого числа. «Мы готовимся, — разъясняет блаженный Иероним (+420), — к таинству Господню сорокодневным постом; постимся столько дней за свои грехи, сколько Господь постился за наши беззакония» 7. Его современник Иоанн Златоуст видит более практическую причину сорокодневного поста:

«Для чего мы постимся сорок дней? Многие прежде приступали к тайнам просто и как случилось.

Отцы, видя вред, происходящий от такой небрежности,…назначили 40 дней для поста, чтобы все мы, тщательно очистившись в эти дни молитвами, милостынею, постом, бдением, слезами, исповеданием грехов и другими добрыми делами могли по силе своей с чистой совестью приступить к причащению» 8.

Однако не все в христианской среде слушали эти призывы, и в наследии церковного проповедничества сохранились даже слова обличения таких теплохладных христиан. Так Амвросий Медиоланский (+397), поучал свою паству: «Желая быть христианином, поступай так же, как поступал Христос: Он, не имея греха, постился сорок дней, а ты, грешник, не хочешь поститься! Рассуди же…, какой ты христианин, если пресыщаешься в то время, когда Христос за тебя алкал; услаждаешься, когда Он постился» 9.

Причина отсутствия единой постной дисциплины была в том, что складывался этот пост постепенно, и такой продолжительности достиг не сразу.

Известный церковный апологет Тертуллиан (*160 — + 225) говорит о нескольких днях поста, а Дионисий Александрийский (+ок. 264) напоминает, чтобы пост перед Пасхой продолжался шесть дней. Сохранилось интересное письмо одного из основоположников систематического церковного учения, которое называется догматикой, епископа Иринея Лионского ( * 130 — + ок. 200 ) папе Римскому Виктору (+198). В это время шел спор о времени празднования Пасхи, и святой Ириней в письме по этому поводу рассуждает о предпасхальном, как тогда говорили, посте.

Вот что он пишет: «Спор происходил не только о дне Пасхи, но и способе поста, ибо некоторые думают, что нужно поститься только один день, другие – два, иные – несколько, а иные – сорок часов. И эта разность в соблюдении поста произошла не в наше время, но задолго до нас, у наших предков получила свое начало» 10.

Отсюда делают предположение, что Великий пост, или четыредесятница, действительно существовал с глубокой древности, но не повсеместно. Он сложился в постоянный сорокадневный пост приблизительно во втором – третьем веке. В это время в Церкви появляется так называемый чин оглашенных, т. е., людей, готовящихся принять Таинство Крещения, которое принимали обычно в праздник святой Пасхи. Они постились и изучали основы христианской веры, что и называлось оглашением. По чувству братства и любви к посту оглашенных стали присоединяться все верующие 11.

В 4-м веке по свидетельству Василия Великого и Григория Нисского Великий пост перед Пасхой существовал в Церкви повсеместно, но и после этого он не всегда содержал в себе именно 40 дней и начинался не везде одинаково. Все зависело от местных традиций, к которым в Церкви всегда относились с уважением 12.

Государственное законодательство на Востоке и Западе покровительствовало постам.

В дни Великого поста закрывались всякие зрелища, прекращалась торговля мясом, закрывались лавки, кроме продававших предметы первой необходимости, приостанавливалось судопроизводство. Рабовладельцы освобождали рабов от работ и часто отпускали их на свободу. Вообще Великий пост в сознании древнего и средневекового человека был временем милосердия и благотворительности 13.

В 7 веке к шести неделям поста была прибавлена еще одна, которую назвали затем страстной седмицей, от слова страсти, т. е., страдания Господни, потому что в ней вспоминаются страдания и крестная смерть Спасителя 14. Её богослужение построено так, что верующие символически как бы проходят весь последний путь Божественного Страдальца от Его входа в Иерусалим до Страшной смерти на Голгофе.

Традиционно Великий пост соблюдался довольно строго, хотя знатоки церковного права, например, знаменитый Феодор Вальсамон, патриарх Антиохийский (+1203), требовал, не есть только мяса, причем «даже в случае смертной болезни» 15.

Даже из такого краткого очерка мы видим, как органично Великий пост вошел в жизнь практически всех поколений верующих людей, и потому Церковь, как раньше, так и теперь, приглашает всех, в том числе и нас с вами, включится в него.

 

Примечания:

1. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Раздел 9. Пост. М., 1996. С. 632.

2. Энциклопедия проповеди. Практическая Гомилетика. О посте. Т. 1. СПб., 2000. С. 117.

3. «Пост – дар древний, не ветшающий, не стареющийся, но непрестанно обновляемый и цветущий во всей красоте. Думаешь ли, что древность его считаю со времени происхождения закона? Пост старше и закона… Не думай, что день очищения, установленный для Израиля, «месяц седьмой, в десятый день месяца» (Лев. 16, 29), есть начало поста.

Углубись в историю, и ищи древность его происхождения. Пост – не новое изобретение, но драгоценность отцов. Всё отличающееся древностию почтенно. Уважь седину поста. Он современен человечеству.

Пост узаконен в раю. Такую первую заповедь принял Адам: « А от дерева познания добра и зла не ешь от него (Быт. 2, 17). А это « не ешь» есть узаконение поста и воздержания. Если бы постилась Ева, и не вкусила от древа, то и мы не имели бы теперь нужды в этом посте. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф. 9, 12) . Мы повреждены грехом, уврачуемся покаянием, а покаяние без поста не действенно. «Проклята земля за тебя, тернии и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3, 17, 18). Велено сокрушаться духом, а не предаваться роскоши. Постом оправдайся перед Богом.

Но и само пребывание в раю есть образ поста, не потому только, что человек, ведя жизнь равноангельную, в уподоблении ангелам преуспевал тем, что довольствовался малым, но и потому, что жившим в раю не приходило на мысль, что впоследствии было изобретено человеческим разумом: ни употребление вина, ни заклание животных, ни всё, что делает мутным человеческий ум» (Святитель Василий Великий. Творения. Т. 2. О посте. Беседа 1. СПб.: Репринт, 1911. С. 77).

4. Зарин С. М. Указ. соч. С 631.

5. Фасмер М.. Этимологический словарь русского языка. Пост. Т. 3. М., 1987. С. 341.

Некоторые филологи считают, что это заимствование могло произошло из готского языка на Балканском полуострове, где славяне соприкасались с готами (Преображенский А. Этимологический словарь русского языка. Пост. Т. 2. М., 1910-1914. С. 115).

6. Авва Дорофей (6 век по Р. Хр.) дает такое символическое толкование великого поста:

«В Законе написано, что Бог повелел сынам Израилевым каждый год давать десятину из всего, что они приобрели во всех делах своих. Зная сие, святые апостолы установили и предали на помощь нам, и как благодеяние душам нашим, еще нечто большее и высочайшее, — чтобы мы отделяли десятину от самых дней жизни нашей и посвящали её Богу: чтобы и мы таким образом получили благословение на все дела наши, и ежегодно очищали грехи, сделанные нами в течение целого года.

Рассудив так, они освятили нам из трех сот шестидесяти пяти дней года сии семь недель святой Четыредесятницы. Таким образом отделили они сии семь недель; но со временем Отцы заблагорассудили прибавить к ним и еще одну неделю: во – первых, для того, чтобы желающие вступить в подвиг поста в течение сей недели приучались и как бы приготовлялись к нему, во-вторых, для того, чтобы почтить число дней поста Четыредесятницы, которую постился Господь наш Иисус Христос.

Ибо отняв от восьми недель субботы и воскресенья, получаем сорок дней, а пост великой субботы почитается особенным, потому что она есть священнейшая и единственная постная из всех суббот года. А семь недель без суббот и воскресных дней составляют тридцать пять дней; потом приложив пост Великой субботы и половину Светлой и светоносной ночи, получаем тридцать шесть дней с половиною, что и составляет во всей точности десятую часть трех сот шестидесяти пяти дней года.

Ибо десятая доля трех сот есть тридцать, десятая доля шестидесяти есть шесть, а десятую долю пяти составляет половина (Светлого дня). Вот, как мы сказали, тридцать шесть дней с половиною; вот, так сказать, десятина всего лета, которую…освятили святые апостолы для покаяния и очищения грехов всего года» (Преподобный Авва Дорофей. Поучение 15. О святой Четыредесятнице. Душеполезные поучения и послания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1900. С. 169-170).

7. Цит. по: Дьяченко Григорий, протоиерей. Великий пост. Уроки и примеры христианской любви. М.: Репринт, 1894. С. 402.

8. Там же.

9. Там же.

10. Дьяченко Григорий, протоиерей. Общедоступные беседы о Богослужении Православной Церкви. Беседа 3. Об установленных Церковию постах. Отдел 10. О богослужении постовом. М., 1898. С. 862.

11. Христианство. Энциклопедический словарь. Пост. Т. 2. М., 1995. С. 376.

12. То, что Великий пост к четвертому веку действительно распространился повсеместно в христианском мире, подтверждает вдохновенная проповедь преподобного Ефрема Сирина (+373), жившего в городе Эдесса на юге Мессопотамии. Приведем из неё, пусть и обширный, но очень поучительный фрагмент:

«…Возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностью и с чистым сердцем, потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. Сей святой пост употребим на брань с диаволом, потому что без поста и молитвы никто не может победить лукавого. Сей пост употребим, возлюбленные, чтобы просить и молить милосердия у Всеблагого и Милосердого, Который не отвергает просящего. Сей пост, возлюбленные, отверзает дверь небесную, потому что подъемлет нас от земли и возносит на высоту.

Сей пост, возлюбленные, радует ангелов и хранителей наших, потому что посредством поста и молитвы делаемся их сродниками. Сему посту радуется и Христос Господь наш, если только постимся с любовью, надеждою и верою.

Посту сему, возлюбленные радуются святые пророки, о нем ликуют апостолы и мученики, потому что все они с неутомимою ревностию подвизались в посте.

Сей пост, возлюбленные содержал и кроткий Моисей, и им-то творил чудеса, за него удостоен видеть Бога. Сей пост, возлюбленные соблюдал и Илия, и удостоился за то на огненной колеснице вознестись на небо. Сей пост, возлюбленные, сохранял достолюбезный юноша Даниил, и был за то прославлен, заградил уста львов. В сем посте, возлюбленные, подвизались три отрока, вверженные в печь, и угасили силу огненную.

Сей пост, возлюбленные, соблюдали святые пророки, по сорок дней проводя без хлеба и воды.

И апостолы, ученики Господа нашего, и проповедники веры, содержали сей святой пост, хотя переходили с места на место. Сам Спаситель наш содержал пост и научил нас, как мы должны поститься, вести брань с лукавым и одолевать сатану…

Итак, возлюбленные, будем и мы содержать сей пост ревностно, как научены Господом нашим, чтобы некогда иметь нам часть в царстве Его.

Да содержат святой сей пост…иереи, в чистоте, непорочно, свято, без всякой скверны. Да содержат его также, строже прочих, диаконы, и да служат Богу свято ратоборствуя с лукавым. Да содержат сей пост все старцы, облекаясь в сетование о прежних своих грехах и беззакониях.

Да содержат сей святой пост мужья вместе со своими женами, раня себя чистыми от всяких обольщений, какие непрестанно вымышляет лукавый. Да содержат пост сей и девы, чтобы им, когда вновь придет Господь наш во славе, войти с Ним вместе в брачный чертог. Да содержат святой пост сей и родители, и да просят при этом детям своим Божия милосердия. И юность, возлюбленные, да содержит пост сей, потому что ей надобно мужественно сражаться с человекоубийцею диаволом.

Даже и дети, как самые малые, так и более взрослые, да содержат вместе святый пост сей, иные до трех, иные до шести и до девяти часов.

Вся Церковь и все её чада, всякого состояния и чина, да постятся, и с горячею любовию да просят и умоляют Бога.

Да постятся и молятся в это время поста богатые, и да уделяют милостыни сиротам, бедствующим и нищим.

Да постятся и молятся в сей святой пост нищие, умоляя Спасителя нашего, чтобы удовлетворил их нуждам. Да постятся и молятся Христу во время поста сего сироты, взывая к Богу, чтобы стал для них Отцом и Господом. Много да постятся вдовы, умоляя Христа, чтобы вместо мужей Он пропитал и охранял их во вдовстве.

С помощью сего святого поста человек возносится на небо и воспаряет в рай, если только постится в совершенной чистоте. Сим святым постом человек прославляет Бога, и всякому, кто ревностно соблюдает пост, отверзает он дверь Своего милосердия» (Преподобный Ефрем Сирин. Творения. Часть 4. О посте (138). Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1900. С. 108-110).

13. Полный Православный Богословский энциклопедический словарь. Посты. Т. 2. Издательство П. П. Сойкина: Репринт Б. м. и г. С. 1866.

14. Лебедев А. П. Очерки внутренней истории византийской церкви. С. 332.

Он же приводит рассуждения известного западного полемиста 9-го века монаха Ратрамна Корвейского (+868) о тогдашних традициях Великого поста на Востоке и Западе и полемику вокруг него, с аргументами которой было бы небезынтересно познакомиться:

«Семинедельный пост собственно состоял из шести недель с присоединением нескольких дней седьмой недели: именно – «Кто постится (в продолжение шести недель) каждый день в неделе, за исключением воскресных дней, у того не выходит числа сорока дней: целых четырех дней не хватает до числа 40. Отсюда, чтобы выходило это число 40, проводят в посте не шесть недель, а семь. Правда, и шесть недель составляют не 40 дней, а 42, однакож если мы исключаем из числа 42 дней воскресные, то постных дней будет 36; чтобы вышло полное число 40, для сего проводят в посте еще 4 дня седьмой недели.

Постятся же на этой последней не 6, а 4 дня для того, чтобы по присоединении этих дней к 36 получилось 40 (такова была практика латинской Церкви).

Но если кто разрешит себя от поста не только в воскресные дни, но и в субботние, и однако же желает соблюсти четыредесятидневный пост перед Пасхой, таковые начинают пост за восемь недель до Пасхи. Ибо постятся на каждой неделе только 5 дней, (а 5х 8 составляют 40); поэтому им и предписывается пост Четыредесятницы из восьми недель (это была практика греческой Церкви).

Но и это число недель недостаточно для тех христиан, которые не постятся не только в субботу и воскресенье, но и в пятницу, потому что в этом случае Четыредесятницы не выйдет. Отсюда таковые начинают пост за девять недель, и таким образом, на каждой неделе постятся 4 дня ( за исключением воскресенья, субботы и пятницы), и 4х 9 = 36. И хотя чисто 40 у них не выходит, однако же они считают свой пост Четыредесятницею (это практика еретических церквей на Востоке: несторианской, яковитской) …

И если греки в продолжение восьми недель постятся по по шести дней на каждой неделе подобно римлянам и некоторым латинянам, то постятся уже не 40 дней, а гораздо более, ибо 8х6 = 48. Отсюда пусть увидят греки, что если они именно столько дней постятся перед Пасхой, какому авторитету они следуют; ни Спаситель, ни Илия, ни Моисей – никто из них не постился столь продолжительно. Если же у них Четыредесятница состоит из 40 дней, то на каком основании они порицают западных христиан, когда эти постятся столько же, сколько и они сами…

…Одни церкви, — комментирует А. П. Лебедев, — всю страстную седмицу, а другие последние дни её считали не принадлежащими к предпасхальному посту…Так у африканских христиан великий четверг, а вероятно и великая суббота исключались из числа дней Четередясятницы…Многие греческие отцы церкви говорили о семи неделях поста как деле общеобязательном и находили число семь таинственным . Указанного нами обыкновения держалась кроме антиохийской церкви и церковь константинопольская. Церкви же александрийская и иерусалимская имели обычай держать пост предпасхальный не в продолжение 7 –ми недель, а в продолжение лишь шести, в это число входила и неделя страстная… » (Указ. соч. С. 332-333, 336-337).

Приведем свидетельство святителя Кирилла Иерусалимского (+386) именно о такой продолжительности поста в иерусалимской церкви:

«…О преданной вам для исповедания Святой и Апостольской вере, сколько можно было поместить в огласительных наставленях, по благодати Господней, я сказал вам сии прошедшие дни Четыредесятницы… Впрочем, когда наступит день Святой Пасхи, и когда вы, возлюбленные, просветитесь во Христе банею пакибытия, тогда опять услышите учение о том, с каким благоговением и приготовлением должно вам званным вступить в Церковь…» (Святитель Кирилл Иерусалимский. Огласительные и тайноводственные поучения. Огласительное поучение восемнадцатое (№ 32). Джорданвиль, 1976. С. 311-312).

15. Дьяченко Григорий, протоиерей. Уроки и примеры христианской любви. С. 401.

«Пост Четыредесятницы, — отмечает епископ Никодим, — или великий всегда строго соблюдался во всей церкви, о чем имеем бесчисленные свидетельства из истории церкви… Изъясняя это правило, Вальсамон приводит и допускает отступления от него. Прежде всего, по толкованию Вальсамона, исключаются больные, которым, если и разрешается есть рыбу, то они вполне заслуживают этого снисхождения.

Но никому, даже на смертном одрене может быть разрешено есть мясо в среду или пятницу, исключая пасхальные дни и те, когда это дозволено церковью, а именно: в среды и пятницы седмицы, предшествующей мясопустной, в среды и пятницы седмицы сыропустной и седмицы пасхальнойВ эти дни разрешались от поста, потому что в седмицу перед мясопустной постились армяне ради ниневитян, а на сырной седмице соблюдали строгий пост еретики тетрадиты. Что касается пасхальной седмицы, то она вся считается как великий день Господень, вследствие чего в каждый день этой седмицы читаются утренние воскресные Евангелия.

Точно также исключаются из Четыредесятницы субботы и воскресенья, потому что эти дни разрешаются от поста по 66-му Апостольскому правилу. А когда говорится о разрешении поста, нельзя думать, что допускается употребление мяса, так как есть мясо в Четыредесятницу не может быть дозволено даже тем, которые находятся при последнем издыхании…

Относительно продолжительности великого поста…никогда и ни с чьей стороны не возникало никаких споров, но этого нельзя сказать относительно продолжительности других постов. Александрийский патриарх Марк (+1195) обращался в свое время в Вальсамону с вопросом: «Нужно ли соблюдать со всей строгостью посты перед праздниками св. Апостолов, перед Рождеством Христовым, перед Успением Богоматери, или их можно сокращать?

Отвечая на этот вопрос, Вальсамон приводит решение константинопольского патриаршего синода пи патриархе Николае 3-ем (1084-1111), по которому перед этими праздниками следует поститься только семь дней , так как есть только один пост перед святой и великой Пасхой, продолжающийся сорок дней. Впрочем, для желающих поститься перед этими праздниками более семи дней…предоставляется полная свобода» (Никодим, епископ Далматинско-Истрийский. Апостольские правила. Правило 69. Правила (kanones) Православной Церкви с толкованиями. Т. 1. СПб.: Репринт, 1911. С. 148-149).

О том, насколько ревностные христиане первого тысячелетия строго придерживались правила о воздержании в Великий пост от мяса, свидетельствует рассказ преподобного Феодора Студита (+826) о мученической смерти целой группы простых верующих в Болгарии:

«В Болгарии, как рассказывают хорошо знающие это, вышло злое постановление от тамошнего правителя, чтобы находящиеся там в плену христиане и братья наши ели мясо в дни святой Четыредесятницы. Тем, которые повинуются этому, оставлять жизнь, а которые не подчиняются, того убивать… Собрался народ с женами и детьми, много плача и рыданий – то со стороны преданных христианскому закону, то со стороны тех, которые пугались телесной смерти; наконец, — увы, печальная весть! – они побеждены…преклонением перед нечестивым приказанием.

Четырнадцать же из них, отделившись, стали, напротив, убеждать их не уступать, не повиноваться и не есть мяса вопреки христианскому закону. При этих словах народ начал нападать на них и убеждать уступить необходимости, не отдавать себя на смерть так просто, а потом, покаявшись, снова обратиться. Но ничто не могло убедить и смягчить их, взирающих на Бога и на обетованное блаженство.

Итак, скиф, видя твердое противодействие со стороны этих мужей, вздумал через одного преклонить на свою сторону прочих. Убив этого, он тотчас отдал его детей и жену в рабство скифам, надеясь, что другие, пораженные этим, принуждены будут перейти на его сторону. Но они оставались еще более непреклонными, взывая: «Христиане мы, и держимся части умершего брата нашего». В этом исповедании они были избиты до смерти и скончались в Господе…

Если люди простые, — заключает Феодор, обращаясь к монахам, — по своему внешнему виду и малоученые, имея жену и детей, всё оставляют из-за любви ко Христу, то не тем ли более мы, не имеющие жен и отрекшиеся от мира, должны явиться подобными святым, когда этого требует время» (Преподобный Феодор Студит. Творения. Т. 1. Оглашение LXIII. Сказание о христианах, убитых в Болгарии в святую Четыредесятницу из-за ядения мяса. СПб.: Репринт, 1907. С. 335- 336).

О таком же порядке соблюдения этих постов говорит уже в 14-м веке преподобный Симеон архиепископ Солунский (+1429), автор знаменитой Скрижали:

«…Когда я сам рассуждал: откуда и каким образом преданы были сии два поста, то есть пост Успения Пресвятой Богородицы и пост Рождества Христа, Бога нашего, равно и еще пост, который учрежден в честь апостолов и праздника Преображения, и должны ли мы соблюдать эти посты, и сколько дней, то пришел к такому заключению, что посты этих четырех праздников должны соблюдаться непреложно.

Хотя число дней в них и равно великой Четыредесятнице, но перед этими праздниками должны все монахи и верные, поститься непременно семь дней под опасением от лучения от сообщества православных христиан.

Монахи же, побуждаемые уставами своих основателей, должны еще более поститься, то сть от праздника всех святых и от четырнадцатого дня месяца ноября (старый стиль – В. Б.); нехотящих же следовать уставам своих настоятелей, нужно принуждать к сему, ибо это дело правое и спасительное»(Цит по: Вениамин, архиепископ Нижегородский и Арзамасский. О святой и великой Четыредесятнице. Новая Скрижаль. Часть 2. Глава 11. Параграф 10. СПб.: Репринт, 1908. С. 259-260).

Правда, нарушения и великого поста и постов среды и пятницы и на Востоке и на Западе даже среди духовенства встречались так часто, что ревностные пастыри говорили об этом с возмущением и открыто:

Уже упомянутый нами патриарх Константинопольский Николай 3-й Грамматик жаловался, что «сами пастыри…были не лучше своих пасомых. Перед концом жизни патриарх с такими словами обращался в императору: «Есть апостольское правило (33), которое гласит : «Ежели который епископ или пресвитер или диакон не постятся во св. Четыредесятницу или в среду и пяток, да будет низложен, а мирянин отлучится»

«А теперь, — заявляет Николай, — найдешь ли постящихся иереев или царей? Все извиняются немощию – даже сами законники и церковные проповедники. Кто теперь постится? Разве где какой затворник или пустынник, да и то редко. Как же налагать прещения на легкомысленный и необразованный народ просто и когда случится, и притом, когда никто не соблюдает их» (Лебедев А. П. Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца 11-го до половины 15-го века. СПб., 2003. С. 150-151).

Нечто подобное случалось и на Западе:

«Правда, римские клирики строго соблюдали посты, так что не позволяли себе вкушать даже и масла. Но зато умели делать пост, если можно так сказать, роскошным. Они прибавляли в постную пищу в качестве приправы – фиги, пальмовые плоды, мед, фисташки, и пили прохладительные напитки.

Как все люди, хорошо накормленные и пригретые судьбой, западные клирики не могли отказывать себе в удовольствиях, которым покровительствует богиня Венера. Они, по свидетельству Иеронима (+420), любили посещать молодых дам, обменивались с ними разными подарочками, а также ласковыми и сладкими записочками. Само собой понятно, дело на этом не кончалось.. Пользуясь доступом в дома прихожан в качестве утешителей и раздаятелей духовных благ, они соблазняли там мужних жен; выманивали из семейств, особенно низшего класса, девиц и обращали их себе в наложницы (Амвросий Медиоланский. De officiis ministrorum) (Лебедев А. П. Духовенство древней вселенской Церкви от времен апостольских до Х века. СПб., 2003. С. 322-323).

Просмотрено: 77 раз.

Рекомендуем

В преддверии начала учебного года в Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

По итогам обсуждения участники заседания приняли решения относительно дальнейшего совершенствования учебной, воспитательной и научной работы, ежегодного проведения внутривузовской студенческой конференции и учреждения научного журнала семинарии.

В Минской духовной семинарии произошли новые кадровые назначения

Произошедшие назначения обусловлены потребностью продолжения реформирования подходов к образовательной деятельности и воспитательной работе.