Неделя о мытаре и фарисее

Юрий Рубан, кандидат богословия

1 (10)Неделя о мытаре и фарисее 17 (4 по ст. ст.) февраля в 2008 г.

Чтения на Литургии

Апостольское чтение

Второе послание ап. Павла к Тимофею 3:10-15

[Стойкость в гонениях за веру]

[Сын мой Тимофей!] Ты же последовал за мной в учении, образе жизни, намерениях, вере, великодушии, любви, долготерпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, в Иконии, в Листрах. Какие преследования я перенес, и от всех избавил меня Господь! Да и все, хотящие благочестиво жить во Христе Иисусе, будут преследоваться. Дурные же люди и шарлатаны будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь.

Ты же оставайся в том, чему научен и в чем убедился, зная, кем ты научен. Притом же ты с детства знаешь Священные письмена, которые могут умудрить тебя во спасение через веру во Христа Иисуса.

Евангельское чтение

Евангелие от Луки 18:10-14

[Притча о мытаре и фарисее]

[Сказал Господь эту притчу:] Два человека взо¬шли в Храм помо¬литься, один – фарисей, а другой – мытарь. Фарисей встал и молился про себя так: «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди – корыстолюбцы, беззаконники, прелюбодеи, или хотя бы как вот этот мытарь. Нет, я соблюдаю пост дважды в неделю и жертвую десятую часть всего моего прибытка!»

А мытарь, став подальше, даже глаз не смел возвести к небу, но только бил себя в грудь со словами: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»

Говорю вам, что второй пошел к себе домой более оправданным, чем первый. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а всякий, кто смиряет себя, будет возвышен».

НЕ ФАРИСЕИ ЛИ МЫ?1

 

Пасха у православных христиан в этом, 2008-м, году поздняя (27 апреля), поэтому трехнедельный подготовительный период к Великому Посту начинается 17 февраля. (Мы помним, что церковная неделя начинается с воскресенья!) Первая подготовительная неделя – «Неделя о мытаре и фарисее» – получила свое название от евангельской притчи, которая читается за воскресной Литургией и задает тон ее последующим дням. Рассказанная Самим Иисусом Христом, она никогда «не устареет», ибо обращена ко всем, кто уверен в собствен¬ной праведности и потому презирает других. Фарисеи – род вечный и бессмертный.

«Два человека пришли в Храм помо¬литься, – так начинается притча. – Один был фарисей, а другой – мытарь (сборщик податей для римской казны)». Заметим, что невозможно подобрать более непохожих друг на друга людей. Фарисеи (что значит буквально «чистые», «отделённые») были авторитетными и уважаемыми в народе толкователями религиозного Моисеева Закона (Торы). Беда лишь в том, что стремление к его неукоснительному соблюдению даже в мелочах зачастую приводило их к невыносимому формализму и казуистике. Напротив, к мытарям, этим презренным «коллаборационистам», состоявшим на службе у римских оккупационных властей, иудеи относились с брезгливостью, считая для себя осквернением всякое с ними общение.

«Фарисей, – продолжает Христос, – встал и молился про себя так: «Благодарю Тебя, Боже, что я не таков, как остальные люди – корыстолюбцы, беззаконники, развратники или вот как этот мытарь. Я дважды в неделю пощусь, отдаю десятую часть всего, что приобретаю». А мытарь, став подальше, не смел даже глаз поднять к небу и только бил себя в грудь со словами: «Боже, милостив будь ко мне, грешному!» – Но именно он, а не фарисей, – заключает притча, – «ушел домой более оправданным. Ибо всякий, кто возвышает себя, будет унижен, а кто принижает (смиряет) себя, будет возвышен».

Богослужебные песнопения недели без устали варьируют эту яркую тему истинного и ложного покаяния. Высокомерие и самопре¬возношение, сопряженное с унижением других, именуются «мерзким надмением» и «нелепым свирепством». Не уподобляемся ли и мы часто фарисею, не молимся ли его молитвой? Об этом уместно вспомнить не только верующим, но всем людям, притязающим на интеллигентность.

Для обличения фарисейского поста, бессмысленного при таком пагубном душевном расположении, Церковный устав нарочито отменяет на этой неделе пост в среду и пятницу.

Приложение:

МЫТАРЬ2

(греч. tel?nhV, тэло?нэс, лат. publicanus – откупщик или сборщик налогов) – в славяно-русской традиции, как правило, – «евангельский мытарь», «лихоимец», «притеснитель», – сборщик податей для римской казны после вхождения Палестины в состав Римской империи (с 63 г. до н. э.).

Профессия мытаря – «коллаборациониста» языческих оккупационных властей – в среде иудеев считалась как презренной, так и ритуально «нечистой», поскольку, согласно еврейскому религиозному законодательству, подати следовало платить только в Иерусалимский храм – единственное Святилище и место земного пребывания Бога. Мытари приравнивались к грешникам, язычникам и прелюбодеям и подлежали отлучению от синагоги. Сам Иисус Христос подвергался упрекам со стороны фарисеев, блюстителей религиозной «чистоты» за то, что Он общается с «нечистыми» мытарями (Мф. 9:11 и др.).

Напротив, отвергая идею национального или кастового избранничества, Христос нарочито избрал в качестве примера искреннюю молитву мытаря, более угодную Богу, чем лицемерное самопревозношение формально праведных фарисеев (Лука 18:9–14). «Мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф 21:31). Известно, что Матфей, один из Двенадцати апостолов, до обращения был мытарем (Мф 10:3).

ФАРИСЕИ

– название одной из трех древнееврейских сект (наряду с саддукеями и ессеями), возникших в эпоху Маккавеев (в середине II в. до н. э.). Название – евр. перуши?м, греч. фарисайой – означает ‘обособившиеся’, ‘отделённые’ (т. е. «чистые» в религиозном и ритуальном отношении), или ‘сепаратисты’ (для их противников). «При римлянах фарисеи были духовными лидерами нации и пользовались поддержкой и глубокой симпатией народа. Влияние фарисеев усиливалось еще и тем, что книжники, знатоки и учителя Писания, в подавляющем большинстве принадлежали к фарисеям. <…> Согласно Иосифу Флавию, основная забота фарисеев состояла в толковании и строгом соблюдении Торы (Закона Моисея)». Но для них «существовала не только «письменная Тора», но и «Тора устная», которая для них была законами, восходящими к отеческим традициям, но не зафиксированными в своде Моисея. Основным в учении фарисеев было: 1) вера в бессмертие души, причем только души праведников попадали в новые тела, души грешников терпели вечное наказание; 2) вера в существование ангелов и демонов (опирается только на сообщение Деян 23:8); вера в судьбу, причем, некоторые вещи определяются только судьбой, а некоторые зависят от человека». В отличие от саддукеев, они были непримиримыми противниками эллинистического влияния на еврейскую традицию.

«После падения Иерусалима, разрушения Храма [70 г. н. э.], исчезновения с политической арены саддукеев, ессеев и зилотов, фарисеи стали доминирующей и по существу единственной силой, определяющей развитие иудаизма. Раввинистический иудаизм был преемником и наследником фарисейства» (Левинская И. А. Деяния Апостолов. Главы I–VIII. Историко-филологический комментарий. М., 1999, с. 199–200; здесь же подробная новейшая библиография). Основным источником информации о фарисеях являются иудейский историк Иосиф Флавий и Новый Завет. См. также:

Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983; Каценельсон Л. С. Фарисеи // Христианство: Энциклопедический словарь. Т. III. М., 1995, с. 76–80.

 

Примечания:

1. Очерк напечатан в газете «Вечерний Петербург» за 30 января 1999 г.

2. В слове «мытарь» ударение на первом слоге! См. Дьяченко Г., свящ. Полный церковно-славянский словарь. М., 1993. С. 322. То же во всех орфографических и орфоэпических словарях русского языка. (Бытующая в церковной сфере неправильная форма «мытарь» могла возникнуть по аналогии со словом «мытарства» и стала «профессиональным неологизмом», как «компас» у моряков или «искра?» у шоферов).

Просмотрено: 9 раз.

Рекомендуем

В преддверии начала учебного года в Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

По итогам обсуждения участники заседания приняли решения относительно дальнейшего совершенствования учебной, воспитательной и научной работы, ежегодного проведения внутривузовской студенческой конференции и учреждения научного журнала семинарии.

В Минской духовной семинарии произошли новые кадровые назначения

Произошедшие назначения обусловлены потребностью продолжения реформирования подходов к образовательной деятельности и воспитательной работе.