Вселенская (Мясопустная) Родительская Суббота

Юрий Рубан, кандидат богословия

1 (9)Вселенская (Мясопустная) Родительская Суббота 1 марта (17 февраля ст. ст.) в 2008 г. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отцов и братьев наших.

Перевод некоторых богослужебных текстов

Стихи на «Аллилуйя»: 1. Блажен, кого Ты избрал и приблизил, чтобы он жил во дворах Твоих. 2. Память о нем в род и род. 3. Души их во благих [обителях] водворятся.

Тропарь: О, Единственный Создатель, с глубочайшей мудростью всё человеколюбиво устраивающий! Упокой, Господи, душу раба Твоего (рабы, рабов), возложившего надежду на Тебя, Творца и Промыслителя и Бога нашего. Слава и ныне: В Тебе мы имеем покров и пристанище и молитвенницу благоугодную Богу, Которого Ты, Богородица Девственная, родила для спасения верующих.

Кондак, гл. 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего там, где нет ни болезней, ни печалей, ни душевных страданий, но жизнь бесконечная.

Икос, гл. 8: (Только) Ты Сам – Единственный Бессмертный, Творец и Создатель человека; мы же, смертные, из земли созданы и в ту же землю возвратимся; как Ты, Создавший меня, повелел, сказав мне: «Ты – земля и в землю возвратишься». Туда и мы, смертные, пойдем, с надгробными рыданиями, возглашая песнь: «Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя!»

Апостольское чтение на Литургии

 

Первое послание ап. Павла к Коринфянам 10:23–28

[Об идоложертвенной пище]

  • — «Всё мне позволяется!» (ст. 23а)1
  • — Но не всё приносит пользу! (23б)
  • — «Всё мне позволяется!» (23в)
  • — Но не всё назидает!2 (23г) Никто да не ищет своей (пользы), но каждый – (пользы) другого. Всё, что продается на рынке, — ешьте без всякого обсуждения, ради (спокойствия) совести: Господня ведь земля и всё, что наполняет ее.

Если кто-нибудь из неверных (язычников) зовет вас (в гости), и вы хотите идти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без обсуждения, ради (спокойствия) совести. Если же кто-нибудь скажет вам: «Это – жертва святилищу»3 , — то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. [Господня ведь земля и всё, что? наполняет её.]

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Луки 21:8–9, 25–27, 33–36

[О втором пришествии Сына Человеческого]

[Сказал Господь:] «Берегитесь, чтобы не ввели вас в обман! Ибо многие придут под Моим именем, говоря: «Это Я!»; и «Время близко!»; не идите за ними. Когда услышите о войнах и восстаниях (беспорядках), не ужасайтесь; так должно случиться в начале, но конец ещё не тотчас». <…>

И явятся знамения на солнце, и луне, и звездах, и на земле народы будут изнемогать в тревоге от гула и волнения моря; и станут люди терять сознание от ужаса и ожидания того, что? надвигается на всю обитаемую землю (греч. ойкумену), – ведь силы небес (воинства небесные) будут поколеблены! И тогда увидят Сына Человеческого, грядущего по облаку с великой силой и славою. <…>

Небо и земля пройдут (исчезнут), но слова Мои не пройдут (не исчезнут). Так следите за собой, чтобы сердца ваши не стали нечувствительны от распущенности, и от хмеля, и от житейских забот, и чтобы День тот не настиг вас врасплох, словно сеть, падающая на всех живущих по лицу всей земли. Напротив, бодрствуйте и непрестанно молитесь, чтобы у вас достало силы избегнуть грядущих зол и предстать пред Сыном Человеческим».

Заупокойное Апостольское чтение

Первое послание ап. Павла к Фессалоникийцам 4:13–17

[О воскресении мертвых]

Братья, мы не хотим, чтобы вы не знали об умирающих [умерших], чтобы вы не печалились, как и прочие, не имеющие надежды. Ведь если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших – через Иисуса – Бог приведет (вместе) с Ним.

Это ведь мы говорим вам словом Господним4 , что мы, живущие, остающиеся до пришествия Господня, отнюдь не опередим усопших; потому что Сам Господь при призывном кличе (букв. в приказании), при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и сначала воскреснут мёртвые во Христе; затем мы, остающиеся живые, вместе с ними будем подняты5 в облаках на встречу Господа в воздух; и так всегда с Господом будем.

Заупокойное Евангельское чтение

 

Евангелие от Иоанна 5:24–30

[Об участи усопших]

[Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям:] «Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам: Слушающий Мое слово и верящий Пославшему Меня имеет жизнь вечную, и в суд не приходит, но он перешел от смерти в жизнь.

Аминь (истинно), аминь (истинно) говорю вам, что приходит час, и теперь уже настал, когда мертвые будут слышать голос Сына Божия – и услышавшие будут жить. Ведь как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе. И дал Ему власть творить суд, потому что Он – Сын Человеческий.

Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, в который все, находящиеся в гробницах, будут слышать Его голос, и выйдут: делавшие доброе — в воскресение жизни, а делавшие дурное — в воскресение суда (греч. эн ана?стасин крисеос).»

Я ничего не могу делать Сам от Себя: как слышу — так и сужу, и суд Мой справедлив; потому что не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня (Отца)».

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! ДЕРЗАЙТЕ!

Вселенская родительская (мясопустная) суббота – один из основных поминальных дней православного календаря.

Вообще же каждая суббота – особый день для христиан. К субботе, по библейскому повествованию, за¬вершилось творение мира, и она стала «днем покоя», – поэтому мы называем этот – последний день недели (подчёркиваю – последний!) несколько измененным еврейским словом шаббат). Но в этот же день уснувший плотью Христос завершил воссоздание этого обветшавшего – т. е. ветхозаветного – мира и, сойдя во ад, возвестил начало новой жизни. Помните тропарь из Пасхальных Часов «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи (раю) же с разбойником, и на престоле был еси, Христе?, со Отцем и Духом, вся исполняя неописанный».

Поэтому в каждую субботу совершается поминовение усопших, – не покинувших нас навсегда, но терпеливо ждущих последнего дня всеобщего Воскресения. Среди этих дней выделяются особые ежегодные – «родительские субботы», названные так потому, что каждый христианин молится прежде всего за своих родителей.

Почему выбрана именно эта суббота? Перед Неделей о Страшном суде Святая Церковь молится об усопших, чтобы и они вместе с нами стали одесную (по правую сторону) от Судии. Особенно же молится о тех, кто, как говорит трио дное назидательное чтение (Синаксарь), были похищены внезапной смертью на чужбине, в море и непроходимых горах, на утесах, в пропастях; погибли от мора и голода, на войне, в пожарах, от стужи, а также о бедных и немощных и всех тех, которые «узаконенных псалмов и песней памяти не получиша (не получили)». Кроме того, сегодняшним молением об усопших Церковь напоминает нам о неизбежной для всех нас кончине и предстоящем суровом испытании – Страшном Суде.

Богослужебные тексты подробно раскрывают нам «богословие смерти и воскресения». «Особенно выразительна четвертая хвали?тная стихира в субботу мясопустную. Она начинается пасхальным восклицанием Христос воскресе!Как знаменательно это радостное восклицание задолго до Пасхи в первый раз услышать именно в день поминовения усопших! Это – как обоснование самой молитвы нашей об усопших. И вместе – это радостное благовестие поминаемым, с которым Святая Церковь спешит (такова её любовь!) обратиться к усопшим раньше, чем к живым: Христос воскресе… Дерзайте вси мертвии. <…> Ввиду предстоящего воспоминания Страшного Суда, Церковь хочет несколько ослабить страх этого грозного Дня, хочет приободрить усопших, а вместе и живых. Христос воскресе… Дерзайте!» (Афанасий (Сахаров), еп. Ковровский. О поминовении усопших по уставу Право¬славной Церкви. СПб., 1999, с. 38).

 

Примечания:

1. Курсивом выделен лозунг коринфских оппонентов ап. Павла, который он цитирует в полемических целях. Здесь мы находим продолжение диалога с ними апостола, начатого выше (в главе 8, стих 1а), с горделивого заявления этих либертинистов: «Мы всё знаем…». См. также комментарий к апостольскому чтению Недели о блудном сыне.

2. Букв. «но не всё обустраивает (греч. ойкодомэй)»; от гл. ойкодомэо – «строить дом», вообще «строить, созидать». Отсюда – важный богословский термин «домостроительство», напр.: «домостроительство (созидание) Церкви», «домостроительство нашего спасения», и др.

3. Греч. хиеротхютон, – т. е. мясо, оставшееся от жертвы в языческом святилище и предназначенное для пиршества в честь того языческого бога, которому было совершено приношение. В Синодальном переводе Нового Завета, ориентированном на Texstus receptus Эразма Роттердамского (1516 г.), – эйдолотхютон, «жертва идолу».

4. «Словом Господним» в Древней Церкви называли изречения церковных пророков. Наиболее важные запоминались и в процессе формирования Предания становились миссионерскими или литургическими формулами (прим. архим. Ианнуария).

5. Букв. «будем схвачены», греч. харпагесомэтха, страдат. причастие от гл. харпадзо – «хватать», «похищать», «уводить».(Отсюда же происходит и название «гарпии», в греческой мифологии — это доолимпийские архаические божества, полуженщины-полуптицы, похитительницы детей и человеческих душ).

Просмотрено: 21 раз.

Рекомендуем

И.о. ректора семинарии встретился с руководством Банка ВТБ (Беларусь)

Итогом встречи стало достижение договоренности о возможных направлениях взаимодействия Минской духовной семинарии и Банка ВТБ (Беларусь), совместных мероприятиях и проектах.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Минскую духовную семинарию

Во время встречи с митрополитом Минским и Заславским Вениамином рассматривались вопросы организации образовательной, воспитательной и научной деятельности в 2020/2021 учебном году.