Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Юрий Рубан, кандидат богословия

1 (8)Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Апостольское чтение

Первое послание ап. Павла к Коринфянам 8:8–9:2 (140)

[Отношение к идоложертвенной пище]

[Братья,] пища не поставит нас (ближе) к Богу: не едим ли мы – недостатка не терпим; едим ли – ничего не прибудет. (Но) смотрите же, как бы это ваше право не стало преткновением (спотыканием) для слабых. Ведь если кто-нибудь увидит, что ты, имеющий знание, возлежишь (за пиршеством) в капище, то совесть его, немощного, не будет ли расположена к вкушению идоложертвенного? Вот и гибнет от твоего знания немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и нанося удар их немощной совести, вы грешите против Христа. Потому-то если пища смущает (греч. скандалидзей1) моего брата, – не буду есть мяса вовек, чтобы не смущать брата моего.

[Разве] я не свободен? [Разве] я не апостол? [Разве] Иисуса Христа, Господа нашего, я не увидел? [Разве] вы – не моё дело в Господе? Если для других я не апостол, то, по крайней мере, для вас – я апостол: ибо печать (греч. сфрагис) моего апостольства – вы в Господе.

Евангельское чтение

Евангелие от Матфея 25:31–46 (106)

[О будущем Страшном суде]

[Сказал Господь Своим ученикам:] Когда Сын Челове¬че¬ский придет во славе Своей, и все [святые] ангелы с Ним, тогда воссядет Он на престол славы Своей; и приведут к Нему все народы; и Он отделит одних от других, как пастух отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую руку от Себя, а козлов – по левую.

Тогда скажет Царь тем, кто по правую руку от Него: «Приблизьтесь, благословенные Отца Моего! Примите Царство, угото¬ванное для вас от основания мира. Ибо я был голоден, и вы дали Мне поесть; жаждал, и вы напоили Меня; был чужестранцем (греч. ксэнос), и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы ходили за Мной; в заточении был, и вы навещали Меня».

Тогда праведники спросят Его: «Господи! Когда это мы видели Тебя голодным, и накормили, или жаждущим, и напоили? Когда же это мы видели Тебя чужестранцем, и приютили, или нагим, и одели? Когда же мы видели Тебя больным или в заточении, и навещали Тебя?»

И Царь скажет им в ответ: «Воистину (аминь) говорю вам: всё, что вы сделали для одного из этих Моих братьев меньших, вы для Меня сделали».

Тогда скажет Он и тем, что по левую руку: «Идите прочь от Меня, проклятые, в вечный огонь, уготованный диаволу и ангелам его! Ибо Я был голоден, и вы не дали Мне поесть; жаждал, и вы не напоили Меня; был чужестранцем, и вы не дали Мне приюта; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда спросят и они: «Господи! Когда это мы видели Тебя голодным, или жаждущим, или чужестранцем, или нагим, или больным, или в заточении, и не послужили Тебе?»

Тогда Он ответит им: «Воистину (аминь) говорю вам: всё, чего вы не сделали для одного из этих меньших, вы не сделали для Меня».

И пойдут они на муку вечную (букв.: в наказание вечное), а праведники – в жизнь вечную.

СТРАШНЫЙ СУД И МАСЛЕНИЦА

Третье воскресенье подготовительного периода к Великому посту именуется в церковном календаре Неделей о Страшном суде, или Неделей мясопустной. Первое название продиктовано темой евангельского чтения за Литургией – о будущем Страшном суде живых и мертвых; второе – предписанием Церковного устава: не употреблять более мяса.

Что значит «мясопуст»?

Славянский термин «мясопуст» (греч. апокрэос, лат. carnis privium – лишение мяса) означает прекращение вкушения мяса. Так в православном календаре именуется воскресенье за 56 дней до Пасхи (в 2008 году – 2 марта). У наших братьев христиан римо-католиков этому термину соответствует хорошо всем нам знако¬мое «веселое» слово карнавал (от средневекового латинского carne и vale, буквально – «прощай, мясо!»). Продолжительность карнавального периода в разных странах неодинакова, но завершается он в «Пепельную среду» (в этом году она была – 6 февраля), с которой и начинается западный Великий пост. В православ¬ном календаре всё сложнее. Здесь за мясопустом следует еще одна – последняя перед Великим постом – неделя (седмица) – «сырная», или, в просторечии, – «масленица». Строго соблюдающие диетическую сторону поста отказываются от мяса и едят только яйца и молочные продукты (откуда и название этой недели). В этом – последняя ступень подготовительного воздержания.

Масленица – христианский праздник?

Образованный христианин должен знать, что масленица в своей основе – праздник совсем не христианский! Напротив – это древний языческий праздник проводов зимы; согласно пословице: «Масленицу провожаем, света солнца ожидаем». Это – своеобразный «северный карнавал», вакханалия, сопровождающаяся необузданным весельем, зубодробительными драками, играми и хмельными пирами (а в дохристианские времена, вероятно, – даже человеческими жертвоприношениями). Поэтому суровый голос Святой Церкви, возвещая о Страшном Суде, зовет к покаянию и предостерегает от языческой ментальности, до сих пор присутствующей в народном сознании.

После крещения Руси «отменить» масленицу (как и другие языческие игрища) так и не смогли, а потому постарались хотя бы отчасти «христианизировать»: вынужденно включили в богослужебный календарь и совместили с последней подготовительной неделей перед Великим постом. При этом обычай поминать на тризне предков блинами был переосмыслен как заговенье – праздничную трапезу накануне поста.

Сырная седмица или Масленица?

«Сырная седмица – преддверие и начало поста»(святитель Тихон Задонский)

Церковный календарь именует последнюю седмицу (неделю) перед Великим постом сыропустной (а народ – масленицей). Смысл этой седмицы – в постепенном переходе от обыденной жизни к великопостным подвигам, которые, конечно же, у каждого христианина свои – и определяются его полом, возрастом, состоянием здоровья и профессией. В среду и пятницу даже не совершается Божественная Литургия, а службы суточного цикла, содержащие и покаянную молитву преподобного Ефрема Сирина, почти соответствуют великопостным. Всё это – «светлые предпутия поста»!

Но народ – не только «простой» и «необразованный» – до сих пор проводит это «начало умиления и покаяния» вполне по-язычески – в шумных гуляньях и сомнительных забавах. Вспомним хрестоматийное изображение масленицы в фильме «Сибирский цирюльник» Никиты Михалкова. Многие простодушно относятся к этим лубочным картинкам прошлого с ностальгическим придыханием и всерьез считают, что это – «по-православному», что так и нужно: напиться до безобразия, слопать (простите за откровенный глагол!) как можно больше блинов, стараясь не умереть от заворота кишок (что действительно случалось), умело разбить ближнему нос или вывихнуть челюсть, а потом «покаяться», попариться в Чистый понедельник в баньке и с чувством хорошо исполненного «православного долга» бухать земные поклоны. Конечно же, это совсем не христианская, а языческая разгульная обрядность, во многом искусственно возрождаемая сейчас под видом возвращения к «народным традицииям». Очевидно, многим, желающим кощунственно смыть с Руси воды днепровской купели, хочется вернуться непременно к дохристианским «национальным истокам».

Неудивительно, что нашу страну, в которой за девять столетий не смогли утвердиться хотя бы элементарные нормы христианской морали и поведения, постигли такие тяжкие наказания в XX столетии. Это был «Страшный суд», к счастью, не окончательный; но разумно ли испытывать Божие долготерпение? Но вместо того, чтобы «на себя оборотиться», наши «манкурты» готовы перекладывать вину на мифических супостатов (их имена слишком хорошо известны). Здесь есть над чем задуматься, особенно в преддверии Великого поста.

Приложение. Св. Тихон Задонский о масленице

«Сырная седмица есть преддверие и начало поста. А потому истинным чадам Церкви следует в Сырную седмицу поступать во всем гораздо воздержаннее. Слушают ли, однако, христиане сладостных песней любвеобильной Матери своей»? «Она завещает в эти дни более благоговеть – а они более бесчинствуют; она заповедует воздерживаться – а они более предаются невоздержанию; она повелевает очищать тело и душу – а они более оскверняют их; она велит сетовать о содеянных грехах – а они более прибавляют беззакония; она внушает умилостивлять Бога – а они более прогневляют Всевышнего; она назначает пост – а они более объедаются и упиваются. <…> Самое празднование масленицы – есть дело языческое. У язычников был ложный бог (изобретатель хмельного питья), которому они учредили особенные в году праздники (так называемые вакханалии) и проводили эти празднества во всяких непотребствах и мерзостях. Смотрите, не так ли христиане проводят масленицу, а равно и многие празднества?<…> А я еще раз скажу, что, кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина»2.

 

Примечания:

1. Греческий глагол скандалидзо означает: «соблазнять», «оскорблять (чье-либо нравственное чувство)»; отсюда существительное скандалон (скандал!) – «крючок в западне, к которому прикрепляется приманка»; обычно переводится как «соблазн» (напр.: «иудайойс мен скандалон, для иудеев соблазн», букв.: «иудеям скандал», – 1 Кор 1:23), «преткновение», «препятствие», «предмет досады».

2. Цит по: Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Издана по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. М., 1993. Т. 1, с. 543-544 (подстрочное примечание).

Просмотрено: 20 раз.

Рекомендуем

И.о. ректора семинарии встретился с руководством Банка ВТБ (Беларусь)

Итогом встречи стало достижение договоренности о возможных направлениях взаимодействия Минской духовной семинарии и Банка ВТБ (Беларусь), совместных мероприятиях и проектах.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Минскую духовную семинарию

Во время встречи с митрополитом Минским и Заславским Вениамином рассматривались вопросы организации образовательной, воспитательной и научной деятельности в 2020/2021 учебном году.