О Божией милости

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

1Как-то недавно я перечитывал книгу Бытия, и вдруг открылась новая грань, которой в Священное Писание раньше не замечал. Это — 18 глава, где рассказывается о дерзновенной молитве Авраама1 о жителях Содома2, где жил его племянник Лот (Быт. 13, 8-13; 19, 1-24).

Авраам уже знает о судьбе Содома, и обращается к Богу с вопросом:«Может быть, есть в этом городе 50 праведников? Неужели ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, если они находятся в нем?» (Быт. 18, 24). И слышит в ответ: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу весь город и место сие» (Быт. 18, 26).

Авраам осмеливается просить дальше и называет сорок пять, сорок, тридцать, двадцать, и, наконец, десять праведников. И каждый раз слышит от Бога один и тот же ответ: «Не истреблю». Он чувствует, если бы попросил о пяти, двух, одном, услышал бы те же слова. И начинает понимать: Бог не хочет гибели людей и ищет всякую возможность их сохранить и спасти.

Но, ведь, что-то похожее происходит и с нами, с каждым из нас. И здесь действует то же самое правило Божией милости.

«Сам Господь Бог никогда не отвращается от нас, — объясняет св. Иоанн Златоуст (+407), — но мы удаляем себя от Него»3.

А для свят. Григория Нисского (+395) это — абсолютная аксиома. Он размышляет над словами 89-го псалма:

«Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел» (Пс. 89, 5-6) и говорит: «Для того, чья жизнь была исковеркана грехами, и кто хочет снова вернуться к добру, скопление злых дел кажется таким, будто они собирались тысячу лет. Но как только он обратится, Бог не вменяет ему в вину прошлых грехов, потому что Божие око смотрит всегда на настоящее и не вменяет прошедшего. Напротив, оно у Бога как один день, или часть ночи, которая прошла и миновала»4.

Смотрите, что он говорит! Все, что прошло, исчезает и больше реально не существует5.

Прошлое становится историей, будущее предстает только в воображении, реальное время – это то мгновенье, которое человек проживает сейчас и в данный момент. Поэтому проступки и дела прошлого отражаются в настоящем только как навыки, внутренние расположения. Вот Бог и смотрит на настроение сердца человека и судит о нем не по его прошлым поступкам, а по его наклонностям. Не случайно в Священном Писании говорится: «Сын мой, отдай сердце твое Мне» (Притч. 23, 26). А у сердца на языке Церкви есть свое определение. Послушаем св. Феофана затворника (+1894):

«Сердце – это внутренний человек, или дух, где самосознание, совесть, идея о Боге с чувством всесторонней зависимости от Него и вся духовная жизнь»6. И потому «сердце – рычаг, движущий деятельностью: там слагаются убеждения и сочувствия, определяющие волю и сообщающие ей крепость»7.

Теперь понятно, почему божественная педагогика обращается к сердцу человека. Здесь — средоточие его личности.

Часто это длится годами и десятилетиями. Не так-то просто убедить и побудить человека согласится с Богом.

Читаю у св. Феофана дальше:

«Сколькими заботами Он окружает всякого грешника, чтобы образумить его! И уже когда всё испробует и ничем не одолеет его, говорит: ну, оставайся! – Так было и Израилем! Бился-бился с ними Бог; наконец решил: «Вот, оставляется вам дом ваш пуст» (Мф. 23. 38). Так бывает и со всяким грешником нераскаянным. Он отвергается окончательно только после того, как с ним уже ничего не поделаешь, и когда он закоснеет в своем упорстве.Правда Божия вступает в силу, когда благость Божия истощает уже все средства»8.

Обратите внимание! Судится только нераскаянный грешник. Тот, кто изменил свой образ жизни, или, как говорят В Церкви, покаялся, в очах Божиих уже не грешник. Почему? Да потому, что правосудие Божие это и есть милость в действии.

Преп. Исаак Сирин пытался как-то сравнить Божие правосудие и Божию милость и пришел к такому выводу: «Как зерно песка не выдерживает равновесия с большим куском золота, так требование правосудия Божия не выдерживает равновесия в сравнении с милосердием Божиим!

И как обильный водой источник не заграждается горстью пыли, так милосердие Божие не побеждается пороками Его творений»9.

В религиозной поэзии есть очень сильные образы бесконечной Божией милости. А один из них просто потрясает. Представьте себе Бога в рубище нищего, который просит подаяния любви и терпеливо ждет у дверей души, но никогда не дерзает их взломать10. Ох, как хочется возразить: «Постойте, да это же неверно!». Но в том-то и сила поэзии, что она не претендует на точность, и потому может так трогательно отразить чуткую любовь Бога к человеку, которая хочет от нас одного: ответного чувства.

Но нам привычнее переносить на свои отношения с Богом человеческие обычаи и мерить Его милость человеческими мерками. Я сделал плохо, Он наказывает, хорошо – поощряет. Мне это очень напоминает разговор кучки людей после богослужения:

«Мы всё грешим, да грешим, — гремит какой-то мужчина, — а, ведь, лопнет когда-то у Бога терпение, и Он придет. Вот тогда будет плач и скрежет зубов!».

«Но у меня уже нет зубов!», — сомневается маленькая старушка.

«Не беспокойся, Уж что- что, а зубы тебе там дадут!» — тут же парирует мужчина11.

Как похоже на нас…!

 

Примечания:

1. Об Аврааме рассказывается в 11-25 главах книги Бытия.

2. Содом (горящий) – древний город около от Мертвого моря, в Иорданской долине, отличавшейся в то время необычайным плодородием. Его жители были, вероятно, хананеями. Незадолго до грозной катастрофы здесь царствовал некто Бера, побежденный вместе с другими мелкими князьями Кедарлаомером, царем Еламским (Быт.14,1-11). После 14-летнего рабства они сделали неудачную попытку свернуть ненавистное иго, причем племянник Авраама Лот вместе со своим имуществом и домочадцами попал в руки победителей (Быт. 11, 27; 13, 9; 14, 12; 19, 1-38) . И только благодаря мужеству и решимости Авраама он освободился из плена (Быт. 14, 12-16). Гибель Содома произошла за нечестие его жителей, город бесследно исчез с лица земли (Быт.18, 16-33; 19, 1-29). Все попытки установить местоположение Содома оказались безуспешными. По мнению археологов, он мог располагаться на южной или северной оконечности Мертвого моря, возможно даже на его нынешнем дне. Имя Содом сохранилось в арабском названии одного соляного холма около юго-западного берега Мертвого моря –Dschebel Usdum – Гора Содом (Никифор, архимандрит. Библейская энциклопедия. М.: Репринт, 1891. С. 665. Jerusalemer Bibellexokon, herausgegeben von Kurt Hennig. Neuhausen – Stuttgart, 1989. S. 829).

3. Святитель Иоанн Златоуст. Творения. Т. 1. Книга первая. К Феодору Падшему (Увещание первое). СПб.: Репринт, 1898. С. 10.

4. Святитель Григорий Нисский. Творения. Часть вторая. О надписании псалмов. М.: Репринт, 1861. С. 32.

Такую же мысль высказывает и преподобный авва Павел препростый (+340):

«Христиане знают из Божественого Писания и святых Откровений, какую великую благость являет Бог по отношению к тем, которые искренне прибегают к Нему и через покаяние получают прощение прежних своих грехов, знают, что Господь возвращает им обещанные блага, не наказывая их за прежние грехи» (Цит по: Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996. С. 186).

5. Святитель Григорий Нисский. Творения. Часть пятая. Книга первая. Опровержение Евномия. М., 1863. С. 254.

6. Святитель Феофан Затворник. Толкование первых восьми глав послания св. апостола Павла к Римлянам. М.: Репринт, 1890. С. 97.

7. Святитель Феофан Затворник. Толкование первого послания св. апостола Павла к Коринфянам. М.: Репринт, 1893. С. 290.

8. Святитель Феофан Затворник. Письма к разным лицам о разных предметах веры и жизни. Письмо 2. М., 1892. С. 16.

9. Зарин С. М. Там же. С. 199-200.

10. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Богословские труды № 8. М., 1972. С. 157.

11. Humor koscielny. Zebral Judson K. Cornelius. Warszawa, 1993. S. 89.

Просмотрено: 9 раз.

Рекомендуем

Программа секции «550-летие явления Жировичской иконы Божией Матери, 500-летие Жировичского монастыря»

Работа секции пройдет 27 ноября 2020 г. в рамках Шестых Белорусских Рождественских чтений «Историческая память народа: 550-летие явления Жировичской иконы Божией Матери, 500-летие Жировичского монастыря, 800-летие святого благоверного князя Александра Невского».

Преподаватели семинарии приняли участие в ежегодной научной конференции Минской духовной академии

Доклады преподавателей семинарии прозвучали на пленарном заседании и в рамках работы секций "Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в XVІ–ХІХ веках", "Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке", "Актуальные вопросы церковно-практических дисциплин", "Актуальные проблемы современного религиоведения".