Вход Господень в Иерусалим

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

1Большой праздник – Вход Господень в Иерусалим 1. В народе его называют еще Вербным Воскресеньем. Праздник этот очень древний. Первые упоминания о нем восходят уже к третьему – четвертому векам. Сохранились проповеди известных проповедников того времени — Мефодия Патарского (+311), Амвросия Медиоланского (+397), Иоанна Златоуста (407), Прокла, архиепископа Константинопольского (+446) и других 2.

Вообще, христианский праздник – не просто одно из торжеств, к которым мы привыкли в обыденной жизни. Это скорее созерцание и пища для ума и сердца 3. Так и Вербное воскресенье делает из нас свидетелей и символических участников исторического события, которое описывают все 4 евангелиста – Матфей, Марк, Лука и Иоанн. Я думаю, что этот евангельский сюжет знают почти все.

Помните, приближались последние дни земной жизни Иисуса, и Он решил идти в Иерусалим. Ученики привели Ему осленка, возложили на него свои одежды и посадили на него Своего Учителя. Собралось множество людей, которые кричали: «Осанна, т.е. спаси нас, Сын Давидов, благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних!». Одни снимали с себя одежды и постилали их под ноги Иисуса, а другие резали финиковые ветки и ими постилали путь или потрясали в воздухе.

Народ радовался и ликовал, а Господь скорбел. Уж Он-то знал, как переменчиво мнение этих людей, и что скоро они же вместо «осанна» будут вопить: «Распни, распни Его».

Вот как замечательно описывает это настроение Спасителя святитель Димитрий Ростовский (+ 1709):

«О люди! Как трость колеблется ветром, так и вы колеблетесь непостоянством! Ныне вы с пальмовыми ветвями оказываете мне почести, а через несколько дней обесчестите Меня.

Ныне вы режете ветви с деревьев, а через несколько дней эти самые деревья вы будете рубить и тесать для креста Мне. Ныне вы подстилаете ветви под ноги, а через несколько дней вы возложите на хребет Мой палки, розги и бичи, избивая Меня и причиняя Мне многие раны.

Ныне вы со славою встречаете Меня, а через несколько дней вы будете с ругательствами вести Меня на распятие. О непостоянство человеческое! О непрочность и скорая отмена чести и славы мира сего!» 4.

Действия Самого Спасителя, апостолов и народа очень символичны. Это – характерный для Востока язык образов. Осленок, одежды, финиковые ветви, возгласы «Осанна» мало чего говорят нам, но много значили для участников этого события. На ослах – белых или светло – серых с белыми полосами и пятнами — ездили только знатные люди . Потому народ и приветствует Христа словами: «Царь Израилев». Постилание одежд выражало великую честь, а срезанные ветви – торжество, ведь пальмовые ветви давались на состязаниях победителям 5.

Но христианские мыслители всегда хотели увидеть в этих действиях еще и таинственный смысл, касающийся каждого из нас. Их размышления очень лаконично обобщает блаженный Феофилакт Болгарский (+1107):

«Господь воссел, когда апостолы подослали Ему свои одежды, т.е. добродетели. Если душа не украшена добродетелями, Господь не воссядет на нее. Бежавшие впереди – это пророки, жившие до воплощения Христова, а сопровождавшие – это жившие после воплощения мученики и учители. Они подстилают Христу свои одежды, т. е. плоть покоряют духу, так как тело и есть одежда, покров души…Господь называется Грядущим потому, что каждый день можно ожидать Его второго пришествия. Поэтому каждый из нас должен ожидать кончины века, пришествия Господня и приготовляться к нему» 6.

А вот как возвышенно истолковывает это место Святитель Игнатий Брянчанинов (+1867): «Одежды апостолов – это учение Христово, которое они преподали язычникам. На них духовно воссел Господь и ввел их Иерусалим – в лоно Своей Церкви, в вечный нерукотворенный Божий град, спасения и блаженства. Но Господь восседает и на естественные свойства человека, покорившегося Ему и усвоившего Его учение. Такого Он вводит в тот же духовный Божий град, город мира – Иерусалим, который созидает Бог, а не человек» 7.

Теперь и нам становится понятным духовное содержание этого евангельского события и самого праздника. Мы призываемся следовать за Христом и прославлять Его образом своей жизни, либо исполняя Его заповеди, либо слушая голос своей совести.

В богослужении праздника есть две характерные особенности. Люди стоят на службе с зажженными свечами и освященными вербами. Эти действия предметно живописуют духовный пафос праздника. Горящая свеча означает радость, которую испытывает верующий, зная о том, что во Христе он всегда имеет опору и утешение, надежду и упование в жизни и после смерти.

А ветки вербы напоминают о крестном древе, а значит, о кресте и страданиях за нас Спасителя. Красноватый цвет вербы говорит о крови Христовой, пролитой за нас на кресте. То, что ветка не сухая, а оживающая и распускающаяся наводит на мысль о воскресении Христовом и будущем всеобщем воскресении из мертвых 8.

Праздник всей своей символикой вводит нас в волнующие дни последней недели поста. Она называется Страстной, от славянского слова страсти – страдания, когда мы можем по — особому близко сопережить страшные страдания Христовы и войти в свет Его воскресения. Если сделаем это усилие над собой, то обязательно почувствуем, как благотворна и живительна уже сама мысль о страдающем и воскресшем Христе.

 

Примечания:

1. Иерусалим. Самые древние письменные свидетельства находятся в египетских… текстах 19-18 вв. до Р. Хр. = Rusalimum. В письмах фараону Аменофису 4-му царь города Абдихеб называет его Урусалим. Ассирийские царские надписи Урсалиму. Септуагинта (греческий перевод Ветхого Завета 70 толковников) предлагает форму – Ierousalem. В Новом Завете встречается вариант Ierosolima. Этимология слова спорная, самым вероятным является перевод как «Основание Бога Салима (мира)…После второго восстания (132-135 гг. по Р. Хр.) город был назван по имени императора Aelius Hadrianus (Элий Адриан)…Элия Капитолина. В арабской традиции после завоевания города халифом Омаром в 638 г. Иерусалим называется al-?Quds (Святость).

Собственно начало Иерусалима как города следует отнести к среднему периоду эпохи бронзы около 1800 г. до Р. Хр., когда на юго-восточном холме возникает поселение, окруженное стенами…

Основание Иерусалима совпало с возникновением многочисленных городов (20-18вв. до Р. Хр.), жителями которых были западные семиты, которых обычно называют хананеями…

В эпоху железа Иерусалиму с трудом удавалось удерживать сложившуюся к тому времени территорию города-государства. В этот период (1200-1000 до Р. Хр.) значительно возрастает влияние филистимлян. Однако археологических находок железного века имеется чрезвычайно мало. На юго-восточном холме обнаружены остатки керамики и архитектурных сооружений…

В течение несколько десятилетий Давид превратил хиреющий хананейский город в столицу большого царства, которая пережила бурное строительство при Соломоне. После распада государства (930-926 гг.) Иерусалим даже в качестве столицы маленькой Иудеи вплоть до эпохи плена продолжал играть значительную политическую роль. Время Давида и Соломона было очень важным в религиозном, богословском и историческом отношении. Особо важным явилось строительство Храма, от которого, к сожалению, не сохранилось археологических находок, и имеются только библейские свидетельства…

Через 70 лет после депортации населения, в Иерусалиме, несмотря на разрушения, все еще имелись жители, и даже продолжалось служение алтарю (Иер. 41, 4). По указу персидского царя Кира от 538 г. началось восстановление Храма, а в 520 году произошло возвращение из плена значительного числа людей. При Неемии Иерусалим становится столицей вновь основанной персами иудейской провинции. Несмотря на постройку новой стены, заселенной оставалась только юго-восточная часть былого города и храмовая территория…

В эллинистическую эпоху город очень пострадал от войн между Птоломеями и Селевкидами и подвергся эллинизации…

В царствование Ирода Великого и вплоть до завоевания Иерусалима Титом (70 г. до Р. Хр.)город активно застраивается и расширяется. Особенно хорошо известна начатая Иродом реконструкция и перестройка Храма, о которой сохранились лишь литературные свидетельства (Мишна, трактат Миддот, «Иудейские древности» и «Иудейская война» Иосифа Флавия)…

От византийской эпохи сохранилось более 25 археологических объектов. Наряду с храмом Воскресения, это – храмы Святого Сиона, Вознесения, Святой Софии, Марии у Овчих ворот, у Силоамской купели, в Гефсиманском саду. Следует отметить также обширные жилые кварталы, южнее храмового холма, где находились также частные постройки…

В начале арабского периода на незастроенном храмовом холме халиф Омар построил маленькую мечеть, о чем сообщает паломник Адамнасус. Через 50 лет последовала постройка массивного сооружения, которая была закончена 2 691-692 гг. В первой половине 8-го века была построена мечеть Акса. Ранние Омаяды закрыли брешь в южной стене и соорудили на южной и западной стороне храмового холма комплекс из шести огромных зданий. Во время землетрясения 747-748 гг. весь ареал был практически разрушен и превратился в гигантскую каменоломню… (Theologische Realenzyklopaedie. Band 16. Berlin – New-York, 1987. S. 590-599).

2. Дебольский Григорий, протоиерей. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Мн.: Изд. Харвист, 2002. С. 664.

3. О христианском понимании праздника хорошо сказал преподобный Симеон Новый Богослов:

«Кто любит и боится Бога…, зная, в чем состоит богоугодное праздненство, совсем не имеет в уме своем того, что обычно бывает чувственного на праздниках (ибо этим обыкновенно заняты бывают те лишь, которые не помышляют ни о чем высшем видимого); но умом премудрым рождает помышления духовные и восторгается к созерцанию праздничного веселия, имеющего быть в будущей жизни, и им сердечно соуслаждается, как бы там уже был самым делом и духовно праздновал со ангелами и святыми, у которых на небе всегда праздник. Таковой не смотрит на свечи и лампады, н на множество народа, ни на собрание друзей, но к тому устремляет ум свой, что вскоре имеет быть по сих, т. е. когда погаснут все вещественные светы, и самый свет очей, и всякий отойдет в тот дом на вечное пребывание…

И вот я изъясню тебе таинство христианского празднества. Что же это за таинство? То, что образно представляет делаемое тобою в праздники.

Возжигаемые тобою лампады представляют мысленный свет, чтобы напоминать тебе, что как церковь вся в свете от множества лампад, так и в дом твоей души, несравненно ценнейший, чем рукотворенный храм, должен быть весь в духовном свете, т. е. в нем должны светить все духовные добродетели, быв возженны божественным огнем благодати…

Фимиам кадильный, который, воскуриваясь издает дым благовонный, указывает тебе на ту же благодать Святого Духа, но в том уже отношении, как она извнутрь восходит к небу, или как она из того, кто воспринял действо Святого Духа, исторгается как источник воды, текущий в жизнь вечную. Тут она и освещает светозарно, и в то же время облагоухавает чувства духовным благоуханием…

А толпы народа, собирающиеся на праздник и громко воспевающие хвалу Богу, означают небесные чины и несметные воинства ангелов, которые воспевают и славословят небесного Владыку за великое спасение, устроенное тебя ради…, чтобы и тебя научить сделаться земным ангелом и таинственно и немолчно петь невещественными устами сердца Бога, создавшего тебя…» (Преподобный Симеон Новый Богослов. Слова. Слово 41. М., 1892. С. 334, 336, 337, 338).

4. Святитель Димитрий Ростовский. Творения. Слово историческое в неделю Вай. Т. 1. СПб, б. г. С. 242.

5. «Ослы в Палестине служили для удовлетворения самых разнообразных нужд. Так, они употреблялись для верховой езды. На них ездили знатные люди (Суд. 5, 10; 10, 4; 12, 14), женщины (И Нав. 15, 18; 1 Цар. 25, 23; 4 Цар. 4, 22, 24). Знатные люди выбирали для верховой езды белых ослов, точнее светло – серых с белыми полосами и пятнами (Суд. 5, 10), так как ослы с подобною окраскою редки и имеют высокую цену. Верховому ослу иногда сопутствовал погонщик и вел его в руках. Ездили преимущественно на ослицах, потому что ослицы имеют более плавную и спокойную походку, чем ослы самцы.

Далее, ослами пользовались как вьючными животными, на них перевозили жизненные запасы (1 Цар. 16, 20; 25, 18; Неем. 13, 15) и различные товары (Ис. 30, 6). Затем ослы работали при возделывании полей, наряду с волами; но закон запрещал запрягать в плуг осла вместе с волом (Второз. 22, 10; Ис. 30, 25; 32, 20), признавая это неестественным, подобно тому как он считал неестественным и также запрещал засевать поле семенами двух родов (Лев. 19, 19)…Евреи были знакомы с недостатками ослов, из которых главным было упрямство, Но в глазах евреев и, вообще, жителей Востока недостатки ослов казались ничтожными по сравнению с их многочисленными достоинствами

Так как работы, для который употреблялись ослы могли быть успешно выполняемы только во времена полного общественного спокойствия, то осел считался также символом глубокого мира, в противоположность коню, представление о котором неразрывно соединялось с представлением о войне и её горестных последствиях» (Дьяченко Григорий, протоиерей. Неделя Вай или Цветоносная. Объяснение Воскресных Евангелий. М., 1997. С. 343-344).

В раввинистической традиции со ссылкой на пророка Захарию (9, 9) бытовало мнение, что Мессия должен был явиться на осле:

«Раввины признавали, что пророчество Захарии относится к Мессии. Так, раввины Танкум и Ялкут Рубени рассказывают странную историю об осле: « Этот осел является осленком того осла, который был сотворен в сумерках шестого дня. Это тот осел, которого нашел Авраам, когда шел принести в жертву своего сына. Этот тот осел, на котором ехал Моисей по пути в Египет. И это тот осел, на котором прибудет Мессия. Некоторые из евреев склонны думать, что имеется в виду зебра…Когда персидский царь Шапур сказал раввину Самуилу: «Ты говоришь, что ваш Мессия прибудет на осле; я пошлю ему породистого коня», — то раввин ответил: У тебя нет коня с сотней пятен, как у Его осла». (Clarke Adam. The Holy Bible. Volume 1. From Matthew to Romans. A Commentary and critical notes. London, 1836. P. 212, 211).

Обычай постилать одежды восходит к древним временам:

«Этот обычай люди соблюдали тогда, когда узнавали, что Бог помазывал кого-то на царство. Когда Ииуй сидел со своими военачальниками, к нему пришел слуга пророка Елисея и по повелению Божию помазал его в царя Израиля. Как только он вышел из внутреннего покоя…,и все узнали, что произошло, то «поспешили они, и взяли каждый одежду свою и подослали ему на самых ступенях, и затрубили трубою и сказали: воцарился Ииуй!» (4 Цар. 1-13) (Там же).

«В жару увеличивающегося восторга они (люди) начали резать пальмовые ветки и , потрясая ими в воздухе, бросать их по пути перед Иисусом; другие делали еще более – снимали с себя платье и стлали его по дороге…Подобным образом встречали грозного завоевателя света Александра Великого, …приветствовали некогда царя Агриппу – так хотели почтить теперь и Того, кто был единственным предметом всех надежд для бедствующего Израиля…

Пальмовые ветви привели на память праздник кущей, а вместе с тем известный псалом Давида, который пелся в продолжение его… Сами пальмовые ветви у иудеев назывались осаннами – от частого повторения этого слова и целого 117 псалма в праздник кущей. (Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический. Сочинения. Т. 6. Торжественный вход Иисуса Христа в Иерусалим, его цель и значение. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. СПб., б. г. С. 78-79).

«Все семь дней этого праздника они (иудеи) каждый день по разу обходили алтарь с пальмовыми ветвями в руках и пели «осанна». В восьмой день праздника они обходили алтарь семь раз и пели так называемую великую осанну…В этот же день возносилась молитва о скорой и всесильной помощи против врагов и о благополучном и плодородном году» (Adam Clarke. Указ. соч. С. 212).

6. Блаженный Феофилакт. Благовестник. Толкование на святые Евангелия. СПб, б. г. С. 120- 121.

7. Святитель Игнатий Брянчанинов. Сочинения. Слово 2 в неделю цветоносную. Аскетическая проповедь. Т. 4. Джорданвиль, 1984. С. 111-112.

8. Дьяченко Григорий, священник. Беседа 7-я. Вход Господень в Иерусалим. Общедоступные беседы о богослужении Православной Церкви. М., 1898. С. 721- 722.

На Руси Вербное Воскресенье пользовалось всегда особым почитанием и сопровождалось целым рядом торжественных обрядов, которые затем вышли из употребления:

«Праздник Входа в Иерусалим Спасителя…совершался в Москве особенно пышно в 16-м веке. Крестный ход до обедни отправлялся из Успенского собора, через Спасские ворота, к собору Покрова Богородицы на Рву (Василию Блаженному). После окончания установленного молитвословия на Лобном месте, возвращались назад и начиналась обедня. В процессии, кроме обыкновенно носимых икон и крестов, возили на санях огромное дерево, украшенное искусственными цветами и плодами (финиками, изюмом и т. п.). Самые великолепные деревья были при патриархе Иоакиме (+1690), работы немецкой и стоили несколько сот тогдашних рублей. Патриарх сидел на осляти, которое вел за узду царь, в одежде и регалиях первого разряда. ПО возвращении крестов к Успенскому собору, дерево отдавали народу, как и украшения саней. В 1678 году обряд этот был ограничен, а с кончиною патриарха Адриана(+1700) совсем прекратился. Вместо изготовления дерева приказ покупал воза три вербы, для раздачи в Успенском соборе» (Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А. Энциклопедический словарь. Т. 13. Терра, 1991. С. 460).

Просмотрено: 64 раз.

Рекомендуем

В преддверии начала учебного года в Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

По итогам обсуждения участники заседания приняли решения относительно дальнейшего совершенствования учебной, воспитательной и научной работы, ежегодного проведения внутривузовской студенческой конференции и учреждения научного журнала семинарии.

В Минской духовной семинарии произошли новые кадровые назначения

Произошедшие назначения обусловлены потребностью продолжения реформирования подходов к образовательной деятельности и воспитательной работе.