Мария Египетская

Протоиерей Владимир БАШКИРОВ, магистр Богословия

1 (1)В 5-е воскресенье Великого поста в Церкви вспоминают преподобную Марию Египетскую.

Кто была эта женщина? Сохранилось ее житие. Его в начале 7-го века написал известный церковный писатель того времени Иерусалимский патриарх Софроний (+638) 1.

Она родилась в Египте. В 12 лет бросила родителей и переселилась в Александрию, огромный город, центр торговли, промышленности и образованности тогдашнего Средиземноморья 2.

Жизнь большого города была полна соблазнов, и Мария не устояла перед ними. Она предалась блуду, и по ее собственным словам целых 17 лет жила в разврате 3. Однажды в порту она увидела корабль, и узнала, что он плывет в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Терять ей было нечего, и она решила поплыть туда же. В Иерусалиме вместе со всеми паломниками она пошла в великолепный храм Воскресения Христова, и вот тут-то произошло нечто для нее абсолютно непонятное. Толпы людей входили внутрь, а ее как будто кто-то отталкивал и не давал дойти до дверей церкви 4.

«Отчаявшись, — говорит она, — я со стыдом встала в углу притвора и начала думать, какая вина не позволяет мне увидеть Крест Господень. И вдруг поняла, мерзость моих дел мешает мне войти в церковь. Тогда я стала горько плакать, бить себя в грудь и вздыхать от глубины сердца».

И тут, неожиданно для себя, Мария свободно и беспрепятственно вошла в храм, поклонилась Кресту и взмолилась о помощи к Пречистой Деве Богородице. Так совершилось ее обращение к Богу. Затем она ушла в Заиорданскую пустыню, где и провела оставшиеся 48 лет своей жизни. Там и умерла в 522 году 5. Трудно сказать, что мешало ей войти в храм. Скорее всего, пробудившаяся совесть, голос которой тогда для нее еще звучал как чужой.

Известна дата, с которой в Церкви начали всенародно совершать ее память. Это 691 год 6. А на богослужении до сих пор читают житие, так оно трогает и умиляет.

Но почему? Да потому, что показывает бездну любви Божией к человеку, которая так велика, что Бог не может силой принуждать свое творение прийти к Нему.

Вот и терпит Божественная воля блуждания, даже бунты человеческой воли, чтобы привести ее к свободному согласию. Один наш богослов как-то даже сравнил Бога с просящим подаяния любви нищим, ждущим у дверей души и никогда не дерзающего ее взломать.

И, тем не менее, божественная педагогика использует всякий повод и случай, чтобы побудить человека задуматься о Боге, вечности, реальности смерти и своей будущей судьбе.

А как она это делает?

Просто-напросто разрушает опоры нашего самолюбия. А их много и в теле, и в душе и во внешней жизни: роскошь, похотливость, праздность, сластолюбие, страсть к развлечениям, честолюбие, властолюбие, зажиточность, связи в обществе и другие.

Святитель Феофан Затворник (+1894) в немногих, но сильных словах описывает этот процесс разорения опор, на которых мы пытаемся утвердить свою жизнь. Вот как он говорит:

  • «Кто угождает плоти, того божественный Промысл ввергает в болезни, и, ослабляя плоть, дает духу свободу и силу прийти в себя и отрезвиться.
  • — Кто прельщен своей красотой и обаянием, того лишает красоты и держит в постоянном изнеможении.
  • — Кто уповает на свою власть и силу, того подвергает рабству и унижению.
  • — Кто много полагается на богатство, у того оно отнимается.
  • — Кто высокоумничает, тот посрамляется как малосведущий.
  • — Кто опирается на прочность связей, у того они разрываются.
  • — Кто положился на прочность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертью людей или потерей нужных вещей.
  • — Если ты беспечен и надеешься на внешнее счастье, чем тебя можно отрезвить, как не скорбями и несчастьями.
  • — И не для того ли вся наша жизнь полна бедствий, чтобы она помогала намерению Божию держать нас в трезвенности» 7.

Все эти способы разорения опор вызывают повороты жизни, которые действуют поразительно и спасительно, потому что бывают всегда неожиданными. Но самым сильным оказывается чувство опасности за жизнь.

Оно расслабляет все узы и убивает эгоизм в самом корне. Человек не знает куда деваться. Он остается сам с собой, чувствует свою слабость и немощь и начинает искать другую опору и постепенно находит ее в Боге. Ему хочется ближе узнать истину, и рука тянется к Слову Божию — Библии, Священному Писанию. И если он будет внимательно вчитываться в него, то найдет не только ответы на мучащие его вопросы, но и обретет внутренний мир и спокойствие.

Так уж устроено слово Божие, что действует сразу на всего человека, на весь его состав: тело, душу и дух.

Звук поражает слух, мысль занимает душу, а скрытая в слове энергия воздействует на дух 8.

Так, сокрушая опоры соблазнов и заблуждений, зовет нас к себе Бог.

Мария сразу же услышала этот зов, а вот мы всё медлим и медлим…

 

Примечания:

1. Cофроний (ок. 560-638) – Патриарх Иерусалимский с 634 года. Известен еще как Софроний Софист. Он был монахом сначала в Египте (ок. 580 г.), позднее в монастырях на Иордане, и, наконец, в Иерусалиме (с 619 г.) Начиная с 633 года, он стал главным оппонентом нарождающегося монофелитизма. Сохранилось несколько его проповедей и поэм. Незадолго до смерти ему довелось стать свидетелем захвата Иерусалима арабами под командованием Халифа Омара в 637 году (Башкиров В. Г., протоиерей. Сын Божий – Сын Человеческий. Логос – Тропос Христа в творениях преподобного Максима Исповедника. Жировицы, 2006. С. 15).

Монофелитство – от гр. «monos» – один и «thelein» — проявлять волю, желать.Отсюда «thelema» — воля. « Монофелитство, — отмечает профессор А. И. Сидоров, — возникло, как «ересь сверху», и главными инициаторами этой ереси стали Константинопольский патриарх Сергий и император Ираклий. Они предприняли серию униональных попыток с целью соединить монофизитов с православной Церковью, поскольку политическое единство не мыслилось без религиозного» (Сидоров А. И. Некоторые аспекты экклесиологии преподобного Максима в сборнике «Православное учение о Церкви». М., 2004. С. 182).

2. Александрия, основанная в 332 г. до Р. Хр. Александром Великим (+323 до Р. ХР.), быстро разрослась в царствование династии Птоломеев, и к началу христианской эры была одним из первых городов мира с населением в 300. 000 свободных граждан.

В 80 г. до Р. Хр. Птоломей Александр завещал её римлянам; но в действительности она перешла во власть римлян только в 30 году до Р. Хр., когда взята была Августом. Он прямо подчинил её императорской власти, и она управлялась императорскими префектами до 196 г. по Р. Хр., когда Север возвратил ей муниципальную свободу. Так как город всегда отличался беспокойством, и склонен был к мятежам, то некоторые кесари относились к нему с крайней суровостью, и с начала 3-го века, когда в 215 году Каракалла предал смерти всех юношей в городе, способных носить оружие, он начал падать. Тем не менее, когда в 540 году Александрия взята была арабами, Амру мог писать калифу Омару, что он завоевал город, в котором 4. 000 дворцов, 4. 000 бань, 12. 000 торговцев свежим маслом, 12. 000 садовников, 40 тысяч иудеев, платящих подать, и 400 театров.

Но городу пришлось претерпеть большие бедствия от пиратов. Торговля была подорвана, и упадок дошел до разорения. Когда в 969 г. был построен Каир, то она совсем потеряла свою славу, а когда был открыт путь на Восток вокруг мыса Доброй Надежды (в1497), то и торговля её совершенно упала. В начале 19-го столетия она была просто деревней, но теперь это опять большой и богатый город…(Православная богословская энциклопедия. Издание под редакцией профессора А. П. Лопухина. Т. 1. Петроград, 1900. С. 504-506).

«Птоломеи, греческие цари Египта были: Птоломей 1 (323-285 до Р. Хр.); Птоломей 2 (285-247); Птоломей 3 (247-222); Птоломей 4 (222-205); Птоломей 5 (205-182); Птоломей 6 (182-146); Птоломей 7 (146-117)» (Геллей Генри Г. Библейский справочник. Торонто, 1984. С. 404)

О том, какое значение Рим придавал Египту и Александрии, как его главному городу, можно судить по жалованью генерал – губернатора этой провинции, августального префекта, который получал 40 фунтов золотом (Мейендорф Иоанн, протоиерей. История Церкви и восточно-христианская мистика. М., 2000. С. 48).

3. В греко-римском мире «блудниц не только не презирали, но даже очень почитали…О богатствах…еллинских блудниц у древних историков мы находим следующее. Фрина, афинская блудница, после разорения Александром Великим каменных стен знаменитого…города Фивы, предлагала на свой счет возобновить эти стены и устроить город лучше прежнего, только, чтобы на стенах этих было написано: «Александр разрушил, а Фрина блудница выстроила». Лаиса, Коринфская блудница, была настолько богата и знаменита, что, по уверению некоторых, одно время вся греческая земля лежала при её дверях. Фаис,…афинская блудница, была так красива, знаменита и богата, что Птоломей, первый после Александра Великого египетский царь, не постыдился сделать её своей женой. Родоне из Фракии, египетская блудница, имела такое богатство, что подражая славе египетских царей, сама для своего прославления воздвигла пирамиду, нисколько не худшую египетских пирамид…» (Жития святых. Март. Житие и страдание святой преподобномученицы Евдокии. М., 1906. С. 23).

Вместе с тем, житийная литература знает много примеров раскаяния и обращения блудниц ко Христу. Ограничимся тремя поучительными примерами.

Как-то пришедший в Антиохию на синод епископ небольшого города Илиополя Нонн (+после 451) сидел у дверей церкви и поучал собравшихся о спасении души.

«В то время, — повествует житие преподобной Пелагии, — одна женщина,…известная по всей Антиохии блудница, проходила мимо церковных дверей с великой гордостью, одетая в многоценные одежды, украшенная злотом, драгоценными камнями и жемчугом, окруженная множеством девиц и юношей…Она наполнила весь воздух ароматным благовонием…Блаженный Нонн пристально и долго смотрел на неё, пока не скрылась она из глаз, и потом братившись к епископам сказал: «Разве не понравилась вам красота той женщины?»… Они молчали.

Нонн сказал: «Поистине многому я научился у неё; ибо женщину эту поставит Господь на Страшном… суде и ею осудит нас. Как вы думаете, сколько времени она провела в своей опочивальне, моясь, одеваясь, разными способами украшая себя и осматриваясь в зеркало, всю свою мысль и попечение полагая в том, чтобы красивее всех явиться очам временных своих поклонников?

А мы, имея Жениха Бессмертного на небесах, на Кого ангелы взирать желают, не заботимся об украшении своей окаянной души, оскверненной, обнаженной и исполненной срама, не стараемся омыть её слезами покаяния и одеть красотою добродетелей, чтобы явилась она благоугодной перед очами Божиими и не была посрамлена и отвержена во время брака Агнца (Апок. 19, 7)…

По промыслу милосердного Бога довелось этой блуднице…, мимоходом зайти…в церковь. Услыхав поучение святого Нонна, она пришла в страх Божий; помышляя о грехах своих…и о вечной за них муке, она стала приходить в отчаяние, изливала потоки слез…и в сокрушении сердечном не могла остановить своего плача…Явившись перед собором…епископов, она с плачем поверглась на землю и припала к ногам святого Нонна, восклицая:

«Умоляю тебя, господин мой, будь подражателем учителя твоего Господа Иисуса Христа, яви мне благодать твою и сделай меня христианкой. Я – море грехов…и бездна беззаконий; омой же меня крещением» (Жития святых. Октябрь. Житие преподобной матери нашей Пелагии. М.: Репринт, 1904. С. 150-151)

В житии святого Феодора, епископа Едесского (9-й век) столпник Феодосий рассказывает ему такую историю:

Одна женщина, «видя, что её чадо находится при смерти, в своей великой печали плакала горько, а потом, взяв на руки младенца, побежала ко мне, недостойному. На половине пути младенец на руках матери умер, и мать не знала, что делать в таком печальном положении. Случайно или, лучше сказать по Божественному промыслу, её встретила одна блудница, и мать, тотчас положив к ней на руки мертвого ребенка, сама бросилась к её ногам, умоляя её со слезами, чтобы она помолилась за ребенка Богу.

Блудница же, приведенная в изумление такой просьбою, сказала, что она явная грешница, повинна во многих преступных и скверных делах и потому не смеет даже поднять глаза свои на небо и открыть уста для молитвы. Мать же, как бы лишившаяся ума от печали, продолжала, обнимая её ноги , просить её. Тогда блудница, став лицом к востоку, вздохнула из глубины сердца и, ударив себя в грудь и обливаясь слезами, начала молиться так: «Недостойна я, Господи, по множеству грехов моих воззреть на высоту небесную и своими скверными устами именовать Твое святое имя, но подобно древней блуднице, плакавшей у ног Твоих (Лк. 7, 36-50), умоляю Твое человеколюбие – излей ныне…Твое милосердие…О неизреченное благоутробие Божие! Когда грешница помолилась таким образом, ребенок ожил…Мать, увидев ребенка живым, чрезвычайно обрадовалась и воздала хвалу Богу, а грешница, при виде такого чуда, пришла в ужас, и, не будучи в силах сказать ни одного слова, упала ниц на землю, испуская струи слез…Через некоторое время обе те женщины, раздав нищим свои имения, вступили в монастырь святых постиц, стали очень усердными инокинями и своими подвигами угодили Богу» (Жития святых. Июль. Житие святого Феодора Едесского. М.: Репринт, 1910. С. 229, 230, 231).

А в житии преподобного Ефрема Сирина (+373) рассказывается такой эпизод:

«Случайно около того дома, в котором обитал святой, жила…женщина блудница, бывшая его соседкой. Подстрекаемая бесовским лукавством, она хотела оскорбить старца. Открыв оконце, откуда был вид на жилище старца, она увидела, что Ефрем стоит и варит себе пищу. Женщина громко обратилась к нему: «Благослови, господин!»

Преподобный посмотрел на оконце и, заметив, что она наблюдает, сказал ей: «Господь да благословит тебя»

Тогда женщина продолжала: «Чего недостает для твоей пищи?»

Святой ответил: «Три камня и немного песку, чтобы заградить оконце, из которого ты смотришь сюда».

Женщина бесстыдно сказала ему на это: «Я обратилась к тебе с речью первая, и ты ответил мне. Я хочу лечь с тобою, а ты отказываешься с первого слова».

Раб Божий отвечал ей: «Если ты хочешь лечь со мною, то иди на то место, какое я тебе укажу».

Блудница сказала: «Укажи мне это место, и я приду».

Тогда святой ответил: «Если ты избрала меня, то не можешь возлечь со мною ни на каком другом месте, как только среди города».

Блудница изумилась: «Разве не стыдно нам будет людей?»

Святой ответил: «Если нам стыдно людей, то насколько больше надо стыдиться, а вместе и бояться Бога, знающего все тайны человеческие! Ведь, Он будет судить весь мир и воздаст каждому по делам его».

Услышав это, блудница умилилась речами святого Ефрема. Она пришла и припала к ногам его, плача и говоря: «Раб Божий! Наставь меня на путь спасения, чтобы я могла избавиться от многих моих злых деяний»

Преподобный Ефрем, преподав ей много наставлений, из Священного Писания, утвердил её в покаянии и, отдав её в женский монастырь, спас душу её от беззаконий и греха» (Жития святых. Январь. Житие преподобного Ефрема Сирина. М.: Репринт, 1904. С. 893-894).

Трогательный случай обращения девицы Марии, ставшей от отчаяния блудницей, её родным дядей Аврамием, строгим пдвижником, описывается также в житии преподобных Аврамия и Марии (Жития святых. Октябрь. М.: Репринт, 1904. С. 479-84) .

4. Жития святых. Апрель. Житие преподобной Марии Египетской. М.: Репринт, 1906. С. 17-18.

Такие случаи известны из древней аскетической литературы, причем некоторые из них тоже связаны с храмом Воскресения в Иерусалиме. Вот характерный эпизод из книги «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха (+622):

«Пресвитер Анастасий рассказал нам…о следующем происшествии.

Гевемер, сделавшись палестинским военачальником, прежде всего явился поклониться святому Христову Воскресению. Лишь только хотел он войти во храм, как увидел барана, бросившегося на него, чтобы ударит рогами. В сильном испуге он отступил назад. Стоявшие здесь Азарий, хранитель святого Креста, и храмовые служители спрашивали его: «Что с тобой, господин? Отчего ты не войдешь?»

«Зачем вы пустили сюда этого барана?», — спросил военачальник.

Все были поражены удивлением. Осмотрели святой Гроб и ничего не нашли.

«Тут ничего нет, — ступай!»

Гевемер снова попытался войти , и снова то же явление: баран устремляется на него и не дает ему войти… Это повторилось не раз. Видение было одному только Гевемеру, другие совсем ничего не видели…

«Поверь мне, господин, — сказал тогда хранитель святого Креста, — у тебя что-нибудь есть на душе… Это и возбраняет тебе доступ к святому Гробу нашего Спасителя…»

«О, на мне много тяжких грехов перед Господом, — воскликнул Гевемер, проливая слезы.

И павши на лицо свое, он долго плакал и исповедывал грехи свои перед Богом.

И, поднявшись, снова хотел было войти, и – не мог: явившийся баран еще с большей силой преграждал ему путь к святыне.

«Видно, есть еще какая-нибудь преграда, — сказал хранитель Креста.

«Не потому ли я не могу войти, что не состою в общении с кафолической Церковию, а принадлежу к секте Севера?, — сказал военачальник и просил хранителя святого Креста, чтобы сподобил его причащения святых и животворящих таин Христа Бога нашего.

Пришел диакон со святою Чашею, и он, причастившись, присоединился к Церкви. После отго приступил и поклонился святому Гробу, ничего больше не видевши» (Блаженный Иоанн Мосх. Луг Духовный. Глава 49. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Репринт, 1896. С. 65-66).

Север (или Севир) (465 – 538). Учился в Александрии и Бейруте, крестился в 488 г и принял монашество. С 512 по 518 – патриарх Антиохии. Смещен императором Иустином и бежал в Александрию. На Константинопольском Соборе 536 г. отлучен от Церкви. Север был крупнейшим монофизитским богословом, создателем его умеренного направления. Многие из его сочинений сохранились, в том числе 125 проповедей и 400 писем, по большей части, в переводе на сирийский язык (См. подробнее: Lexikon fuer Theologie und Kirche. B. 9. Freiburg, 2001. S. 502-503; Theologische Realenzyklopaedie. B. 31. Berlin – New-York, 2000. S. 184-186).

Авторы комментариев к книге «Луг Духовный» утверждают, к сожалению без указания источников, что «Север,…родившись язычником, предавался волшебству, и только во избежание костра принял христианство, но через восемь дней после крещения вступил секту акефалов (безголовых),… которые назывались так, потому что вначале не имели определенного вождя» (Луг Духовный. Глава 26. С. 34)

Приведем несколько образчиков его богословствования:

«Если в тонком умозрении исследовать элементы, из которых состоит Эмммануил (Христос), то можно говорить о соединении двух природ. Но стоит задуматься глубже о смысле этого соединения, как представляется единая природа воплотившегося Логоса. Ибо ипостасное соединение происходит двояко и вот как:

когда одна или нескольких реальностей соединяются в единую вещь,

то она не может затем вновь распасться на первоэлементы, потому что они составляют отныне единое бытие.

И потому эти элементы не существуют больше изолированно друг от друга в собственном бытии, но пребывают в единой природе и единой ипостаси» (Grillmeier Alois. Der antichalcedonische Pol. Zur Christologie des Patriarchen Severus von Antiochien. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Band 2/2. Freiburg im Breisgau, 1989. S. 35-36).

«Как и Кирилл (Александрийский) (+444), Север в своих рассуждениях о предвечном Логосе исходил из вечности Его бестелесной природы. Воплощение в этой вечности представляет собой, так сказать, эпизод, событие икономии (дела спасения). Однако воплощение предполагает единство, а оно уже по своему смыслу указывает на Единого и исключает множество. Где множество, там может быть только смешение, и тот, кто после соединения природ во Христе, утверждает, что их две, противоречит сам себе» (Beck Hans-Georg. Kirche und Theologische Literatur im Byzantinischen Reich. Muenchen, 1959. S. 288).

«Север отвергал в учении Халкидонского Собора (451) то, что, по его мнению, не соответствовало Кириллу: тезис «en duo phisesin» — «в двух природах» и послание Папы Льва Великого(461) Утверждение Папы о действиях, свойственных двум природам (во Христе), полагает Север, ведет к принятию двух ипостасей или двух лиц (во Христе), а значит, и двух воль» (Loofs Friedrich. Leitfaden zum Studium der Dogmengeschichte. Halle, 1906. S. 304).

5. Дебольский Григорий, протоиерей. Дни богослужения православной кафолической восточной церкви. Мн.: Изд. Харвист, 2002. С. 654.

6. Лосский В. Н. Догматическое богословие. Богословские труды. № 8. М., 1978. С. 157.

7. Святитель Феофан Затворник. Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики). М.: Репринт, 1908. С. 83- 92.

8. Там же. С. 98.

Просмотрено: 41 раз.

Рекомендуем

Программа секции «550-летие явления Жировичской иконы Божией Матери, 500-летие Жировичского монастыря»

Работа секции пройдет 27 ноября 2020 г. в рамках Шестых Белорусских Рождественских чтений «Историческая память народа: 550-летие явления Жировичской иконы Божией Матери, 500-летие Жировичского монастыря, 800-летие святого благоверного князя Александра Невского».

Преподаватели семинарии приняли участие в ежегодной научной конференции Минской духовной академии

Доклады преподавателей семинарии прозвучали на пленарном заседании и в рамках работы секций "Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в XVІ–ХІХ веках", "Актуальные проблемы истории Русской Православной Церкви в ХХ веке", "Актуальные вопросы церковно-практических дисциплин", "Актуальные проблемы современного религиоведения".