Неделя 6-я по Пасхе, о слепом

Юрий Рубан, кандидат богословия

1 (5)Апостольское чтение на Литургии

Деяния Апостолов 16:16–34

[Апостолы Павел и Сила в Филиппах. Арест и чудесное освобождение]

В те дни случилось, что, когда мы шли на молитву, встретилась нам одна служанка, имевшая духа-прорицателя (Пифона), которая предсказаниями доставляла своим господам большой заработок. Следуя за Пав¬лом и за нами, она кричала: «Эти люди – рабы Бога Высочайшего, которые возвещают нам путь спасения!»

Это она делала много дней. Раздосадованный Павел обратился к духу и сказал: «Именем Иисуса Христа повелеваю тебе выйти из нее!» И он вышел в тот же час. Тогда господа ее, видя, что исчезла (букв. вышла!) надежда на заработок, схватили Павла и Силу и притащили на рыночную площадь к начальникам. И, приведя их к магистратам1 , сказали: «Эти люди, будучи иудеями, будоражат наш город и возвещают обычаи, которых нам, римским гражданам, не следует ни принимать, ни исполнять».

И восстала толпа против них, а магистраты, сорвав с них одежды, велели бить их палками и, нанеся им много ударов, бросили в тюрьму, приказав тюремщику крепко стеречь их. Получив такое приказание, он бросил их во внутреннюю тюрьму и ноги их забил в колодки.

Около полуночи Павел и Сила, молясь, воспевали Бога; узники же слушали их. Вдруг сделалось великое землетрясение, так что поколебались основания тюрьмы; тотчас отворились все двери, и со всех спали оковы. А тюремщик, пробудившись и увидев, что двери темницы отворены, выхватил меч и готовился себя убить, думая, что узники бежали.

Но Павел громко закричал, говоря: «Не делай себе никакого зла, мы ведь все здесь!» Потребовав огня, тот вбежал и в трепете припал к Павлу и Силе, и, выведя их вон, сказал: «Господа! Что мне надлежит делать, чтобы спастись?» Они же сказали: «Уверуй в Господа Иисуса [Христа], и спасешься ты и весь дом твой». И проповедали слово Господне ему и всем, кто был в его доме. И, взяв их в тот час ночи, он омыл им раны и немед¬ленно крестился сам и все [домашние] его. И, приведя их в свой дом, пред¬ложил трапезу и возликовал со всем своим домом, что уверовал в Бога.

Евангельское чтение на Литургии

Евангелие от Иоанна 9:1–38

[Духовное прозрение исцеленного слепого и ослепление фарисеев]

[В то время] проходя, [Иисус] увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: «Равви! Кто согрешил: он или его родители, из-за чего он и родился слепым?» Ответил Иисус: «Ни он не согрешил, ни родители его, но [это для того], чтобы явлены были дела Божии на нем. Нам [Мне] следует творить дела Пославшего Меня, пока ещё день2; приходит ночь, когда никто не может делать. Пока Я в мире, Я – свет миру»3.

Сказав это, Он плюнул на землю, сделал грязь4 из слюны и помазал грязью глаза слепому; и сказал ему: «Иди, умойся в купальне Силоам»; что значит в переводе «Посланный»5 . Он пошел и умылся, и вернулся зрячим.

Тут соседи и видевшие его раньше, потому что он был попрошайка, стали говорить: «Не тот ли это, кто здесь сидит и просит милостыню?» Одни говорили: «Это он», а другие: «Нет, но похож на него». Он же говорил: «Это я». Тогда спрашивали у него: «Как же открылись твои глаза?»

Он ответил: «Человек, называемый Иисус, сделал грязь, помазал мне глаза и сказал мне: «Иди в Силоам и умойся». Я пошел и умывшись, прозрел». Тогда они сказали ему: «Где Он?» Он говорит: «Не знаю». Повели этого бывшего слепца к фарисеям. А была суббота, когда Иисус сделал грязь и открыл ему глаза.

Вновь спрашивают его также и фарисеи: «Как он прозрел». Он же сказал им: «Грязь положил Он мне на глаза; и я умылся, и вижу». Тогда некоторые из фарисеев говорили: «Не от Бога Этот Человек, потому что субботу не соблюдает». Другие же говорили: «Как может человек грешный творить такие знамения?» И возник между ними раздор.

Тогда снова говорят слепому: «Что? скажешь о Нем ты, Он ведь открыл тебе глаза?» И тот сказал: «Он – пророк».

Но иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, пока не призвали родителей самого прозревшего и не спросили их: «Ваш ли это сын, о котором вы говорите, что он родился слепым? Как же он теперь видит?»

Родители его сказали им в ответ: «Мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым; а как он теперь видит, не знаем, или кто открыл ему глаза, мы не знаем. Его спросите, он взрослый, сам о себе скажет». Так отвечали родители его, потому что боялись иудеев; ведь иудеи уже сговорились: если кто исповедает (призна?ет) Его Мессией (Христом), да будет отлучен от синагоги. Из-за этого родители его и сказали: «Он взрослый, его спросите».

Итак, призвали бывшего слепого вторично и сказали ему: «Воздай славу Богу6 ; мы знаем, что Человек Тот –грешник». Он же ответил: «Грешник ли Он, я не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».

Снова спросили его: «Что он сделал тебе? Как открыл тебе глаза?» Он ответил им: «Я уже сказал вам, и вы не услышали. Что опять хотите слышать? Не желаете ли и вы стать Его учениками?»

И обругали они его и сказали: «Это ты Его ученик, а мы ученики Моисея. Мы знаем, что Моисею говорил Бог; Этого же мы не знаем, откуда Он». [Прозревший] человек сказал им в ответ: «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он открыл мне глаза. Но мы знаем, что грешных Бог не слышит; но слушает того, кто чтит Бога и творит Его волю. От века не слыхано, чтобы кто открыл глаза слепорожденному. Если бы не был Он от Бога, не мог бы творить ничего». Они ответили и сказали ему: «В грехах ты весь родился, и ты ещё учишь нас?!» И выгнали его вон.

Услышал Иисус, что выгнали его вон, и, найдя его, сказал: «Ты веришь в Сына Человеческого?» Тот ответил и сказал: «А кто Он, Господи, чтобы я уверовал в Него?» Сказал ему Иисус: «Ты увидел Его, и Он говорит с тобою». Он же сказал: «Верую, Господи!» И поклонился Ему.

ПРОЗРЕВШИЙ СЛЕПОЙ И СЛЕПЫЕ ЗРЯЧИЕ

Богослужебной темой шестой недели Пасхального цикла является еван¬гельский рас¬сказ об исцелении, совершенном Иисусом Христом незадолго до окончания Своего общественного служения, в декабре 29 года. Это произошло в Иерусалиме, на празднике Обновления Храма («Ханукка»), установленном в честь освобождения в 164 г. до н. э. еврейским военачальником Иудой Маккавеем Святого Города и возобновления богослужений в Иерусалимском Храме. Тремя годами ранее (167 до н. э.) он был разграблен и осквернен сирийским царем Антиохом IV Епифаном, превратившим его в храм Зевса Олимпийского7.

Повествование евангелиста Иоанна (9:1-38), читаемое за воскресной Литургией, сравнивает исцеление слепорожденного с духовным прозрением человека. Это знаменательное событие, которому Церковь не случайно посвящает последнее воскресенье перед отданием праздника Пасхи (и праздником Вознесения), содержит целый ряд глубоко символических и назидательных реалий.

Иисус Христос, сказавший о Себе, что Он – «Свет миру», дарует возмож¬ность видеть материальный свет и мир вокруг себя человеку, лишенному этого великого блага, которое мы, зрячие, воспринимаем как нечто само собою разумеющееся. Этот исключительный случай, требовать повторения которого мы не в праве, стал для исцеленного ступенью к неизмеримо более важному прозрению – прозрению духовному. Умывшись в источнике Сило¬ам (что в переводе значит «Посланный»!), он не только обрел зрение, но и уверовал в по¬сланничество в мир Сына Божия, а книжники и учителя народа, гордившиеся своей начи¬танностью в Священном Писании, остались духовно слепы, хотя и были зрячи всю жизнь.

Духовное прозрение невыносимо трудно: здесь и необходимость отказаться от убаюкивающих стереотипов, и страх перед тем, что может открыться вдруг пе¬ред тобою и с беспощадностью высветлить мелочность и ничтожность всей жизни. Нет, лучше не видеть и не знать, – Вечность и Свобода бесконечно страшны для человека! Пусть все идет привычным чередом. Жалкая, но неизбывная в человеческой истории логика.

Пройдет несколько дней, и богослужебное чтение праздника Вознесения Господня вновь напомнит нам о невероятных, порою будто бы необъяснимых, трудностях, которыми сопровождалось духовное прозрение даже апостолов из числа Две-надцати, ближайших учеников Христовых. Нет, исторически они вполне объяснимы, но может ли это теперь, в начале уже третьего тысячелетия Христианской эры, служить оправданием умственной слепоты и нравственной косности?

В среду шестой седмицы (в 2008 году 4 июня) совершается Отдание праздника Пасхи. В последний раз звучат пасхальные песнопения, и выходит из храма пасхальный крестный ход, чтобы снова повториться лишь по истечении бесконечно долгого – и одновременно столь краткого – года, ждущего нас впереди.

Примечания:

1. По-гречески «стратеги»: так назывались в просторечии дуумвиры, управляющие римской колонией, Филиппами.

2. День – время земной жизни Спасителя; ночь – Его смерть.

3. Этими словами Христос заранее объясняет смысл совершаемого Им чуда.

4. В греч. оригинале здесь слово пэлос (грязь). В традицион¬ном переводе – «брение» (греч. асфальтос, асфальт, замазка), что хорошо передает смысл: Христос еще сильнее запечатал глаза слепого, а затем открыл («распечатал»).

5. Силоам (евр. Шилоах) – источник в юго-восточной части Иерусалима. В нем черпали воду, символизирующую Божие благословение во время праздника Кущей. После пришествия Христа благословение Божие всегда дается через Его посредство. Этим объясняется, вероятно, что Он избрал Силоам для исцеления (а в дальнейшем – и духовного прозрения) слепорожденного. Ап. Иоанн сближает название источника (Шилоах) с еврейским словом шалаух («посланник», по-гречески апостол).

6. Это старое библейское выражение, употреблявшееся, чтобы убедить обвиняемого в чем-то сказать правду и тем искупить оскорбление, нанесенное Богу (см. Ис Нав 7:19; 1 Цар 6:5).

7. См. I и II Книги Маккавейские, а также: Иосиф Флавий. Иудейские древно¬сти, кн. XII-XIV; Мень А., прот. На пороге Нового Завета. От эпохи Алексан¬дра Македонского до проповеди Иоанна Крестителя. М., 1992 (17-18 глл.).

Просмотрено: 37 раз.

Рекомендуем

И.о. ректора семинарии встретился с руководством Банка ВТБ (Беларусь)

Итогом встречи стало достижение договоренности о возможных направлениях взаимодействия Минской духовной семинарии и Банка ВТБ (Беларусь), совместных мероприятиях и проектах.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Минскую духовную семинарию

Во время встречи с митрополитом Минским и Заславским Вениамином рассматривались вопросы организации образовательной, воспитательной и научной деятельности в 2020/2021 учебном году.