«Батюшка стяжал благодать Святого Духа…»

Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий

29 июля 2013 года исполнилось 22 года со дня преставления ко Господу схиархимандрита Иоанна (Маслова) — известного глинского старца, ревностного поборника чистоты Православия. Ректор Минских духовных академии и семинарии архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий делится своими воспоминаниями о приснопамятном отце Иоанне.

Как гром среди ясного неба разнеслась летом 1991 года весть о кончине дорогого и незабываемого батюшки отца Иоанна (Маслова), особенно страшная для тех, кто был еще духовным младенцем, кто не научился безропотно и смиренно переносить скорби, встречающиеся на жизненном пути, и отражать соблазны, для тех, кто находил утешение и поддержку в мудром руководстве отца Иоанна. Для этих людей горе потери было ни с чем не сравнимым.

Но мы вновь и вновь мысленно обращаемся к отцу Иоанну. О нем написано много книг, изданы его труды, которые при земной жизни батюшки в большинстве своем были в рукописях. Перед нами предстает маститый богослов, закончивший работу над докторской диссертацией, духовник учащих и учащихся Московских Духовных школ. Но, наверное, не это привлекало к нему и простые сердца, и сердца ученых богословов, архиереев и даже министров. Привлекало нечто другое. Отец Иоанн неоднократно говорил своим духовным чадам, что жизнь их должна быть целенаправленной, и призывал их помнить, для чего они живут на земле. Помнить не только во время молитвы и богомыслия, помнить на протяжении всего дня, заполненного трудами и суетой земной, помнить, отходя ко сну и вставая утром с постели. Помнить о том, что, как сказал преподобный Серафим Саровский, цель жизни христианина — стяжание Духа Святого Божия. Этой цели отец Иоанн достиг еще в земной жизни.

Батюшка стяжал благодать Духа Святого Божия. Потому и тянулись к нему бесконечной вереницей люди разного сословия и звания, тянулись потому, что чувствовали сердцем, которое не обманешь, особую силу, исходившую от этого необыкновенного старца. Хотя внешне он был строг и нередко наказывал, вразумлял. Но все равно сердце христианина, жаждавшего спасения, тянулось к нему, невзирая на все эти внешние строгости. Ибо, хотя и скрывал отец Иоанн свои подвиги, но благодать Божия, которую, как горящую свечу, скрыть невозможно, влекла к нему сердца желающих спастись.

Эта главная цель в жизни христианина — стяжание Духа Святого Божия — да будет во внимании у каждого из нас. Об этой драгоценной жемчужине говорил Христос Своим ученикам — о жемчужине, ради приобретения которой продал все, что имел, купец из евангельской притчи. От чтения Евангелия и святоотеческих творений у православного христианина рождается покаяние. Читая наставления святых отцов, нужно прикладывать их не к кому-нибудь другому, а к себе лично.

Важное условие — внимание к себе, к своим мыслям и чувствам. Когда христианин начнет внимательно и строго оценивать свое поведение, сопоставлять его с Законом Божиим, с Евангелием, он увидит, что совершает множество проступков и ошибок даже в течение одного дня. И если у него хватит мужества не закрывать глаза на происходящее, не заниматься самооправданием, а судить себя перед лицом правды Божией и своей совести, то у него рождается покаяние, плач о своем несовершенстве, о своей греховности, плач о том, что своими грехами не кто-нибудь другой, а он сам распинает Христа. Этот плач сокрушения и — как необходимое следствие — исповедь перед духовным отцом и молитва — вот что привлекает в сердца благодать Божию.

Задатки Святого Духа даруются каждому христианину в день его Крещения. Но он, имеющий свободную волю, созданный по образу и подобию Божию, должен сам проявить эту волю, которая может склониться либо к добру, либо ко злу. Христианин, конечно, должен избрать добро, понуждая себя к покаянию и молитве и через это очищая свое сердце. Желая получить благодать Святого Духа, христианин постепенно стяжевает этот бесценный дар.

Господь, побуждая нас действовать таким образом, вопрошает: «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него».

Общение с отцом Иоанном, особенно во время исповеди, было соприкосновением с реальным, хотя и невидимым, потусторонним миром. Появлялась какая-то легкость, ощущение того, что ты именно через него, будучи рядом с ним, получил прощение грехов. Всегда это ощущалось.

Хотя я знал отца Иоанна и раньше, мне хотелось бы сказать несколько слов о том периоде, когда он был в изгнании, когда Промыслом Божиим ему было предназначено возрождать духовную жизнь в центре Белоруссии.

Сегодня Жировицкий монастырь называют сердцем белорусского Православия. В эту обитель и был направлен отец Иоанн, хотя тамошний климат не подходил ему по состоянию здоровья. Но Жировицкий монастырь очень нуждался в высокодуховном старце.

В былые времена в этой обители подвизались великие подвижники. Но перед самым приездом отца Иоанна духовная жизнь в монастыре находилась в печальном состоянии. И только наставления батюшки, глубоко проникавшие в сердца насельников и насельниц обители, пробудили ее.

Конечно, и до появления отца Иоанна в Жировицком монастыре творили молитву, читали святоотеческую литературу и занимались богомыслием. Но не было старца, который обладал бы высокой духовностью, а без него и добрые занятия не приводили к желаемым результатам. При отце Иоанне, который жил Духом Святым, положение изменилось.

Праведники, созерцая окружающий мир, радуются творению Божию, радуются, видя и деревце, и какой-нибудь куст. Все, что они видят, вызывает у них чувство благодарности Творцу. Вот такое благодарно-умилительное состояние было у батюшки. Оно передавалось и нам. Когда отец Иоанн стал духовником Жировицкой обители, в монастыре начали сажать малину, красную смородину, клубнику. Казалось бы, это чисто мирские дела, даже, может быть, далекие от монашества. Ведь мы говорим об отце Иоанне как о делателе непрестанной Иисусовой молитвы, как о старце, думая, что он только молился, клал поклоны и принимал паломников. Но я вспоминаю, что батюшка с любовью относился к природе как Божиему творению.

Почему это пришло мне на память? Видимо, потому, что мы, студенты Духовных школ, теоретически изучая христианство, однобоко воспринимали его. Нам оно представлялось в форме длительных молитв, поста, других аскетических подвигов. Мы не замечали окружающей жизни, не видели ее красоты. А отец Иоанн приучал нас смотреть на мир чистыми глазами христианина.

Возжелаем всем своим существом, всем строем своей жизни стяжать бесценный для каждого христианина дар — благодать Святого Духа. Через это мы будем не только называться учениками, духовными чадами отца Иоанна, но и являться таковыми, ибо этого желает, как ничего другого, наш старец, который в Духе Святом, как учит Церковь, видит каждого из нас. Видит сегодня молящихся об упокоении его души, видит каждый день, когда мы совершаем добрые дела и злые. Видит в Духе Святом, Который он стяжал в этой земной жизни. Батюшка скорбит, когда мы живем не по-христиански, и радуется, когда мы исполняем заповеди Божий. И дай Бог нам быть, именно быть, а не называться только, его учениками.

Журнал «Русский инок»

Просмотрено: 10 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялось заседание Ученого совета

В ходе заседания были подведены итоги первого семестра 2018/2019 учебного года и принята резолюция относительно поддержки позиции священноначалия Русской Православной Церкви в связи с посягательством Константинопольского Патриархата на каноническую территорию Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Представители Минской духовной семинарии приняли участие в Общем собрании Минской епархии

В работе собрания приняли участие ректор Минской духовной семинарии архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, секретарь Ученого совета протодиакон Георгий Пшенко, заведующий кафедрой церковной истории протоиерей Александр Романчук и проректор по научной работе доцент А.В. Слесарев.