Благодатным путем возрождения: Белорусская Православная Церковь за истекшие 25 лет

Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий

Доклад ректора Минских духовных академии и семинарии архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия, Управляющего делами Белорусской Православной Церкви, на Международной научной конференции «Крещение Руси в судьбах Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути». 6-7 июня 2013 г.

Ваше Высокопреосвященство, Ваше Преосвященство,
досточтимые отцы, глубокоуважаемые участники и гости конференции!

Ни один из периодов человеческой истории не был ознаменован столь быстрыми, глубокими и глобальными переменами в социальной, политической экономической и культурной сферах деятельности человека, как то время, в которое нам с вами приходиться жить. В 1988 году, когда вся полнота Православия и весь христианский мир тожественно праздновали 1000-летие крещения Руси, друг другу противостояли два военно-политических блока, коммунистический Восток и капиталистический Запад, соперничавшие в идеологической, экономической, военной областях, и казалось, что никакие перемены невозможны в ближайшем будущем. Углубление кризиса коммунистической идеологии, распад Советского Союза и провозглашение независимости целого ряда суверенных государств, в том числе и Республики Беларусь,  коренным образом изменили мировоззрение и условия жизни многих миллионов людей. Они оказалась вне привычного  порядка вещей и многие из них были поставлены перед необходимостью давать ответ на вопрос о смысле своего бытия,  о тех основополагающих принципах и ценностях, на которых оно должно строиться. Все это самым непосредственным образом отразилось на жизни Православной Церкви в Беларуси: произошло возвращение очень многих людей к традиционным духовным ценностям и, как результат этого, массовое обращение к Православной Церкви. В этом нет ничего удивительного, поскольку в течении двух тысячелетий человеческой истории христианство оказывало существенное, а на протяжении длительного периода времени определяющее влияние на развитие человеческого общества и формирование культуры, прежде всего европейского общества и европейской культуры. История белорусского народа и белорусской культуры и государственности не является в контексте общеевропейской истории каким-либо исключением, хотя, безусловно, определенная специфика ей присуща. В пределах Белоруссии Православие на протяжении многих столетий соприкасалось с западными христианскими исповедованиями и в силу такого обстоятельства находилось с ними в постоянном диалоге, который носил обычно конфрантационный характер, достигая зачастую драматического напряжения. В наши дни, когда в жизни мирового сообщества доминирует принцип открытости, для нас особенно важно уметь вести диалог с инакомыслящими и инославными, не только соблюдая принцип толерантности, но и освящая этот диалог духом христианской любви.

Христианское мировоззрение и христианские ценности пронизывают всю нашу культуру, историю, традиции. Достаточно назвать хотя бы имена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, преподобной Евфросинии Полоцкой, святителей Кирилла Туровского, Георгия Конисского, князей Острожских,  чтобы понять роль Православия в культурном развитии белорусского народа. Роль, которая никогда не умалялась, хотя порою Православная Церковь переживала время гонений и лишений, ее храмы закрывались, а священнослужители репрессировались. Достаточно вспомнить насильственное обращение православных в унию, которое было повсеместной практикой в XVII-XVIII веках и двадцатые и тридцатые годы минувшего столетия, которые стали для православных Беларуси временем мученичества и исповедничества. До начала первой мировой войны в Беларуси насчитывалось 3552 православных церкви, 470 часовен, действовали 21 мужской и 14 женских монастырей, а уже «летом 1939 года в Восточной Белоруссии власти закрыли последний официально действовавший православный храм, находившийся в Бобруйске».[1] Жестоким репрессиям подвергалось духовенство. Более 2000 духовных лиц были расстреляны или погибли в лагерях. Во время Второй мировой войны ситуация улучшилась и в пятидесятые годы число православных общин приблизилось к тысяче, но впоследствии храмы стали закрываться вновь и к концу семидесятых годов их осталось не более 360 на всю Беларусь. Но, несмотря на последовательно проводившуюся антирелигиозную политику со стороны государства, необходимо отметить на активизацию жизни Православной Церкви в конце 70-х, начале 80-х годов минувшего столетия. В немалой степени это было связано с тем, что Православную Церковь на земле Беларуси возглавил Высокопреосвященнейший Филарет, ставший митрополитом Минским и Белорусским в 1978 году. Как утверждает видный западный историк и публицист Дмитрий Владимирович Поспеловский, уже к 1981 году была успешно разрешена проблема обеспечения всех приходов необходимым количеством священнослужителей, и в 370 православных храмах имелось 383 священника.[2] Архипастырские визиты в самые различные регионы Беларуси, бывшие до этого редкостью, стали осуществляться регулярно. В 1984 году было установлено празднование Собора всех белорусских святых в третью неделю по Пятидесятнице.[3]

Важнейшей вехой в деле возрождения Православия на Белорусской земле стало празднование в 1988 году 1000-летия Крещения Руси. Именно с этого времени советское государство прекратило использование методов административного давления для утверждения в обществе господства материалистического мировоззрения. Началось массовое открытие храмов и создание новых православных общин. В 1989 году их число в Советской Беларуси увеличилось до 477, а в 1990-м превысило 660.[4] В связи с произошедшими изменениями по ходатайству Высокопреосвященнейшего Филарета, митрополита Минского и Слуцкого, определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 6 июля 1989 года были восстановлены ранее исторически существовавшие Полоцкая, Могилевская и Пинская епархии. Тот же, 1989 год, ознаменовался открытием при Минском Епархиальном Управлении Минского Духовного Училища и возрождением двух женских монашеских обителей: Полоцкого Спасо-Ефросиньевского монастыря и Гродненского Рождества-Богородицкого.

Стремительное возрождение церковной жизни проходило в Беларуси одновременно с пробуждением национального самосознания белорусского народа в изменившихся исторических условиях. Естественным следствием этих процессов стало предоставление Православной Церкви в Беларуси статуса Экзархата Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 1990 года, что дало широкие права и значительную самостоятельность в решении вопросов церковного управления и суда. В 1990 году, в связи с продолжавшимся открытием новых приходов, были созданы Пинско-Лунинецкая и Гомельская епархии, в 1992 году – Гродненско-  Волковысская, Новогрудско-Лидская, Туровско-Мозырская и Витебско-Оршанская епархии. Знаменательным событием того времени стало празднование в 1992 году 1000-летия Полоцкой епархии и христианства в Беларуси. Торжества почтили своим присутствием представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Польской и Американской Поместных Православных Церквей. Торжествам была посвящена международная научная конференция, проходившая в здании Академии Наук Беларуси.[5] Увеличение количества приходов и связанное с ним устроение церковно-административного управления привело к тому, что процесс образования самостоятельных епархий Белорусского Экзархата на данный момент завершился учреждением в 2004 году Бобруйско-Осиповичской епархии, переименованной в следующем году определением Священного Синода Русской Православной Церкви в Бобруйско-Быховскую.

Серьезной проблемой для возрождения полноценной жизни Православия в Беларуси, стало то, что за годы гонений был уничтожен накопленный в нашей Церкви опыт воспитания кадров, способных решать практические и научные задачи. Когда ситуация в государстве и обществе изменилась кардинально, возникла необходимость не только восполнить понесенный урон, но и двигаться дальше с учетом новых условий и требований. Для обучения и воспитания священнослужителей в 1989 году была вновь возрождена Минская Духовная Семинария, поскольку многие сотни новообразованных приходов нуждались в ее выпускниках. Это, а так же воссоздание на территории Беларуси одиннадцати исторических православных епархий, начало деятельности нынешнего Института теологии в 1993 году и Минской Духовной Академии в 1996 году предопределило необходимость создания условий для серьезного научно-богословского поиска, призванного решать актуальные проблемы богословия, с одной стороны, и для воспитания высокообразованных и ревностных пастырей Церкви Христовой, тружеников на ниве духовного просвещения и стойких защитников веры, с другой. Без тесного взаимодействия с ведущими православными образовательными центрами, такими как Московская и Санкт-Петербургская Духовные Академии, полноценного сотрудничества, как с православными, так и с инославными богословскими учебными заведениями дальнего зарубежья, где не прерывалось развитие теологических дисциплин, и продолжались научно-богословские изыскания, достижение этой цели было невозможно. Сотрудничество с ними заложило тот фундамент, на котором начинает сейчас воссоздаваться традиция белорусского православного богословия.

Потребность изучать, понимать и хранить духовное сокровище Церкви является ни чем иным, как проявлением жизни самой Церкви. «Исследуйте  Писания – говорит Господь – ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную» (Ин 5:39). В этом процессе мы осознаем свою адекватность апостольскому Преданию и реализуемся в единстве с прошлым и грядущим, пребывая, по словам апостола Павла, «соединенными в любви…для совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:2-3). Поэтому столь важным для жизни Белорусской Православной Церкви стало создание полноценной системы православного духовного образования.

В жизни епархий необходимость подготовки квалифицированных и образованных церковнослужителей, которые могли бы достойно нести различные послушания при храмах, нашла свое выражение в образовании целого ряда духовных училищ. Уже упомянутое Минское Духовное Училище,  созданное в 1999 году Слонимское Духовное Училище стали готовить регентов, псаломщиков, иконописцев и катехизаторов для епархий Беларуси. Витебское Духовное Училище, преобразованное из открытых при епархиальном управлении в 1996 году Духовных курсов и повысившее свой статус до уровня Семинарии стало примером роста духовного образования на епархиальном уровне.

Необходимо подчеркнуть, что минувшие двадцать пять лет были ознаменованы совершенно новыми, исполненными конструктивного сотрудничества взаимоотношениями Православной Церкви и Белорусского государства. В их основу положены Конституция Республики Беларусь (ст.16), Закон о свободе вероисповеданий и религиозных организациях, а также некоторые другие законодательные акты. Конституцией Республики Беларусь провозглашено равенство всех религий и вероисповеданий перед законом. В преамбуле Закона Республики Беларусь о свободе совести и религиозных организациях утверждается, что правовые принципы создания и деятельности религиозных организаций регулируются исходя из равенства религий перед законом и признания определяющей роли Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. На данном основании в июне 2003 года было подписано соглашение о сотрудничестве между Республикой Беларусь и Белорусской Православной Церковью. Впоследствии были разработаны и утверждены программы сотрудничества между Белорусской Православной Церковью и Министерством образования, Национальной академией наук Беларуси, Министерством здравоохранения, Министерством информации Республики Беларусь, Белтелерадиокомпанией, рядом иных государственных ведомств и организаций. Это взаимодействие строится на началах толерантности и не имеет целью ущемление прав других конфессий или граждан. Оно направлено на воспитание у подрастающих поколений стойких моральных убеждений на основе традиционных исторических, духовных, культурных ценностей, сохрание института семьи и преодоление демографического кризиса, борьбу с проявлениями насилия, недоброжелательности и взаимной нетерпимости.

Анализируя государственно–церковные отношения в Республике Беларусь, следует отметить, что Православная церковь стремится в своей деятельности находить точки соприкосновения с теми сторонами жизни общества и отдельных граждан, которые ей позволяет закон. Церковь считает своей задачей восстановление культурной традиции и исторической роли православия, возрождение духовного образования и воспитания народа. Благодаря трагическому опыту прошлого мы не можем не ценить сложившиеся благоприятные условия, но руководствуемся тем, что в отношении государственной власти Церковь опирается на заповеди Христовы, на учение апостолов,  на святые каноны, на двухтысячелетний исторический опыт и в любых условиях должна находить возможность для исполнения своих богозаповеданных целей, обнаруживая тем свою неотмирную природу, свое небесное, Божественное происхождение.[6]

В настоящее время в состав Белорусского Экзархата входит одиннадцать епархий, в двух из них, Минской и Витебской существуют викарные кафедры, Борисовская и Друцкая. Количество приходов в 2011 году составило 1582, храмов – 1597, монастырей мужских – 14, монастырей женских – 21, братств – 54, сестричеств — 113.[7] Эти статистические данные в полной мере отражают процессы всестороннего возрождения жизни Белорусской Православной Церкви за прошедшие со времени празднования 1000-летия Крещения Руси четверть века. Осмысливая эти перемены, оценивая их в перспективе происходящего с христианской точки зрения мы должны помнить, что верность свидетельству Церкви в условиях вечно меняющегося мира является нашей первейшей задачей. Сейчас, когда религия вышла за пределы частной жизни человека и превратилась в один из важнейших факторов жизни общества, Церковь Христова на земле Беларуси, осуществляя свою миссию, все так же следует заповеди Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20). Именно об этом свидетельствуют последние двадцать пять лет ее новейшей истории.

Надеемся, что на данной Международной научно-практической конференции сформировалась добрая атмосфера диалога между богословами, религиоведами, социологами, церковными и светскими историками, исследователями иных дисциплин. Позвольте в завершение пожелать всем здесь присутствующим благодатной помощи Божией в предстоящих трудах и выразить благодарность за проявленное внимание.


[1] Кривонос Феодор, священник. Белорусская Православная Церковь в ХХ столетии.- Минск «Врата» 2008. — С. 71.

[2] Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в XX веке. – М., 1995.- С. 363.

[3] Информационное письмо Управляющего Делами Московской Патриархии Митрополиту Минскому и Белорусскому Филарету № 481 от 3 апреля 1984 года об установлении празднования Собора всех белорусских святых. Архив МЕУ. Дело «СЕКРЕТАРИАТ (административная часть) 1984г.».

[4] Беларусь // ПЭ.- М.: Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия», 2002. – Т. IV. – С. 489.

[5] Пискунов А. Празднование 1000-летия христианства в Белоруссии // ЖМП. -1993. — № 2. – С. 59, 63-64.

[6] Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.- М., 2000. — С.15

[7] Приходы и монастыри Белорусской Православной Церкви. Справочник. – Мн., 2011. – С. 4

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.