Богословское образование в Белорусской Православной Церкви в 1988?2013 гг.

Доцент Акимов В.В.

Доклад проректора по учебной работе МинДА, заведующего кафедрой апологетики МинДА доцента В.В. Акимова на Международной научной конференции «Крещение Руси в судьбах Беларуси, России и Украины: выбор цивилизационного пути». Минск, 6-7 июня 2013 г.

Празднование 1000-летия Крещения Руси, прошедшее 25 лет тому назад, вызвало немалый резонанс в советском обществе. Изменилось отношение к Русской Церкви и у руководства Советского Союза. Это позволило начать открытие ряда духовных учебных заведений. В Советской Белоруссии в 1989 году была открыта Минская духовная семинария. Семинария начала свою работу в Жировичах, в свято-Успенском монастыре. Открытие ее в отдалении от столицы было обусловлено и политическими, и историческими, и духовными мотивами. Именно в Жировичах в 40-60-е годы действовала Минская духовная семинария, а нахождение семинарии при монастыре в церковной среде считается существенной традицией. Семинария создавалась как закрытое учебное заведение по образцу Московских духовных школ. Впрочем, среди преподавателей были и выпускники Санкт-Петербургских духовных школ. С самого начала у семинарии сложились очень тесные контакты с монашеской обителью.

На момент открытия семинарии система духовных учебных заведений включала в себя духовные семинарии как средние специальные учебные заведения, и духовные академии как высшие учебные заведения. Система ученых степеней восходила к традициям дореволюционной школы и включала три уровня – кандидат, магистр и доктор. В новых условиях возникла необходимость согласования системы духовного образования с современной системой светского образования. Встал вопрос о превращении 4-х летней семинарии в высшее богословское учебное заведение с 5-ти летним сроком обучения. Процесс реформирования в начале 1990-х годов возглавил ректор МинДС епископ Константин (Горянов), который в настоящее время является архиепископом Курганским и Шадринским. В результате, Минская духовная семинария стала первой в Русской Православной Церкви высшей семинарией. Благодаря усилиям Митрополита Филарета и ректора семинарии духовную школу в Жировичах посещали многие знаменитые ученые из России и дальнего зарубежья, была сформирована большая богословская библиотека. В 1994 году семинария выпустила первых бакалавров, богословов с высшим богословским образованием. Успех в реформировании способствовал тому, что ректор семинарии был назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

После реформирования семинарии встал вопрос о создании в Беларуси духовной академии. В новых условиях духовная академия становилась учебным богословским заведением, готовящим кадры высшей научной квалификации. Академия с 3-х летним сроком обучения становилось церковным аналогом аспирантуры. С самого начала академия расположилась в одном здании с семинарией. Для преподавания в академии регулярно приглашались ведущие зарубежные богословы. В 2002 году начал выходить научный сборник «Труды Минской духовной академии». Однако реформирование академии в церковную аспирантуру затянулось на полтора десятилетия. В академии отсутствовала специализация и преобладала аудиторная нагрузка. С 2007 года академия в своем развитии начала отставать от других духовных академий Русской Православной Церкви.

Вместе с тем, благодаря помощи государства была существенно изменена материально-техническая база Минских духовных школ. В период ректорства архимандрита Леонида (ныне – епископа Туровского и Мозырского) были капитально отремонтированы корпуса, общежитие. Были созданы все внешние условия для успешного развития духовного образования.

В 2011 году в Русской Православной Церкви начался очередной этап реформирования богословского образования, который предусматривал перевод на болонскую систему, создание таких уровней как бакалавриат, магистратура, аспирантура. К этому процессу Минские духовные школы подключились в 2012 году с приходом нового ректора, архиепископа Новогрудского и Лидского Гурия. В декабре 2012 года было принято решение о переходе семинарии на 4-х летнюю подготовку бакалавров и реформировании академии – создании магистратуры и аспирантуры. Минская духовная академия по своей структуре будет в целом соответствовать московской Общецерковной аспирантуре и докторантуре. С 1 сентября 2013 года в академии вступает в силу новое «Положение о порядке подготовки и защиты кандидатских диссертаций», которое составлено в соответствии с требованиями к светским кандидатским диссертациям.

С учетом наиболее развитых научных направлений в академии были сформированы три кафедры – кафедра библеистики и богословия, кафедра церковной истории и церковно-практических дисциплин и кафедра апологетики. Уже в настоящее время все три кафедры имеют свои периодические научно-богословские издания – библейский альманах «Скрижали», альманах «Сектоведение» и церковно-исторический альманах «Хронос». Публикации в «Трудах Минской духовной академии» и в альманахе «Скрижали» признаются в московской Общецерковной аспирантуре и докторантуре. Альманах «Скрижали» является единственным в Русской Православной Церкви журналом по библеистике.

Осенью 2013 года может быть осуществлен перевод духовной академии в здание Духовно-образовательного центра Белорусской Православной Церкви в Минске. После переезда в Минск духовная академия должна стать не только ведущим богословским образовательным центром, но и научным центром. Планируется открытие в ней нескольких научно-исследовательских лабораторий, которые в перспективе могут стать основой для создания церковного научно-исследовательского института. При Минской духовной академии открывается церковно-археологический музей. Планируется создание на базе духовной академии церковной системы повышения квалификации священно- и церковнослужителей. В результате всех преобразований Минская духовная академия должна стать ведущим в стране центром богословского (теологического) образования и науки.

Второй семинарией в Республике Беларусь является Витебская духовная семинария. Начало витебской духовной школе было положено в 1996 году, когда при Витебском епархиальном управлении были открыты Духовные курсы по подготовке псаломщиков для приходов епархии. В дальнейшем эти курсы были преобразованы в Православное Витебское духовное училище, а в 2011 году – в Витебскую духовную семинарию. Подготовка кадров в этой семинарии осуществляется по программе бакалавриата.

Основной задачей, которая ставится перед Минскими и Витебской духовными школами, является подготовка священнослужителей. В мае 2013 года в Минской и Витебской духовной семинариях работала комиссия Учебного комитета Русской Православной Церкви, которая провела инспекционную проверку деятельности белорусских духовных школ. Комиссия отметила положительную динамику в развитии духовного образования в Республике Беларусь.

Кроме духовных семинарий, подготовка церковнослужителей осуществляется на базе Минского (с 1989 года), Слонимского (с 1999 года) и Оршанского (с 2011 года) духовных училищ. При Минском епархиальном управлении с 2000 года действует школа звонарей. С 1996 года работает Школа катехизаторов Минской епархии.

В Республике Беларусь накоплен интересный опыт в развитии светского теологического образования. Подготовка теологов в рамках высшего светского учебного заведения началась с 1 октября 1993 года, когда на базе Европейского гуманитарного университета был открыт факультет теологии. Именно в Минске впервые на постсоветском пространстве была начата подготовка теологов на базе светского вуза. В этом году исполняется 20 лет теологическому образованию в Беларуси. После закрытия ЕГУ в 2004 году преподаватели и студенты факультета перешли в созданный в рамках Белорусского государственного университета Институт теологии БГУ, в котором и по сей день ведется подготовка теологов. С 2005 года Институт теологии БГУ благодаря поддержке Президента Республики Беларусь получил государственное финансирование. Теологическое образование сочетало в себе значительную языковую подготовку с существенным религиоведческим компонентом, что не всегда положительно сказывалось на самой теологической подготовке. На мой взгляд, в будущем целесообразно разделение подготовки теологов и религиоведов. За последние 10 лет усилиями специалистов факультета теологии ЕГУ и Института теологии БГУ было разработано три образовательных стандарта (третий был создан в текущем году и предполагает переход с пятилетнего на четырехлетнее  образование). Квалификация выпускников по стандарту первого поколения – «теолог-религиовед, преподаватель теологии и религиоведения», по стандарту второго поколения – «теолог-религиовед, преподаватель этики, эстетики и культурологии». Преподаватели Института теологии БГУ ведут активную учебно-методическую, воспитательную и научную работу.

Теологическое образование развивается и в Витебском государственном университете, где на базе исторического факультета ведется подготовка по специальности «теология». При подготовке теологов в Витебске особый акцент делается на религиоведении.

Таким образом, за прошедшую четверть века в Республике Беларусь создана целая сеть богословских учебных заведений, успешно развивается теологическое образование в государственных вузах, возник ряд исследователей-богословов, на постоянной основе издаются сборники научно-богословских трудов, формируются научные богословские школы. Все это свидетельствует о том, что в Белорусской Церкви осуществился процесс становления богословского образования и начался процесс развития богословского образования и богословской науки, которые стремятся находить свое место в быстро меняющемся современном обществе и отвечать на вызовы современности.

Просмотрено: 90 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.