«Деньги нельзя честно выиграть — деньги можно только честно заработать…»

Доцент протоиерей Сергий Лепин

Пресс-секретарь Минского Епархиального управления доцент Минских духовных академии и семинарии протоиерей Сергий Лепин отвечает на вопросы журнала Casino Magazine.

Всю ли свою жизнь Вы посвятили служению Церкви?

Я пришел к вере в 14 лет и не отходил от нее до сего дня, а в священном сане я с 1996 года.

Кем Вы мечтали стать в детстве?

Как и все мальчики моего времени: начиная от космонавта и моряка и заканчивая… я даже не знаю, чем заканчивая. Я вообще был очень любознательным ребенком. Все интересное, с чем я сталкивался в своей жизни впервые, манило меня, и мне хотелось заниматься этим.

Кто те люди, которые Вас окружают?

Это самые разные люди и их много! Специфика моего служения это предполагает. Если говорить о моем круге друзей, то в нем тоже всё разнообразно: в нем есть священники, врачи, преподаватели, художники, бизнесмены, кочегар даже есть… В общем, я не страдаю профессиональным и социальным шовинизмом. Дружба много значит в моей жизни.

У Вас есть свободное время? Как Вы любите его проводить?

Здесь нужно уточнить одну деталь. Часто свободное время, как что-то такое светлое и радостное, противопоставляется рабочему, как чему-то подавляющему и угнетающему, когда человек не может заниматься тем, что он любит. У меня всё не так. Священство — это не просто занятие или работа. Это состояние жизни. Я не могу сказать, что в церкви я священник, а дома — нет. Другое дело, что у меня иногда появляется возможность посвятить время тому, что никак не связано со священническим служением. Я очень люблю фотографировать. Любовь к фотографии проснулась во мне после смерти моего отца, который был фотографом. Еще я очень люблю музыку. У меня отличный самодельный ламповый усилитель и неплохая коллекция блюза, джаза… Что еще? Животные! Сейчас у меня живет кроличья такса и большой аквариум.

Азартный ли Вы человек? В чем проявляется Ваш азарт?

Смотря что называть азартом! Если под этим словом подразумевать готовность действовать, несмотря на видимую маловероятность достигнуть цели, то да, я азартный. Если же под азартом понимать любовь к азартным играм, авантюризм и прожектерство, то нет, не азартный. Я знаю, чего хочу, и готов к этому последовательно стремиться — несмотря на вероятность и шансы. А зачем стремиться к тому, что тебе не нужно, пусть даже это и более осуществимо? К тому же я верующий человек: моя вера мотивирует меня к борьбе там, где по-человечески стоило бы «сложить лапки».

Как Православная Церковь относится к казино?

Резко отрицательно! Одно из правил VI Вселенского Cобора говорит: «Никто из мирян и клириков впредь да не предается предосудительной игре. Если же кто усмотрен будет творящим сие, то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен от общения церковного». Заметьте, это говорится об играющих. Естественно, что применение этого правила против тех, кто организует этот бизнес, может быть и должно быть более строгим. Всякий сотрудник казино, считающий себя христианином, должен иметь попечение о том, чтобы найти себе другую работу.

На Кипре правительство решило возобновить игорные дома для того, чтобы выйти из кризиса. Церковь против. Есть ли столкновения религии и казино в Беларуси?

А почему только игорные, а не публичные, например? Для достойных целей нужно выбирать достойные средства. Многие государства запрещают или сильно ограничивают развитие и распространение игорного бизнеса. Церковь в этом вопросе повсеместно склонна поддерживать светские власти в этих ограничительных мерах. С 2009 года игорный бизнес был почти запрещен в России, в итоге данные заведения в поисках новых рынков перебрались к нам в Беларусь. Казино уже распространены повсеместно. Их много не только в столице, но и в провинциальных городах. Естественно, это не может не беспокоить духовенство.

Но, как только в России запретили игорный бизнес, число казино даже увеличилось, только теперь подпольных, неконтролируемых. Как Вы считаете, может, лучше прийти к компромиссу между представителями духовенства и игорниками, чтобы все-таки можно было контролировать данный бизнес?

Согласен: честность и принципиальность — не самый быстрый путь к обогащению… Давайте тогда искать компромисс, например, и со взяточничеством: всё равно ж берут — подпольно и некотролируемо! Представляете, как упал бы уровень взяточничества, если бы взятки были легализованы? Если нет закона, то нет и преступления. В гипотетическом обществе, в котором всё разрешено, преступность совершенно отсутствует. Так и с казино: есть закон против казино — есть преступления в соответствующей сфере, нет закона против казино — нет и соответствующих преступлений! С преступлением можно бороться, а можно просто признать его нормой и попытаться на нем заработать, но я не думаю, что этот путь приведет к чему-то хорошему. Не знаю, как Кипру, но Беларуси, как мне кажется, денег от этого не особо. Да, какая-то часть в виде налогов поступит в казну, но еще большая часть будет изъята у населения, обменена на валюту и вывезена за рубеж. В казино же играют не одни иностранцы, которые приезжают, оставляют деньги и уезжают. Я не специалист, но не могу отделаться от навязчивого подозрения, что деньги, проигранные в казино нашими соотечественниками, будь они растрачены здесь на товары и услуги, принесли бы больше экономической пользы. Я уж не говорю про неблагоприятные социальные последствия! Деньги любят все и везде, однако с игорным бизнесом, как со злом, боролись и борются многие государства во все времена, и наивно полагать, что это происходило только от того, что там так свято чтут какие-то религиозные принципы — и только. Думаю, что здесь есть определенный расчет.

Исповедовались ли у Вас когда-либо игроки?

Конечно! Кстати, самой распространенной причиной обращения к Церкви самих игроков являются те проблемы, которые у них возникли с социальной адаптацией, семейными и профессиональными отношениями.  К тому же в игромании, как и в алкоголизме, есть так называемые созависимые. Друзья и близкие игроков очень часто обращаются в церковь с просьбой молитв об их проблеме. Но без желания исправить свою жизнь самого игрока приходится надеяться только на чудо.
Кстати, в нашей стране, в которой так широко развита игровая индустрия, не самым лучшим образом поставлен вопрос о возможности психотерапевтический реабилитации игроков.

Но в Беларуси недавно была создана возможность самим игрокам или их родственникам обратиться с запретом для гэмблера входа во все казино страны. Будут ли эффективны такие черные списки?

С внешней стороны вопроса, думаю, какая-то эффективность будет. Если говорить о духовной стороне, то нужно помнить, что непричастность ко греху и отсутствие возможности его совершить — разные вещи. Важно, чтобы человек не только себе отказывал в грехе, но и не желал его. С чего-то надобно начать! И создание ситуации, в которой грех становится менее возможным технически, — это, конечно, вариант! Но тут всё же нужно дождаться соответствующих статистических данных.

Не убивай. Не прелюбодействуй. Не укради… Упоминается ли азарт в Библии?

Прямого, дословного осуждения азартных игр в Библии нет. Однако если азартная игра является следствием желания быстро разбогатеть по воле случая, то она, как и патологическое кладоискательство, является проявлением чрезмерной любви к деньгам и желанием быстрой наживы — чем-то нерациональным и безрассудным с точки зрения эффективности. Деньги нельзя честно выиграть — деньги можно только честно заработать. Если же человек пришел в казино не разбогатеть, а просто потратить, то тогда его грех в том, что он неправедно растрачивает излишки средств (мотовство, расточительство) плюс поддерживает игорную индустрию, а вместе с ней — разорение других людей.

Желание играть в человеческой природе. А какую из игр Вы считаете самой «праведной»?

Всё очень сложно. Сегодня часто игрой называют то, что игрой на самом деле не является. Психологи и педагоги много могут рассказать на эту тему. Игра имеет смысл не в результате, а в самом процессе. Вот, например, с какой целью играет ребенок в песочнице? Игра — это еще и средство усвоения определенных навыков, наличие которых важно вне игровой ситуации. В 99 процентах тогда, когда мы говорим о казино, мы имеем дело не с играми, а с попытками быстрого приобретения — «сорвать куш». Я один процент оставил для тех, кто действительно ходит в казино, как ребенок — в песочницу. С другой стороны, очень важно понимать, что азарт не ограничивается только картами, рулеткой и игровыми автоматами. Азартная игра сегодня присутствует в букмекерских канторах, лотереях, тотализаторах… Азартными мы можем назвать и те состояния, которые напрямую не предполагают везения в обогащении, но не будем усложнять.  Скажу только одно: иногда дело даже не в самой игре (или в том, что под этим подразумевается), а в отношении человека к ситуации. Даже сами по себе непредосудительные вещи могут становиться предосудительными в определенном количестве, качестве, отношении. Можно и шахматы превратить неизвестно во что.

Некоторые думают, что в казино царит разврат и на поверхность вылезают все низменные человеческие пороки. По-Вашему, так ли это, и является ли игорный дом дьявольской обителью?

Знаете, «дьявольская обитель» — это сантимент и непрофессиональный эпитет. Разврат и пороки проявляют себя везде, но везде по-разному. Я ни в коем случае не считаю, что в казино собираются люди «похуже», чем, скажем, на балете, футболе или даже в церкви. Мы — не о людях говорим, а о грехе. Я не большой знаток духовного микроклимата казино, но для христианина участие в жизни игорных домов является предосудительным.

Есть ли молитва на удачу? Если есть, то как она звучит?

Удача, по определению — что-то случайное. Христиане не верят в случайности и во всем полагаются на волю Божию, которую и стараются узнать и исполнить. Далеко не нужно ходить и достаточно вспомнить о словах молитвы «Отче наш» — в них мы найдем все необходимое по данной теме.

МинДАиС / Сhurch.by

Просмотрено: 49 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.