Духовная семинария и институт Святого Владимира в Харбине

Священник Димитрий Юха

Апробационная статья выпускника Минской духовной академии священника Димитрия Юхи посвящена истории русского духовного образования на Дальнем Востоке.

Духовная семинария в Харбине.

В 1927 г. в Харбине, по инициативе архиепископа Харбинского Мефодия (Герасимова) были открыты Пастырско-богословские курсы, просуществовавшие до 1934 г. и сделавшие два выпуска[1]. Вопрос о необходимости открытия в Харбине Духовной Семинарии неоднократно поднимался в правлении и среди администрации Реального училища при Свято-Алексеевской церкви в Модягоу. Лишь подготовка в 1937 г.у правительством Маньчжоу-Го реформы русских школ (предполагалось разделить школы на три ступени: народную, повышенную и высшую народную; такая реформа в корне подрывала традиции русской школы и вызвала критику в харбинских русскоязычных периодических изданиях) предоставила возможность серьезно заявить о необходимости открытия Православной Семинарии. С начала 1938 г. в средних учебных заведениях Маньчжурии были закрыты 1-й приготовительный, 2-й и 4-ый классы и вышло распоряжение об окончании учебного года к марту с тем, чтобы установить новый учебный год с 1 января по 31 декабря[2].

Таким образом, прежние средние учебные заведения постепенно закрывались, и русские школы в Маньчжурии вступали в новый период своего существования. Согласно новым правилам Реальное училище при Свято-Алексеевской церкви должно был быть закрыто. Для сохранения Реального училища как учебного заведения было решено преобразовать его в народную и повышенную школу при Свято-Алексеевской Церкви. Митрополит Харбинский и Манчьжурский Мелетий (Заборовский)[3], епархиальный совет и родители воспитанников училища 20 декабря 1937 г. возбудили перед властями соответствующее ходатайство о сохранении училища.

Приказом Харбинского городского управления за № 536 ходатайство было отклонено. Вскоре после этого собрание администрации училища, правления и представителей духовенства во главе с владыкой Мелетием приняло решение обратиться от имени правящего архиерея Харбинской епархии к министру народного благополучия в столицу Маньчжоу-Го Синьцзин (Чанчунь)[4].

В день памяти небесного покровителя Китая, Святителя Иннокентия Иркутского, архиепископ Мелетий получил разрешение на открытие частной Харбинской Духовной Семинарии на следующих условиях: срок обучения должен был составлять 4 года, принимаются только лица, окончившие народную повышенную школу, общее количество учащихся не превышает 60 человек, помещением должно служить церковно-общественное здание. С этого момента 1-й класс Духовной Семинарии существовал при Свято-Алексеевском Реальном училище. В 1 пункте Устава Харбинской Духовной Семинарии было записано: “ …Семинария существует с разрешения Министерства Народного Благополучия от 2-го августа, 5-го года Кан-Дэ, за № 361/115 ( 1938 г. )”[5]. В первый подготовительный класс Семинарии принимались православные мальчики в возрасте от 11 до 13 лет. В общегосударственном порядке Семинария подчинялась министерству народного просвещения через учебный отдел Департамента народного благополучия Биньцзянской провинции. В Уставе также было записано, что “главным руководителем как по учебно-воспитательной, так и по хозяйственной части является правящий митрополит Харбинской епархии”[6].

К концу 1938 г. власти настоятельно стали требовать закрыть Свято-Алексеевское Реальное училище. Для того, чтобы сделать возможным самостоятельное существование Духовной Семинарии, указом архиепископа Мелетия 23 декабря 1938 г. ректором Свято-Алексеевской Семинарии был назначен протоиерей Аристарх Пономарев, которому было поручено заняться устроением Семинарии. Вскоре от властей было получено официальное разрешение открыть еще два подготовительных класса и увеличить число учащихся.

Первоначально Семинария, не имея достаточных материальных средств, вынуждена была опираться на силы временных преподавателей, однако в скором времени благодаря поддержке настоятелей харбинских приходов и общественных деятелей, появилась возможность формирования постоянного преподавательского состава. Средства Семинарии, помимо пожертвований, составлялись из платы за обучение, ежегодный отчислений епархиальных собраний ( 300 гоби на 1939 г. ), из доходов печатных изданий, проведения лекций и концертов и церковных кружечных сборов.

Помимо общеобразовательных предметов в программу семинарии входили и такие специальные дисциплины, как догматическое, нравственное, пастырское богословие, катехизис, история христианской Церкви, Священное Писание Ветхого и Нового Заветов, гомилетика, церковный устав, греческий, латинский и церковно-славянский языки. Свято-Алексеевская Духовная Семинария, образовавшаяся из средней школы, предоставляла возможность окончившим ее поступать как во все высшие светские, так и духовные учебные заведения. Выпускники Семинарии могли без сдачи вступительных экзаменов поступать на единственное в Харбине и на всем Дальнем Востоке высшее духовное учебное заведение — Богословский факультет Института святого Владимира, иногда именовавшийся Высшей Богословской школой[7].

К 1945 г. – когда семинария была закрыта, она произвела 4 выпуска общим количеством 37 человек[8].

 

Институт святого Владимира в Харбине

В 1934 г. несколько лиц светского и духовного звания обратились к властям Харбина с просьбой открыть в Харбине высшее учебное заведение для русского юношества. По их ходатайству в Харбине в октябре 1934 г. был открыт Институт святого Владимира с тремя факультетами: богословским, политехническим и восточно-экономическим. Впоследствии по распоряжению властей Маньжоу-Го в 1938 г. был закрыт политехнический факультет, а в 1940 — восточно-экономический. Политехнический факультет и 1-й курс восточно-экономического факультета вошли в состав Северо-маньчжурского Университета. Тем не менее, богословский факультет продолжал существовать и учебное заведение в начале 1938 г. было переименовано в Свято-Владимирский Богословский Институт[9].

Свято-Владимирский Богословский Институт более 10 лет готовил будущих пастырей для служения в Харбинской епархии. Ректором Института, согласно его уставу, являлся правящий архиерей Харбинской епархии, митрополит Харбинский и Маньчжурский Мелетий (Заборовский). Ближайшим помощником Ректора назначался Декан Богословского факультета (с октября 1934 по октябрь 1938 г. — архимандрит Василий (Павловский), впоследствии епископ Венский, а с января 1939 г. — настоятель кафедрального Свято-Николаевского Собора Харбина прот. В. Гурьев). Согласно правилам приема, на Богословский факультет могли поступать лишь лица с законченным средним образованием, остальные же могли присутствовать на лекциях как вольнослушатели. Существовала и заочная форма обучения. Поступали в основном после окончания реальных и коммерческих училищ или Харбинской Духовной Семинарии (последняя с 1943 по 1945 г. в силу малочисленности своих воспитанников дала Институту не более 18 студентов ). Окончившие факультет получали ученую степень кандидата богословия[10].

Обучение на богословском факультете со дня его основания было платным, что и позволяло окупать расходы по выплате жалования преподавателям, а также содержать институт. Плата составляла в 1934 г. около 50 гоби, а к 1945 возросла до 150. Как и во всех учебных заведениях, в Свято-Владимирском Институте обучались и стипендиаты, не имевшие возможности оплачивать свое обучение. Они составляли около 15 % от общего числа студентов.

Небольшое пособие на содержание богословского факультета ежег.но выделял Харбинский епархиальный совет. Кроме того, в вечернее время епархиальный совет предоставлял богословскому факультету в бесплатное пользование свое помещение. В первые годы существования Институту приходилось испытывать серьезные финансовые трудности, в связи с чем плата преподавателям за чтение лекций была установлена в размере 0,5 гоби за 1 час. Лишь с 1942 г. в связи с назначением Институту субсидии по завещанию В. Н. Семенова ( 2 000 гоби в год ) появилась возможность повысить почасовую оплату до 3 гоби в час[11].

С самого основания Института количество преподавателей не превышало 10 — 12 человек. Около половины преподавателей были священнослужителями Харбинской епархии.

Учебный год  начинался 1 сентября и заканчивался 15 июня, с 15 по 30 июня проходила зачетная сессия для всех 4 курсов. Летние каникулы продолжались с 1 июля по 15 августа, а с 15 августа до начала учебного г.а студенты сдавали еще одну зачетную сессию.

С 1943 г. по особому распоряжению японских властей учебный год в Свято-Владимирском институте, как и во всех учебных заведениях Маньчжоу-Го, начинался с 1 января и заканчивался декабрем. Лекции в институте читались вечером — с 6 до 9 часов (4 лекции по 45 минут). По субботам, воскресеньям и в дни церковных праздников лекции не читались, как преподаватели, так и студенты в эти дни молились в харбинских храмах.

Учебный день богословского факультета начинался с молитвы, которую совершал декан или кто-либо из преподавателей в священном сане. В течение трех первых лет со дня основания Института чтение лекций проходило на всех четырех курсах одновременно, но с 1937/38 учебного г.а в связи с недостатком свободных комнат для четырех отдельных аудиторий, а также по причине недостаточности денежных средств для оплаты лекторов на втором, третьем и четвертом курсах Института было введено совместное и одновременное чтение лекций.

На заседании Ученого комитета при Архиерейском Синоде РПЦЗ 9 октября 1940 г. в Сремских Карловцах рассматривался рапорт Академического совета богословского факультета института святого Владимира в Харбине о присвоении звания профессора доцентам факультета протоиерею Гурьеву, Евгению Николаевичу Сумарокову и Костючику[12]. Комитет принял решение «…просить Синодальную канцелярию сообщить комитету полный текст тех полномочий, коими управляется богословский факультет института святого Владимира»[13]. Очевидно, что ввиду отдаленности института в Сремские Карловцы поступало сравнительно мало информации о его деятельности.

На первом курсе читались лекции по Священному Писанию Ветхого и Нового Заветов, основному богословию, гомилетике, общей церковной истории, психологии, библейской истории и археологии, церковно-славянскому и греческому языкам. На втором курсе преподавали Священное Писание Ветхого Завета, церковную историю, историю и обличение раскола, литургику, философию, логику, языковедение, греческий и китайский языки. В программу третьего курса входили догматическое богословие, Священное Писание Ветхого Завета, нравственное богословие, история религий, история философии, русская церковная история, история и обличение сектантства, востоковедение и греческий язык. Четвертый курс посвящался изучению Священного Писания Нового Завета, пастырского богословия, патрологии, истории западных вероучений, церковной архитектуры, церковного права, истории философии и литературы, педагогики и русского языка.

В первые 3 — 4 года существования Института число студентов на всех курсах не превышало 50 человек, однако к 1944 г. в Институте обучались уже 100 студентов. И лишь в 1945 г. количество учащихся стало сокращаться, снизившись до 40 человек. С 1934 по 1945 г. богословский факультет произвел 4 выпуска студентов. Всего за эти годы факультет окончили 13 человек, большая часть из них стала харбинскими священниками. На службе в Харбинском епархиальном управлении трудились до 30 человек, из числа которых большая часть не закончила богословский факультет по разным причинам[14].

Преподаватели Института жаловались на слабую посещаемость лекций студентами, особенно с 1942 г. Одной из главных причин этого была полная материальная необеспеченность большинства студентов, которая заставляла их где-либо работать, подрабатывать или искать работу, чтобы найти источник существования для себя и своих родственников. Администрация богословского факультета вела постоянную борьбу с низкой посещаемостью, принимая порой даже крайние меры. Так, в 1944 г. 20 студентов Института были отчислены за многочисленные пропуски лекций. С начала сентября 1945 г. в связи с военными событиями в Харбине посещаемость лекций резко упала — на занятиях временами присутствовали 3-4 студента, имевшие возможность добраться от своего места жительства до Института. Кроме того, вечерами в то время небезопасно было возвращаться домой по неосвещенным Харбинским улицам.

Годовым праздником Богословского факультета был день Святого Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил (21 ноября). По обыкновению накануне этого праздника в Свято-Иверской часовне совершалось торжественное всенощное бдение, возглавляемое митрополитом Мелетием или архиепископом Димитрием (Вознесенским). Все студенты и преподаватели принимали участие в этом торжественном богослужении. На одном из клиросов храма пел студенческий хор. По окончании всенощного бдения совершался молебен Архистратигу Михаилу, а затем все профессора и студенты принимали участие в чаепитии, проходившем неподалеку — в Свято-Серафимовской столовой. Во время чаепития зачитывались приветственные речи. Так, например, на выпускном акте 1936 г. доцент Н. В. Никифоров произнес речь на тему “Философия архитектуры“. Оригинальность тем актовых речей свидетельствует о высоком образовательном уровне Харбинского богословского Института[15].

В день годового праздника все преподаватели и студенты молились за Божественной литургией, которую обыкновенно совершал правящий архиерей епархии в сослужении со своими викариями и другими епископами. Этот день был важным событием в городской жизни Харбина.

В 1935 г.у при богословском факультете Института Св. Владимира по инициативе кружка студентов было основано Братство Св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Его первым председателем стал декан факультета, архимандрит Василий (Павловский). После назначения его епископом на Венскую кафедру председателем Братства был избран новый декан Богословского факультета, протоиерей Виктор Гурьев. Почетным Председателем Братства просили быть викария Харбинской епархии, архиепископа Хайларского Димитрия (Вознесенского). По Уставу, Правящий Совет Братства состоял из почетного Председателя (имел право двух голосов при обсуждении вопросов), Председателя (им являлся декан богословского факультета), директора-распорядителя Издательского Комитета, старшины и старшего секретаря. Также существовала должность Духовника Братства. Братство насчитывало около 120 действительных, почетных членов и членов-соревнователей.

Вскоре после образования Братства по благословению правящего архиерея, митрополита Мелетия, при нем был учрежден Издательский Комитет. Согласно Уставу Братства, кроме издательской деятельности и обслуживания церковных нужд епархии предметами церковного обихода (для этих целей был создан соответствующий отдел по приему заказов на изготовление церковный утвари), в цели деятельности Братства входило религиозное просвещение и нравственное совершенствование паствы Харбинской епархии.

Главной задачей Братства, однако, было определено распространение слова Божия через издание книг и брошюр религиозно-нравственного содержания. Долгое время директором-распорядителем Издательского Комитета являлся Е. Н. Сумароков. Во многом благодаря его усилиям Братством были изданы несколько томов Житий святых, Часослов, Служебник и до 18 наименований отдельных книг религиозного содержания (например, издания, посвященные оптинским старцам прпп. Амвросию и Макарию). Братство издало несколько номеров журнала “Вестник Братства”, на страницах которого подробно отображалась его деятельность[16].

Внешняя деятельность Братства заключалась в установлении связей с одноименными религиозными сообществами. Так, например, Братство вело переписку с Сербией, Грецией, Афоном, Синаем, Румынией, Польшой, Бельгией, Британией и с культурными организациями других стран.

После воссоединения Харбинской епархии с Русской Православной Церковью Братство в число целей своей деятельности включило установление культурных связей между Россией и Китаем, которые могли бы способствовать распространению Православия в Китае посредством культуры. Через установление прочных культурных связей Братство предполагало оказать содействие развитию миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Маньчжурии.

Материальные средства Братства составлялись из членских взносов и пожертвований, а также из средств, получаемых от продажи книг и церковной утвари.

Ежегодно 21 мая, в день небесного покровителя Братства, Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, устраивалось торжественное годовое собрание, на котором обсуждались итоги деятельности Братства и его планы[17].

24 октября – 14 ноября 1945 г. Харбин посетили представители Русской Православной Церкви – Епископ Ростовский и Таганрогский Елевферий (Воронцов) и священник Григорий Разумовский. В докладе о результатах поездки владыки Елевферия Святейшему Патриарху Алексию Первому содержится краткий рассказ о духовных школах Харбинской епархии. В частности, он пишет, что многие студенты Богословского института (которых в тот момент по его свидетельству было 41 человек) высказали желание перейти на учебу в Московский богословский институт и хотели также получить разрешение на ввоз в СССР своей личной богословской литературы[18].

Подводя итог изложенному, можно отметить, что русская эмиграция в Маньчжурии смогла создать свою, хоть и небольшую, но достаточно эффективную систему духовных школ. Существование их во многом стало возможным благодаря достаточно лояльному и взвешенному подходу со стороны японских властей — духовные школы существовали при правлении императора Пу И и вынуждены были закрыться вскоре после оккупации Харбина советскими войсками в 1945 г. Духовные школы Маньчжоу-Го не только смогли подготовить многих пастырей для Харбинской епархии, но и внесли свой вклад в историю русских духовных школ в области богословия[19].


[1] Доклад епископа Елевферия (Воронцова) и священника Григория Разумовского о пребывании в Манчьжурии в 1945 г. / Публикация, вступ. статья и примеч. О.В.Косик // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. (Вып. 2). С.139.

[2] Харбинская Духовная Семинария [Электронный ресурс]. — Режим доступа:  http://www.colecta.ru/printword.php?text=%D4. – Дата доступа: 24.01.11.

[3] Мелетий (Михаил Васильевич Заборовский), митрополит / Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%29. Дата доступа: 08.12.2010.

[4] Духовная семинария. – Харбин: Изд-во Б.Е.Мейров, 1940. – С.20.

[5] Там же. С. 22.

[6] Мелихов Г. Белый Харбин: середина 20-х [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-eading.org.ua/bookreader.php/143551/Melihov_-_Belyii_Harbin__Seredina_20-h.html. — Дата доступа: 25.01.2011.

[7] Караулов А. К., Коростелев В. В.Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. — Челябинск, 2003. — № 9. — С. 17-24.

[8] Доклад епископа Елевферия (Воронцова) и священника Григория Разумовского о пребывании в Манчьжурии в 1945 г. / Публикация, вступ. статья и примеч. О.В.Косик // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. (Вып. 2). С.139.

[9] Поздняев Д., священник. Духовные школы Маньчжоу-го //Православие в Китае [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb1/History3.htm дата доступа: 21.11.10

[10] Бовкало А.А. Богословский университет святого Владимира в Харбине / Зарубежная Россия 1917-1939. Сборник статей. – СПб: Европейский Дом, 200. С. 238.

[11] Мелихов Г. Белый Харбин: середина 20-х // Большая онлайн библиотека e-reading [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-eading.org.ua/bookreader.php/143551/Melihov_-_Belyii_Harbin__Seredina_20-h.html. — Дата доступа: 25.01.2011.

[12] ГАРФ. Ф.6343. Оп.1. Д.213. Протокол №2 собрания Ученого комитета АС РПЦЗ от 09.10.1940. Л.1.

[13] Там же.

[14] Караулов А. К., Коростелев В. В.Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. — Челябинск, 2003. — № 9. — С. 17-24.

[15] Поздняев Д., священник. Духовные школы Маньчжоу-го // Православие в Китае [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb1/History3.htm дата доступа: 21.11.10

[16] Караулов А. К., Коростелев В. В.Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. — Челябинск, 2003. — № 9. — С. 17-24.

[17] Поздняев Д., священник. Духовные школы Маньчжоу-го // Православие в Китае [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb1/History3.htm дата доступа: 21.11.10

[18] Доклад епископа Елевферия (Воронцова) и священника Григория Разумовского о пребывании в Манчьжурии в 1945 г. / Публикация, вступ. статья и примеч. О.В.Косик // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2007. (Вып. 2). С.133.

[19] Поздняев Д., священник. Духовные школы Маньчжоу-го // Православие в Китае [Электронный ресурс]. — Режим доступа: С. 17-24.

[15] Поздняев Д., священник. Духовные школы Маньчжоу-го // Православие в Китае [Электронный ресурс]. http://www.chinese.orthodoxy.ru/russian/kb1/History3.htm дата доступа: 21.11.10

 

Просмотрено: 31 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.