Духовно-нравственные аспекты модернизации современного права

Протоиерей Валерий Волощук

Уходящий год, объявленный годом истории, полон юбилейных дат, это и 1150-летие Российской государственности, 200 лет победы в Отечественной войне, 400-летие преодоления смуты.

Общероссийским итогом всех мероприятий, связанных с юбилейными датами, стала приуроченная ко Дню единства, дню празднования Казанской иконы Божией Матери, прошедшая в Москве выставка «РУСЬ ПРАВОСЛАВНАЯ» В слове на открытие святейший патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ, вспоминая историю преодоления смуты, в частности отметил, само смутное время началось с желания бояр, элиты, к некоей модернизации общества, и, действительно новая власть, западного образца, образованная, армия, гораздо сильнее московской, лучше вооруженная, европейский уровень образования, культуры, а вместе с ним, и западная трактовка христианства, все это многими воспринималось, как путь к модернизации страны. Но лучшие люди в Москве, в стране понимали, что это будет не модернизация, это не будет прогресс государственной, общественной, в экономической, в военной сфере, а это будет потеря суверенитета, потеря независимости, потеря страны, и эти именно люди понимали, что речь идет не об улучшении жизни на родане об укреплении государства, а о полном демонтаже государственной и народной жизни.

Ведь и сегодня подобно некоторым боярам московским, есть люди которые предлагают неприемлемые рецепты для модернизации нашей жизни для улучшения бытия нашего народа. Многие думают, что заимствование иных образцов общественного, политического развития, отказ от своей самобытности, от своей веры, которая для тех кто предлагает этот отказ представляется костной, консервативной, мешающей развиваться народу и государству, что все это является благом.

Речь идет не о том чтобы уходить в изоляцию, отказываться от опыта других, отказываться от взаимных обменов, от того, чтобы быть страной открытой в экономическом, в научном, в культурном смысле слова, речь идет о том, что не может приноситься в жертву всему этому суверенитет государства, его национальное достоинство, территориальная целостность, и что самое главное, не могут разрушаться базисные духовные и нравственные основы жизни народа.

В новейшей Российской истории понятие «модернизация» дискутируется весь постсоветский период, а это уже больше двадцати лет. И до сих пор нет единства относительно приоритетов правовой политики в контексте модернизации основных сфер нашего государства.

Многие не могут освободиться от догм XX века и пытаются провести модернизацию государства по западноевропейскому образцу середины XX века, которую в 90-ые в научной литературе удачно обозначили термином «вестернизация». Результат до сих пор плачевный: жизнь неизмеримо богаче теоретических схем. Рыночные реформы не привели к расцвету в самых важных сферах общественной жизни: нравственности, науке, образовании, экономике.

Современное право, модернизируемое по грантовым проектам, оплаченным различными неправительственными правозащитными организациями, вступает в явный конфликт не только с национальными интересами государства, но ис традиционными нравственными ценностями россиян. Нельзя не заметить размывание нравственных традиций с одной стороны, рост протестных настроений с другой. Оставляя в стороне главный ценностный конфликт современности, связанный с несправедливым распределением дохода от торговли национальным достоянием – энергоресурсами, рассмотрим наиболее конфликтные в нравственном плане правотворческие новеллы, законы и законопроекты, вызывающие общественный резонанс.

Сейчас в обществе активно обсуждается новый законопроект о культуре. В Стратегии национальной безопасности говорится, что «главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются засилье продукции массовой культуры, ориентированной на духовные потребности маргинальных слоев, а также противоправные посягательства на объекты культуры».

Между тем, находящийся на рассмотрении в Государственной Думе проект федерального закона № 617570-5 «О культуре в Российской Федерации», который устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности данной сферы, а также определяет основные принципы законодательства о культуре, не только не направлен на устранение выше названных угроз, но и явно им способствует. Например, согласно статье 2 (п. 5) законопроекта в разряд культурных ценностей попадает любое произведение культуры и искусства независимо от его качественного содержания, а лишь по формальному признаку, что нивелирует само понятие художественной и культурной ценности, которой теперь будет обладать любое произведение. Согласно ему, «культура — это совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков, ценностей, традиций и верований, находящих выражение в образе жизни и искусстве». Таким образом, группа лиц, объединившихся с целью совершения, к примеру, языческих ритуалов — жертвоприношений, уже попадает под действие данного законопроекта и может рассчитывать на государственную поддержку и защиту.

Законопроект насыщен либерально-индивидуалистической трактовкой прав человека: статья 9 законопроекта устанавливает, что «каждый человек и каждое этническое, социально-демографическое и иное культурное сообщество имеют право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности». Все бы ничего, но, при этом, статья 22 законопроекта устанавливает приоритет прав и свобод человека в сфере культуры по отношению к правам в этой сфере государства, муниципальных образований, общественных объединений, религиозных объединений, профессиональных союзов и иных организаций, а также этнических общностей. То есть, согласно законопроекту, право культурного самовыражения превыше общественной морали и нравственности, религиозных чувств, национальных духовных ценностей, патриотизма, интересов национальной безопасности. Не удивительно после таких формулировок, что Министерство культуры РФ наградило группу «Война», а так называемые «деятели культуры» встали на защиту осквернителей храма Христа Спасителя, которые бросили вызов обществу своей антикультурой, кощунством и пошлостью.

Законопроект обещает государственную защиту подобных, самостоятельно определяемых ценностей не только гражданам, но и культурным сообществам (ст. 9 п. 2). Под культурным сообществом, как это определяет статья 2 (п. 3) законопроекта, понимается «форма культурного самоопределения, представляющая собой свободное объединение граждан, относящих себя к определенной культуре (носителей культуры), разделяющих общие ценности, традиции, верования, на основе их добровольной самоорганизации в любых формах в целях совместного участия в культурной жизни в соответствии с законодательством Российской Федерации». В обсуждении данного законопроекта часто высказываются законные опасения, что подобный либеральный подход приведёт к защите самобытности любых деструктивных групп и течений, и в первую очередь представителей гей-сообщества, пытающегося всеми способами привлечь к себе внимание общества сторонников.

Еще один пример радикальной либерализации — реформы правового обеспечения прав граждан на медицинскую помощь. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 № 323-ФЗ содержит массу угроз национальной безопасности, а также нравственных традиций российского общества. Данный закон в плане либерализации и капитализации здравоохранения ушел далеко вперед даже по сравнению с аналогичными нормативными актами либеральной Европы. Концепция закона не позволяет эффективно решать задачи обеспечения демографической безопасности России, повышения рождаемости, снижения масштабов смертности, повышения средней ожидаемой продолжительности жизни населения России, общего улучшения здоровья населения.

Наиболее возмутительными с точки зрения нравственных ценностей являются нормы данного закона легализующие суррогатное материнство, рыночные механизмы трансплантологии, в том числе, презумпцию согласия пациента на донорство. В силу отсутствия в рассматриваемом Федеральном законе каких-либо ограничений и запретов на вынашивание и рождение ребенка по договору на коммерческой основе (за вознаграждение) роль женщины как матери аморально сводится к роли оплачиваемого живого инкубатора в индустрии суррогатного материнства, является совершенно недопустимым, грубейшим образом посягает на человеческое достоинство женщины и ее права, противоречит Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Всеобщей декларации прав человека, целому ряду иных международных документов о правах женщин. Организацию и осуществление суррогатного материнства на коммерческой основе, превращающего женщину в коммерчески эксплуатируемого «человека-инкубатора», обоснованно можно рассматривать как уничтожение ценности материнства.

Наиболее возмутительными являются программы модернизации семейного права. Усиление контроля за родителями и исполнением их обязанностей в семье напрямую повлияет на желание родителей рожать детей. Особенно негативно это скажется на появлении многодетных семей, где родители не смогут соответствовать общему универсальному чиновничьему стандарту обращения с детьми, рассчитанному на семью с одним, максимумом двумя детьми. Уделять внимание и обеспечивать всех детей на требуемом уровне вероятно не смогут родители многодетные.

Общеизвестно, что «семья – основа общества и государства». Защита семьи в условиях первенства России в мире по разводам и демографического кризиса является задачей номер один для обеспечения национальной безопасности. Кроме того, реформы в данной сфере могут привести к росту протестных настроений в обществе. Поэтому недопустимым видится поспешное принятие законодательных решений без глубокого и серьезного обсуждения каждой новой нормы с религиозными организациями и общественными структурами.

Новый вызов национальной безопасности содержится во внесенных в Государственную Думу РФ в июне этого года законопроектах – ФЗ №3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и проект ФЗ №42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства». Оба регламентируют порядок изъятия у родителей детей. Вызывают также опасения механизмы реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.», факультативного протокола к Конвенции ООН о правах ребенка, касающегося процедуры сообщений и других инициатив, затрагивающих интересы российских семей. Данные нормативные акты продолжают тему ювенальной юстиции, о которой уже «сломано немало копий» и содержат многие нормы, отклоненного ранее проекта ФЗ «Об основах системы ювенальной юстиции». Понятие «ювенальной системы» включает проекты и мероприятия социального, педагогического и медицинского характера, направленные на несовершеннолетних, «нуждающихся в защите их прав, свобод и законных интересов». По указанным выше проектам необходимость в такой защите будет определяться муниципальными органами и неправительственными общественными организациями. Например, согласно законопроекту социальный патронат устанавливается органом опеки и попечительства в случае, если по результатам обследования условий жизни, воспитания и развития несовершеннолетнего, проведенного этим же органом опеки и попечительства в порядке, установлено, что родители или иные законные представители несовершеннолетнего, создают своими действиями (бездействием) условия, препятствующие его нормальному воспитанию и развитию, и (или) отрицательно влияют на его поведение. Таким образом, сохраняется ювенальная терминология, за которую общественность отвергла ранее рассматриваемые законопроекты: «нормальное воспитание», «отрицательное влияние родителей» и т.д. Данные понятия не могут быть установлены точно, что безмерно расширяет усмотрение правоприменителя — чиновника, и, соответственно, его власть.

Предлагаемая ныне реформа семейного права нацелена на внедрение технологии узаконенного изъятия из семьи любого ребенка под предлогом защиты его интересов. При этом семья вовсе не обязательно должна являться асоциальной или такой, где ребенку действительно что-то угрожает.

В рамках одной статьи невозможно рассмотреть все угрозы национальной безопасности в результате модернизации правовой системы России, которая все еще существует вопреки либеральным реформам. За рамками статьи остались те реформы, которые предлагается осуществить в отраслях частного права в угоду ВТО, куда Россия вступила несмотря на крайне отрицательное отношение к данной организации ведущих ученых – экономистов; не коснулись мы и темы законопроекта «Об образовании», не имеющего практически ни одного сторонника среди вузовской профессуры и специалистов в сфере образования; требуют отдельного рассмотрения юридические последствия готовящейся второй волны приватизации госимущества. Главное было обозначить вектор развития государства, который настораживает очередным витком радикальной либерализации в угоду лоббистам данных реформ, разработка которых осуществляется под мощным давлением Запада.

Закончить мне хотелось бы снова словами святейшего патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА, сказанные им на шестнадцатом ВРНС :

« Надо извлечь исторические уроки не только из событий минувших веков, но и из нашего недавнего прошлого. Это нужно для того, чтобы четко различать те мировоззренческие и ценностные координаты, следуя которым, мы будем способны сохранить гражданский мир и государственный суверенитет. Защищая эти ценности, мы должны ясно видеть те нравственные, социальные, культурные, политические границы, которые ни при каких обстоятельствах нельзя сдавать, которыми никогда нельзя поступаться. Только так мы сможем сохранить себя как народ, сохранить нашу страну и нашу цивилизацию.»

Рекомендуем

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.

Патриарший Экзарх всея Беларуси посетил Жировичский монастырь и Минскую духовную семинарию

В рамках визита на Жировичскую землю митрополит Вениамин совершил Божественную литургию, провел лекцию для студентов ОЗО МинДС, пообщался с преподавателями и студентами семинарии.