Эксперт развеял миф о том, что святые Кирилл и Мефодий придумали кириллицу

2.jpgСвятые равноапостольные Кирилл и Мефодий изобрели не кириллицу, как считают многие, а глаголицу, напомнил заведующий отделом исторической лексикографики Института русского языка РАН Роман Кривко.

«Кирилл и Мефодий, или кто-то один из них, — авторы первой славянской азбуки — глаголицы. Это, кстати, пример миссионерского алфавита, созданного для народа, не имеющего своей письменности, с целью распространения христианской веры», — заявил ученый в интервью, которое публикует в пятницу «Парламентская газета».

Как отметил он, буквы глаголицы — это сочетание геометрических фигур, в основном круга и треугольника, имеющих, вероятно, символическое значение. Но точное толкование этих символов до сих пор неизвестно.

По словам Р.Кривко, источником древнейшей кириллицы были две разновидности письма: греческая эпиграфика, т.е. надписи на камнях, скалах, керамике, и византийское унциальное письмо, использовавшееся в литургических рукописях.

Он усматривает особый культурный смысл в том, что докириллической письменности на Руси, скорее всего, не существовало: «славянское язычество не имело культурообразующего потенциала».

«Письменность как форма культурной рефлексии языческой Руси была не нужна», — заявил ученый.

24 мая в Москве пройдут торжества по случаю Дня славянской письменности и культуры.

Ранее профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев заявлял «Интерфакс-Религия», что глаголица — язык искусственно созданный, «это совершенно новый творческий проект», и в этом смысле Кирилл и Мефодий — «это наш православный Толкиен».

«Отличие только в том, что Толкиен придумал эльфийский и орочий языки для своих детей, в то время как Кирилл и Мефодий создавали свой язык для тех, кого их современники-греки считали живыми «орками», потому что славяне в IX веке в восприятии греков были варварами, которые вторглись в Грецию, Македонию», — отмечал собеседник агентства.

Он напомнил, что кириллицу изобрели Климент Охридский и его сподвижники — ученики Кирилла и Мефодия.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.