Эпоха космического празднословия

Протопресвитер Александр Шмеман

Более тридцати лет – с 1953 года почти до своей кончины в 1983 году – отец Александр Шмеман еженедельно выступал в эфире «Радио Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере – отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности. Беседа «Молитва Ефрема Сирина. О празднословии» посвящена теме обращения с собственными словами.

Я уже говорил, что молитва святого Ефрема Сирина заключает в себе весь дух и весь смысл Великого поста как времени внутреннего самоуглубления, переоценки жизни в свете высшей духовной правды, того совершенства, к которому призывает нас христианская вера. За каждым словом, за каждым прошением этой молитвы стоит не просто то или иное качество, а целые пласты нашего существования — пласты, о которых мы в суете и заботах жизни так часто попросту забываем.

Говорил я уже и о том, что означает в свете этой молитвы праздность, уныние, любоначалие, о том, как каждое из этих понятий соответствует каким-то самым основным, самым глубинным искушениям нашего сознания и нашей воли, связано с нашим подходом к другим людям и ко всей жизни.

Остался еще один вздох этой молитвы — о духе празднословия, т. е. пустословия. И опять празднословие может показаться таким маленьким, таким незначительным недостатком: ну что такого уж страшного в обычной болтовне, любви к красному словцу? Все мы люди, все человеки, все этим погрешаем, и есть грехи, несомненно, более страшные. Так нам кажется, так все мы привыкли думать. Но вот в Евангелии сказано: «За каждое праздное слово даст ответ человек» (ср.: Мф. 12:36). И мы начинаем задумываться, так ли все просто и невинно с этим празднословием. И каждый, вдумавшись в собственную жизнь, немедленно убедится в том, что именно слова — и его собственные, и сказанные ему другими — принесли больше всего страданий, испортили больше всего крови, отравили больше всего минут, часов, дней.

Доносы, предательство, клевета, измена, ложь, сплетни — все эти страшные вещи совершаются посредством слова и только слова. И этого одного уже достаточно, чтобы почувствовать страшную его силу. Словом выражаются и созидаются добро, красота, мудрость, но им же они и разрушаются. Слово может отравить душу, наполнить ее подозрением, страхом и злобой, ненавистью и цинизмом. И все это, конечно, не только в личной и частной жизни: мы живем в эпоху поистине космического празднословия, именуемого пропагандой. Газеты, радио, книги, школы — все это символы и орудия грандиозного, никогда не прекращающегося празднословия, которое призвано забить нам головы, наполнить их чужими идеями, заставить нас думать так, как требуют того пресловутые «властители дум».

Можно без всякого преувеличения сказать, что мiр болен, отравлен празднословием, которое в конечном итоге всегда есть ложь. Христианство считает дар слова высшим, подлинно божественным даром человеку. Христианство противопоставляет человека как существо словесное прочим бессловесным созданиям. Оно самого Бога называет Словом, говоря: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1:1). Но именно потому, что христианство так высоко ставит слово, наделяя его величайшей творческой силой, оно и в празднословии усматривает измену слова себе самому, превращение его из орудия добра и света в орудие зла и тьмы.

И вот снова: «За каждое праздное слово даст ответ человек», и еще: От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12:37). Сколько писателей отдало бы жизнь за возможность вычеркнуть из своего творчества, уничтожить как небывшую, как никогда не написанную ту или иную страницу! Да и каждый из нас дорого дал бы, чтобы его слово, отравившее чью-то жизнь, осталось никогда не произнесенным!

Все это нужно вспомнить, чтобы понять, почему наряду с праздностью, унынием и любоначалием молитва Ефрема Сирина называет одним из четырех главных грехов, одним из основных зол празднословие. Это молитва об очищении слова, о наполнении его заново силой добра, об освобождении слова от лжи, разъедающей его, точно рак. И как трудно это сделать!

В нашей памяти живо еще время, когда все, что говорилось и печаталось в нашей стране, должно было быть наполнено или хотя бы отмечено страшной ложью, притворством, подобострастием, — время, когда слово было предметом стыда и ужаса. Молясь словами Ефрема Сирина, мы должны были бы заново ощутить всю горечь этого порабощенного слова и начать хотя бы в себе, в собственной жизни борьбу за слово чистое и честное, доброе и светлое.

С очищения слова, с восстановления его в первозданной силе и чистоте начинается очищение и возрождение жизни. Недаром существует выражение: «взвешивать каждое слово». Да, взвешивать! Но не столько на весах практической пользы, сколько на весах правды. Об этом и напоминает, к этому и зовет нас молитва святого Ефрема Сирина.

И сразу после переходит она к мольбе о том, чего нам больше всего не хватает: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». Четыре изъяна, четыре опасности, четыре падения, а теперь — четыре главных измерения внутреннего мiра, созидающих и ограждающих нашу человечность, ту красоту человека, о которой так удивительно сказано в церковном песнопении: «Образ есмь неизреченныя Твоея славы, аще и язвы ношу прегрешений». В чем же выражается эта неизреченная слава?

К положительным прошениям, несущим в себе ответ на этот вопрос, мы и перейдем в следующей беседе.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.