Епископ Гродненский Артемий о спорте и Евро 2012

2.JPGГродненский епископ Артемий убежден, что нет ничего удивительного во взаимной агрессии на стадионах. Истинным послом мира должны быть христиане.

— Владыка, Вам наверняка известно, что в Советском Союзе была расхожей фраза «Спорт – посол мира». Но в этом утверждении начинаешь сильно сомневаться, глядя на кровавые столкновения российских и польских болельщиков на нынешнем чемпионате Евро 2012. Как Вам кажется, почему из посла мира спорт превращается в легата ненависти?

Во-первых, давайте определимся с тем, что такое спорт, и не будем включать в эту категорию те явления нашей общественной жизни, которые, в строгом смысле слова, спортом не являются и имеют к нему лишь поверхностное отношение.

Те, кто дрался на стадионах и улицах Варшавы – не спортсмены. И ту игру, за которой они наблюдали с трибун, тоже  вряд ли можно назвать настоящим спортом. Это всего лишь одна из форм зрелищ, или, проще говоря, шоу. Такое же по своей сути, как гладиаторские бои в древнем Риме. Между атлетикой и смертельной дракой, по-моему, не очень много общего, равно как и между физической культурой и нынешним футболом. Так что если спорт становится неким самоутверждением собственных амбиций и питает человеческую гордость, если соревнование превращается в шоу, в котором каждый хочет продемонстрировать свое «Я», то нет ничего удивительного в такой агрессии на стадионах. Эта неестественная борьба за первенство, пусть и не столь кровожадная как раньше, имеет нездоровый характер. Психоз такой борьбы неминуемо передается и на толпу. И начинается уже массовый психоз. Так что все вполне закономерно. Поэтому мне кажется, что нужно очень четко проводить эту границу между понятиями спорта и соревнования.

Но помимо того, о чем вы сказали, в отношении спорта у меня существуют опасения несколько иного порядка. Весь неказистый смысл устраиваемых сегодня игр выражен еще устами древних римлян: «Хлеба и зрелищ». Чтобы человек не думал о духовных вопросах, не подымался в своих мыслях выше уровня пищеварительного тракта, чтобы не выдумывал каких-то глобальных проблем, ему нужно дать кусок хлеба, чтобы он жевал вместо того чтобы говорить, сидел в амфитеатре и смотрел как умирают гладиаторы, радуясь, что кому-то еще хуже, чем ему. И мне кажется, что все эти сегодняшние зрелища попахивают чем-то таким похожим. В Советском Союзе наши идеологи часто говорили, что таким образом капиталистические страны  отвлекают рабочих от классовой борьбы. Что ж, может быть, хотя бы в этом они были правы. Я не о классовой борьбе, конечно же.

При всем этом не нужно отвергать, так сказать, здоровый спорт. Понятно, что человек состоит их души и тела. И гармоничного развития требует и тело, и душа. Если мы возьмем наши патерики, то увидим, что в монастырях предписывался уставом физический труд, который давал возможность человеку развиваться и в физическом направлении. Я лично не спортивного склада человек, но когда у меня было свободное время,  регулярно ходил в бассейн. Я не собирался сдавать нормативы и ехать на соревнования епископов, тем не менее, для меня это важно. Так что спорт как здоровый образ жизни, безусловно, приветствуется.

— Ваше Преосвященство, очевидно, что упомянутая в начале интервью фраза, являлась одним их элементов тогдашней идеологии. Эта идеология, как известно, не выдержала испытания истории и разрушилась вместе с государством. Кто же должен быть подлинным послом мира в этом мире?

— Я отвечу так: издревле голубь не зря считался символом мира. Этот библейский образ взят из ветхозаветной истории о Ное, который стал свидетелем возобновления отношений между человеком и Творцом, что, в общем-то, и спасло наш мир. Из этого вытекает заключение, что для существования человеческой цивилизации должна быть гармония между человеком и Богом. Это дает религия, что в переводе с латинского religare означает  объединение, союз человека и Бога. Без такого единения никаких послов мира нет и не будет.

Сегодня же мы повсеместно видим развернувшийся театр одного актера. Везде «Я», которое пожирает другое «Я». В том числе и в спорте. Поэтому только наше приобщение к Богу является гарантом существования нашей цивилизации. Всякое богоотступничество ведет к всемирной катастрофе. Никакой спорт с решением этой задачи не справится.

Еще раз повторю, в самом спорте и даже в соревновании, как таковом, нет ничего плохого, если оно не становится плацдармом для игры личных амбиций. В мире все многогранно и шаблону не подлежит. Святители Григорий Богослов  и Василий Великий соревновались друг с другом в духовной области: кто больше прочтет, кто больше узнает, кто больше постигнет Истину. И наряду с этим, в патериках мы можем встретить истории о подвижниках-монахах, которые, увлекаясь таким соревнованием в посте и молитве, гневались на тех, кто делает это лучше их. Но это не означает, что пост и молитва – безусловное зло. Одним словом, все зависит от человека.

Беседовал Дмитрий Павлюкевич

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.