ИНТЕРВЬЮ: Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!

Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий

Праздник Пасхи Христовой — это не просто воздание должного историческому событию, которое произошло две тысячи лет назад. Это событие напрямую повлияло на каждого человека, получившего великий дар новой жизни: ведь Христос Своей смертью изменил саму сущность смерти, сделал ее не конечным пунктом жизни человека, а переходом в Царствие Небесное…

— Мы рады поздравить Вас, Ваше Высокопреосвященство, с Праздником праздников. Христос Воскресе!

— Воистину Воскресе! Я также поздравляю вас и всех читателей с Великим праздником — главным событием года для каждого православного христианина.

Праздник Пасхи Христовой — это не просто воздание должного историческому событию, которое произошло две тысячи лет назад. Это событие напрямую повлияло на каждого человека, получившего великий дар новой жизни: ведь Христос Своей смертью изменил саму сущность смерти, сделал ее не конечным пунктом жизни человека, а переходом в Царствие Небесное.

Господь превратил страшнейшую трагедию смерти в окончательную победу жизни, смертию смерть поправ. Он сделал каждого из нас соучастником Своего Воскресения. Христос воскрес, и мертвых больше нет, у Бога все живы!

— Пасхальная служба — единственная в году, когда на утрени ничего не читается, а все поется. Этому есть какое-то обоснование, Владыко?

— Думаю, потому что пение способно наиболее ярко выразить пасхальную радость, которой полнятся сердца. «Пасха священная! Пасха новая Святая! Пасха Великая! Пасха Светлая!» — многократно взывает в радости Церковь. Святая Церковь говорит о радости и призывает к радости нас: «Светися, светися, новый Иерусалиме!», «Ликуй ныне и веселися, Сионе!», «Радостию друг друга обымем!».

Мы сподобились пира духовного, общения с Воскресшим Господом, ощутили сердцем духовную радость Воскресения!

— Цвет Пасхи — красный. Но это и цвет крови, Высокопреосвященнейший Владыко?

— В данном случае — крови Христовой, пролитой за грехи рода человеческого.

На иконах в храме одежды мучеников окрашены в красный цвет — цвет страдания. Кроме того, это еще и цвет царского достоинства: верховные правители в древние времена носили красные или багряные одежды.

Перед началом Пасхальной Литургии в красные одежды облачается духовенство, что означает наивысшую радость и торжественность Богослужения. Это цвет, символизирующий возрождение в жизнь будущего века.

А на Руси слово «красный» всегда означало еще «красивый».

— Не все, к сожалению, способны ощутить значение величайшего события и даже в светлый день Пасхи Христовой не могут сдержать пессимизм…

— А ведь в этом виноваты мы сами. Все потому, что мы, христиане, не исполнили завета Христова. Господь заповедовал нам быть светом в этом мире. А являемся ли мы таким светом?

Могут ли люди, встречая нас, православных христиан, сказать, что увидели в наших глазах, на лицах сияние вечной жизни, вечной радости? А если они не могут этого сказать, значит, мы не исполнили своего призвания. Вера христианская не может быть мрачной, она по сути своей — свет. «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:16—18), — учит нас Апостол Павел. Потому что радость — это внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека. Радость и любовь являются первейшим признаком того, что человек находится на правильном пути в деле спасения.

— Мы ведь имеем, Владыко, пример такого источника радости в лице преподобного Серафима Саровского чудотворца?

— Да, этот подвижник, стоя на коленях на камне и молясь Богу, тысячу дней и ночей нес подвиг пустынножительства, молчания, затвора, поста. И когда после этого стал принимать народ, все увидели перед собой старца, полного такой внутренней духовной радости, что она истекала из него, как из переполненной чаши.

Святой Серафим во все дни года встречал людей пасхальным приветствием «Христос Воскресе!». А обращаясь к людям, ласково называл их: «Радость моя!». Лицо преподобного всегда сияло улыбкой. Разнообразными подвигами в своей жизни он достиг такой степени общения с Богом, что душа его стала сосудом чистой святой радости.

— Но те подвиги, которые нес преподобный, нам не по силам сегодня. Как же тогда, Владыко, приблизиться душой к Богу и достигнуть радости в наши дни?

— Во все времена вера и только вера порождает радость в сердце. Ведь она не о пище и питии, не о чести, не о богатстве, чему сыны века сего весьма радуются, ибо это удовольствия плотские.

Радость же духовная — радость о Господе Спасе, о благости и человеколюбии Его. Она — утешение и спокойствие в совести. Как учит Апостол, «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим. 5).

Почему обязательно каждый день нужно читать Святое Евангелие? Потому что оно есть радостная весть, а вера — сердечное его принятие. Приемлющий Евангелие обязательно приемлет и духовную радость в сердце. А когда сердце ликует и веселится, то и лицо радостно.

Приведу пример из «Пролога» преподобного Серафима Саровского: «Однажды я молил Господа, чтобы он ввел меня в общение с Ним и показал мне Свои небесные обители. И Господь не лишил меня Своей милости. Он исполнил мое желание и прошение…».

После продолжительного молчания, вздохнув от глубины души, преподобный Серафим сказал своему ученику: «Ах, если бы ты знал, какая радость, какая сладость ожидает душу праведного на Небе, то ты решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением. Там нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания. Там радость и сладость неизглаголанные, там праведники просветятся, как солнце».

Такая внутренняя радость христианского сердца является и показателем той степени духовной жизни, какой оно достигло.

Если этой радости нет, то нет и Духа Божия в сердце.

— Спаситель сказал нам, что этой радости никто от нас отнять не может. Ни страдания, ни болезни, ни люди, ни мысль о смерти, ни сама смерть не лишают этой радости того, кто ее обрел в своем сердце.

— Только одно может от нас отнять ее — грех. Когда грех входит в сердце человека и владеет им, там уже нет места Духу Божию, ибо «что общего у света с тьмою?» (2 Кор. 6:14).

Грех — наш самый грозный враг, ибо, подчиняя нас себе, отнимает от человека самое дорогое для него — право на вечное спасение.

Пока мы еще живы, пока в груди не перестало биться сердце, надо спешить очистить себя покаянием и вместо гордости приобретать смирение, вместо злобы и жестокости — сострадание и любовь, вместо плотской нечистоты — целомудрие и воздержание.

— Если человек постился, пришел в Пасхальную ночь на праздничное Богослужение, но радости праздника в душе не чувствует, чем это можно объяснить?

— Может быть, какие-то грехи человек не заметил в себе, не исповедовал. Особенно за грех осуждения такое может быть. Или человек постыдился и умышленно скрыл на исповеди какой-либо грех.

Ну а потом подвижники учат нас не ожидать радости, лучше считать себя ее недостойным и благодарить Бога за все, что имеем. Мы же с вами имеем так много! Просто привыкли считать это в порядке вещей, забывая за все благодарить Создателя. А ведь уже сама благодарность привлекает благодать Божию, как привлекают ее и дела добра.

Говорят, от Пасхи до Вознесения по земле странствуют Христос и Апостолы в нищенском одеянии. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых и карают жадных и злых.

Так что будем милосердными и щедрыми ко всем, помня, что, подавая ближнему, Самому Господу подаем. Старайтесь, дорогие читатели, эти святочные дни провести с пользой для души.

Христос воскрес единожды две тысячи лет тому назад, но Он дает возможность и поныне совоскреснуть с Ним каждому христианину.

Паки и паки, еще раз поздравляю вас с праздником Воскресения Христова! Живите в радости!

Христос Воскресе! — Воистину Воскресе!

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ беседовал
протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ, г. Новогрудок

Просмотрено: 22 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.