ИНТЕРВЬЮ: Почему так важно празднование Крещения Руси

Закончились праздничные мероприятия, посвященные 1025-летию Крещения Руси. Какой след оставили они в душах людей и почему веру нашу православную нужно беречь, как драгоценную жемчужину, переданную нам в наследство, — об этом наша беседа с Управляющим делами Белорусского Экзархата, ректором Минских Духовных Академии и семинарии, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

— Ваше Высокопреосвященство, складывается ощущение, что во время празднеств Православие заявило о себе на весь мир — настолько масштабными и высокодуховными были торжества в России, Украине, Беларуси.

— Слава Богу за Его великую милость к народам Святой Руси! Впервые такие грандиозные, вселенского значения торжества прошли в трех наших братских странах. Не только Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патри­арх Кирилл, но и Главы, и представители всех пятнадцати Православных Церквей, которые объединяют более 227 миллионов верующих, вместе с народами России, Беларуси, Украины молились о единстве, мире на земле, укреплении нас в истине. Это величайшая милость Божия, в том числе и к белорусской земле.

Важной, но уже в другом плане, была и встреча духовных лидеров Мирового Православия с Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. На ней обсуждено положение христиан во всем мире и высказана особая озабоченность ситуацией на Ближнем Востоке.

Представители высшей духовной власти приняли специальное заявление, подписанное Главами Церквей. В нем они призвали враждующие стороны и всех, кто может оказать политическое воздействие, остановить волну насилия и ввести мораторий на военные действия. Необходимо сесть за стол переговоров и выработать основы мирного урегулирования гражданских конфликтов.

— Высокопреосвященнейший Владыко, сегодня, когда христихристианство во многих уголках земли претерпевает гонения, как же важна наша всеобщая молитва о мире, укреплении людей в вере. И как радостно, что в Минске на Божественной Литургии столько людей молилось вместе с иерар­хами Церкви.

— В Минск на праздник прибыли около пятидесяти тысяч паломников из всех епархий Белорусского Экзархата и из сопредельных государств. В торжествах приняли участие около восьмидесяти Архипастырей.

А начались они Крестным ходом от храма святой Марии Магдалины к Минскому замчищу. Там под открытым небом была отслужена Божественная Литургия, и все это множество людей молилось вместе с духовенством, и соборная молитва возносилась ко Престолу Божию.

Да, это очень важно для наших народов сегодня, когда решаются судьбы мира, — вспомнить, что Создатель рядом и щедр на милости, обратиться к Нему, испросить Его помощи. Великую молитвенную благодать ниспослал Господь на Беларусь. В едином духовном порыве явственно ощущалось, что всех нас роднит вера православная, общность христианского братства.

Нет сомнения, что это событие принесет благой плод, ибо дает нам всем повод прийти к единству, а не к разобщенности. Оно призвано послужить дальнейшему расцвету церковной жизни в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви, укреплению нравственных основ братских наро­дов, получивших Святое Крещение в Днепровской купели, и сохранению духовного единства между нами.

— Высокопреосвященнейший Владыко, современному человеку трудно осмыслить весь путь становления веры со времен Крещения Руси. Но следует признать: все мы свидетели тому, как за четверть века от глухого безбожия возрождалось Православие на нашей земле, как приобретало авторитет в обществе…

— Это и оспаривать никто не может. За минувшие годы без целевого финансирования, заметьте, построено множество храмов, около восьмисот монастырей возрождено. Цифры просто поражают: всего за двадцать пять лет Русской Православной Церковью по всему миру построено двадцать пять тысяч храмов. Это значит, строилось по тысяче храмов в год или три храма в день! Мировая история не видывала подобного духовного возрождения. По человеческим меркам такое просто немыслимо, это настоящее чудо Божие.

И посмотрите, на каком фоне шло это грандиозное и стремительное возрождение, какие «ценности» неустанно насаждались и насаждаются в мире: убийства, дикий разврат, всевозможные извращения. Казалось бы, как можно пробиться духовности через этот содом? Но, вы же видите, вопреки всему Церковь живет, возносятся молитвы, монастыри возрождаются, люди несут подвиг служения Богу. Своими силами ведется строительство храмов.

Взять хотя бы наш епархиальный Свято-Елисеевский Лавришевский монастырь: еще пять-шесть лет назад до него нельзя было добраться по весне, когда разливался Неман, на лодке разве только. Сегодня уже мост хороший построен через реку, обитель ожила, много паломников приезжает. И таких примеров можно привести немало.

Нам дано воочию убедиться, что Господь — Хозяин истории. И Он позволяет нам быть соучастниками Божественного строительства — это милость Его великая к нам и, еще раз повторю, несомненное чудо.

К счастью, сегодня многие тянутся к вере, храмы не пустуют. Встречаясь с людьми, я поражаюсь вновь и вновь, что и в миру некоторые живут очень высокой духовной жизнью и никакая нечистота их не касается.

— И в том, Владыко, есть заслуга храмов и монастырей: ведь человек огромную духовную пользу получает от соприкосновения со святынями. Это великая отрада для души в наше непростое время.

— А когда времена были простыми? Всегда жить по вере было трудно — грешить куда легче.

Наше время отличается лишь тем, что больших высот достиг технический и научный прогресс, а вот грехи и добродетели остаются неизменными во все времена. И право выбора пути остается неизменным для каждого человека.

Господь призывает нас к Себе ненавязчиво, по-отцовски, но нам дано своей волей решать, по какой дороге идти. Мы сами обрекаем себя или на радость, или на муку.

— Сегодня те, кто чего-то достиг в материальном плане, как правило, предпочитают жить ради себя, и чужие невзгоды их не волнуют. Но в конце концов не себя ли обрекают они на муку своим равнодушием?

— По свидетельству Евангелия и святых отцов, на Страшном Суде в первую очередь Господь обратит внимание на то, совершал ли человек дела милосердия. Это очень важно: ведь делами добра умягчается сердце. При трудностях современных помочь нуждающимся людям — значит, снискать на себя благодать Божию, если, конечно, делается добро от чистого сердца.

Кстати, греческое слово «элиос», которое мы переводим как «милосердие», заключает в себе куда более широкий смысл: это не только сострадание, но и вера, верность, преданность. Без милосердия и ближние становятся дальними или даже врагами.

Тот, кто очень хочет избавиться от окамененного нечувствия, не должен ни на минуту забывать о вечной жизни, чаще приводить себе на память муки грешников в аду, которые никаким человеческим языком не описать. Православие именно об этом и напоминает нам, что не всякому по душе. Мэр столицы Исландии Йон Гнарр, например, высказался так: православие — это страшно.

Конечно, страшно для тех, кто живет временным. Ум и сердце бедных тружеников суеты наполнены житейскими хлопотами, и даже одна мысль о Вечности, как яркий луч солнца, будоражит совесть, открывает больной душе состояние ее. Не тем ли более надобно заботиться нам, как спастись от вечных мук? Ведь время перед лицом Вечности — лишь мгновение…

— Высокопреосвященнейший Владыко, люди часто интересуются, спасутся ли не православные. Например, сектанты уверены, что они попадут в рай.

— А вы спросите сектантов: где их святые угодники, чудотворцы, — пре­подобные? Их нет у них, да и быть не может. Ведь сектанты не признают их и тем самым доказывают, что их вера не есть святая, если не являет святых угодников, не освящает людей. Их вера не есть чудотворная, если не имеет она своих чудотворцев. Их вера не есть спасительная, так как никого не свершила препо­добным. И, конечно же, их вера не Христова, потому что не на Кресте Христовом основана.

Но судить всех будет только Господь. Он никому не дает права на это. Наше дело — жить по Его Заповедям, вершить добрые дела, благодарить Его за то, что мы — православные. Не спать духовным безмятежным сном, а встрепенуться и всю волю, ум и сердце направить на то, чтобы жить по-христиански и творить богоугодные дела.

Сегодня в мире много зла: распадаются семьи, убиваются чада во чреве матери, многие молодые люди погрязают в пьянстве и наркомании. Без веры в Бога не одолеть ни обществу, ни конкретному человеку эти пороки. Лишь Господь повернувшимся к Нему готов простить грехи и подать благодатную помощь. Он милует не только отдельного человека, но даже целые племена и народы, если в них славится имя Его Святое.

Почему так важно празднование Крещения Руси? Потому что народы наши, имеющие одну веру, историю и культуру, не могут позволить себе порушить духовное единство, с давних времен хранимое благодатной Божией силой.

Дай Бог всем нам утверждаться в Евангельской Истине и дорожить верой нашей православной.

Христианский Евангельский закон — это не просто совокупность каких-то Заповедей и правил, определяющих каждый шаг человеческой жизни. Христианский Евангельский закон есть прежде всего животворящий нравственный дух, который в разных проявлениях исходит из одного основного начала — Любви. Вот и давайте все к ней стремиться.

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ беседовал
протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ, г. Новогрудок

Просмотрено: 10 раз.

Рекомендуем

Минская духовная семинария объявляет набор абитуриентов на 2020/2021 учебный год

Желающие поступить в Минскую духовную семинарию, должны подать документы до 7 августа 2020 года.

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.