Исторические приходы столицы: к вопросу о возрождении церковной жизни в г. Минске в 1985-1999 гг.

Протодиакон Владимир Назаров

Апробационная статья студента III курса Минской духовной академии протодиакона Владимира Назарова посвящена рассмотрению возрождения исторических приходов г. Минска в период с 1985 по 1999 гг. Описано становление церковной жизни в Минском Свято-Духовом соборе, церкви святого благоверного князя Александра Невского, восстановление приходских общин собора святых первоверховных апостолов Петра и Павла и храма Святой равноапостольной Марии Магдалины. На страницах публикации приводится ряд уникальных данных, которые впервые становятся доступными широкому кругу читателей. Статья может быть интересна для исследователей-богословов, историков, социологов и всех неравнодушных к истории Православия на землях Белой Руси

Специфичная политика советской власти в отношении Православной Церкви привела к развитию ряда сложных феноменов в ее жизни на протяжении всего XX-го века. Непростым бременем для Церкви стали гонения против верующих в последние годы правления Н.С. Хрущева (1958–1964). В это время в планы государства входило превращение БССР в область, где религия была бы изжита полностью. На данном поприще советская власть добилась определенных результатов, что хорошо прослеживается при оценке конфессиональной ситуации в г. Минске в 80-е годы XX века. Тогда в городе с полуторамиллионным населением действовало только два православных храма: Минский кафедральный Свято-Духов собор и церковь святого благоверного Александра Невского на Военном кладбище. В 1985 г. было открыто новое здание Минского епархиального управления, в котором размещалась: резиденция митрополита Минского и Слуцкого Филарета, с 1989 г. – Управление Белорусского Экзархата и Минское духовное училище.

Традиционно начальной точкой либерализации государственной религиозной политики в СССР принято считать события, связанные с празднованием тысячелетия Крещения Руси в 1988 г., после которых произошел ряд позитивных изменений в сфере религиозного законодательства и церковно-политической жизни: Совет по делам религий при Совете Министров СССР отменил действие нормативных документов, накладывавших ограничения на деятельность приходов и общин (28 января 1988 г.), в 1989 г. 192 православных священнослужителя были избраны народными депутатами Советов различных уровней. Статус полноценного юридического лица Православная Церковь получила 30 мая 1991 г. после регистрации Гражданского устава Русской Православной Церкви в Министерстве юстиций РСФСР, одобренного Священным Синодом 31 января того же года [8, С. 12.].

Одним из знаковых событий, ознаменовавших грядущую тенденцию к возрождению Православия в Советской Белоруссии, стало проведение в городе Минске 25 ноября 1990 г. Крестного хода из Свято-Духова кафедрального собора во вновь освященную церковь святой Марии Магдалины.

Общенародное стремление к вере и возрождению церковной жизни особенно ярко проявилось после распада СССР. В постсоветскую эпоху (с декабря 1991 г.) начался новый этап в истории Русской Церкви, который можно условно назвать «Ренессансом» русского Православия: в это время жизнь Церкви приобрела транснациональные, полиправовые и мультикультурные черты. Впервые за всю историю своего существования в юрисдикцию Московского Патриархата были включены церковные структуры, находящиеся на территории множества суверенных и независимых государств [28, С. 121.]. Был снят запрет на освещение религиозной жизни в СССР в СМИ: впервые в истории Советского Союза прошли прямые трансляции богослужений по телевидению.

В целом же за годы пребывания на московском патриаршем престоле Святейшего Патриарха Алексия II (1990–2008 гг.) произошло значительное увеличение количества приходов, монастырей и епархий Русской Православной Церкви. Что касается непосредственно Республики Беларусь, то уже в первые годы после провозглашения ее независимости (1991 г.) наблюдался стремительный рост числа регистраций новых православных общин и повсеместное строительство храмов. В октябре 1989 г. определением архиерейского Собора был образован Белорусский Экзархат. За период с 1989 по 1990 гг. были восстановлены Полоцкая, Пинская, Могилевская, Гомельская и Брестская епархии [32, С. 77.]. С 11 октября 1991 г. территория Минской епархии, получившей статус митрополии в июле 1922 г., стала определяться границами Минской области. После этого митрополит Филарет, находящийся на Минской кафедре с 1978 г., принял титул «Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, Свято-Успенской Жировичской обители священноархимандрит». Минская епархия включала в себя двенадцать благочинных округов: Минский городской, Минский районный, Вилейский, Мядельский, Воложинский, Борисовский, Слуцкий, Молодеченский, Клецкий, Столбцовский, Солигорский, Логойский. Ввиду острой потребности в катехизации новых членов Церкви Христовой на местах начало активно развиваться духовное просвещение.

Перейдем к рассмотрению возрождения церковной жизни на примере анализа важнейших этапов восстановления общинной жизни в исторических приходах столицы.

Центральным храмом г. Минска является Минский кафедральный собор в честь сошествия Святого Духа (1633–1642 гг.), расположенный по адресу ул. Кирилла и Мефодия, 3. История прихода берет свое начало в XVII столетии, когда была сооружена храмовая базилика в стиле виленского (белорусского) барокко с двумя башнями и тремя нефами. История храма берет свое начало в 30-х годах XVII века, тогда в этом здании находился женский монастырь католического ордена бернардинцев [5, С. 12–14].

Закрытый в 1852 г. католический храм через восемь лет был передан Православной церкви. В 1860 г. произошло его освящение в честь святых равноапостольных Мефодия и Кирилла для использования в качестве домового храма Минской Духовной семинарии, разместившейся на территории монастырского комплекса [16, с. 37]. Затем здесь был учрежден православный мужской монастырь, закрытый в 1918 г. Храм действовал вплоть до 1922 г [1, С. 31].

После 1917 г. в здании храма предположительно располагались, последовательно сменяя друг друга: спортивный зал для городской пожарной охраны, архив, пересыльная тюрьма (в 30-е годы). После оккупации Минска фашистскими войсками в 1942 г., благодаря проведению немецкими властями политики религиозной лояльности, в храме было возобновлено богослужение.

В XX веке храм претерпел несколько капитальных ремонтов (на рубеже 70 – 80-х гг., а также в 1996 и 2000 гг.). Во время строительных работ 2000 г. была произведена реконструкция левого придела в честь великомученицы Варвары: его алтарь перенесен на новое место, обновлен иконостас. В 2003 г. началось благоустройство комплекса построек, прилегающих к храму. По состоянию на 1 мая 2012 г. их реконструкция практически завершена, в дальнейшем в этих помещениях планируется размещение аудиторий Минской духовной академии. Строительство духовного центра было начато в конце 2001 г. Место было определено решением Синода Белорусской Православной Церкви. В корпусе зданий Духовно-образовательного центра будут размещены учебные аудитории, общежитие, ректорат, трапезные, библиотека, конференц-зал на 250 мест, академический храм и другие служебные помещения. Также для нужд центра будут использоваться два существующих здания (д. № 27 по улице Торговой и д. № 7/25 по улице Кирилла и Мефодия) [6].

Особым временем для истории минского Свято-Духова кафедрального собора стали 90-е гг. XX столетия, отмеченные проведением ряда знаменательных мероприятий.

В 1991 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II нанес первый, в том числе и в истории Русской Православной Церкви, первосвятительский визит в пределы Беларуси. Пребывая в Минске, он совершил в канун дня празднования Собора Белорусских Святых в кафедральном соборе Всенощное бдение, во время которого даровал храму право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами [3, С. 5–9].

22 июля 1995 г., во время второго апостольского путешествия по Беларуси, Его Святейшество служил Воскресную вечерню в храме.

24 сентября 1998 г., совершая третий первосвятительский визит в Беларусь, патриарх также посетил собор и поклонился его святыням.

12 декабря 1999 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе произошло событие, имеющее общецерковное значение: прославление 23-х новомучеников Минской епархии Белорусской Православной Церкви – священнослужителей, пострадавших в 30–50-е гг. XX века за исповедание Православной веры.

7 декабря 2006 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе минская подвижница Валентина (Сулковская) была прославлена в лике блаженных как местночтимая святая Белорусской Церкви [9]

В настоящее время в столичном кафедральном храме несут служение 14 священников и 7 диаконов, периодически проходят служебную практику новопоставленные клирики Минской епархии. Настоятель – протоиерей Геннадий Дзичковский. Богослужения в минском кафедральном соборе совершаются ежедневно в 9:00 и в 18:00, в 17:00 служатся акафисты (за исключением дней Великого поста). В дни двунадесятых и великих праздников совершаются две Божественные литургии (в 7 и в 10 часов утра), а на Пасху и Рождество Христово – три. Регулярное участие в соборном богослужении принимает Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

На сегодняшний день в храме существуют три алтарных придела: центральный – в честь сошествия Святого Духа, правый – в честь Казанской иконы Божией Матери и левый – в честь святой великомученицы Варвары. Иконостас украшают образы Московской академической иконописной школы. В 2011 г. внутри алтарной апсиды установлена мозаичная иконографическая композиция. Также к Свято-Духову собору приписана молитвенная комната в Детском хирургическом центре на территории Городской клинической больницы № 1.

При храме постоянно действует воскресная школа (директор – прот. Феодор Кривонос, в ней обучается около 90 детей и взрослых), организованы сестричество во имя святой праведной Софии Слуцкой (с 1988 г., руководитель – Е.А. Жилкина, духовник – прот. Игорь Латушко, по состоянию на декабрь 2012 – 30 сестер милосердия) и молодежное братство во имя святого евангелиста Иоанна Богослова (с 2011 г., руководитель протодиакон Виталий Дубяга, по состоянию на декабрь 2012 г. – 40 братчиков). В сети Интернет действует сайт братства по адресу: http://bratstvo.by. В круг задач братства входит: возрождение христианских идеалов в молодежной среде, формирование в общественном сознании положительного образа православного христианина, организация волонтерского движения православной церкви. Учреждение братства состоялось в июне 2011 г. при участии игумена Антония Доронина.

Сестричество и братство Свято-Духова собора занимаются реализацией ряда социальных проектов, в рамках которых производится окормление болящих в Главном военном клиническом госпитале № 432 по пр-ту Машерова, 26, Детском хирургическом центре при ГКБ №1 по пр. Независимости, 64, Республиканском научно-практическом центре травматологии и ортопедии Министерства здравоохранения Республики Беларусь по ул. Кижеватова 60/4, Центре медицинской онкологии и гематологии пос. Боровляны, Минский р-н, Белорусском детском хосписе и других лечебных и воспитательных учреждениях. Сестры милосердия проводят подготовку людей ко крещению, исповеди и причастию, осуществляют уход за немощными; во время богослужения в соборе оказывают помощь духовенству при совершении Таинства Крещения [7, С. 6]. Община храма имеет сайт в глобальной сети Интернет – http://minskcath.anitex.by.

В храме регулярно совершаются венчания и крещения, ежедневно проводятся беседы с венчающимися, крещаемыми и восприемниками, дежурные клирики ведут прием по личных вопросам верующих. Духовенство собора храма взаимодействует с белорусскими СМИ: при их непосредственном участии печатаются рубрики «Мір з Богам» в журнале «Гаспадыня», а также выходят различные статьи духовно-просветительского содержания в таких изданиях, как журнал «Счастливая семья», газеты «Обозреватель», «Белорусская нива» и «Минский курьер». Клирики храма регулярно принимают участие в различных теле- и радиопередачах на белорусском радио и ТВ, отвечая на различные актуальные вопросы. Кроме того, при участии духовенства собора организовано проведение лекций и бесед на базе Минского областного института развития образования, Академии последипломного образования, Минского Суворовского училища, Учебного центра МВД, Минского Областного института повышения квалификации педагогических работников.

В кафедральном соборе постоянно пребывают особо чтимые жителями города чудотворная Минская икона Божией Матери (обретена около 1500 г.), мощи святой праведной Софии, княгини Слуцкой, а также частицы мощей святителя Николая Мирликийского Чудотворца, святой великомученицы Варвары и ряд иных христианских святынь.

Минская икона Божией Матери (память 13 августа с.ст./26 августа н.ст.), согласно преданию, была написана апостолом и евангелистом Лукой. Многие столетия она находилась в Византии, затем была перенесена равноапостольным князем Владимиром из Корсуни в Киев, где хранилась несколько столетий.

В 1482 г., когда Киев подвергся опустошительному набегу завоевателей, образ был брошен в воды Днепра и через некоторое время явился в Минске на р. Свислочь напротив замчища. Жители города с благодарностью Богу восприняли явление образа, и торжественно перенесли икону в центральный городской храм – замковую церковь Рождества Пресвятой Богородицы, где она находилась вплоть до 1616 г. В 1616 г. 18 октября униатский митрополит Иосиф Вильямин Рутской распорядился перенести икону из православной замковой церкви в униатский монастырь Святого Духа [12, С. 9]. После учреждения архиерейской кафедры в г. Минске униатская церковь Свято-Духова монастыря, где хранилась икона, была переосвящена в честь святых апостолов Петра и Павла и получила статус соборного храма. В этом соборе икона находилась вплоть до 30-х годов XX века, пока он не был разрушен советскими властями летом 1936 г. Незадолго до уничтожения храма икона была передана в краеведческий музей. В 1941 г. после отступления Красной Армии стараниями одной благочестивой православной христианки икона была спасена от уничтожения или переправки за границу. Художник и иконописец  Г. Виер отреставрировал икону и передал ее в Свято-Петро-Павловский собор (Екатерининскую церковь) на Немиге. После закрытия этой церкви в 1945 г. икона Божией Матери была перенесена в Свято-Духов кафедральный Собор.

Святая праведная София Слуцкая (память 19 марта с.ст./ 1 апреля н.ст.) родилась 14 мая 1585 года в роду Олельковичей [23, С. 9.], рано осиротела. Ее отец Юрий Юрьевич Олелькович завещал детям под страхом смерти оставаться в православной вере [25, С. 4.]. По достижении совершеннолетия опекуны выдали ее замуж за князя Януша Радзивилла. Брак был заключен 14 октября 1600 г. по православному обряду в Брестском Соборе. Имея в своих владениях г. Слуцк, при сильнейшем униатском и польско-католическом давлении праведная княгиня сохраняла православную веру и выступала ее защитницей [24, С. 24]. При участии мужа католика святая княгиня добилась у польского короля издания грамоты о воспрещении давления на православных в вопросах принятия унии. Благодаря праведной княгине г. Слуцк стал одним из центров сохранения православной веры. Святая праведная София преставилась 1 апреля 1612 года в возрасте 26 лет.

Фасад храма украшен шестиметровым мозаичным изображением Пресвятой Богородицы Оранты, состоящим из 150 тысяч кусков смальты.

Богатую историю имеет собор святых апостолов Петра и Павла (1612 г.) [11, С. 14.], расположенный по адресу: ул. Раковская, 4.

Дату основания храма традиционно относят к 1612 г., когда церковь, освященная в честь святой великомученицы Екатерины, стала основным оплотом в борьбе с унией [33, С. 29.]. В 1613 г. по благословению иерусалимского патриарха Феофана при основанном монастыре было создано братство во имя Иоанна Крестителя [14, С. 53–56.].

Храм действовал на протяжении нескольких столетий, пока не был закрыт советскими властями в 1933 г. На непродолжительное время богослужение в храме было возобновлено в период немецкой оккупации (храм был открыт для верующих с 7 декабря 1941 г.). После освобождения Минска в 1944 г. храм был снова закрыт, в нем был расположен архив [15, С. 53–56.]

В 70-ые годы XX в. во время реставрации был разрушен притвор и восстановлена северная башня, что придало храму его первоначальный облик.

В 1988 г. митрополит Филарет обратился к властям с просьбой вернуть церковь верующим. С 1990 г. у ограды храма было начато служение молебнов, а через год храм был возвращен Церкви.

16 июня 1991 во время своего архипастырского визита храм посетил Святейший Патриарх Алексий II. 7 декабря 1991 г. в здании собора был совершен первый молебен, после которого митрополит Филарет передал храму икону «Спас в силах». В том же году около южной стены храма была сооружена усыпальница с памятным крестом, в которую был помещен прах из захоронений, находившихся на церковной территории.

В 1992 г. рядом с церковью был установлен памятный крест в честь тысячелетия существования христианства на территории Беларуси. Решением Минского городского исполнительного комитета от 30-го декабря 1992 г. храм был включен в список памятников градостроительства и архитектуры г. Минска, после чего под контролем «Комитета по реставрации и консервации памятников культуры» Министерства культуры Республики Беларусь здесь начались работы по его реставрации, включавшие в себя реконструкцию строений и восстановление росписей. Эти работы проводила группа художников-реставраторов творческой мастерской «Бастилия» под научным руководством архитектора А. Кропотова [22].

В 1995 г. были завершены капитальные строительные работы: разобраны монументальные железобетонные перекрытия и перегородки, сконструированные за годы советской власти, которые разделяли храм на четыре этажа со множеством мелких помещений. В 1996 г. приходу был возвращен приходской дом, в котором разместились воскресная школа, просфорня и трапезная.

В 1997 г. над алтарной частью храмы был установлен позолоченный кованый крест, а еще через два года кресты увенчали две боковые башни храмового комплекса.

В 1998 г. внутри церкви была восстановлена мраморная солея с кованой оградой, украшенной бронзовыми серафимами; сооружена мраморная купель, резные киоты для икон, мозаичный пол, восстановлена крыша и притвор. Отличительной чертой восстановленного художником А. Дмитриевым центрального иконостаса является наличие ряда из 12 икон Божией Матери, особо почитаемых на территории Беларуси. Иконостас правого придела святой великомученицы Екатерины был восстановлен художником А. Косиковым, а иконостас левого придела святых мучеников Антония, Евстафия и Иоанна – художником К. Сичко.

На солее храма расположены два мраморных киота с иконами святых апостолов Петра и Павла и святой великомученицы Екатерины. В 1999 г. на звоннице было установлено девять колоколов; 5-го декабря митрополит Филарет совершил торжественное освящение престолов в трех храмовых приделах: главного в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, правого – в честь великомученицы Екатерины, левого – в честь мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских.

В 2003 г. на прилегающей к собору территории проводились археологические раскопки, в ходе которых археологами под руководством П.А. Руссова были обнаружены остатки захоронений, металлические изделия, глиняная и стеклянная посуда, фрагменты строительных конструкций периода XVIII–XIX вв.

В 2006 г. при храме завершилось строительство здания иконописных мастерских.

17 января 2008 г. справа от входа в храм установлен поклонный крест в честь 400-летия со дня кончины благоверного князя Константина Василия Острожского (+1608 г.).

15 мая 2011 г. в соборе произошло прославление преподобного Леонтия Карповича, архимандрита Виленского. Имена 52-х братчиков-основателей в 2012 г. были нанесены на внешнюю стену алтарной части собора [18, С. 5.].

В настоящее время в храме несут послушание 11 священников и 4 диакона, настоятель – протоиерей Георгий Латушко, действует воскресная школа, в которой обучаются 160 детей и 65 взрослых; существует приходская библиотека, фонд которой насчитывает порядка 14 000 томов. При храме действует издательский отдел, готовящий к публикации выпуски газеты «Церковное слово» (с 1997 г.) и другие православные издания. Газета «Церковное слово», основанная Минской Епархией Белорусской Православной Церкви, издается тиражом 9000 экземпляров, пользуется спросом у прихожан и священнослужителей Белорусского Экзархата, главный редактор А. Харитонов [19]. Приход имеет свой сайт в глобальной сети Интернет – http://sppsobor.by. В храме с 1998 г. регулярно проводятся богослужения на белорусском языке. Храм имеет право служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш».

Активную деятельность осуществляют приходские братства и молодежные группы: братство трех виленских мучеников, Свято-Никольское молодежное Братство (кружок «Quo vadis?» — оказывает помощь приходу в организации и проведении праздничных богослужений и мероприятий); спортивно-исторический клуб св. Довмонта Псковского (два раза в неделю проходят спортивные занятия и беседы со священником, организуются летние лагеря в д. Кучкуны). С 1994 г. При храме действует группа «Милосердие», занимающаяся оказанием материальной помощи малообеспеченным семьям, в настоящее время в ее состав входят 10 человек, руководитель – А.Т. Костеневич.

Отдельно следует сказать о деятельности братства трех Виленских мучеников и клуба имени святого Довмонта Псковского как об уникальном для церковных организаций Белорусской Православной Церкви опыте общественного служения.

Братство в честь Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия было учреждено в 1992 г. при Свято-Петро-Павловском соборе города Минска по благословению митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси. Виленские мученики пострадали от рук великого князя литовского Ольгерда в 1347 г., были канонизированы в 1347 г. константинопольским патриархом Филофеем. Возглавляет братство М.М. Матрунчик [11, с. 47–49.].

Целью братства является осуществление христианского служения на ниве просвещения, благотворительности, миссионерской и социальной деятельности. Братство видит свое предназначение в том, чтобы нести благодатный дух Православия в семью, общество, национальную культурную традицию.

Ежегодно братство организует паломничества в Виленский Свято-Духов монастырь для поклонения мощам виленских мучеников.

Просветительская деятельность осуществляется издательским отделом, который выпускает церковные календари, богослужебную, историческую, справочную и другую религиозную литературу.

Лаборатория церковной истории, действующая на базе братства, основана с целью создания основы для церковно-исторических исследований православными учеными и краеведами. Благодаря ее деятельности, подготовлены справочные издания: «Церкви и приходы Минска», «Церкви и приходы Белорусской Православной Церкви», «Святыни Беларуси» и др. Церковно-исторические исследования проводятся по следующим направлениям: история святости в Беларуси, почитаемые иконы Божией Матери в Беларуси, православные просветители, церковное краеведение и др.

В рамках сотрудничества с Библейским обществом Республики Беларусь в составе Библейской комиссии Белорусского Экзархата члены братства участвуют в подготовке перевода Нового Завета и текстов православных богослужений на белорусский язык. Комиссией переведены четыре Евангелия, Деяния Апостолов и Соборные Послания. Эти переводы изданы братством отдельными книгами с параллельными текстами на греческом, церковнославянском, русском и белорусском языках.

Совместно с творческими союзами, учебными заведениями, музеями братство организует тематические встречи, конференции с участием духовенства и интеллигенции, на которых обсуждаются вопросы церковной истории, религиозного просвещения, практические задачи духовного возрождения нации. Братство регулярно проводит следующие мероприятия: международную конференцию «Православие в славянской культурной традиции»; церковно-исторические чтения, посвященные памяти благоверного князя Константина (Василия) Острожского; встречи, на которых затрагиваются проблемы духовности в обществе, белорусской интеллигенции в Церкви, белорусского языка в богослужении, духовного просвещения и издательского дела; проводятся вечера духовной поэзии, презентации книг, журналов.

Хор братства несет послушание на клиросе Свято-Петро-Павловского собора г. Минска, участвует в еженедельных белорусскоязычных богослужениях, в благотворительных концертах, фестивалях церковной музыки, возрождает белорусскую церковно–певческую традицию.

С 1996 г. действует братский дом межцерковных связей «Кинония», на базе которого происходят мероприятия общецерковного значения, например, ежегодные встречи православной молодежи Беларуси, приуроченные ко Всемирному дню православной молодежи (15 февраля, Сретение Господне); мероприятия и семинары для инвалидов, культурные и просветительские встречи.

Социальное служение осуществляется при содействии отечественных и зарубежных благотворительных и дьяконических организаций. Братством выполняются посреднические функции в реализации социальных проектов по линии межцерковной помощи в Беларуси. Ведется работа с детьми-инвалидами, воспитанниками школ-интернатов, детьми, временно находящимися в приемнике-распределителе МВД, организуется летний отдых детей из воскресных школ и из малообеспеченных семей [2]

Спортивно-исторический клуб св. Довмонта Псковского основан в сентябре 1998 г. на базе воскресной школы при Свято-Петро-Павловском соборе. В клубе регулярно проводятся спортивные тренировки и богословские занятия.

В рамках сотрудничества с Белорусской Республиканской Ассоциацией инвалидов-колясочников члены клуба оказывают помощь социально незащищенным слоям граждан. Ежегодно члены клуба принимают участие в проведении летнего детского лагеря.

В 2004 г. клуб организовал паломническую поездку из Полоцка в Псков, во время которой в икону святого Довмонта была помещена частица его мощей [20].

Среди особо чтимых святынь собора можно назвать: иконы святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия Виленских, святого Феодосия Черниговского, святителя Николая, Кирилла и Лаврентия Туровских, мученика младенца Гавриила Белостокского, святого благоверного Довмонта Псковского.

Икона святых виленских мучеников была написана в г. Смоленске в 1993 г. по просьбе Братства Виленских мучеников, после создания этого образа в него были помещены частицы мощей этих святых.

Икона святого благоверного князя Довмонта Псковского была написана в 2004 г. В настоящее время икона находится в мраморном киоте на солее между приделами во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла и во имя святых мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.

Икона святителя Феодосия, архиепископа Черниговского была написана в 2003 г., в этом же году в нее в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Чернигова была вложена частица мощей святого.

Особое место среди церквей Минска занимает храм святого благоверного князя Александра Невского (1898 г.), расположенный по адресу: ул. Козлова, 11, за более чем столетнюю историю существования (действует со 2 февраля 1898 г.) практически не изменил своего внешнего облика: стиль застройки относят к русскому церковному барокко XVII–XVIII веков.

Храм был построен в честь победы армии Российской империи в Русско-турецкой войне (1877-1878 гг.) на месте деревянной церкви, находившейся в Долгом броду (Военном кладбище), на окраине города [30, С. 33.].

На двух мемориальных досках, вмонтированных в центральный неф, выгравированы имена 118 воинов-белорусов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка, погибших при взятии Плевны в Болгарии. За алтарной стеной храма похоронены останки погибших во время этих событий воинов [29, С. 4.]. В 1941 г. во время Великой Отечественной войны в центральный купол храма попала авиационная бомба, но она не взорвалась.

В начале 1960-х гг. власти намеревались закрыть храм, но, благодаря противодействию настоятеля церкви протоиерея Виктора Бекаревича, этого сделать не удалось [31, С. 60.]. Среди его настоятелей известные церковные деятели XX века: протоиерей Евстафий Баслык, протоиерей Виктор Бекаревич, протоиерей Михаил Буглаков.

В 1982 – 1983 гг. стараниями настоятеля протоиерея Михаила Буглакова были проведены обширные реставрационные работы: полностью восстановлен центральный купол; изготовлены и вместе с куполами позолочены новые кресты из нержавеющего металла; наружные стены освобождены от прежних наслоений красок и вновь окрашены. На территории, прилегающей к храму, положен асфальт [21, С. 5.].

С 1985 г. ведется внутренняя реставрация храма. Обновляются росписи внутреннего храмового пространства: написаны фрески с образами Воскресения и Вознесения Господня, внутрикупольные трафаретные орнаменты и херувимы. На сводах созданы фрески с образами белорусских святых: Кирилла Туровского, Евфросинии Полоцкой, Афанасия Брестского; при входе в правый придел помещен образ Жировицкой иконы Божией Матери. Покрыты позолотой многие детали иконостаса, заменены восемь пар оконных рам и переплетов, стены храма отделаны мрамором с деревянными багетами.

В мае 1991 г. рядом с храмом был построен Крестильный храм, где проводится таинство Крещения, занятия воскресной школы, беседы с прихожанами. Росписи Крестильного храма включают в себя сюжеты Богоявления и Рождества Христова, Крещения Руси, белорусских святых на фоне Свято-Александро-Невской церкви. Реставрационные работы проводились также с военными реликвиями храма: походной церковью и полковыми хоругвями 119 Коломенского полка.

В 1998 г. (накануне 100-летия церкви) при участии приходской общины было благоустроено 40 могил вокруг церкви, обновлена звонница, где установили шесть новых колоколов. В юбилейном 2000 г. храм с архипастырским визитом посетил патриарх Алексий II, который передал в дар приходу икону святого благоверного князя Александра Невского.

В настоящее время в храме несут послушание 6 священников и 4 диакона, которые ежедневно совершают богослужение, настоятель – протоиерей Сергий Куракевич. При храме действуют библиотека и воскресная школа, где обучаются 40 человек. В комплекс церковных построек входит крестильный храм, совмещенный с приходским домом, а также молитвенная комната на базе ГКБ №5. При храме существует молодежная группа, которая занимается социально-волонтерской деятельностью.

Среди особо почитаемых в приходе святынь: икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», список иконы Минской Божией Матери, и образ святителя Николая. В правом приделе храма помещена икона Спаса Нерукотворного, автором которой является знаменитый русский живописец Николай Ге. Икона была пожертвована храму одним из его попечителей в конце XIX века. В храме находятся иконы с частицами мощей святого князя Александра Невского, преподобной Евфросинии Полоцкой, праведных Софии Слуцкой и Иоанна Кормянского.

Один из старейших Минских храмов – церковь святой равноапостольной Марии Магдалины (1847 г.) с крестильным храмом  св. Иоанна Предтечи (1992 г.) стала первой, возвращенной верующим: ее освящение было совершено 25 ноября 1990 г. [17, С.64 –71.]

Храм был построен в 1847 г. на территории Сторожевского кладбища [27, С. 21.], занимавшего одиннадцать гектаров [4, С. 49–51]. На рубеже XIX–XX вв. приход храма был небольшим. В настоящее время в число приходских построек входит Крестильная церковь Иоанна Предтечи, освященная в 1995 г. и часовня в честь всех белорусских святых, памятник в честь 200-летия Минской епархии и надгробие протоиерея Михаила Буглакова.

После 1917 г. храм неоднократно закрывали, в его помещении действовали склады и столярная мастерская. В 1934 г. на короткое время храм был передан верующим [13, С. 69.]. Во время Великой Отечественной войны храм был открыт. После закрытия в 1949 г. была проведена реконструкция церковной застройки. С 1949 по 1990 гг. в помещении храма действовал Государственный архив кино-фото-фоно-документов БССР.

В настоящее время храм расположен по адресу: ул. Киселева, 42; к нему приписана молитвенная комната при Военном госпитале по адресу: ул. Варвашени, 26. В храме несут послушание 6 священников и 3 диакона, (настоятель – протоиерей Иоанн Хорошевич), силами которых ежедневно совершается богослужение. Действует воскресная школа (обучается 107 детей, 29 взрослых), сестричество и библиотека. Регулярно издаются приходские листки «Мироносица» и «Свет Христов».

Среди особо чтимых святынь храма мироточивый образ святителя Николая, крест с частицами мощей святых и напрестольный крест, переданный в дар Святейшим Патриархом Алексием II.

Таким образом, политика либерализации религиозного законодательства в СССР и последующая смена политической системы в Республике Беларусь довольно позитивно сказались на жизни Православной Церкви. Не смотря на то, что за годы гонений Церковь была сильно ослаблена, к рубежу 90-ых годов в Минске действовали епархиальное управление и два православных храма, а вскоре были открыты еще два. На основе достижений их материальной и опытной базы продолжился рост Церкви в столице республики. Многие образовавшиеся впоследствии приходские общины и церковные организации начинали свою деятельность на базе исторических приходов, где формировалась основная группы прихожан, определялись кандидаты в священство, готовилась необходимая документация. Благодаря существованию исторических храмов в г. Минске сохранилась преемственность и непрерывность линии церковной жизни с самых первых веков его существования вплоть до настоящего времени.

 

Список использованных источников и литературы

  1. Абушкевич, Л. Минский кафедральный Свято-Духов собор / Л. Абушкевич // Минские епархиальные ведомости. – 1990. – №16. – С. 29 – 31.
  2. Брацтва ў гонар віленскіх мучанікаў // Приход Свято-Петро-Павловского собора [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://sppsobor.by/bractva/vilna/409#more-409. – Дата доступа: 10.03.2013.
  3. Вестник Белорусского Экзархата. – 1991. – №2(7). – С. 5–9.
  4. Возвращение храма. 150 лет церкви во имя святой равноапостольной Марии Магдалины // Минские епархиальные ведомости. – 1997. – № 4. – С. 49–51.
  5. Дзянісаў, У.М. Кляштар бенедыктынак// Помнікі гісторыі і культуры Беларусі. – 1981. – №3. – С. 12–14.
  6. Духовная академия // Информационный портал центра духовного просвещения и социального служения «Всех скорбящих Радость» [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://sobor.by/duhovnaya_akademia.html. – Дата доступа: 10.03.2013.
  7. Жилкина, Е. Первое Белорусское сестричество / Е. Жилкина // Царкоўнае слова. – 2010. – № 21. – С. 6 – 7.
  8. Журнал Московской Патриархии. – 1991. – № 10. – 56 c.
  9. Кривонос, Ф. Житие блаженной Валентины Минской / Ф. Кривонос. – Минск: Православное братство в честь архистратига Михаила, 2009. – 80 с.
  10. Кривонос, Ф. Лекции по истории Православной Церкви Беларуси / Ф. Кривонос. – Минск: Врата, 2012. – 250 с.
  11. Кривонос, Ф. Минская Свято-Петропавловская (Свято-Екатерининская) церковь / Ф. Кривонос, Л. Абушкевич// Минские епархиальные ведомости. – 1991. – № 17. – С. 14 – 18.
  12. Кривонос, Ф., свящ. На водах Свислочи / свящ. Ф. Кривонос // Царкоўнае слова. – 1999. – №9. – С. 8 – 9.
  13. Кривонос, Ф., свящ. Церковь святой Марии Магдалины /свящ. Ф. Кривонос// Минские епархиальные ведомости. – 2010. – №5. – С. 69 – 71.
  14. Крыванос, Ф. Менская Свята-Петра-Паўлаўская (Свята-Екацярыненская) царква //Вестник Белорусского Экзархата. – 1990. – № 4. – С. 53–56.
  15. Мінскі Свята-Духаў кафедральны сабор. – Мінск : Беларусь, 2004. – 67 с.
  16. Мы верим, что настанет возрождение православия на нашей земле – в России, Беларуси, Украине / Минские епархиальные ведомости. – 2009. – №1 (88). – С.64 –71.
  17. Николаев, С. Торжества по случаю 400-летия Свято-Петро-Павловского собора г. Минска / С. Николаев // Царкоўнае слова. – 2012. – №29. – С. 4 – 5.
  18. О газете «Царкоўнае слова» // Приход Свято-Петро-Павловского собора [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://sppsobor.by/o-gazete. – Дата доступа: 10.03.2013.
  19. О клубе св. Довмонта Псковского // Приход Свято-Петро-Павловского собора [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://sppsobor.by/bractva/dovmont/1023#more-1023. – Дата доступа: 10.03.2013.
  20. Олина, Э. Церковь на Военном кладбище / Э. Олина //Царкоўнае слова. – 1997. – № 10. – С. 5.
  21. Пачатак рэстаўрацыі // Приход Свято-Петро-Павловского собора [Электронный ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://sppsobor.by/hram/restoration/512#more-512. – Дата доступа: 10.03.2013.
  22. Святая благоверная София, княгиня Слуцкая. Житие / сост. Н.Н. Фоменков. – Минск, 2005. – 32 с.
  23. Святая праведная София, княгиня Слуцкая // Вестник Белорусского экзархата. – 1993. – № 3. – С. 24 – 26.
  24. Святая праведная София, княгиня Слуцкая. Житийное повествование / авт.-сост. свящ. И. Горбунов, Г.Э.Щеглов. – Минск, 2012. – 22 с.
  25. Харитонова, Г. Сохранить: 110-летие со дня освящения минской Свято-Александро-Невской церкви / Г. Харитонова // Царкоўнае слова. – 2008. – №6. – С. 4–5.
  26. Хорошевич, И., прот. В церкви святой равноапостольной Марии Магдалины снова звучит молитва /прот. И. Хорошевич// Минские епархиальные ведомости. – 1991. – № 3 (19). – С. 21 – 24.
  27. Чаплин, Всеволод, прот. Состояние и актуальные вопросы церковно-государственных и церковно-общественных отношений / Всеволод Чаплин // Церковь и время. – 2008. – № 44. – С. 121 – 144.
  28. Шейкин Г.Н. Церковь святого благоверного Александра Невского в Минске. Столетие. – Минск : Виноград, 1998. – 48 с.
  29. Шейкин, Г. Н. История церкви святого благоверного Александра Невского / Г.Н. Шейкин // Минские епархиальные ведомости. – 1998. – №2. – С. 32 – 38.
  30. Шейкин, Г.Н. 110-летие Свято-Александра-Невского храма города Минска 2008 / Г.Н.
  31. Шейкин // Минские епархиальные ведомости. – № 3 (86). – С. 59 – 60.
  32. Шейкин, Г.Н. Двухсотлетие минской епархии / Г.Н. Шейкин // Минские епархиальные ведомости. – Минск : 1993. – № 1–6 (31–36). – С. 70 – 77.
  33. 400 гадоў у праваслаў’і. Гісторыя і сучаснасць Свята-Петрапаўлаўскага сабора ў Мінску. – Мінск, 2012 – 224 с.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.