К 100-летию митрополита Сурожского Антония в Москве состоялся круглый стол «Богословие и реальность»

Круглый стол на тему «Богословие и реальность», посвященный 100-летию митрополита Сурожского Антония (1914-2003), состоялся 6 июня в Доме русского зарубежья им. А.И. Солженицына. Вечер начался с просмотра записанного на видео рассказа митрополита Антония о его юношеской встрече с Христом: во время чтения Евангелия 14-летний Андрей Блум ощутил – не в видении, не в зримом образе, не в своем воображении – реальное присутствие Спасителя. Эта встреча определила всю дальнейшую жизнь будущего иерарха Русской Православной Церкви.

Как заметил один из участников круглого стола, богослов Петр Михайлов (ПСТГУ), «реальность» — одно из самых частотных слов в языке митрополита Антония. «Он говорил о реальности Божественного бытия. Наша же реальность – иллюзорная, лишь по причастности к истинной реальности», — отметил П. Михайлов.

Именно это ви?дение реальности Царства и свидетельство о нем ставит митрополита Антония в один ряд с теми, кто видел Христа при жизни или с апостолом Павлом, считает диакон Петр Скорер, многолетний сослужитель митрополита Антония. «Наш владыка тоже является равноапостольным – он Бога видел… Мы воспринимаем подлинную реальность по мере данной нам благодати», — сказал он. Пропев вместе со всеми «Вечную память» митрополиту Антонию, о. Петр выразил надежду: «Может быть, настанет время, и мы будем петь ему величание».

Дар встречи с живым Христом (а знавшие митрополита Антония упоминали о том, что подобные встречи в его жизни происходили и позже) требовал от митрополита Антония огромных духовных усилий, постоянного «воспитания сердца», продолжила Фредерика де Грааф, врач I Московского хосписа, духовная дочь митрополита Антония. Она напомнила его слова о том, что в юности он был «твердым, окаменелым, закрытым». «Надо было много лет бороться с собой, чтобы стать беззащитным, …отречься от себя. Через общение с Христом в молитве он научился так воспитывать свое сердце, чтобы видеть в каждом человеке реальность вечной жизни», — сказала Фредерика де Грааф.

По словам протоиерея Владислава Каховского, в юности будущий митрополит Антоний «получил дар любви, и мы пользуемся этим великим дарованием и дальше будем пользоваться». Но как от самого митрополита Антония требовались усилия, так и от воспринимающих его слово тоже нужно «усилие принятия дара», отметила философ, сотрудник Дома русского зарубежья Наталья Ликвинцева. Она уподобила слова митрополита Антония «распахнутому окну, которое нас приглашает в гостеприимное пространство Божьей любви». Но чтобы «подставить себя под эти лучи, которые на нас изливаются», необходимо, как говорил митрополит Антоний, «научиться быть» — через «отказ от себя прежнего», через переоценку и покаяние, через приобщение Христу.

Психолог Федор Василюк заметил, что митрополит Антоний говорит «не о реальности, а от нее» — как человек, непосредственно причастный горнему миру. Приведя примеры из клинической практики, психолог обратил внимание на активную роль человека в восприятии реальности — «соучастие в собирании реальности».

Будучи ученым-биологом, Елена Садовникова поставила вопрос о соотношении реальности видимого и невидимого миров. Общаясь более десяти лет с митрополитом Антонием (врачом по образованию), она поняла, что для него в этой области нет противоречий. Митрополит Антоний говорил: «Бог для меня – факт. И вокруг Него я выстраиваю свое мировоззрение…». По его словам, и мир «вещей невидимых», и реальность тех вещей, которые можно изучать, опыты над которыми можно экспериментально доказывать, повторять и т.д., – подлинны, но они могут не совпадать. Размышляя об этом, митрополит Антоний говорил о Сотворении мира, причем – «как свидетель этого процесса», вспоминала Е. Садовникова.

Стоит говорить не о двух, а о трех реальностях, которые проявляются в свидетельстве митрополита Антония, считает библеист Анна Шмаина-Великанова. Первое – это видимый мир, который очевиден для всех; второе – «вещи невидимые», где мы должны положиться на таинственный опыт равноапостольных людей»; третья реальность – любовь. Обратившись к проповеди митрополита Антония о чуде в Кане Галилейской, она подчеркнула, что митрополит Антоний говорит о чуде как о «трансформации реальности». Для этого необходимы «условия», которые своим примером показала Богоматерь: «бесконечная вера в Христа», «бескорыстная любовь к людям», послушание Христу. Говоря об этих условиях, митрополит Антоний заключает, что любовь – «это дверь в новую реальность Царства; это чудо, доступное каждому». «В условиях, создаваемых нами, любовь невозможна. Но только совсем невозможное – действительно, можем мы сказать вслед за владыкой», — заключила А. Шмаина-Великанова.

Когда все приглашенные высказались, в беседу включились участники из зала, как это принято на семинарах, посвященных наследию митрополита Антония. Один из главных обсуждаемых вопросов касался того, как удержать в себе и передать другим тот опыт встречи с реальностью, о котором всю жизнь свидетельствовал митрополит Антоний. «Если это наш глубокий, подлинный опыт, то надо им поделиться, но только трезво и собранно. Важно, чтобы у другого человека был вопрос, нельзя никого переубеждать, а только – свидетельствовать», — ответила Фредерика де Грааф. О. Владислав Каховский отметил ключевую роль участия в церковных таинствах в том, чтобы «удержаться» в причастности к высшей реальности и иметь возможность углубить эту причастность.

В заключение встречи было объявлено о том, что вечер воспоминаний, посвященный 100-летию митрополита Сурожского Антония, состоится 25 июня в Культурном центре «Покровские ворота».

МинДАиС / Bogoslov.ru

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.