Консилиаризм: католичество и кафоличность

Боишко Иван 2 курс МинДА

image001.pngНедавно известный швейцарский католический священник и богослов Ханс Кюнг опубликовал открытое письмо к епископату Римско-Католической Церкви. В нем содержится критика действующего понтифика – Бенедикта XVI, который «преднамеренно противостоит Вселенскому Собору, который, согласно церковному праву, представляет собой высшую власть в Католической Церкви»[1]. Такие слова отражают актуальность вопросов консилиаризма для Римско-Католической Церкви сегодня.

Второй Ватиканский собор провозгласил, что «Христос управляет Церковью через Верховного Первосвященника и Епископов»[2]. Согласно такому воззрению Вселенский собор епископов, имеет смысл постольку, поскольку он собирается под председательством папы или его легатов, а решения этого собора имеют обязательный характер для верных в силу утверждения его римским епископом[3]. Однако в среде Римско-Католической Церкви до сих пор все еще актуальны вопросы консилиаризма. Так, вокруг выработки экклезиологической схемы II-го Ватиканского собора заметна дискуссия относительно того, может ли существующая схема в области экклезиологии вообще называться «католической» (т.е. соборной, кафолической), поскольку она отражает только латинскую традицию последних ста лет[4], а греческая и древняя латинская в ней не отражены[5]. Очевидно, что в католической экклезиологической схеме последнего собора чуждо древнее понятие кафоличности, соборности, мысли о котором, впрочем, высказываются до сих пор. Данный вопрос в контексте Вселенских соборов включается не в причину или мотивы их созыва, а в смысл созыва соборов как таковых. Восприятие консилиаризма как ереси отрицает сам смысл Вселенского собора или сводит его до совещательного органа при папе Римском. Даже созыв Второго Ватиканского собора[6] стал возможным после нелегкого периода т.н. «формирования соборного («консилиарного») сознания» в среде католического духовенства.

Само появление консилиаризма как богословского течения в Римской Церкви в Средневековье было ответом папскому абсолютизму, становление этого течения происходит как богословская реакция на усиливавшуюся в Средние века безраздельную власть римского понтифика. Со стороны папства высказывались самые неограниченные властные притязания. Выходом из этого, к которому обращали свои взоры и умы многие «благомыслящие люди того времени, была древнейшая епископальная система, как она определялась во времена Киприана и Августина»[7].

Когда в 1380 году «Сорбоннский университет первым опубликовал экспертное мнение, что необходимо созвать Вселенский собор»[8], ради преодоления великой схизмы папства, то такое мнение вызвало резкое недоумение в церковной среде, поскольку согласно каноническим принципам Римской Церкви папы не подлежали никакому человеческому суду. Согласно утверждению папы Иннокентия III, «наследник святого Петра, поставленный между Богом и человеком, ниже Бога, но выше любого человека; он судит всех, но не может быть судимым никем»[9]. Однако, все же отцы Констанцского собора 1414-1418 гг. возвели в формальное определение то, что до сих пор высказывалось только частными лицами устно или письменно, а именно, что «собор Констанцский, правильно созванный от имени Духа Святого и составляющий собой собор Вселенский, бывший представителем воинствующей Церкви, свою власть получил непосредственно от Господа, и ему обязан повиноваться всякий, каково бы ни было его достоинство, даже хотя бы и папское достоинство»[10].

 


 [1] Известный швейцарский католический богослов Ханс Кюнг обратился с открытым письмом к епископату Католической Церкви // Седмица.Ру [Электронный ресурс]. – 2001. – Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/news/1113572.html. — Дата доступа: 22.04.2011.

 [2] Священный Вселенский Ватиканский Собор II. Догматическое постановление о Церкви. – 1966. – С. – 19. Далее говорится о том, что «Коллегия или состав Епископов обладает властью не иначе как совместно с Римским Первосвященником, преемником Петра, в качестве Главы, который сохраняет всецело первенство власти над всеми, как пастырями, так и верными» (См.: Там же. – С. 26)

 [3] General Councils // Catholic Encyclopedia [Электронный ресурс]. – 2009. – Режим доступа: http://www.newadvent.org/cathen/c.htm. — Дата доступа: 22. 04. 2011.

 [4] Т.е. II-пол. XIX-го – I-я пол. XX вв.

 [5] История II Ватиканского собора. Т. II: Фрмирование соборного сознания / Общ. Ред. Дж. Альбериго, А. Бодров, А. Зубов (Серия «История Церкви»). – М.: ББИ св. апостола Андрея, 2005, — С. 406.

 [6] Несмотря на то, что это была инициатива самого папы.

 [7] Джеймс С. Робертсон и И.И. Герцог. Указ. соч. – С. 321.

 [8] Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви // Седмица.Ру [Электронный ресурс]. – 2001. – Режим доступа: http://www.sedmitza.ru/text/434826.html. — Дата доступа: 23.04.2011.

 [9] Там же.

 [10] Джеймс С. Робертсон и И.И. Герцог. История Христианской Церкви от Апостольского века до наших дней. В 2-х томах: т. 2-й. – СПб, 1891. – С. 335. 

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.