Наши духовные ценности и традиции предков

Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий

Май для служителей Православной Церкви был насыщен праздничными Пасхальными Богослужениями, всевозможными благотворительными мероприятиями, встречами. Одним из выдающихся событий, в том числе и для Новогрудской епархии, стало поклонение святителю Спиридону Тримифунтскому, святая десница которого побывала в соборе Жировичской обители. А сейчас идет активная подготовка Православной Церкви и светских властей к празднованию 1025-летия Крещения Руси. Обо всем этом наша беседа с Управляющим делами Белорусского Экзархата, ректором Минских Духовных Академии и семинарии, наместником Свято-Успенского Жировичского монастыря архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ.

— Май в этом году действительно оказался щедрым на события… Как на все хватает сил, Ваше Высокопреосвященство?

 — Господь всегда и каждому дает силы на добрые дела. В середине мая Он и укрепил нас прибытием в Беларусь святой десницы великого Божия угодника святителя Спиридона Тримифунтского.

Конечно же, для нашей республики это большое событие. Очень и очень многие верующие ощутили великую благодать, поклонившись святому, а некоторые получили и исцеления от болезней.

Казалось бы, Жировичи — сельская местность, но в монастырь приезжали люди из всей Беларуси, до четырех часов и более стояли в очереди, чтобы покло­ниться святым мощам.

— Нельзя не отметить, Ваше Высокопреосвященство, что это удивительный святой, мощи которого уже сами по себе являются чудом…

— Да, мощи святого Спиридона Тримифунтского обладают уникальными свойствами: мало того, что они остаются нетленными на протяжении почти ты­сячи семисот лет, так еще и продолжают сохранять мягкость, свойственную живому человеческому телу.

Четыре раза в году в праздничные дни из серебряной раки достают святые мощи и полагают в иной саркофаг, где они стоят вертикально, а когда вновь возвращают в раку, принимают прежнее горизонтальное положение. Саркофаг с мощами святого на носилках несут на плечах четверо священнослужителей под специальным золототканым балдахином. Впереди следуют Архиереи, всех чинов духовенство, читаются Евангелие, ектении и коленопреклонные молитвы.

Ближе к храму многие люди, надеющиеся получить исцеление, выходят на середину мостовой впереди Крестного хода и ложатся на спину, лицом вверх, рядом кладут своих детей, чтобы нетленные мощи святителя

Спиридона пронесли над ними. При этом происходит множество исцелений. Священник, сопровождавший святые мощи, рассказывал, какое чудо совершилось в этом году на Пасху Христову. Привезли на коляске мальчика-инвалида, который не мог ходить. Они с матерью усердно, как могли, молились, затем мальчика приложили к мощам — и он встал на ноги и пошел на глазах у всех присутствующих.

— Когда-то еще Николай Васильевич Гоголь был просто потрясен, побывав на острове Корфу. Что его так сильно впечатлило?

— О той поездке писатель рассказывал своему духовнику, знаменитому Оптинскому старцу иеромонаху Амвросию, а также монастырской братии, и об этом упоминает старец в одном из писем.

В праздник с большой торжественностью обносили святые мощи святителя Спиридона вокруг города. Все присутствующие благоговейно и трепетно прикладывались к ним, лишь один путешественник-англичанин скептически ко всему относился. И даже осмелился заявить, что на спине святого просто сделаны надрезы, а тело его тщательно набальзамировано.

Но когда этот британец подошел к раке святителя Спиридона, его мощи на глазах у всех… медленно приподнялись и обратились своею спиной именно к этому Фоме неверующему.

Нетленные мощи святителя Спиридона пытались исследовать ученые с мировым именем, в чем Церковь им не препятствовала. Только вот и биофизики, и биохимики, тщательнейшим образом изучив мощи, лишь развели руками: кроме чуда, нет иного объяснения тому, что может видеть любой человек.

— Святитель Спиридон родился в бедной семье, с детских лет пас овец и не мог достигнуть вершин учености. Он не был богословом, а Церковь почи­тает его как великого Божия угодника. Как же возможно было, Высокопреосвященнейший Владыко, совсем простому человеку сподо­биться святости.

— Разными путями люди угождают Богу и достигают святости. «Если кто хорошо молится, — говорит «Добротолюбие, — тот богослов. Если кто богослов — тот хорошо молится». Об этом же пишет и преподобный Нил Синайский.

А святитель Спиридон с детства имел непрестанную память о Боге. Своей чистой и богоугодной жизнью он подражал ветхозаветным праведникам: Давиду — в кротости, Иакову — в сердечной доброте, Аврааму — в любви к странникам.

Необычайная доброжелательность и душевная отзывчивость привлекали к нему людей: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых. Не гордыню он взращивал в душе, как бывает порой у иного богослова, а в смирении сердца добродетели. Вот Господь и показал на этом простеце, достигшем высокой святости, что ценно для Него в человеке.

— 28 июля мы отмечаем день памяти святого равноапостольного князя Владимира и Крещение Руси. В этом году исполняется 1025 лет, как народы Украины, России и Беларуси стали православными. Ваше Высокопреосвященство, для человека современного эта дата действительно значимая?

— Она, безусловно, имеет большое значение для стран исторической Руси. Вместе мы прошли огромный путь, и время показало, что когда мы вместе, то об­ретаем мощь, а когда разъединены, ни к чему хорошему это не приводит. Куда бы ни перемещались в наше время финансово-политические и религиозно- культурные центры, духовная связь народов все равно существует, и только, наверное, полное наше духовное обнищание с утратой веры способно ее пре­рвать.

Крещение Руси явилось краеугольным камнем, сакральным очагом и той духовной колыбелью, из которой сформировались вся наша культура, сознание, а главное — дух. Крещение дало тот духовный стержень народам, который есть православная вера.

— Казалось бы, лишь недавно мы праздновали 1000-летие Крещения Руси, а пролетело уже двадцать пять лет. Можно ли назвать их годами воз­рождения, Владыко?

— Несомненно! Это двадцатипятилетие можно считать годами расцвета Церкви. Это время, когда строились храмы, оживала духовная жизнь народов, воз­рождалась вера.

Посмотрите, сколько церквей воздвигнуто за такой короткий период, сколько христианских общин создано, миллионы людей стали воцерковляться. А вместе с этим стали меняться психология людей, культура, этические нормы. Поэтому значение каждого года возрождения православной духовности невозможно переоценить.

— Праздновать 1025-летие Крещения Руси планируют все три наши страны — Беларусь, Россия и Украина?

Да, праздничные мероприятия планируются в этих трех странах, чтобы, как сказал Святейшей Патриарх Кирилл, «Крещение Руси зафиксировалось в истори­ческой памяти наших людей и стало побудительной причиной к дальнейшему всестороннему духовному и культурному развитию наших народов».

Уже сейчас республиканский оргкомитет занимается этими вопросами, утвержден план мероприятий, выдвинуты кандидатуры от Беларуси в состав Церковно- общественного организационного комитета по подготовке и проведению празднования.

— Высокопреосвященнейший Владыко, а где планируются главные торжества — в Москве или Киеве?

— Кульминационные события будут проходить в трех столицах — Москве, Киеве и Минске. Предполагается, что начнутся они в Москве 24 июля, в день памяти святой благоверной княгини Ольги.

Торжественные Богослужения будут проведены во всех храмах, запланировано также множество духовно-просветительских мероприятий: научные конференции, Крестные ходы, выставки, вечера, встречи, концерты — программа весьма разнообразная.

В Беларуси торжества, посвященные 1025-летию Крещения Руси, предполагаются не только в центральных городах, но и во всех епархиях. Участие в них примут также различные церковные молодежные объединения и братства.

В Минске главным событием станет Божественная Литургия под открытым небом с участием Святейшего Патриарха Кирилла. В столицу приглашены все гла­вы Поместных Православных Церквей, общественные деятели, политики, ученые, предполагается и присутствие глав государств.

На тему «История Крещения Руси» пройдут конкурсы детского рисунка, сочинений старшеклассников, киносценариев.

И все это очень актуально: нам нельзя забывать свои истоки, нужно знать и возрождать православные традиции предков. Как дерево без корней не может жить, так и любой народ.

Беларусь — духовная часть единой Святой Руси, которая имела и имеет очень большое значение для всей цивилизационной общности.

В наши дни соблазном «национальных свобод» разорвано единство, скрепленное когда-то подвигом сонма исповедников и страстотерпцев, а они насмерть стояли за святую веру. И Православная Церковь — именно та сила, которая скрепляет наши народы.

Суть развития человеческой истории — во всеобщей победе благодати, добра, в отрицании суеты и земных страстей, в стремлении к святости. Свет Христов, просветивший наших далеких предков, сияет на земле нашей до сего дня. Дай Бог нам к нему стремиться.

— Спаси Господи, Владыко, за содержательную беседу.

С архиепископом Новогрудским и Лидским ГУРИЕМ беседовал
протоиерей Вадим КУЗЬМИЧ, г. Новогрудок

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи в третий номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.