Рождественское послание Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси

07 января 2005 Версия для печати

«И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий»

(Ин. 1: 34)

Возлюбленные архипастыри, пас-тыри, монашествующие и все верные чада Белорусской Православной Церкви!

Свидетельство Предтечи и Крестителя Господня Иоанна о том, что Иисус, Сын Марии из Назарета есть Спаситель мира, впервые прозвучало, когда Господь вступил на Свой крестный путь проповеди Евангелия.

Тридцать лет отделяли это событие от той ночи, когда в Вифлеем из маленького Галилейского города Назарета пришел старец по имени Иосиф вместе с Девой Марией, ему обрученной.

Вифлеем был переполнен: множество людей прибыло в град Давидов для переписи, которая совершалась во всех пределах Римской империи по приказу Августа кесаря.

Святое Семейство не смогло найти свободного места ни в гостиницах, ни в домах жителей города, и потому им пришлось довольствоваться небольшой пещерой на окраине Вифлеема, где в непогоду пастухи содержали овец. Здесь были ясли для зерна, немного соломы и достаточно места для путников и для их домашних животных.

Но именно здесь родился Царь царствующих и Господь господствующих! Именно эта премудрая простота отличает условия и обстоятельства Рождества Христова, которые свидетельствуют о предельной скромности, тишине и смирении, с которыми Сын Божий вошел в мир, сотворенный Им Самим по воле Бога Отца.

Возлюбленные братья и сестры! Вторя свидетельству Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, мы ежедневно и ежечасно исповедаем нашу веру в то, что Господь Иисус Христос есть Сын Божий, Новый Адам, Мессия рода человеческого. Мы веруем, что вместе со своим Спасителем каждый христианин рождается свыше в таинстве Крещения, проходит крестный путь своего исповедания, переживает Голгофу своей веры и воскресает для Жизни Вечной со Христом. И потому в святые Рождественские дни мы призваны с особым вниманием вспоминать события Боговоплощения и находить в них наставления для наших умов и сердец.

Пример такого научения дает нам прославленный со святыми митрополит Московский Филарет (Дроздов). Размышляя о Вифлеемском вертепе, он призывает не только своих современников, но и нас с вами: «Позаботимся, чтобы, помня об уничижении Господа, самим никого не уничижить: ни подвластных, ни бедных, ни живущих в невежестве».

Мы же нередко начинаем гордиться своим христианским ведением и порою даже претендуем на право судить о спасении иных людей, тогда как должны смиренно помнить, что спасение каждого человека — в руке Божией.

Вдумаемся в слова Ангельского славословия в ночь Рождества Христова: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лк. 2: 14). В этом песнопении нам явлен путь устроения жизни каждого человека на земле! По слову Ангельского гимна, подлинный мир может установиться лишь тогда, когда он созидается на основании Божественного закона жизни и при условии благой воли людей.

К сожалению, в наши дни мы становимся свидетелями обратного: в святых для человечества местах, какими являются библейские земли на Ближнем Востоке и в Меджуречье, идет кровопролитная война. В дорогом для сербского народа и для всего православного мира Косове разрушаются православные храмы и монастыри.

И в это же время парламентские представители стран объединенной Европы, вопреки волеизъявлению христианского большинства ее жителей, принимают текст общеевропейской Конституции, в котором ни словом не отражено место и значение христианских основ в историческом формировании европейской цивилизации!

Поэтому сегодня каждому христианину на всяком месте его жительства предстоит вновь и вновь исповедовать символ своей веры и жить в соответствии с этим исповеданием. А значит, необходимо не на словах только, но на деле «родиться свыше» (Ин. 3: 6-7), как говорил Господь Иисус Христос в беседе с Никодимом в начале Своего Евангельского служения.

Сегодня, в Рождественские дни мы должны еще раз задуматься, что означает для нас это «рождение свыше». Мир сердца и стяжание даров Духа Святого в противовес плотскому миру — вот в чем состоит долг каждого, кто верует в Иисуса Христа, Сына Божия.

Не дерзкий ропот, не боязливое уныние должны проявлять мы, но твердое упование на милосердие Божие и на конечное торжество всеблагого Божественного Промысла. А Промысл Божий неизменно стремится привести мир ко спасению, хотя путь этот нередко проходит через страдания и болезни, бедствия и испытания.

Возлюбленные братья и сестры! Возвращаясь к Богомладенцу Христу, мы находим в Его детском возрасте образ и нашего с вами духовного взросления. Евангелист Лука повествует: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков» (Лк. 2: 52). Подобно и христианская мера духовного возраста должна измеряться ничем иным, как нашей взаимной любовью к Богу и к людям.

Позднее, во время Тайной Вечери, Господь подтвердил истинность этого единственного пути спасения, сказав Своим последователям: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35). Впрочем, эту заповедь слышали лишь одиннадцать Его учеников, потому что двенадцатый уже спешил предать своего Учителя…

От Рождества Христова и до наших дней учение нашего Господа по-разному воспринимается теми, кто слышит Евангельское благовестие. Но также было и две тысячи лет тому назад! Апостол и Евангелист Лука свидетельствует, что в дни, последовавшие за Рождественской ночью, «все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем» (Лк. 2: 18-19).

Люди, слушая о рождении Иисуса, удивлялись, но часто забывали об услышанном, потому что суета повседневной жизни стирала из их памяти то, что не сохранялось в их сердцах. Вот почему нам так важен пример Богородицы и Приснодевы Марии, Которая слагала в Своем сердце всё, что касалось Ее Божественного Сына. Без участия сердца, без искреннего и всецелого принятия Заповедей Христовых, без настойчивого стремления исполнить хоть малую толику того, чему учил Спаситель, мы не сможем разделить вместе с нашим Господом радость духовной победы над тьмой века сего.

Возлюбленные! Поклоняясь ныне Родившемуся Богомладенцу, мы также можем уподобиться премудрым волхвам, принесшим свои дары к Вифлеемским яслям. По призыву известного церковного проповедника, Преосвященного епископа Феофана Затворника, «принесем Родившемуся золото чистого знания Божественных истин… Смирной пусть будет умерщвление похотей и страстей… Ладаном — устремление к Божественному».

При таком настрое нашем XXI век не будет столь трагичным, каким было минувшее столетие, а Рождество Христово в наших сердцах и во всем мире станет не просто шумным праздником, но и временем богомыслия и благочестия.

Вновь приветствую с Рождеством Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа всех соотечественников наших, на родной земле и в рассеянии сущих, и всех сынов и дочерей из иных народов, которые верны своему христианскому исповеданию и культурно-историческому призванию.

Христос рождается — славьте! Христос с Небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь!

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.