Ректор МинДА выступил с пленарным докладом на XV Свято-Троицких чтениях

3

XV международные академические Свято-Троицкие чтения открылись 27 мая в Русской христианской гуманитарной академии (г. Санкт-Петербург). Их открыл начальник городского отдела по связям с религиозными организациями Владимир Иванов. «Академический характер конференции не умаляет ее важности для общества. Мысли, идеи, которые рождаются в диалоге научного сообщества, Церкви, конфессий имеют большое значение для нашего города. Мы дорожим этой площадкой для государственно-церковного и церковно-научного диалога», — сказал он.

Председатель епархиального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Александр Пелин зачитал приветствие митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия. «Замечательно, что в нашем городе на протяжении многих лет проходит содержательное общение людей, принадлежащих к разным областям гуманитарного знания, к разным научным направлениям и социальным группам, вероисповеданиям. С радостью хотел бы отметить, что несмотря на многочисленные веяния, способствующие отдалению людей друг от друга, возникают условия для плодотворного межличностного, межкультурного, межрелигиозного диалога. Это особенно важно в наши дни, когда объединенные усилия представителей науки, образования, власти, духовенства, гражданского общества столь необходимы для достойного ответа на вызовы, с которыми столкнулось наше Отечество», — сказано в обращении.

Владыка отметил тот факт, что чтения впервые проходят при организационном участии Центра духовно-нравственного просвещения и межрелигиозного диалога, созданного при поддержке Санкт-Петербургской митрополии на базе РХГА. «Работа участников чтений станет примером того, как взаимоуважительная дискуссия, живое действенное спасительное слово порождают искреннюю братскую приязнь, помогают выработать общее понимание истины и справедливости, принципы совместной работы», — говорится в послании правящего архиерея.

Пленарное заседание открылось докладом ректора Минской духовной академии архимандрита Сергия (Акимова). Он рассказал о проблематике веры в богодухновенность Священного Писания с учетом современных знаний о влиянии на авторов книг Библии древневосточной литературы. Как же стоит понимать богодухновенность Писания? Священные тексты имеют двойное авторство: Бога и человека. «Священный текст писался не под диктовку свыше. Он рождался человеком под действием благодати Божией», — сказал отец Сергий. По его словам, именно этот факт обуславливает то, что книги Библии несут на себе влияние не только соседних культур, литературы окружающих народов, но и характера самого автора-человека. «Сравнивая Писание с Богочеловеком Христом, важно вспомнить про родословную Господа. Текст тоже имеет свою родословную, которая, как родословная человека, восходит в итоге к Божественному источнику», — подчеркнул отец Сергий.

Ректор РХГА Дмитрий Богатырев представил доклад «Постсекулярная гипотеза и особенности российской постсекулярности». По его мнению, наибольшой вклад в распространение гипотезы о постсекулярности внес немецкий философ и социолог Юрген Хабермас. Секулярная эпоха следовала за клерикальным Средневековьем, где Церковь и религия были центром и стрежнем культуры. Секуляризация вытеснила религию на обочину жизни, маргинализировала ее. Постсекулярность же — возвращение влияния религии при продолжающейся секуляризации. Протекание этих процессов в России отличается от того, как они происходили в западном обществе. Во-первых, наше политико-правовое сознание находится под влиянием византийского архетипа с его сакрализацией исполнительной власти, во-вторых, секуляризация в России в советское время носила не скептический, а догматический, фактически религиозный характер. Докладчик рассказал также, какие, по его мнению, существуют угрозы для России в постсекулярном мире: «Во-первых, это тотальный мультикультурализм,  угрожающий потере национальной идентичности, во-вторых — клерикализация общества, превращение Церкви в идеологический отдел госаппарата».

Доклад Михаила Смирнова, доктора социологических наук, профессора Ленинградского государственного университета имени Александра Пушкина, назывался «Религиоведение — призвание или профессия?». В иронической форме был поставлен вопрос о том, чем должен обладать человек, чтобы называться религиоведом. Профильным образованием, публикациями в научных журналах, признанием коллег? Выступать как профессионал в исследовательской и преподавательской ипостасях? Но профессия может существовать и без четкого приложения профессиональных усилий. В любом обществе, считает Михаил Смирнов, существует необходимость в адекватном понимании религии. Для этого и нужна профессия религиоведа, в этом ее призвание. «Религиовед — как овод, который жалит общество, не давая ему впасть ни в сладкий сон о религии, ни в кошмарный — о ней же», — заключил он.

Свято-Троицкие чтения — ежегодный форум, включающий научно-теоретические и практические мероприятия, направленные на осмысление истории и современных проблем религии, культуры и образования в ценностно-гуманитарной перспективе. Программа чтений включает ряд научных и культурных событий, среди которых: научная конференция, секционные заседания, научно-практические и научно-методические семинары, дискуссии.

Рекомендуем

Вышел первый номер научного журнала "Белорусский церковно-исторический вестник"

Издание ориентировано на публикацию научных исследований в области церковной истории. Авторами статей являются преимущественно участники Чтений памяти митрополита Иосифа (Семашко), ежегодно организуемых Минской духовной семинарией.

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.