О грехах зависти, сребролюбия и генно-модифицированных продуктах

Архиепископ Новогрудский и Лидский Гурий

Грехи зависти и сребролюбии – пожалуй, главные, которым подвержены сегодня люди. В погоне за прибылями многие не останавливаются ни перед чем. Пример тому – дешевые генно-модифицированные продукты, которые заполонили прилавки. Америка уже ощутила результаты потребления ГМ-пшеницы, изменяющей функции печени, а также ГМ-кукурузы, которая провоцирует развитие раковых опухолей. Но обороты ГМО растут… Почему мы так преступно безответственно относимся к жизни, словно сами себе желаем зла? Об этом наша беседа с ректором Минских духовных академии и семинарии архиепископом Новогрудским и Лидским Гурием, Управляющим делами Белорусского Экзархата.

— Ваше Высокопреосвященство, если проанализировать происходящие негативные процессы с духовных позиций, то, наверное, можно назвать главную их причину?

— Главная причина в греховной нашей жизни. Грех все увереннее чувствует себя на земле, ибо происходит отступление людей от Бога. А если взят курс на удаление от Света, Жизни, то, естественно, мы все с большим ускорением скатываемся во тьму, к страданиям.

Греховные плоды многочисленны и разнообразны — болезни, разрушения, смерть. В наш век высоких технологий, увы, ум человеческий помрачился, воля ослабела, чувства исказились, а душа потеряла целеустремленность к Богу, что увеличивает и отягощает наши страдания.

Мир устроен так, что все мы в этой жизни невидимо связаны единой цепочкой. А потому грех одного человека сеет страдания, болезни, смерть других людей. Как это ни печально, но сегодня грех на уровне общественного сознания практически возведен в норму, поэтому людям, особенно молодым, трудно сориентироваться, что есть добро, а что зло. Рекламируются ложные идеалы, замутняющие совесть, и человек постепенно погрязает в страстях, забывая о Боге и Вечности. Главное — ухватить все, что возможно на земле, а после меня хоть потоп.

— Владыко, если говорить о страстях, то зависть и сребролюбие, пожалуй, главные из тех, которым наиболее подвержены сегодня люди.

— Как она, зависть, многогранна! В ней гордость и властолюбие, эгоизм и самолюбие. Зависть — страшное зло.

Сегодня, когда под культ денег подпали многие, зависть разрастается в душах до небывалых размеров и является, по словам святителя Василия Великого, печалью о благопо­лучии ближнего.

— Как же от нее избавиться, в чем спасение и утешение?

— В искусстве не завидовать. Как считает русский философ Иван Ильин, оно вовсе не сложно. «Дари каждому то, что у него и так есть, и не копайся непрестанно в собственной неполноценности. Поднимайся вверх, не сталкивая вниз другого. Не завидуй! Не завидуй! И — самое важное — научись в большом деле забывать о себе!».

— Я бы, Ваше Высокопреосвященство, назвал зависть родной сестрой сребролюбия…

— Деньги сегодня стали эквивалентом благополучия, иначе, как — считают некоторые, человек не состоялся.

А для достижения этого благополучия все средства хороши. Вот и предлагают «добрые» взрослые несмышленым нашим чадам большой выбор «образцов» для подражания. Со всех экранов им только и показывают, как «крутые» парни с пистолетами и ножами грабят магазины и банки, лихо разделываясь с охраной. В сознание молодых людей это западает, и они поневоле озадачиваются вопросом: а почему бы и мне не попробовать? Вот и растет число преступлений.

Сребролюбие — смертный грех, корень всех зол, как предупреждает нас Апостол (1 Тим. 6:10). Если с ним не бороться, не выкорчевывать из сердца, он приводит к страшным по­следствиям.

Когда-то Иуда из-за этой страсти превратился в предателя Христа и окончил жизнь самоубийством. По преданию, даже дерево, на котором он повесился, дрожало от ужаса и омерзения.

Всякий сребролюбец в какой-то степени подражает греху Иуды и сам приговаривает себя к похожей участи в будущей жизни — пребыванию в аду вместе с падшим апостолом.

— Не зря, Владыко, царь Соломон молился: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне (Притч. 30:8).

— Во все времена сатана искушает человека богатством. Как мудрый правитель, царь Соломон понимал, каким соблазном оно может стать. Еще никого богатство не сделало лучше, напротив, чаще бывает наоборот: у богатых родителей дети то наркоманы, то алкоголем увлекаются и, как правило, неблагодарные эгоисты.

Сердце человека, который собирает богатство лишь здесь, на земле, постоянно грызет скрытый червь — тревога и беспокойство за свое имущество, деньги, доходы.

Есть в Отечнике такая поразительная история. Некогда преподобный авва Даниил, странствуя, остановился на ночлег в одном селении в жилище некоего Евлогия. Он был каменотесом и зарабатывал на жизнь тем, что тесал камни. Себе покупал только самое необходимое, а все остальное раздавал нищим, привечал странников.

И так Евлогий понравился преподобному Даниилу, что стал он просить в молитве Бога даровать каменотесу большие блага, которые могли бы позволить делать тому еще больше добра.

Бог ответил: «Хорошо, Я исполню твою просьбу, но то, что последует за этим, целиком ляжет на твои плечи».

И вот Евлогий вдруг нашел клад, уехал в другой город, поселился во дворце, жизнь стал проводить в пирах и увеселениях и на пушечный выстрел не подпускал к себе ни одного бедняка и нищего. Был изгнан и преподобный Даниил, когда пришел проведать своего знакомого. Тогда преподобный взмолился, повинился перед Господом за свое неразумное прошение и стал просить вернуть Евлогия на его старое место.

В результате каменотес все потерял, вернулся в родное селение, вновь начал заниматься честным трудом и заботиться о нуждающихся, как и раньше…

Весьма поучительна эта история для всех нас. Евлогий был подвижником, человеком жизни богоугодной — и как его ослепило богатство!

Страсть человека — это душевный провал, который не имеет дна.

— Сегодня, Владыко, нас настигла новая напасть: прилавки— заполонили дешевые в производстве, но опасные для здоровья человека генно-модифицированные продукты..

— Конечно, с помощью генно-модифицированных организмов (ГМО) собираются отличные урожаи. И, кажется, как тут не порадоваться и не соблазниться, если соя, кукуруза, картофель, клубника и другие овощи и фрукты перестали бояться вредителей, мороза и засухи, а срок хранения их увеличился? Себестоимость продукции с ГМО намного ниже, чем товаров, которые их не содержат. На первый взгляд, это ли не решение продовольственной проблемы?

Но манипуляция с генами, бесцеремонное вмешательство в мир природы и Промысел Творца добром не могут закончиться.

Уже есть и подтверждения этому. Например, в США через несколько лет после выхода на рынок ГМ-продуктов было зафиксировано в 3—5 раз больше пищевых заболеваний, чем в Швеции, где употребляют чистые овощи и фрукты. И если в США от аллергических болезней страдает около 70% населения, то в Швеции, где такие продукты под запретом, всего лишь 7%.

Конечно же, эти факты не являются простым совпадением. И хоть сегодня ни один ученый не решится предсказать, как поведет себя ген, искусственно встроенный в хромосому растения, тем не менее в погоне за прибылями неудержимо растут обороты производства ГМО.

Америка, кстати, уже ощутила и результаты потребления ГМ-пшеницы, изменяющей функции печени, а также ГМ-кукурузы, которая провоцирует развитие раковых опухолей. Но система запущена, доходы просчитаны и вряд ли все вернется на круги своя.

— И что же тогда делать нам, простым людям, Ваше Высокопреосвященство?

— Как учат святые старцы, нам нужно быть поближе к земле. Особенно важны чистые продукты для детей. Посмотрите, как много малышей уже с раннего возраста страдает от аллергии и других болезней, вызванных ГМО. 

К сожалению, многие ученые, не думая о последствиях, все более совершенствуются в своих «достижениях».

Ученым из Китая, например, удалось вживить животным человеческий ген, и выращено уже 300 коров, молоко которых якобы полностью заменяет человеческое грудное и не вызывает аллергии у младенцев. Но потом, правда, оказалось, что телята у таких коров рождаются му­тантами, и 99 % из них не выживает.

Не думаю, что люди, стремящиеся к наживе, остановят свои эксперименты, когда все их упование возлагается лишь на прибыль и деньги.

— Апостол Павел говорил, что наш избыток должен служить в восполнение чьего-то недостатка (2 Кор. 8:14). Но, чтобы следовать словам Апостола, нужно научиться милосердию…

— Есть хорошее определение понятия милосердия — «деятельное сострадание». Значит, согласно этому определению, прежде чем стать милосердным, нужно научиться сострадать, болеть душой за другого. Конечно, милостивое сердце — Божий дар. Но о даре этом нужно про­сить и просить слезно.

Страсти царят там, где нет любви. Однако любая страсть тает, как воск от огня, если в человеке зажигается любовь. Сея вокруг себя семена любви и милосердия, мы как бы обязываем Господа милостью Его к себе. Когда мы подаем нищему, голодному, нуждающемуся, утешаем страдающего и плачущего, то привлекаем благословение Божие к нам.

За дела любви и милосердия Господь обещает милостивым самую великую награду, какую только может получить христианская душа: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (2 Кор. 9:6).

Важно всегда творить дела добра, не отпасть от Бога. Но если уж отпали, то нужно, подобно блудному сыну, с покаянием вернуться к Нему.

 Мир обречен, если он не вернется ко Христу.

Беседовал протоиерей Вадим Кузьмич

Рекомендуем

Принимаются статьи во второй номер научного журнала "Труды Минской духовной семинарии"

Целью издания журнала «Труды Минской духовной семинарии» является презентация и апробация результатов научной работы преподавателей и студентов Минской духовной семинарии.

Издательство Минской духовной семинарии выпустило сборник материалов XVIII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

Форум проходил 13-14 декабря 2019 года на базе Минской духовной семинарии в Жировичах. Издание ориентировано на всех, кто интересуется вопросами белорусской конфессиональной истории и богословия.