«О посте» по учению святых отцов.

Бровушкин Виктор, студент 1 курса МинДА

1.jpgСвятая Матерь Церковь, желая спасения каждому человеку, предлагает для нас пост, который нужен для того, чтобы поддерживать духовное состояние, поддерживать чистоту нашей души. Однако в настоящее время люди разучились себя ограничивать в пище и всячески стараются для угождения своей плоти, ссылаясь на то, что невозможно жить без мясных или молочных продуктов. Но это не правда. Люди врут сами себе. Когда человек заболевает серьёзной болезнью, ему запрещают употреблять в пищу некоторые продукты. И человек их не ест, чтобы не обострилась болезнь. Святой Амвросий Медиоланский говорит, что «время поста — это время благоприятное, это время, когда мы можем заличить наши душевные раны. Это время небесного врачевания, когда мы можем исцелиться от всех греховных ран, и омыть нечистоту всех пороков наших». Также святитель говорит, что «пост умерщвляет телесную похоть и душа обновляется в силах чрез излияние на неё Святого Духа и всё, что иссушено в ней жаром различных болезней, освежается росою небесной благодати, а потому, отлагая повреждение ветхого человека, она преобретает вновь свойство юности». Из этих слов мы видим какой большой силой обладает пост. Святитель, для того, чтобы оказать наибольший эффект и показать всю силу поста приводит в пример Спасителя, который постился в пустыни сорок дней. Он говорит: «пост — есть доля совершенств в нас Божьих; потому что Сам Бог всегда постился. А в ком усматривает Он более своих дел; к тому наипаче бывает близок, и становится его другом». Для нас примером является святой пророк Моисей, который постился сорок дней и получил от Господа скрижали с Заповедями Господними. «Сила поста приводила его в ближайшее общение с божеством. А также пророк Илия, который «после сорокадневного непрерывного поста, удостоился прекратить долговременную и ужасную засуху, бывшую во всём мире и обильным небесным дождём утолить палящую жажду земли».

Часто происходит так, что мы забываем о том, что значит поститься. И люди главной целью ставят себе воздержание от пищи, а не воздержание в чувствах, всякого рода беззакониях, преступлениях и неправдах. От такого поста нет толка. Потому, что главная цель поста – это пост духовный. «Воздержание от пищи само по себе недостаточно к тому, чтобы сделать пост похвальным, а надобно, чтобы и в прочем соответствовало поведение, то есть и речи, и обращения, и сближения должно иметь с теми, от кого можно получить пользу, так, чтобы воздержание от пищи было дополнением подвижничества» — пишет святитель Василий Великий.

Также книга пастыря Ерма нам говорит: «Постись Богу следующим образом: не лукавствуй в жизни своей, но служи Богу чистым сердцем, соблюдай Его заповеди, ходи в Его повелениях и не допускай никакой злой похоти в сердце твоем. Веруй в Бога, имей страх Божий и удержишься от всякого злого дела. Делая это, ты совершишь великий и угодный Богу пост и будешь жить с Богом».

У нас может возникнуть вопрос: а для чего нам нужно отказываться от какой-либо пищи. Неужели без воздержания в еде мы не сможем поститься так, как нас учат отцы? На этот вопрос нам даёт ответ святитель Василий Великий. Он говорит: «Изнурение тела как бы приучает нас к победе». А преподобный Иоанн Кассиан добавляет: «У всех должно быть одно правило укрощения плоти — для воздержания сердца и укрепления духа». Вот, что является главной целью в посте. Однако мы должны помнить о том, что постясь, мы должны ограничивать себя в еде с разумом. «Впрочем, не так должно поступать с плотью, чтобы естественную ее силу расслабить и привести в совершенное бездействие воздержанием и чтобы от чрезмерного расслабления дошла она до невозможности следовать за умом» — поучает нас святитель Василий Великий.

Из поучения святых отцов мы узнаём и понимаем, насколько важным и необходимым является для нас пост. Потому, что пост — это неотъемлемая деталь, которая помогает нам стать на ступеньку выше к Царству небесному. Поэтому церковь нас призывает непрестанно и благочестиво поститься, чтобы Господь был к нам милостив и открыл для нас небеса, и дабы не одолел нас ад.

Просмотрено: 34 раз.

Рекомендуем

В Минской духовной семинарии состоялась презентация сборника публикаций известного белорусского деятеля В. В. Богдановича (1878–1939)

В ходе мероприятия перед слушателями выступил составитель сборника, доцент кафедры истории Беларуси, археологии и специальных исторических дисциплин ГрГУ А.С. Горный.

В издательстве Минской духовной семинарии вышел сборник материалов XVII Семинара студентов ВУЗов Беларуси

В состав сборника включены 85 докладов участников форума, выступавших в рамках пленарного заседания, шести тематических секций, а также представивших свои сообщения в секции заочного участия.